Скачать 269.15 Kb.
|
Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность”. Ш.А. Амонашвили I. Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Основы гончарного мастерства» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей», «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844), Уставом и локальными актами МОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества». «Основы гончарного мастерства» – программа художественно-эстетической направленности направлена на:
1.1. Актуальность программы заключается в следующем. Изделия из керамики известны нам с древнейших времён. Это величайшее культурное наследие человечества. Художественная керамика как декоративно-прикладное искусство актуальна во все времена и во всех её видах. Она обладает высокой силой самовыражения личности. Занятия лепкой из глины обладают ярко выраженным терапевтическим эффектом воздействия на психику и организм человека. Создание условий обучения детей для раскрытия их возможностей и подготовки к жизни, системы выявления и поддержки одаренных детей побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье и их здоровьесбережение, отражённые в предлагаемой программе, являются приоритетными задачами по реализации современных государственных стратегических целей в образовании. 1.2. Новизна данной программы субъективна и состоит в том, что в системе дополнительного образования детей г.Кыштыма имеется ряд образовательных программ по лепке из глины, но отсутствуют образовательные программы по гончарному делу. 1.3. Педагогическая целесообразность создания данной программы и включения её в образовательный процесс МОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества» обусловлена:
1.4. Продолжительность обучения и возрастной диапазон: Предложенная программа рассчитана на три года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста. Возрастной диапазон по годам обучения: 1-й год: 7 – 9 лет, 2-й год: 10-11 лет, 3-й год: 12-13 лет. 1.5. Цели программы: Общая цель: создание условий для творческой самореализации личности ребенка, социального, культурного и в дальнейшем профессионального самоопределения; 1-й год обучения формирование и развитие мотивации детей к занятиям лепкой из глины; 2-й год обучения формирование устойчивой мотивации детей к занятиям лепкой из глины, ознакомление с основами гончарного дела; 3-й год обучения формирование устойчивой мотивации детей к занятиям гончарным ремеслом. 1.6. Задачи: 1-й год обучения обучающие: - развитие познавательного интереса к сказкам, истории народной глиняной игрушки России; - обучение восприятию образов предметов в форме, величине, цвете; - обучение основам работы с глиной; - обучение умению наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное наиболее характерное; развивающие: - развитие внимания, глазомера, объёмно-пространственного мышления, сосредоточенности, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца; - развитие творческих способностей. воспитывающие: - развитие коммуникативных способностей: работать в группе, выполнять коллективные задачи, считаться с мнением других. 2-й год обучения обучающие: - развитие познавательного интереса к сказаниям, былинам, фольклору, истории древнерусских украшений-оберегов, христианских и российских праздников; - обучение основным приёмам работы с глиной; - обучение умению наблюдать за мимикой человека, позами человека, животных и птиц; развивающие: - развитие восприятия образов предметов в форме, величине, цвете; - развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное наиболее характерное; - развитие тактильной чувствительности и моторики пальцев; - развитие творческих способностей. воспитывающие: - развитие коммуникативных способностей: работать в группе, паре, выполнять коллективные задачи, считаться с мнением других, взаимопомощь -воспитание любви к историческому прошлому и сегодняшнему дню Родины 3-й год обучения обучающие: - развитие познавательного интереса к истории гончарного ремесла, ознакомление с видами древних гончарных изделий; - обучение основным приёмам работы на гончарном круге; развивающие: - развитие образного мышления; - развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное наиболее характерное; - развитие умения наблюдать за мимикой человека, позами человека, животных и птиц; - развитие тактильной чувствительности и моторики пальцев; - развитие творческих способностей. воспитывающие: - развитие коммуникативных способностей: выполнять коллективные задачи, считаться с мнением других, взаимопомощи и взаимовыручки; - воспитание любви к историческому прошлому и современному в отечественной и мировой культуре. По окончании обучения по 3-х годичной образовательной программе дополнительного образования «Основы гончарного мастерства» дети могут продолжить своё образование в детской Школе искусств г.Кыштыма. В 2010 году автор программы планирует разработать 4-й год обучения для детей 14-15 лет, после обучения по которой можно будет поступать в художественные школы для получения среднего профессионального образования по направлению «Гончарное дело». 1.7. Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих в системе дополнительного образования детей г.