Пояснительная записка
к Учебному плану МОУ ДОД «Центр детского творчества»
на 2013/2014 учебный год.
Общая характеристика учебного плана
Учебный план муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» - нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень дополнительных образовательных программ и объем учебного времени, отводимого на их освоение по направлениям деятельности, образовательным областям и годам обучения. Утвержден педагогическим советом от 24мая 2013 года (протокол №6).
Нормативно-правовая база учебного плана
Учебный план разработан на основе следующих документов:
Федеральный уровень:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №243-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 года № 933.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.4.1251-03), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 03.04. 2003г., постановление №27.
Региональный уровень:
Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы».
Муниципальный уровень:
Муниципальная долгосрочная целевая программа «Основные направления развития системы образования Надымского района на период 2011-2015гг.» (утв. постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 31.12.2010 г. № 662).
Положение об организации предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального образования Надымский район (утв. постановлением Главы муниципального образования Надымский район от 16.07.2009г. № 673).
Институциональный уровень:
Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества», утвержден приказом начальника Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 13.02.2012 №128.
Программа развития «Качественное образование – гарант успешности в будущем» МОУ ДОД «Центр детского творчества» на 2013-2016 годы, утвержденная на педагогическом совете №4 от 11.01.2013года.
Образовательная программа МОУ ДОД «Центр детского творчества» на 2013/2014 учебный год.
Положение об учебной группе, утвержденное на педагогическом совете МОУ ДОД «Центр детского творчества» от 29 марта 2013г. (протокол №5).
Положение о творческой учебной группе, утвержденное на педагогическом совете МОУ ДОД «Центр детского творчества» от «29» марта 2013г.(протокол №5).
Стратегические и тактические ориентиры
расширение спектра образовательных услуг с учетом интересов и возможностей потенциальных потребителей;
обеспечение каждому обучающемуся возможности получения дополнительного образования в различных формах в зависимости от индивидуальных образовательных запросов;
эффективное использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникативных, обеспечивающих формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи учебного плана
Формирование у обучающихся универсальных знаний, умений и практически значимых способов деятельности на основе реализации системно-деятельностного подхода.
Создание оптимальных условий для адресной поддержки обучающихся различных категорий с учетом их интересов и психологических особенностей с целью успешной адаптации в социуме.
Освоение обучающимися образовательных программ с учетом регионального компонента, обеспечивающего поликультурный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Формирование социальных компетенций и ценностно-смысловых установок у обучающихся, обеспечивающих готовность и способность обучающихся к самореализации и самопознанию.
Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе как определяющего фактора успешной социализации обучающихся и их профессионального самоопределения.
Режим работы
Учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения дополнительных образовательных программ по направлениям деятельности:
физкультурно-спортивное (срок реализации программ от 2 до 7 лет);
художественно-эстетическое (срок реализации программ от 2 до 5 лет);
эколого-биологическое (срок реализации программ от 3 до 4 лет);
научно-техническое (срок реализации программ от 1года до 5 лет);
социально-педагогическое (срок реализации программ от 1 года до 5 лет);
культурологическое направление (срок реализации от 2 до 5 лет).
Учебный год начинается с 10 сентября 2013 года. Продолжительность учебного года - с 10 сентября по 31 декабря; с 3 января по 30 мая; для групп кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста - с 1 октября 2013 года по 30 апреля 2014 года, продолжительность учебной недели – 6 дней. Учебно-воспитательный процесс осуществляется в три смены.
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательной работы в Центре является учебное занятие.
Численный состав учебных групп, продолжительность и число учебных занятий в неделю устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных действующим в настоящее время Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. №27 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4. 1251-03»:
- в объединениях 1-го года обучения оптимальная наполняемость учебных групп - 12 человек, допустимая - 15 человек;
в коллективах 2-го года оптимальная наполняемость учебных групп - 10 человек, допустимая – 12 человек;
в коллективах 3-го года и последующих лет обучения оптимальная наполняемость учебных групп - 8 человек, допустимая – 10 человек;
в творческих учебных группах оптимальная наполняемость - 3 человека, допустимая – 6 человек;
в оркестрах, инструментальных ансамблях численность обучающихся соизмеряется с количеством музыкальных инструментов;
в хоровых объединениях оптимальная наполняемость учебных групп – 30 человек, допустимая – 70 человек;
в оркестровых объединениях оптимальная наполняемость учебных групп - 10 человек, допустимая – 30 человек;
в музыкальных объединениях (групповые занятия) оптимальная наполняемость учебных групп - 8 человек, допустимая – 12 человек;
в объединениях хореографии (младшая группа 1-го года обучения) оптимальная наполняемость учебных групп - 10 человек, допустимая – 25 человек;
в объединениях эколого-биологической направленности оптимальная наполняемость учебных групп - 10 человек, допустимая –20 человек.
Для детей дошкольного возраста в группах раннего эстетического развития (4–6 лет) продолжительность одного занятия составляет 25 минут, в группах кратковременного пребывания детей (6-7 лет) - 30 минут.
Для детей младшего школьного возраста продолжительность одного занятия составляет от 30 минут до 1 часа 30 минут с учетом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия. В учебных группах хореографии для обучающихся младшего школьного возраста длительность занятий составляет 1 час 10 минут с учетом 10 минутного перерыва после 30 минут занятия.
Для обучающихся среднего и старшего школьного возраста продолжительность занятия составляет от 30 минут до 3 часов 10 минут с учетом 10 минутного перерыва после каждых 40 минут занятия.
В музыкальных учебных объединениях (индивидуальная форма обучения) длительность занятия составляет 30 минут.
В оркестровых объединениях продолжительность репетиций составляет около 3,5 часов, внутренний перерыв - 20-25 минут.
Продолжительность одного учебного занятия в учебных группах научно-технической направленности при часовом объеме программ - 108 часов составляет 1 час 10 минут с учетом 10 минутного перерыва после 30 минут занятия.
Перерыв между учебными занятиями составляет 10 минут.
Занятия проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения.
Структура учебного плана и его особенности
Структура учебного плана представлена вариативной частью, которая состоит из следующих блоков: основного образовательного, социально-педагогического, национально-регионального, инновационного и учитывает запросы детей и родителей (законных представителей), обеспечивает индивидуальный характер образовательной траектории обучающихся и их допрофессиональную подготовку.
Реализация всех блоков учебного плана осуществляется на основе дополнительных образовательных программ, разработанных в соответствии с Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844). В Образовательной программе учреждения дается характеристика дополнительных образовательных программ, реализуемых в 2013/2014 учебном году, и учебно-методического обеспечения (приложение 1 к Учебному плану), что нашло отражение в учебном плане. В 2013/2014 учебном году реализуется 2 авторские образовательные программы (4% от общего количества программ), 54модифицированных образовательных программ (96%). Из 56 образовательных программ основная часть предназначена для обучающихся разновозрастных учебных групп. Форма обучения – групповая: 48 образовательных программ (86%) и индивидуальная: 8 образовательных программ (14%), из них 4 программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для обучающихся творческих учебных групп, занимающихся научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, конструкторской, технологической, инновационно - творческой деятельностью реализуется 8 образовательных программ (16%). В соответствии с социальным заказом расширен спектр образовательных услуг для различных категорий обучающихся через внедрение в образовательный процесс дополнительных образовательных программ: «Территория социальных инициатив» (для детей, проявляющих интерес к социально- общественной деятельности), «Мастерская слова» (для детей проявляющих интерес к художественному творчеству), «В гармонии с собой» (программа психолого-педагогической направленности, направленная на развитие личностных качеств обучающихся).
Основной образовательный блок представлен дополнительными образовательными программами, удовлетворяющими образовательные потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) на протяжении многих лет и традиционно составляющими основу учебного плана.
Социально-педагогический блок включает 5 образовательных программ раннего эстетического развития дошкольников и подготовку к школе, 4 программы для детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, научно-техническое, культурологическое.
В национально-региональный блок вошли образовательные программы: «Родной язык» (ненецкий), «Прикладное искусство в национальном колорите». Региональный компонент реализуется и через отдельные темы в следующих программах: «Художественная керамика», «Обучение бисероплетению», «Мир вокруг нас», «Планета – наш дом», «Начальное техническое моделирование и конструирование», «Тестопластика», «Юный исследователь», «Юный эколог», «Прикладное искусство», «Основы изобразительного искусства», «Изобразительное искусство с использованием нетрадиционных техник рисования», «Технология изготовления изделий декоративно-прикладного искусства», «Театр пластики и танца», «Бокс» и др.
