Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества»


Скачать 314.71 Kb.
Название Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества»
страница 1/3
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3
f:\рабочие программы. скан-копии\художественная направленность\удивительный мир гитары\удивительный мир гитары.jpg
Пояснительная записка
Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного

образования детей МОУ ДОД «Дама детского творчества», г.Карагай 2009 год.

В основу программы «Удивительный мир гитары» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства.

Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа.

В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Без её участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла себя в авторской песне.

Программа «Удивительный мир гитары» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента; овладение основами туризма в условиях сопровождения мероприятий туристско-краеведческой направленности. Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления деятельности- всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной.

Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая.

Актуальность образовательной программы заключается в том, что в творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи.

Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовно-патриотическим содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в молодежную среду.

Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Чувства одиночества, заброшенности и неприкаянности, связанные с особенностями становления личности подростка отступают, спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к установлению, развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её пределами. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными.

Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях Центра детского творчества, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в сборах ученического самоуправления, акциях, слётах и концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на гитаре.

Цель программы:

Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.

Задачи:

  • развивать интерес к музыке;

  • обучить основам и навыкам игры на гитаре;

  • обогатить знания воспитанников в области бардовских, туристских и авторских песен;

  • формировать навыки игры в ансамбле;

  • формировать у воспитанников коммуникативную, социальную, этическую и гражданскую компетентности.


Основные направления деятельности

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях.

Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата.

Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов.

Весь коллектив делится на два состава: начинающий и основной.

Задача начинающего состава – овладение навыками игры на инструменте, ознакомление с компонентами музыкального языка.

Задача основного состава – углубленная работа над исполнительским мастерством, пропаганда бардовских, туристских и авторских песен, т.е. участие в концертах, расширение репертуара и подготовка необходимых программ.

Программа построена на следующих принципах:

доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей);

заинтересованности;

наглядности;

индивидуальности;

комплексности, системности и последовательности;

преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала).

Отличительные особенности:

На начальном этапе (1 год обучения) дается максимум базовых знаний необходимых для формирования дальнейшего учебного процесса. На 2 и 3 этапе (2 и 3 год обучения) основное время уделяется практической работе.

Программа оказывает не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей не сцене и в жизни.

Условия реализации образовательной программы:

программа «Удивительный мир гитары» предусматривает занятия с детьми и подростками с 13 до 18 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения и состоит из 3-х этапов:

I – освоение техники игры на гитаре (1-й год обучения),

II - совершенствование исполнительских навыков (2-й год обучения),

III – освоение ансамблевого музицирования (3-й год обучения).

Материально-техническое обеспечение:

  • Удобный, хорошо проветриваемый класс.

  • Музыкальные инструменты.

  • Сценическая площадка.

  • Аудио- и видеоаппаратура: компьютер, видеокамера.

Информационно-методическое обеспечение:

Обучающие схемы, таблицы аккордов;

Сборники авторских и эстрадных песен;

Тезаурус;

Подборка песенного репертуара из периодических изданий;

Электронные носители;

Интернет-ресурсы: www.ateusclub.ru; www.akkords.net; www.pesnibardov.ru; www.bard.ru
Этапы обучения

I этап. Включает в себя знакомство ребенка с миром музыки, инструментом, основами игры на музыкальном инструменте, исполнение легких и простых песен.

II этап. В начале проводится закрепление теоретического и практического материала начального этапа; постепенно вводятся более сложные по характеру и исполнению произведения, уделяется большое внимание индивидуальной работе с каждым обучающимся, ведется постепенное приучение детей к публичным выступлениям, вначале внутри коллектива, в ЦДТ, а затем и на сценических площадках Любимского муниципального района. В конце II этапа делается попытка объединения обучающихся в ансамбли малых форм, что дает им возможность научиться основам ансамблевого музицирования.

III этап. Закрепляются навыки ансамблевого музицирования. Совершенствуется умение играть в ансамбле. В конце III периода воспитанникам предоставляется возможность выбора, как индивидуального репертуара, так и репертуара для ансамбля. Акцентируется внимание на самостоятельном подборе знакомых мелодий на слух и по памяти, сочинении собственных песен.

Общий объём программы: 504 часа.
Форма занятий индивидуальная или индивидуально-групповая.

Дополнительные формы проведения занятий: репетиции к подготовке выступлений;

концертные выступления различного уровня; творческие встречи с различными детскими коллективами; посещение концертов, театров с последующим обсуждением; участие в слетах, сборах, конкурсах, туристических походах.

Условия приёма в детское объединение:

набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без предварительного прослушивания. В дальнейшем используется дифференцированный подход при организации занятий.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • устройство гитары, разновидности гитар;

  • основные способы звукоизвлечения;

  • аккорды и их буквенные обозначения;

  • общие аппликатурные закономерности.

  • правила ТБ и правила поведения в кабинете.

Обучающиеся должны уметь:

  • настраивать инструмент;

  • легко ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары;

  • самостоятельно подбирать мелодию и аккомпанемент на слух;

  • исполнять обязательные произведения бардов-классиков.

