Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка


Скачать 269.15 Kb.
Название Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка
страница 1/3
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3
Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва,

и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества

могут дать редчайший урожай – неповторимую личность”.

Ш.А. Амонашвили
I. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Основы гончарного мастерства» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей», «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844), Уставом и локальными актами МОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества».
«Основы гончарного мастерства» – программа художественно-эстетической направленности направлена на:

  • обеспечение эмоционального благополучия и комфорта ребенка;



  • приобщение воспитанников к общечеловеческим, нравственным и культурным ценностям;




  • укрепление психического и физического здоровья детей;




  • развитие детской одарённости в конкретном виде декоративно-прикладной деятельности;




  • формирование и развитие у детей трудовых навыков.


1.1. Актуальность программы заключается в следующем. Изделия из керамики известны нам с древнейших времён. Это величайшее культурное наследие человечества. Художественная керамика как декоративно-прикладное искусство актуальна во все времена и во всех её видах. Она обладает высокой силой самовыражения личности.

Занятия лепкой из глины обладают ярко выраженным терапевтическим эффектом воздействия на психику и организм человека.

Создание условий обучения детей для раскрытия их возможностей и подготовки к жизни, системы выявления и поддержки одаренных детей побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье и их здоровьесбережение, отражённые в предлагаемой программе, являются приоритетными задачами по реализации современных государственных стратегических целей в образовании.
1.2. Новизна данной программы субъективна и состоит в том, что в системе дополнительного образования детей г.Кыштыма имеется ряд образовательных программ по лепке из глины, но отсутствуют образовательные программы по гончарному делу.

1.3. Педагогическая целесообразность создания данной программы и включения её в образовательный процесс МОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества» обусловлена:


  • социальным заказом из-за отсутствия возможности у детей микрорайона, где находится Центр заниматься увлекательным делом – лепкой из глины;




  • необходимостью своевременно развивать, реализовать индивидуальные возможности воспитанников и их запросы с учётом возрастных особенностей.


1.4. Продолжительность обучения и возрастной диапазон: Предложенная программа рассчитана на три года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста. Возрастной диапазон по годам обучения: 1-й год: 7 – 9 лет, 2-й год: 10-11 лет, 3-й год: 12-13 лет.
1.5. Цели программы:

Общая цель: создание условий для творческой самореализации личности ребенка, социального, культурного и в дальнейшем профессионального самоопределения;
1-й год обучения

формирование и развитие мотивации детей к занятиям лепкой из глины;

2-й год обучения

формирование устойчивой мотивации детей к занятиям лепкой из глины,

ознакомление с основами гончарного дела;

3-й год обучения

формирование устойчивой мотивации детей к занятиям гончарным ремеслом.
1.6. Задачи:

1-й год обучения

обучающие:

- развитие познавательного интереса к сказкам, истории народной глиняной игрушки России;

- обучение восприятию образов предметов в форме, величине, цвете;

- обучение основам работы с глиной;

- обучение умению наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное наиболее характерное;

развивающие:

- развитие внимания, глазомера, объёмно-пространственного мышления, сосредоточенности, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца;

- развитие творческих способностей.

воспитывающие:

- развитие коммуникативных способностей: работать в группе, выполнять коллективные задачи, считаться с мнением других.

2-й год обучения

обучающие:

- развитие познавательного интереса к сказаниям, былинам, фольклору, истории древнерусских украшений-оберегов, христианских и российских праздников;

- обучение основным приёмам работы с глиной;

- обучение умению наблюдать за мимикой человека, позами человека, животных и птиц;

развивающие:

- развитие восприятия образов предметов в форме, величине, цвете;

- развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное наиболее характерное;

- развитие тактильной чувствительности и моторики пальцев;

- развитие творческих способностей.

воспитывающие:

- развитие коммуникативных способностей: работать в группе, паре, выполнять коллективные задачи, считаться с мнением других, взаимопомощь

-воспитание любви к историческому прошлому и сегодняшнему дню Родины
3-й год обучения

обучающие:

- развитие познавательного интереса к истории гончарного ремесла, ознакомление с видами древних гончарных изделий;

- обучение основным приёмам работы на гончарном круге;

развивающие:

- развитие образного мышления;

- развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное наиболее характерное;

- развитие умения наблюдать за мимикой человека, позами человека, животных и птиц;

- развитие тактильной чувствительности и моторики пальцев;

- развитие творческих способностей.

воспитывающие:

- развитие коммуникативных способностей: выполнять коллективные задачи, считаться с мнением других, взаимопомощи и взаимовыручки;

- воспитание любви к историческому прошлому и современному в отечественной и мировой культуре.