В инновационный блок в 2013/2014 учебном году вошли 9 образовательных программ дополнительного образования детей, реализуемых в рамках Технопарка «ЭНИГМА»: «Основы телекоммуникации», «Юный эколог», «Спортивная робототехника», «Технология изготовления легкого женского платья», «Мир вокруг нас», «Основы радиотехники и радиоэлектроники»,«Электромоделирование и конструирование игрушки», «Изобразительное искусство с использованием нетрадиционных техник рисования», «Бумажные фантазии». Часы на реализацию модифицированной образовательной программы«Курс на бизнес» вынесены на вакансию в связи с временным отсутствием педагогических кадров.
Эффективность организации образовательного процесса обеспечивается использованием современных образовательных технологий: активное использование информационных и телекоммуникационных технологий, технологий развивающего и проблемного обучения, критического мышления, социального проектирования, ТРИЗ и лего-технологий, направленных на формирование у обучающихся универсальных знаний, умений и практически значимых способов деятельности.
Основными деятельностными формами обучения являются: публичная защита проекта, презентация научно-исследовательских, опытно-экспериментальных работ, практические занятия, квест-экскурсии, занятие-лекция в активной форме, семинар-практикум, лабораторные занятия, видео-занятие, олимпиада, конференция, соревнование, защита портфолио, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, интерактивная игра и др.
Образовательное пространство, в котором осуществляется деятельность субъектов дополнительного образования, раскрывается через шесть направлений деятельности учреждения: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, эколого-биологическое, научно-техническое, социально-педагогическое, культурологическое. Каждое направление представлено в учебном плане образовательными областями и соответствующим им набором дополнительных образовательных программ.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля и аттестации учащихся
В соответствии с Положением о промежуточной и итоговой аттестации учащихся групповой и индивидуальной форм обучения (принято педагогическим советом МОУ ДО «Центр детского творчества» от 30.08.2013 №1, утверждено и введено в действие приказом директора МОУ ДО «Центр детского творчества» от 02.09.2013 № 168) в течение учебного года проводится аттестация учащихся: начальная, стартовая, текущая, промежуточная и итоговая.
Начальная аттестация представляет собой оценку исходного уровня подготовки учащихся (для учащихся первого года обучения).
Стартовая аттестация представляет собой определение уровня общих сформированных учебных умений и навыков (для учащихся второго и последующих годов обучения).
Промежуточная аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учащимися Программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения).
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учащимися Программы по завершении всего образовательного курса программы.
Начальная и стартовая аттестация проводится педагогом в начале учебного года с 15 по 25 сентября. По Программам, реализация которых начинается с 1 октября, контроль проводится с 1 по 10 октября.
Форму проведения, содержание материала аттестации определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня их обученности, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Формами могут быть: тестирование, анкетирование, срез и др.
Промежуточная аттестация учащихся, осваивающих образовательные программы, срок реализации которых более одного года, проводится с 20 по 30 апреля текущего года. Промежуточная аттестация учащихся, осваивающих одногодичные образовательные программы, проводится с 20 по 26 декабря текущего учебного года.
Форму, критерии промежуточной аттестации определяет педагог в соответствии с содержанием и направленностью реализуемой Программы. Формами могут быть: зачетные занятия, выставки, концерты, спортивные соревнования, конкурсы, спектакли и т.д.
Итоговая аттестация проводится по завершению полного курса обучения по образовательной программе с 12 по 19 мая. По Программам, реализация которых заканчивается 30 апреля, итоговая аттестация проводится с 25 по 30 апреля.
Формы проведения итоговой аттестации (выбираются педагогом): контрольное занятие, итоговое занятие, зачет, экзамен, тестирование, концертное прослушивание, зачетное или экзаменационное прослушивание, защита творческих работ и проектов, защита портфолио, выставочный просмотр, стендовый доклад, конференция, олимпиада, конкурс, собеседование, соревнование, турнир, сдача нормативов и другие.
Художественно-эстетическое направление
Музыкальное искусство
Количество групп – 15/92 инд., распределение учебных часов в которых:
12 групп - по 1 часу;
1 группа – по 3 часа;
1 группа - по 4 часа;
1 группа – по 6 часов;
92 инд. - по 2 часа.
Количество детей – 302, из них:
Год обучения
|
Дошкольный возраст
|
Младший возраст
|
Средний возраст
|
Старший возраст
|
Итого
|
1
|
70
|
6
|
35
|
9
|
120
|
2
|
120
|
5
|
19
|
6
|
150
|
3
|
-
|
1
|
-
|
1
|
2
|
4
|
-
|
-
|
8
|
17
|
25
|
5
|
-
|
-
|
2
|
3
|
5
|
6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ИТОГО:
|
190
|
12
|
64
|
36
|
302
|
«Фортепиано» - 15 инд. с учебной нагрузкой - 2 часа, из них:
1 года обучения -1 инд.: обучающиеся знают основы нотной грамоты; правила нотной записи;
правила посадки за инструментом; правила аппликатуры, звукоизвлечения; умеют выразительно исполнять мелодии с несложным аккомпанементом; умеют передать музыкальный образ и характер исполняемых пьес; использовать различные приемы звукоизвлечения: legato, non-legato, staccato.
2 года обучения – 3 инд.: обучающиеся осваивают технические приемы игры, развивают координацию рук, чувство ритма; К концу года обучающиеся знают основы музыкальной грамоты; правила звукоизвлечения (основные приемы игры); правила звуковедения; обучающиеся осваивают практические навыки и различные технические приемы игры на инструменте, умеют грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения.
3 года обучения – 2 инд.: обучающиеся совершенствуют технические приемы игры; практические навыки. К концу года обучающиеся знают основные приемы игры; правила звуковедения; основы музыкальной культуры; основы исполнительского мастерства. Умеют грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения; передавать музыкально – художественный образ и характер пьесы, использовать различные приемы игры.
4 года обучения – 5 инд.: у обучающихся формируются умения и навыки, помогающие организации музыкальной деятельности; навыки инструментального чтения нотной записи; совершенствуются технические приемы игры. К концу года обучающиеся овладевают знаниями строения мажорных и минорных гамм, интервалов, трезвучий, аккордов; строения музыкального произведения; элементов музыкальной речи. Обучающиеся осваивают навыки инструментального чтения нотной грамоты и совершенствуют технические приемы игры; умеют слушать исполняемую музыку; осмыслено, выразительно исполнять выученный репертуар.
5 года обучения – 4 инд.:обучающиеся совершенствуют усвоенные ранее специальные практические умения и навыки, помогающие организации музыкальной деятельности; навыки инструментального чтения нотной записи; совершенствуют технические приемы игры.К окончанию пятого года обучения обучающиеся знают строение мажорных и минорных гамм, интервалов, трезвучий, аккордов; строение музыкального произведения; элементы музыкальной речи. Умеют анализировать исполняемые музыкальные произведения; самостоятельно решать различные музыкально-исполнительские задачи;выразительно и грамотно исполнять музыкальные произведения.
«Духовые инструменты» - 12 инд. с учебной нагрузкой - 2 часа, из них:
1 года обучения– 3 инд.: обучающиеся осваивают нотную грамоту, правила звукоизвлечения (основные приемы игры), правила звуковедения, овладевают приемами исполнительского дыхания и чувством ритма, вырабатывают правильную постановку губного аппарата и исполнительского дыхания; осваивают практические навыки игры на инструменте. К концу первого года обучения обучающиеся знают: расположение нот на нотном стане, основную аппликатуру; длительности, паузы (их обозначение и счет); знаки альтерации; размер, метр, ритм, такт; типы дыхания. Умеют: выразительно исполнять музыкальные пьесы; охарактеризовать исполняемые музыкальные пьесы; использовать правильное дыхание при исполнении произведений.
2 года обучения – 2 инд.: обучающиеся изучают музыкальную грамоту, осваивают практические навыки игры на инструменте; развивают исполнительское дыхание, чувство ритма. К концу второго года обучения обучающиеся знают: основы музыкальной грамоты; правила звукоизвлечения (основные приемы игры); правила звуковедения. Умеют: грамотно, выразительно исполнять музыкальные произведения; передавать музыкально-художественный образ и характер пьесы; использовать различные приемы игры.
4 года обучения– 6 инд.: обучающиеся читают с листа, совершенствуют технические приемы игры, навыки инструментального чтения нотной записи; осмысленно и выразительно исполняют музыкальные произведения. К концу четвертого года обучения обучающиеся знают строение интервалов, мажорных и минорных гамм,музыкального произведения;элементы музыкальной речи. Умеют: читать ноты с листа; слушать исполняемую музыку; осмысленно, выразительно исполнять выученный репертуар.
5 года обучения– 1 инд.: обучающиеся совершенствуют умения и навыки, помогающие организации музыкальной деятельности; навыки инструментального чтения нотной записи и технических приемов игры. К концу пятого года обучения обучающиеся знают: строение интервалов, гамм, аккордов;приемы игры на инструменте;стилевые особенности исполняемых произведений;строение музыкального произведения. Умеют:оперировать обобщенными способами музыкально-исполнительской деятельности; использовать при исполнении составные компоненты музыкального языка как средства создания художественного образа;владеют логикой музыкального процесса;техническими приемами игры на инструменте.