Обучающиеся должны овладеть:

  • навыками выступлений на сцене;

  • навыками игры в ансамбле;

  • навыками аккомпанемента, как к своему пению, так и в компании сверстников;

  • навыками участия и организации концертов разного уровня;

  • способами рефлексии.

Критерии и формы оценки усвоения знаний:

  • диагностика;

  • контрольное прослушивание воспитанников;

  • самостоятельная работа;

  • наблюдение.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, туристических слётах;

демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов;

выступление на сборах ученического самоуправления;

Участие в творческих огоньках «Любите эти песни» (ЛЭП).

I этап обучения
Учебно-тематический план

первого года обучения




Наименование темы

Количество часов в год

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Знакомство с музыкальным инструментом

1

2

3

3

Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения

1

2

3

4

Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре

4

28

32

5

Изучение простых и легких песен

13

52

65

6

Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды)

4

20

24

7

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

6

10

16




Итого:

30

114

144


Содержание образовательной деятельности (1-й год обучения)

1. Вводное занятие (1 час)

Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете в МОУ ДОД Любимского районного Центра детского творчества.

^ 2. Знакомство с музыкальным инструментом (3 часа).

Теория: Истории создания гитары.

Устройство гитары, её составные части.

^ 3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения (3 часа)

Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.

Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

^ 4. Обучение основам техники игры на гитаре (32 часа)

Теория:

- функции правой и левой руки,

- название струн,

- расположение соответствующих ладов,

- различие октав,

- диапазон инструмента,

- изучение условных обозначений.

Практика:

1. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.

2. Положение правой руки при исполнении упражнений.

3. Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и

игровыми навыками:

- игра ровным звуком;

- простые переборы;

- свобода исполнительского аппарата;

- постепенное подключение большого пальца;

- изучение техники боя.

4. Начальная постановка левой руки:

- простые аккорды;

- чередование басов и аккордов.

5. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука.

^ 5. Изучение простых и легких песен (65 часов)

Теория:

1. Развитие умения определять характер музыки.

2. Определение по слуху направления мелодии.

3. Накопление простейших музыкальных впечатлений.

4. Понятие о музыкальных жанрах:

- знакомство с буквенным обозначением аккордов;

- ритмический рисунок пьесы;

- отработка несложных динамических изменений;

Практика:

1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения

музыкального произведения.

2. Выразительное исполнение музыкального произведения

(в соответствии с индивидуальным планом).

Формирование чувства целостности исполняемых песен.

^ 6. Учебно-тренировочные задания (24 часа)

Теория:

1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений

на инструменте.

2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.

3. Отработка правильного ритма.

Практика:

1.Упражнения для правой руки:

- правильное положение правой руки на инструменте.

- правильная постановка пальцев.

2. Воспроизведение звучания открытых струн.

3. Упражнения на смену пальцев.

4. Овладение основными переборами: - 4-звучный, 6-звучный, сложный;

5. Отработка в упражнениях техники боя:

простой и сложный;

^ 7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (16 часов)

Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений.

Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.

Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений.

Прогнозируемые результаты
После освоения программы первого года обучения обучающиеся будет знать:

  • устройство инструмента;

  • строение его ладов;

  • основы правильной посадки и постановки рук;

  • правила записи аккордов, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;

  • общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения и др.

После освоения программы первого года обучения обучающийся будет уметь:

  • ориентироваться в записи аккомпанемента песен;

  • различать характер музыки в пределах начальной подготовки;

  • играть осмысленно и выразительно простые песни;

  • владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года обучения.

После изучения программы первого года обучения воспитанник сможет развить:

  • интерес к занятиям музыкой;

  • эмоциональную восприимчивость;

  • усидчивость;

  • внимание;

  • культуру поведения во время занятий.
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Закон РФ «Об образовании»
Должностная инструкция педагога дополнительного образования моу дод дом детского творчества
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Ш. А. Амонашвили I. Пояснительная записка
Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Образовательная программа мбоу дод «Дом детского творчества»
...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Исследовательская работа учащихся 3-их классов моу «Гимназия №1»
Булатова Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования моу дод «Центр детского творчества»
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения
Программа является модифицированной на базе программы "Юный картингист" (автор Слюнин Э. Г., педагог дополнительного образования...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения
Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Картинг» (автор Стариков К. Г., педагог...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Пояснительная записка к Учебному плану моу дод «Центр детского творчества»...
Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012 года №243-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Мастер –класс от моу до «Центр детского творчества»
Баранов П. А., педагог дополнительного образования моу до «Центр детского творчества»
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Паспорт образовательной программы ( оп )
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества №4 Советского района...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Автор: Охотникова Светлана Григорьевна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Открытый мир»
...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Образовательная программа дополнительного образования детей «За здоровый образ жизни»
...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Инструкция о делопроизводстве в Муниципальном образовательном учреждении...
Дод «Дом детского творчества» г. Бронницы (далее Инструкция) разработана в целях совершенствования документационного обеспечения...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской дополнительной образовательной программы Тиуновой Светланы Васильевны, педагога дополнительного образования детей моу дод «Дама детского творчества» icon Пояснительная записка Учебно-тематический план
Данная программа имеет техническую направленность. Программа является модифицированной на базе программы «Лего-конструирование» (автор...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск