Скачать 1.34 Mb.
|
МАТЕРИАЛЫ парламентских слушаний по вопросу «О состоянии и проблемах совершенствования правового регулирования системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан» Уфа 2012 15 марта 2012 года по инициативе Комитета Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по аграрным вопросам, экологии и природопользованию состоялись парламентские слушания по вопросу «О состоянии и проблемах совершенствования правового регулирования системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан». Вел парламентские слушания Председатель Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан К. Б. Толкачев. В работе парламентских слушаний приняли участие депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, представители федеральных органов, республиканских министерств и ведомств, органов местного самоуправления, средств массовой информации, общественных структур, а также ученые, исследующие данную проблему, и практики. Вступительное слово Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан К. Б. Толкачева Уважаемые участники парламентских слушаний! Сохранение и приумножение национального природного богатства, обеспечение экологической безопасности населения и территории – основные и важнейшие составляющие государственной политики нашей страны. Для Республики Башкортостан вопросы бережного отношения к уникальной по красоте и многообразию природе, рационального использования потенциальных возможностей окружающей среды также являются исключительно актуальными. Годы экономических преобразований, открытость общества требуют новых подходов к проблемам экологии. Жизнь ясно показала, что вопросы экологической безопасности очень многоплановы и решать их надо комплексно, с привлечением всего потенциала государства и общества. Руководство республики, органы государственной и муниципальной власти уделяют постоянное внимание формированию и последовательной реализации единой экологической политики, построенной на основополагающих принципах охраны окружающей среды. Башкортостан сегодня принадлежит к числу тех регионов, где увеличение промышленного потенциала неразрывно связано с ростом внимания к решению экологических проблем. За прошедшие годы в республике принят целый ряд мер, направленных на оздоровление окружающей среды. Вводятся новые очистные установки, строятся современные производства, создаются научные и исследовательские структуры, современные лаборатории, последовательно совершенствуется деятельность природоохранных органов. Законодательство в области охраны окружающей среды представляет собой тесное единство федерального и региональных правовых систем, развивающихся в условиях позитивной динамики. Это обусловлено прежде всего тем, что большинство явлений природной окружающей среды и связанные с ними общественные правоотношения носят не столько общегосударственный, сколько региональный характер, так как природный фактор жизнедеятельности человека привязан к соответствующей территории проживания. Вследствие этого возникает необходимость непременного учета местных природных особенностей при регулировании природоохранных отношений. В настоящее время на федеральном уровне активно проводится совершенствование законодательной базы в области природопользования и охраны окружающей среды, основной тенденцией которого является расширение полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере. В связи с этим следует отметить, что совершенствование законодательства и разграничение компетенции федерального центра и субъектов Федерации должно осуществляться гласно, с учетом мнения регионов, общественности, с использованием оправдавших себя и эффективно действующих правовых норм, сопоставлением реализации различных законов. Сейчас, на наш взгляд, главным становится не столько принятие новых законов, сколько неуклонное выполнение требований действующих актов. Дальнейшее решение актуальных экологических проблем невозможно без создания эффективной системы природоохранного законодательства, отвечающего требованиям времени. Сказанное касается и вопросов совершенствования правового регулирования системы управления твердыми бытовыми отходами. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы обсудить вопросы, возникающие в процессе правового регулирования системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан. К сожалению, до настоящего времени не создано единой системы регламентирующих документов для твердых бытовых и приравненных к ним отходов. Одни документы определяют условия обращения собственно с твердыми бытовыми отходами, другие – с промышленными, медицинскими и биологическими отходами, третьи – с отходами производства и потребления. Несомненно, обсуждение и решение этой важной проблемы назрело и представляет значительный общественный интерес. В работе парламентских слушаний принимают участие депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, представители федеральных органов, республиканских министерств и ведомств, органов местного самоуправления, средств массовой информации, общественных структур, а также ученые, исследующие данную проблему, и практики. Уверен, что проведение сегодняшних парламентских слушаний в таком широком составе даст позитивный импульс для поиска эффективного решения накопившихся проблем в осуществлении региональной экологической политики и поможет успешной реализации правового регулирования системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан. Нам необходимо не просто обменяться мнениями, но и выработать конкретные предложения по улучшению законодательства в указанной сфере и его реализации. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Ф. А. Сайфуллин, председатель Комитета Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по аграрным вопросам, экологии и природопользованию, доктор экономических наук Решение проблем, связанных с непрерывным ростом количества бытовых отходов, является одной из важнейших задач как для Республики Башкортостан, страны в целом, так и для мирового сообщества. Основными критериями при разработке подходов к утилизации отходов должны быть экологическая безопасность и эффективность переработки. В настоящее время в республике сложилась напряженная обстановка с размещением и утилизацией твердых бытовых отходов. Неиспользованные и необезвреженные отходы поступают в окружающую среду и накапливаются в ней. Ежегодный объем образования ТБО в Башкортостане постоянно растет и составляет около 2 млн тонн. Наблюдается ежегодный рост образования отходов потребления на 10 %. На одного жителя республики приходится в среднем около 250–300 килограмм ТБО. Тенденция роста удельных показателей образования отходов сохранится и в дальнейшем. Образование отходов и их накопление представляют серьезную экологическую опасность для республики. Негативное воздействие захоронений отходов проявляется и в повышенной заболеваемости и смертности людей. Существующая в Республике Башкортостан система обращения с ТБО основана преимущественно на захоронении их на свалках или полигонах ТБО. Кроме того, в городах и районах имеется огромное количество стихийных свалок. Президент республики Рустэм Закиевич Хамитов в своем Послании Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан «Работать для людей» на 2012 год отметил необходимость обустройства полигонов твердых бытовых отходов, при этом обратил внимание на отсутствие средств у поселений для решения данного вопроса. На территории республики действуют около 3 тыс. свалок ТБО, занимающих общую площадь более 2 тыс. гектаров земли. Практически для каждого населенного пункта организована одна или несколько свалок ТБО. Основная их часть не соответствует требованиям природоохранного законодательства (нет документов о земельном отводе, отсутствуют основные природоохранные сооружения, не организован мониторинг окружающей среды). Туда вывозятся бытовые, промышленные, строительные и другие отходы. Большинство сельских пунктов не охвачено системой сбора, транспортировки и размещения отходов. На территории свалок, выведенных из эксплуатации, работы по рекультивации не проводятся. Постановлением Правительства Республики Башкортостан по инициативе Министерства природопользования и экологии республики в 2011 году утверждена Республиканская целевая программа «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан» на 2011–2020 годы. Общий объем ее финансирования составляет 7 555,6 млн рублей, из них 1 082,3 млн рублей – из бюджета Республики Башкортостан, 3 974,7 млн рублей – Внебюджетные средства предприятий и инвесторов (мы надеемся, что такие инвесторы появятся), 2 498,6 млн рублей – из местных бюджетов. Однако вызывает сомнение, что эта программа будет выполнена, так как реальных финансовых средств на ее осуществление нет. В предыдущей программе на 12 лет из местных бюджетов предусматривалось выделить 35 млн рублей, здесь – 2,5 млрд рублей. Все сельские районы дотационные, не имеют собственных средств, но при этом должны выполнить значительный объем работ по Программе и согласно законодательству обязаны осуществлять полномочия в области обращения с отходами по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, их утилизации и переработке. Ответственность за исполнение полномочий в сфере обращения с отходами федеральным законодательством возложена в основном на органы местного самоуправления. Спрашивать и контролировать будут жестко. А контролирующих и надзорных органов у нас хватает, руководители городов, районов, сельских поселений только и успевают отвечать на предписания проверяющих органов, ходить по инстанциям и судам вместо реальной работы. Для достижения наилучшего результата необходимо предусмотреть в разрабатываемой Долгосрочной целевой программе «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан на 2013–2018 годы» ее реальное финансирование с указанием конкретных направлений и сроков выполнения мероприятий. Сегодня как никогда нужна государственная поддержка в этом вопросе, которая станет импульсом в последующей работе. В целом цели и задачи Программы интересны. Ею предусмотрена ликвидация всех стихийных свалок до 2020 года по всей республике. Для этого следует построить более 200 полигонов и площадок. В выполнение данного объема работы при таком финансировании верится, конечно, с трудом, но тем не менее надо идти вперед и работать, чтобы довести переработку сегодня до 33 %. Надо не забывать, что у нас в Республике Башкортостан более 800 поселений и везде необходимо навести порядок с ТБО. Отходы следует рассматривать не только как источник загрязнения окружающей среды и негативного воздействия на человека, но и как источник вторичных ресурсов. В связи с этим приоритетным направлением в области обращения с отходами должен стать переход от их захоронения к использованию в качестве вторичного сырья. Средний уровень использования отходов на протяжении последних лет составляет около 3 % от общего годового объема. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, полимерные материалы, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, древесные отходы. Опыт сортировки мусора непосредственно на полигоне и на сортировочных станциях вблизи полигонов показал возможность извлечения до 50 % ценных компонентов и существенного снижения нагрузки на полигон. Сегодня нужно искать пути решения проблемы сортировки мусора, когда, где и в каком объеме при движении отходов производства и потребления проводить сортировку. В странах Европы невзирая на принципы рыночной экономики директивным методом установлены повышенные цены на захоронение отходов на полигонах и обязательные для муниципалитетов показатели желаемого сбора и использования вторичного сырья. Следует отметить, что соответствующая нормативная правовая база Европейского Союза насчитывает втрое меньше документов, но обращаются с отходами в этих странах очень рационально, в отличие от России, где к тому же общий объем отходов увеличивается, а рынок вторичного сырья остается теневым. На территории республики деятельностью по сбору и переработке отходов занимаются свыше 120 предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе в Уфе – 35 предприятий. Переработку отходов осуществляют в основном в г. Уфе, Нефтекамске, Стерлитамаке, Октябрьском. В сельских районах республики ведется преимущественно сбор вторичного сырья. Необходимо отметить, что количество переработчиков крайне мало. Основные трудности предпринимателей – это получение кредита на развитие бизнеса, поставку сырья, высокая арендная плата. В итоге большая часть вторичного сырья направляется за пределы республики, в соседние Татарстан, Удмуртию. Среди факторов, препятствующих формированию эффективной системы обращения с ТБО, – отсутствие у населения по целому ряду объективных и субъективных причин заинтересованности в раздельном сборе отходов и снижении их массы. В некоторых регионах России проводились эксперименты по организации раздельного сбора отходов, которые показали, что успех такой системы в первую очередь зависит от готовности населения участвовать в ней, а во-вторых – от технической оснащенности коммунальных служб и наличия мощностей по переработке. В мировой практике известен большой набор экономических инструментов, однако прежде чем взять на вооружение любой из них, необходимо определить реальную и адекватную цену развития системы утилизации, оценить экономическую эффективность применения существующих организационных моделей в сфере обращения с ТБО. Решение должно быть технически возможным и экономически целесообразным. Отдельно хочу обратить внимание на проблему сбора и утилизации ртутьсодержащих ламп и приборов у населения. За 2011 год импорт энергосберегающих ламп в республику составил более 1 млн штук, в последующие годы эта цифра, несомненно, будет расти. Централизованный сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в Башкортостане осуществляют 7 предприятий. Ежегодно в республике обезвреживается более 800 тыс. штук отработанных ртутьсодержащих ламп, что явно недостаточно. В настоящее время в республике функционируют 4 установки по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп и приборов общей мощностью более 1,5 млн штук ламп в год, то есть данные предприятия способны переработать весь объем ртутьсодержащих отходов, образующихся на территории Башкортостана. Однако существующая система сбора и обезвреживания ртутьсодержащих ламп охватывает только предприятия, организации и учреждения. Серьезной проблемой является сбор и обезвреживание ртутьсодержащих отходов, образующихся в результате деятельности населения. Источники финансирования затрат на их утилизацию не определены. Отходы ртутьсодержащих ламп, а также иные бытовые ртутьсодержащие приборы, находящиеся в пользовании наших граждан, попадают в мусоропроводы жилых многоквартирных домов и мусорные контейнеры, расположенные в жилых зонах, а позже вывозятся на полигоны ТБО, что в конечном итоге наносит непоправимый ущерб здоровью и представляет угрозу для жизни населения республики. Так, в Комитет неоднократно обращались граждане, которые хотели бы утилизировать опасные бытовые отходы – аккумуляторы, энергосберегающие лампы, но не знают, где и как это можно сделать. Активная часть общества ищет пути решения этого вопроса вместе с нами. Поэтому необходимо рассмотреть возможность внесения предложений по разработке федерального нормативного правового акта, регулирующего порядок сбора и утилизации ртутьсодержащих ламп и приборов. На одном из заседаний Совета Безопасности Российской Федерации Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что «сектор чистых технологий невозможен без решения вопросов утилизации и вторичного использования отходов. Считаю, что действительно современный вариант ответа на ситуацию – создание в стране целой отходоперерабатывающей индустрии. Ее развитие будет прямо влиять на структуру затрат предприятий и стимулировать к переходу на ресурсосберегающие технологии». При этом ресурсосберегающая политика производителей в условиях рыночной экономики должна обеспечиваться государственным регулированием на основе экономических механизмов, причем так, чтобы было выгодно производить не только конечные продукты, но и обеспечивать благоприятную среду обитания. Законодательство в области обращения с отходами насчитывает более 100 действующих документов, в том числе федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, документы ряда отраслевых министерств и ведомств, а также законодательные акты Республики Башкортостан. Однако данная нормативная правовая база не в полной мере обеспечивает регулирование в рассматриваемой сфере отношений и требует усовершенствования и обновления. К этой проблеме обращались как на парламентских слушаниях, так и на круглых столах, проводимых Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Участниками слушаний отмечалось, что в настоящее время вся тяжесть непосредственного обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления ложится на органы местного самоуправления. Одними из объективных причин указанных выводов назывались: недостаток или отсутствие финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности по привлечению инвестиций, а также межмуниципальный характер решений по выбору способа удаления образующихся отходов. В Государственной Думе на стадии рассмотрения находятся проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий», внесенные Правительством Российской Федерации. Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан также выступило с законодательной инициативой по указанному закону, подготовленной совместно с Министерством природопользования и экологии республики в Государственную Думу. На одном из последних заседаний Государственного совета Российской Федерации обсуждались вопросы перераспределения полномочий между федеральными и региональными органами власти, пути совершенствования межбюджетных отношений. Существующая система распределения доходов между федеральным центром, регионами и муниципалитетами признана неоптимальной, принято решение ее изменить. Ожидаются серьезнейшие изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах. Финансовую систему необходимо построить так, чтобы власть, которая отвечает за выполнение конкретного обязательства, имела необходимые средства на его выполнение. Система местных финансов является неустойчивой: закрепленные источники доходов местных бюджетов не обеспечивают в необходимой мере покрытие расходных полномочий органов местного самоуправления. В процессе подготовки к парламентским слушаниям были направлены письма всем главам администраций муниципальных районов и городских округов республики с просьбой представить предложения для включения в проект рекомендаций парламентских слушаний, а также по совершенствованию законодательных актов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления в части разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Были изучены полученные предложения, многие из них вошли в проект рекомендаций сегодняшних слушаний. Одной из причин общего ухудшения экологической обстановки является низкий уровень экологических знаний населения, в том числе специалистов управленческих структур, работников производственной сферы различных отраслей хозяйства, связанных с природопользованием. Экологические проблемы должны предупреждаться на стадии принятия управленческих решений, в противном случае общество обречено на борьбу не с причинами, а со следствиями их возникновения. На сегодняшнем этапе социального развития все больше возникает потребность в формировании экологической культуры как основы общей культуры общества. Экологическая культура должна быть тесно связана с экологической политикой государства, являться главной задачей всех уровней власти и институтов гражданского общества, базироваться на экологическом воспитании, экологическом образовании, экологическом просвещении. Уважаемые участники парламентских слушаний! Вам представлен проект рекомендаций парламентских слушаний, просим вносить свои предложения. Убежден в том, что принятые нами рекомендации станут надежной основой эффективной совместной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественности, направленной на дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан. |
Отчет ОАО "Газпром" ... |
Отчет о деятельности Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) Участники совещания отметили, что в условиях интенсификации промышленного развития задача охраны окружающей среды и обеспечения экологической... |
||
Программа «Юный эколог» Поэтому данная программа имеет связь с этими предметами. В современной школе уделяют большое внимание вопросам охраны окружающей... |
Должностная инструкция ведущего специалиста (по животноводству) отдела... Должность муниципальной службы ведущего специалиста (по животноводству) отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации... |
||
Природа и власть. Всемирная история окружающей среды © Verlag C. H. Beck oHG, München 2012 Екатериной II, и долговременный процесс вытеснения кочевых степных народов. Эти темы не только соединили бы политическую историю... |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «государственный... Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды |
||
Федеральное государственное бюджетное учреждение «нижне-свирский... Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды |
Российской федерациии федеральное государственное бюджетное учреждение... Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды |
||
Название проекта Основной Результат Стратегического плана проон в области охраны окружающей среды и устойчивого развития: Усиление национальных возможностей... |
Российской федерации федеральное государственное бюджетное учреждение... Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и |
||
Российской федерации федеральное государственное бюджетное учреждение... Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды |
Отчет о ходе реализации муниципальной программы «охрана окружающей среды» Постановлением мэрии №2782 от 24. 06. 2016 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 10. 10. 2012 №5370» внесены изменения... |
||
Документация об аукционе разработана в соответствии с Федеральным... Республики (далее – Министерство) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики,... |
Закон ярославской области о выборах в органы государственной власти Статья Правовая основа организации и проведения выборов в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления... |
||
Об утверждении муниципальной программы "развитие благоустройства... Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении... |
Информация о реализации в 2014 году Плана мероприятий по реализации... Плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и Концепции государственной... |
Поиск |