«Духовой оркестр» - 1 группа с учебной нагрузкой - 6 часов:
4 года обучения – 1 группа: обучающиеся совершенствуют практические навыки оркестровой игры; навыки инструментального чтения нотной записи; технические приемы игры. К концу четвертого года обучения знают: основные приемы оркестровой игры; правила звуковедения; основы музыкальной культуры; основы исполнительского мастерства. Умеют: использовать различные приемы игры; грамотно, выразительно исполнять свои партии, в соответствии с правилами оркестровой игры; передавать музыкально – художественный образ и характер исполняемых произведений.
«Начальное обучение игре на гитаре» - 28 инд. с учебной нагрузкой - 2 часа:
1 года обучения – 28 инд.: обучающиеся приобретают начальные сведения о нотной грамоте, таблице аккордов, стандартной аппликатуре; осваивают первоначальные навыки аккомпанемента. К концу года обучающиеся знают: начальные сведения о нотной записи (нотоносец, длительность звуков, соотношение длительности нот, паузы, звукоряд, такт, темп, обозначение громкости звука); первоначальную таблицу аккордов; линию баса; два основных приема звукоизвлечения. Умеют: самостоятельно настраивать гитару; извлекать звуки разными приемами; играть аккорды первой позиции; играть несложную мелодию.
«Музыка» (РЭР) - 12 групп с учебной нагрузкой - 1 час, из них:
1 года обучения –4 группы: обучающиеся осваивают элементарные музыкальные понятия, основные выразительные средства музыки, овладевают правильным положением корпуса, дыхания во время пения, чувствуют различия характера музыки в двух контрастных произведениях;
2 года обучения – 8 групп: обучающиеся осваивают навыки передачи ритмического рисунка, приемы игры на музыкальных инструментах; совершенствуют навыки певческой установки, умения правильного дыхания и звукообразования; петь подвижно, легко и естественным голосом, самостоятельно различать и называть песни; знать музыкальные понятия, основные выразительные средства музыки, овладевают простейшими приемами игры на музыкальных инструментах, совершенствуют практические умения и навыки художественного мышления через исполнение музыкальных произведений.
«Вокал»- 28 инд. с учебной нагрузкой - 2 часа, из них:
1 года обучения – 13 инд.: у обучающихся вырабатываются свободное, естественное положение корпуса, рук, ног и головы во время пения; развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, певческий голос, ритм, память, эмоциональная отзывчивость на музыку. К концу года обучающиеся знают: элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах; правильную установку корпуса при пении; правильное использование певческого дыхания; как правильно певчески формировать гласные в сочетании с согласными. Умеют: хорошо ориентироваться в исполнении песен с динамическими оттенками: p; mp; ƒ;mƒ; <; >; ƒƒ, рр; пропевать упражнения с использованием различных штрихов; правильно исполнять правила вдоха, выдоха, дикции, артикуляции, постановки корпуса.
2 года обучения – 13 инд.: обучающиеся укрепляют навыки певческой установки; развивают подвижность голоса; певческий диапазон. Ведется работа над углублением вокально-технических и музыкально-художественных навыков. К концу года обучающиеся знают: вокальную терминологию; правила вокального пения; характерные особенности тембра. Умеют: следить во время пения за правильным положением корпуса, головы, плеч, рук и ног; петь в диапазоне голоса до 1/5 октав; сглаживать регистры; пользоваться правильным звукообразованием; работать над организацией дыхания.
4 года обучения - 2 инд.: продолжается развитие певческого голоса; укрепляются навыки правильного певческого дыхания; развивается эмоциональная отзывчивость на разнохарактерные музыкальные произведения; художественное мышление.В течение учебного года обучающиеся разучивают 5-6 разноплановых музыкальных произведений. К концу года обучающиеся знают: основы теории и музыкальной грамоты; правила вокальной техники. Умеют: формировать звук; выравнивать звучание гласных; сглаживать регистровые переходы; исполнять упражнения с использованием сфорцандо; свободно владеть голосом на всем звуковом, темповом и динамическом диапазоне соблюдая четкую дикцию.
«Хоровое пение»- 1 группа с учебной нагрузкой – 4 часа:
|