Скачать 314.71 Kb.
|
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей МОУ ДОД «Дама детского творчества», г.Карагай 2009 год. В основу программы «Удивительный мир гитары» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Без её участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла себя в авторской песне. Программа «Удивительный мир гитары» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента; овладение основами туризма в условиях сопровождения мероприятий туристско-краеведческой направленности. Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления деятельности- всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной. Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Актуальность образовательной программы заключается в том, что в творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи. Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовно-патриотическим содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в молодежную среду. Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Чувства одиночества, заброшенности и неприкаянности, связанные с особенностями становления личности подростка отступают, спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к установлению, развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её пределами. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях Центра детского творчества, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в сборах ученического самоуправления, акциях, слётах и концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на гитаре. Цель программы: Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства. Задачи:
Основные направления деятельности Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях. Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата. Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов. Весь коллектив делится на два состава: начинающий и основной. Задача начинающего состава – овладение навыками игры на инструменте, ознакомление с компонентами музыкального языка. Задача основного состава – углубленная работа над исполнительским мастерством, пропаганда бардовских, туристских и авторских песен, т.е. участие в концертах, расширение репертуара и подготовка необходимых программ. Программа построена на следующих принципах: доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей); заинтересованности; наглядности; индивидуальности; комплексности, системности и последовательности; преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала). Отличительные особенности: На начальном этапе (1 год обучения) дается максимум базовых знаний необходимых для формирования дальнейшего учебного процесса. На 2 и 3 этапе (2 и 3 год обучения) основное время уделяется практической работе. Программа оказывает не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей не сцене и в жизни. Условия реализации образовательной программы: программа «Удивительный мир гитары» предусматривает занятия с детьми и подростками с 13 до 18 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения и состоит из 3-х этапов: I – освоение техники игры на гитаре (1-й год обучения), II - совершенствование исполнительских навыков (2-й год обучения), III – освоение ансамблевого музицирования (3-й год обучения). Материально-техническое обеспечение:
Информационно-методическое обеспечение: Обучающие схемы, таблицы аккордов; Сборники авторских и эстрадных песен; Тезаурус; Подборка песенного репертуара из периодических изданий; Электронные носители; Интернет-ресурсы: www.ateusclub.ru; www.akkords.net; www.pesnibardov.ru; www.bard.ru Этапы обучения I этап. Включает в себя знакомство ребенка с миром музыки, инструментом, основами игры на музыкальном инструменте, исполнение легких и простых песен. II этап. В начале проводится закрепление теоретического и практического материала начального этапа; постепенно вводятся более сложные по характеру и исполнению произведения, уделяется большое внимание индивидуальной работе с каждым обучающимся, ведется постепенное приучение детей к публичным выступлениям, вначале внутри коллектива, в ЦДТ, а затем и на сценических площадках Любимского муниципального района. В конце II этапа делается попытка объединения обучающихся в ансамбли малых форм, что дает им возможность научиться основам ансамблевого музицирования. III этап. Закрепляются навыки ансамблевого музицирования. Совершенствуется умение играть в ансамбле. В конце III периода воспитанникам предоставляется возможность выбора, как индивидуального репертуара, так и репертуара для ансамбля. Акцентируется внимание на самостоятельном подборе знакомых мелодий на слух и по памяти, сочинении собственных песен. Общий объём программы: 504 часа. Форма занятий индивидуальная или индивидуально-групповая. Дополнительные формы проведения занятий: репетиции к подготовке выступлений; концертные выступления различного уровня; творческие встречи с различными детскими коллективами; посещение концертов, театров с последующим обсуждением; участие в слетах, сборах, конкурсах, туристических походах. Условия приёма в детское объединение: набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без предварительного прослушивания. В дальнейшем используется дифференцированный подход при организации занятий. Ожидаемые результаты: Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Обучающиеся должны овладеть:
Критерии и формы оценки усвоения знаний:
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, туристических слётах; демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов; выступление на сборах ученического самоуправления; Участие в творческих огоньках «Любите эти песни» (ЛЭП). I этап обучения Учебно-тематический план первого года обучения
Содержание образовательной деятельности (1-й год обучения) 1. Вводное занятие (1 час) Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете в МОУ ДОД Любимского районного Центра детского творчества. ^ 2. Знакомство с музыкальным инструментом (3 часа). Теория: Истории создания гитары. Устройство гитары, её составные части. ^ 3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения (3 часа) Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения. Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте. ^ 4. Обучение основам техники игры на гитаре (32 часа) Теория: - функции правой и левой руки, - название струн, - расположение соответствующих ладов, - различие октав, - диапазон инструмента, - изучение условных обозначений. Практика: 1. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения. 2. Положение правой руки при исполнении упражнений. 3. Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками: - игра ровным звуком; - простые переборы; - свобода исполнительского аппарата; - постепенное подключение большого пальца; - изучение техники боя. 4. Начальная постановка левой руки: - простые аккорды; - чередование басов и аккордов. 5. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука. ^ 5. Изучение простых и легких песен (65 часов) Теория: 1. Развитие умения определять характер музыки. 2. Определение по слуху направления мелодии. 3. Накопление простейших музыкальных впечатлений. 4. Понятие о музыкальных жанрах: - знакомство с буквенным обозначением аккордов; - ритмический рисунок пьесы; - отработка несложных динамических изменений; Практика: 1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. 2. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. ^ 6. Учебно-тренировочные задания (24 часа) Теория: 1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте. 2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре. 3. Отработка правильного ритма. Практика: 1.Упражнения для правой руки: - правильное положение правой руки на инструменте. - правильная постановка пальцев. 2. Воспроизведение звучания открытых струн. 3. Упражнения на смену пальцев. 4. Овладение основными переборами: - 4-звучный, 6-звучный, сложный; 5. Отработка в упражнениях техники боя: простой и сложный; ^ 7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (16 часов) Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов. Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений. Прогнозируемые результаты После освоения программы первого года обучения обучающиеся будет знать:
После освоения программы первого года обучения обучающийся будет уметь:
После изучения программы первого года обучения воспитанник сможет развить:
|
Закон РФ «Об образовании» Должностная инструкция педагога дополнительного образования моу дод дом детского творчества |
Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания... |
||
Образовательная программа мбоу дод «Дом детского творчества» ... |
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр... |
||
Исследовательская работа учащихся 3-их классов моу «Гимназия №1» Булатова Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования моу дод «Центр детского творчества» |
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая... Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание... |
||
Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения Программа является модифицированной на базе программы "Юный картингист" (автор Слюнин Э. Г., педагог дополнительного образования... |
Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Картинг» (автор Стариков К. Г., педагог... |
||
Пояснительная записка к Учебному плану моу дод «Центр детского творчества»... Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012 года №243-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
Мастер –класс от моу до «Центр детского творчества» Баранов П. А., педагог дополнительного образования моу до «Центр детского творчества» |
||
Паспорт образовательной программы ( оп ) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества №4 Советского района... |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Автор: Охотникова Светлана Григорьевна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества |
||
Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Открытый мир» ... |
Образовательная программа дополнительного образования детей «За здоровый образ жизни» ... |
||
Инструкция о делопроизводстве в Муниципальном образовательном учреждении... Дод «Дом детского творчества» г. Бронницы (далее Инструкция) разработана в целях совершенствования документационного обеспечения... |
Пояснительная записка Учебно-тематический план Данная программа имеет техническую направленность. Программа является модифицированной на базе программы «Лего-конструирование» (автор... |
Поиск |