По окончании обучения по 3-х годичной образовательной программе дополнительного образования «Основы гончарного мастерства» дети могут продолжить своё образование в детской Школе искусств г.Кыштыма. В 2010 году автор программы планирует разработать 4-й год обучения для детей 14-15 лет, после обучения по которой можно будет поступать в художественные школы для получения среднего профессионального образования по направлению «Гончарное дело».

1.7. Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих в системе дополнительного образования детей г.Кыштыма программ состоят в том, что основными направлениями их предметно-прикладной деятельности является изготовление из глины игрушек, мелкой и средней скульптуры. Обучение детей по программе «Основы гончарного мастерства» направлено на изготовление предметов культурно-бытового назначения с использованием специального оборудования – гончарного круга, который не применяется в обучении по вышеупомянутым программам
1.8. Формы и режим занятий. Согласно Выписки из Приложения 3 к «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам» СанПиН 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий детей по профилю «Изобразительное искусство»: оптимальная наполняемость групп 10 человек, допустимая – 15.

Согласно Выписки из «Методических рекомендаций по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 19.10.2006 № 06-1616) примерная наполняемость групп, максимальное количество обучающихся по программам художественно-эстетической направленности составляет: 1-й год обучения – 15, 2-й год обучения – 12,

3-й год обучения – 10 человек.

Исходя из вышеприведённых рекомендаций и материально-технических возможностей учебного кабинета и учреждения, группа 1-ого года обучения по программе «Основы гончарного мастерства» состоит из 12 человек, группа 2-ого года обучения – из 10 человек, 3-ого года обучения – из 10 человек. Продолжительность занятия по вышеуказанным санитарно-эпидемиологическим нормам - 2 учебных часа по 45 минут 2 раза в неделю.

Формы занятий самые разнообразные, с учётом возрастных и психофизических возможностей детей: урок-сказка, урок-игра, урок-конкурс, урок-выставка, урок-экскурсия, урок-путешествие, посиделки, чаепитие, «Посвящение в мастера», «Поле чудес», «В стране гончаров» и др.
1.9. Ожидаемые результаты:

Конечный результат первого года обучения:

Знания:

- элементарных представлений о народных промыслах России;

- конструктивного способа построения изделия из глины;

- техники работы с глиной: шар, конус, куб, валик, жгут;

- приёмов украшения глиняных изделий: налеп, гравировка, лощение, прорезь;

Умения:

- владения инструментами для работы с глиной: стеками, скалками;

- работы с пластами глины;

- владения лепкой в техниках: шара, валика, жгута;

- владения простейшими приёмами украшения глиняных изделий.

Конечный результат второго года обучения:

Знания:

- особенностей и способов лепки геометрических фигур при конструктивном способе построения изделий из глины;

- особенностей построения изделий в зависимости от состояния глины;

- приёмов использования природного материала при работе и декорировании изделий;

- этапов изготовления изделий на болванках;

- приёмов создания пустотелого глиняного изделия;

- основ росписи и составления композиции глиняных изделий.

- основ построения тел животных и человека, понятия их анатомии и пластики;

- приёмов изображения животных, птиц и сказочных персонажей, отражающих христианские и российские праздники;

- оберегового назначения и приёмов лепки украшений.

Умения:

- выполнять геометрические фигуры;

- определять состояние глины, чувствовать эластичность, толщину пласта;

- использовать подручный природный материал;

- лепить на болванках;

- вылепить пустотелое изделие из глины;

- вылепить фигуры животных, птиц, человека на основе: наблюдения за их позами, изучения иллюстраций, собственных зарисовок;

- вылепить бусы, серьги, подвески, браслеты;

- декорировать и расписывать фигуры, составлять сочетания цветов;

- составлять композиции из слепленных фигур по мотивам сказок.
Конечный результат третьего года обучения:

Знания:

- истории и значение оберегов на гончарной посуде; основные виды древней гончарной посуды;

- основных приёмов, способов лепки, определений:«тощая глина»,

«жирная глина»;

- приёмов разминанания глины, инструментов для работы на гончарном круге;

- основных операций: центрирование, опускание, поднятие;

- основных операций для изготовления сосуда;

- основных операций по завершению обработки изделия;

- особенностей строения и приёмов лепки тарелки и чаши;

- классификации ваз и собенностей изготовления вазы;

- гончарной обработки деталей изделий;

- формирования крышек гончарных изделий.

Умения:

- подготавливать материал и инструмент к работе на гончарном круге;

- выполнять основные движения рук при выполнении операций;

- выполнять основные операции при работе на гончарном круге;

- выполнять операции для изготовления сосуда;

- выполнять по завершению обработки изделия;

- вылепить круглую, овальную, квадратную тарелки;

- вылепить чашу, декорированную фестонами и ободками;

- создавать вазу по эскизу, вазу с узким горлом;

- создавать на изделии ручки, носик и бобышки;

- создавать крышки, соответствующие размеру посуды.