Кыштыма программ состоят в том, что основными направлениями их предметно-прикладной деятельности является изготовление из глины игрушек, мелкой и средней скульптуры. Обучение детей по программе «Основы гончарного мастерства» направлено на изготовление предметов культурно-бытового назначения с использованием специального оборудования – гончарного круга, который не применяется в обучении по вышеупомянутым программам 1.8. Формы и режим занятий. Согласно Выписки из Приложения 3 к «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам» СанПиН 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий детей по профилю «Изобразительное искусство»: оптимальная наполняемость групп 10 человек, допустимая – 15. Согласно Выписки из «Методических рекомендаций по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 19.10.2006 № 06-1616) примерная наполняемость групп, максимальное количество обучающихся по программам художественно-эстетической направленности составляет: 1-й год обучения – 15, 2-й год обучения – 12, 3-й год обучения – 10 человек. Исходя из вышеприведённых рекомендаций и материально-технических возможностей учебного кабинета и учреждения, группа 1-ого года обучения по программе «Основы гончарного мастерства» состоит из 12 человек, группа 2-ого года обучения – из 10 человек, 3-ого года обучения – из 10 человек. Продолжительность занятия по вышеуказанным санитарно-эпидемиологическим нормам - 2 учебных часа по 45 минут 2 раза в неделю. Формы занятий самые разнообразные, с учётом возрастных и психофизических возможностей детей: урок-сказка, урок-игра, урок-конкурс, урок-выставка, урок-экскурсия, урок-путешествие, посиделки, чаепитие, «Посвящение в мастера», «Поле чудес», «В стране гончаров» и др. 1.9. Ожидаемые результаты: Конечный результат первого года обучения: Знания: - элементарных представлений о народных промыслах России; - конструктивного способа построения изделия из глины; - техники работы с глиной: шар, конус, куб, валик, жгут; - приёмов украшения глиняных изделий: налеп, гравировка, лощение, прорезь; Умения: - владения инструментами для работы с глиной: стеками, скалками; - работы с пластами глины; - владения лепкой в техниках: шара, валика, жгута; - владения простейшими приёмами украшения глиняных изделий. Конечный результат второго года обучения: Знания: - особенностей и способов лепки геометрических фигур при конструктивном способе построения изделий из глины; - особенностей построения изделий в зависимости от состояния глины; - приёмов использования природного материала при работе и декорировании изделий; - этапов изготовления изделий на болванках; - приёмов создания пустотелого глиняного изделия; - основ росписи и составления композиции глиняных изделий. - основ построения тел животных и человека, понятия их анатомии и пластики; - приёмов изображения животных, птиц и сказочных персонажей, отражающих христианские и российские праздники; - оберегового назначения и приёмов лепки украшений. Умения: - выполнять геометрические фигуры; - определять состояние глины, чувствовать эластичность, толщину пласта; - использовать подручный природный материал; - лепить на болванках; - вылепить пустотелое изделие из глины; - вылепить фигуры животных, птиц, человека на основе: наблюдения за их позами, изучения иллюстраций, собственных зарисовок; - вылепить бусы, серьги, подвески, браслеты; - декорировать и расписывать фигуры, составлять сочетания цветов; - составлять композиции из слепленных фигур по мотивам сказок. Конечный результат третьего года обучения: Знания: - истории и значение оберегов на гончарной посуде; основные виды древней гончарной посуды; - основных приёмов, способов лепки, определений:«тощая глина», «жирная глина»; - приёмов разминанания глины, инструментов для работы на гончарном круге; - основных операций: центрирование, опускание, поднятие; - основных операций для изготовления сосуда; - основных операций по завершению обработки изделия; - особенностей строения и приёмов лепки тарелки и чаши; - классификации ваз и собенностей изготовления вазы; - гончарной обработки деталей изделий; - формирования крышек гончарных изделий. Умения: - подготавливать материал и инструмент к работе на гончарном круге; - выполнять основные движения рук при выполнении операций; - выполнять основные операции при работе на гончарном круге; - выполнять операции для изготовления сосуда; - выполнять по завершению обработки изделия; - вылепить круглую, овальную, квадратную тарелки; - вылепить чашу, декорированную фестонами и ободками; - создавать вазу по эскизу, вазу с узким горлом; - создавать на изделии ручки, носик и бобышки; - создавать крышки, соответствующие размеру посуды. 1.10. Формы подведения итогов реализации программы: - конкурсы, выставки после изучения каждого раздела программы в объединении «Основы гончарного мастерства»: «Лучшая народная игрушка» «Малахитовая шкатулка», «Любимые герои сказок»; «Подарок маме», «Первый горшочек», «Каменный цветок» и другие; - городская выставка детского творчества «Мир твоих увлечений»; - региональные и областные конкурсы и выставки детского прикладного творчества: «Золотой ключик», «Зимняя радуга», «Урал-баюшка», «Данила-мастер». Согласно локальному акту Центра детского (юношеского) технического творчества – Положению «По оцениванию качества освоения образовательной программы» проводится диагностика воспитанников детского объединения «Родничок» (по окончании 1-ого полугодия – промежуточная и 2-го полугодия – итоговая) по утверждённым в учреждении критериям и формам. Формы приведены в Приложениях №1-3. Критерии из раздела 4 Положения «По оцениванию качества освоения образовательной программы» приведены ниже. Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:
Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; - свобода владения специальным оборудованием и оснащением; - качество выполнения практического задания; - технологичность практической деятельности. - самостоятельность выполнения практического задания; Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей: - культура организации своей практической деятельности; - культура поведения; - творческое отношение к выполнению практического задания; - аккуратность и ответственность при работе; - развитость специальных способностей. 1.11. Мониторинг образовательного процесса. Виды контроля. Входной контроль - проводится в первые, дни обучения. Он позволяет увидеть не только исходную подготовку каждого ребенка, но и выявить мотивацию прихода его в коллектив, индивидуальные вкусы, способности, наклонности. Эти знания важны для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательной программы, для чего используются следующие формы контроля: - устный опрос; - анкетирование - собеседование с учащимися и их родителями. Текущий контроль - осуществляется на каждом занятии. За период обучения учащиеся получают определённый объём знаний и умений, качество которых проверяется на каждом занятии Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала, при этом учитываются следующие факторы: творческий подход к выполнению изделия, умения и навыки работы с разными материалами. Формы контроля: -собеседование; -опрос детей во время занятий; - анализ выполненной работы на каждом занятии; - самостоятельная творческая работа; Итоговый контроль - итог завершения конкретного этапа. Он может иметь следующие формы: - итоговые тестовые задания; - диагностическое анкетирование; -контрольные задания; -самостоятельная практическая работа; - выставка творческих работ учащихся; -проведение конкурсов по проверке ЗУН после изучения каждого раздела программы: «Лучшая народная игрушка» «Малахитовая шкатулка», «Любимые герои сказок»; «Подарок маме», «Первый горшочек», «Каменный цветок» и другие; - городская выставка детского творчества «Мир твоих увлечений»; - оформление фотоальбома с лучшими работами учащихся и самих учащихся; - региональные и областные конкурсные мероприятия: «Зимняя радуга», «Золотой ключик». |
Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4 Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26 |
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии» Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения |
||
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы» Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение |
Пояснительная записка аооп пояснительная записка к адаптированной... Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного,... |
||
Пояснительная записка Раздел: Пояснительная записка к проекту свода... «Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» выполнен авторским коллективом в составе |
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Языки программирования» Пояснительная записка к курсовой работе содержит 67 страниц, 7 источников литературы, 15 рисунков, 6 приложений и 1 таблицу |
||
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Пояснительная записка Существенные аспекты Учетной политики и представления информации в бухгалтерской отчетности 8 |
Пояснительная записка Целевой раздел пояснительная записка |
||
Пояснительная записка к курсовому проекту на тему: "Защита информации... Пояснительная записка содержит описание разработанной программы и руководство по ее использованию. Также в ней приводится описание... |
Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» за 2011 год,... |
||
Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов» Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов» Доклада Министерства культуры Республики Коми |
Пояснительная записка Возрастные особенности Уровень квалификации... «Чтение художественной литературы» Комплексные программы Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная... |
||
Пояснительная записка I. Пояснительная записка рабочая программа... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 года |
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности ОАО «Туймазинский... Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «тза» за 2012 год, подготовленной... |
||
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная) |
Пояснительная записка 6 Пояснительная записка Содержание листов рабочей... Ввод и обработка цифровой информации: Внеаудиторная самостоятельная работа для обучающихся по профессии «Мастер обработки цифровой... |
Поиск |