1.10. Формы подведения итогов реализации программы:

- конкурсы, выставки после изучения каждого раздела программы в объединении «Основы гончарного мастерства»: «Лучшая народная игрушка» «Малахитовая шкатулка», «Любимые герои сказок»; «Подарок маме», «Первый горшочек», «Каменный цветок» и другие;

- городская выставка детского творчества «Мир твоих увлечений»;

- региональные и областные конкурсы и выставки детского прикладного творчества: «Золотой ключик», «Зимняя радуга», «Урал-баюшка», «Данила-мастер».

Согласно локальному акту Центра детского (юношеского) технического творчества – Положению «По оцениванию качества освоения образовательной программы» проводится диагностика воспитанников детского объединения «Родничок» (по окончании 1-ого полугодия – промежуточная и 2-го полугодия – итоговая) по утверждённым в учреждении критериям и формам. Формы приведены в Приложениях №1-3.

Критерии из раздела 4 Положения «По оцениванию качества освоения образовательной программы» приведены ниже.
Критерии оценки уровня теоре­тической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня теорети­ческих знаний программным требо­ваниям;

  • широта кругозора;

  • свобода восприятия теорети­ческой информации;

  • развитость практических навы­ков работы со специальной литера­турой;

  • осмысленность и свобода использования специальной термино­логии.


Критерии оценки уровня практи­ческой подготовки воспитанников

- соответствие уровня развития практических умений и навыков про­граммным требованиям;

- свобода владения специаль­ным оборудованием и оснащением;

- качество выполнения практи­ческого задания;

- технологичность практической деятельности.

- самостоятельность выполнения практи­ческого задания;
Критерии оценки уровня разви­тия и воспитанности детей:

- культура организации своей практической деятельности;

- культура поведения;

- творческое отношение к вы­полнению практического задания;

- аккуратность и ответственность при работе;

- развитость специальных спо­собностей.

1.11. Мониторинг образовательного процесса. Виды контроля.

Входной контроль - проводится в первые, дни обучения. Он позволяет увидеть не только исходную подготовку каждого ребенка, но и выявить мотивацию прихода его в коллектив, индивидуальные вкусы, способности, наклонности. Эти знания важны для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательной программы, для чего используются следующие формы контроля:

- устный опрос;

- анкетирование

- собеседование с учащимися и их родителями.

Текущий контроль - осуществляется на каждом занятии. За период обучения учащиеся получают определённый объём знаний и умений, качество которых проверяется на каждом занятии Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала, при этом учитываются следующие факторы: творческий подход к выполнению изделия, умения и навыки работы с разными материалами.

Формы контроля:

-собеседование;

-опрос детей во время занятий;

- анализ выполненной работы на каждом занятии;

- самостоятельная творческая работа;

Итоговый контроль - итог завершения конкретного этапа. Он может иметь следующие формы:

- итоговые тестовые задания;

- диагностическое анкетирование;

-контрольные задания;

-самостоятельная практическая работа;

- выставка творческих работ учащихся;

-проведение конкурсов по проверке ЗУН после изучения каждого раздела программы: «Лучшая народная игрушка» «Малахитовая шкатулка», «Любимые герои сказок»; «Подарок маме», «Первый горшочек», «Каменный цветок» и другие;

- городская выставка детского творчества «Мир твоих увлечений»;

- оформление фотоальбома с лучшими работами учащихся и самих учащихся;

- региональные и областные конкурсные мероприятия: «Зимняя радуга», «Золотой ключик».
  1   2   3

Похожие:

Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии»
Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы»
Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка аооп пояснительная записка к адаптированной...
Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного,...
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка Раздел: Пояснительная записка к проекту свода...
«Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» выполнен авторским коллективом в составе
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Языки программирования»
Пояснительная записка к курсовой работе содержит 67 страниц, 7 источников литературы, 15 рисунков, 6 приложений и 1 таблицу
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Пояснительная записка 
Существенные аспекты Учетной политики и представления информации в бухгалтерской отчетности 8
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка
Целевой раздел пояснительная записка
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка к курсовому проекту на тему: "Защита информации...
Пояснительная записка содержит описание разработанной программы и руководство по ее использованию. Также в ней приводится описание...
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция»
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» за 2011 год,...
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов»
Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов» Доклада Министерства культуры Республики Коми
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка Возрастные особенности Уровень квалификации...
«Чтение художественной литературы» Комплексные программы Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная...
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка I. Пояснительная записка рабочая программа...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 года
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности ОАО «Туймазинский...
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «тза» за 2012 год, подготовленной...
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная)
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка icon Пояснительная записка 6 Пояснительная записка Содержание листов рабочей...
Ввод и обработка цифровой информации: Внеаудиторная самостоятельная работа для обучающихся по профессии «Мастер обработки цифровой...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск