Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А

Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А


Скачать 0.82 Mb.
Название Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А
страница 1/14
Тип Птиц. выпускная квалификационная работа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Птиц. выпускная квалификационная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Частное образовательное учреждение

высшего образования

Институт иностранных языков


Анастасия Александровна ЯКИМОВА
Роль звукоподражания как способа номинации в английских названиях птиц.
Выпускная квалификационная работа бакалавра


Научный руководитель

Флаксман М.А.

Санкт-Петербург

2017


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ НОМИНАЦИИ 5

1.1 Теория номинации слов 5

1.1.1. Семасиологический и ономасиологический подходы к теории номинации 5

1.1.2. Первичная и вторичная номинация 6

1.1.3. Естественная и искусственная номинация 6

1.2 История изучения звукоизобразительности 7

1.3 Фоносемантика как раздел лингвистики 9

1.4 Классификация звукоизобразительных слов 10

1.5 Метод фоносемантического анализа 13

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 15

ГЛАВА 2. ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНГЛИЙСКИХ ОРНИТОНИМОВ 16

2.1 Принципы отбора материала исследования 16

2.2 Этимологический анализ исследуемых орнитонимов 17

2.2.1 Названия, включающие звукоизобразительную основу 17

2.2.1.1 ЗП основа, имитирующая крик птицы 18

2.2.1.2 ЗП Основа, не имитирующая крик птицы 24

2.2.1.3 ЗС основа, не характеризующая крик птицы 24

2.2.1.4 ЗС основа, характеризующая крик птицы 26

2.2.2 Названия, образованные на основе других отличительных признаков 26

2.2.2.1 Поведение 26

2.2.2.2 Цвет 30

2.2.2.3 Особенности телостроения 33

2.2.2.4 Место обитания 34

2.2.2.5 Привычки в питании 35

2.2.2.6 Иные мотивировочные признаки 36

2.2.3 Слова неясного происхождения 39

2.3 Анализ полученных данных 40

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

Список сокращений и условных обозначений 45

Список цитированной литературы 45

Приложение 1 52

Приложение 2 55



ВВЕДЕНИЕ


Многие исследователи [21], [44], [38], [40] на протяжении нескольких столетий пытались установить, существует ли взаимосвязь между звуковой формой и значением слов. Споры относительно природы языка порождал тот факт, что в каждом языке есть значительное количество слов, образованных по схожести со звуками, которые издают те или иные предметы. По мнению С.В. Воронина, «проблема звукоизобразительности стала играть все большую роль с тех пор, когда человек стал изучать сущность и происхождение языка» [14, c. 8]. Так как от определения статуса звукоизобразительного статуса слова зависит решение многих важных вопросов языкознания, таких как произвольность или непроизвольность языкового знака, происхождение и роль языка в мире (Горелов 1987, Якушин 1984), рассмотрение природы звукоизобразительности является одним из ключевых вопросов лингвистики.

В языках разных народов мира есть слова, образованные по сходству с природными звучаниями. Особый интерес вызывают наименования птиц, так как характерной особенностью птиц часто является их пение – неповторимые звуки и трели, которые раздаются на расстоянии, тем самым, привлекая внимание человека (в первую очередь, посредством слухового восприятия, а затем уже и зрительного). Поэтому логично предположить, что наименования птиц являются лексико-семантической группой, включающей большое количество слов, в основу номинации которых легло звукоподражание. Поскольку звукоподражательные слова, так же как и другие слова языка развиваются во времени [56], для выявления их звукоподражательного происхождения требуется специальный анализ, что и создало почву для настоящего исследования.

Таким образом, гипотеза исследования заключается в том, что звукоподражание будет являться основным мотивировочным признаком для формирования названий птиц, а значит данная лексико-семантическая группа будет содержать повышенное число названий, образованных с помощью звукоподражания.

Предметом настоящего исследования является выявление названий английских орнитонимов, образованных по звукоизобразительному принципу.

Актуальность данной работы определяется тем, что изучение звукоподражательных орнитонимов в английском языке еще не являлось предметом специального исследования. Однако стоит отметить, что уже предпринимались попытки изучения орнитонимов в различных языках мира (в русском языке [2], тюркских [48] и финно-угорских языках [70]).

Новизна данной работы обеспечивается подробным и комплексным анализом определенной лексико-семантической группы слов - названий птиц, в английском языке.

Целью исследования является доказательство гипотезы о том, что лексико-семантическая группа «Птицы» содержит повышенное (по сравнению с лексиконом английского языка в целом) число звукоподражательных слов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • произвести выборку орнитонимов английского языка;

  • установить их происхождение;

  • произвести фоносемантический анализ изучаемых орнитонимов;

  • установить мотив номинации всех слов выборки;

  • произвести классификацию рассмотренных орнитонимов английского языка согласно их мотиву номинации;

  • установить долю звукоизобразительной (уже - звукоподражательной) лексики в рассматриваемой лексико-семантической группе;

  • сравнить долю звукоподражательных по происхождению слов в исследуемой ЛСГ с долей таковых в английском языке.

Материалом исследования послужили 193 английских орнитонима, полученных методом сплошной выборки из каталога птиц The British List на вебсайте British Ornithologist's Union [77].

В качестве основных методов исследования применяются этимологический анализ, фоносемантический анализ, а также элементы статистического анализа и количественного подсчета.

Структура работы

Цели и задачи данного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка условных сокращений и приложения.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с мотивом номинации слов, дается определение звукоподражания и приводится ряд классификаций звукоизобразительной лексики; также рассматривается метод фоносемантического анализа. Вторая глава посвящена анализу отобранных нами английских названий птиц с целью подтверждения или опровержения их звукоизобразительной природы.

В заключении работы кратко подводятся итоги исследования. В приложении приводится список рассмотренных в работе орнитонимов в алфавитном порядке и диаграммы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный руководитель Т. М. Алексеева
Грамматические и синтаксические особенности текста, сложности при переводе
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный руководитель Н. Б. Бомова
«Перевод английских имен собственных отличной нациoнальнo-языкoвoй принадлежности»
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный руководитель Н. Н. Ноланд
Проблемы перевода строительных терминов (на материале статьи “Insulating concrete forms”)
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный руководитель Е. М. Берсудская
...
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный руководитель И. В. Кузьмич
...
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный руководитель В. В. Резцов
Развитие специализированного лексикона и построение тематических групп (на материале комментированного перевода статьи "О дивный...
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный руководитель Л. Б. Кошкина
Особенности перевода научно-популярных текстов тематики икт с испанского языка на русский (на материале статьи "La Internet que no...
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный руководитель И. В. Арефьева
Целью данной работы является выявление особенностей научно-популярных текстов через анализ переводческих трансформаций, использованных...
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Работа выполнена на кафедре микробиологии спбгу научный...
Выявление представителей рода Mycobacterium в аквариумной воде, находящейся в замкнутой системе очистки
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Ахшабаева Л. И. Проект сетевая организация социальных практик для 10-11-х классов
Научный руководитель и научный редактор: Мелехина С. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного и математического...
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный Н. Н. Ноланд
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный к и. н., доц. Н. А. Сомкина Рецензент: к и. н., ст пр. Мыльникова Ю. С
Осуществление курса «идти вовне»
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon По направлению 41. 03. 05 «Международные отношения» Научный руководитель...
Охватывает широкий круг научно-аналитических работ, осветивших тот или иной аспект поставленной проблемы, и условно может быть разделена...
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon На соискание степени бакалавра филологии Научный к ф. н., доц. Сытнов...
I. Терминосистема: формирование, особенности, классификация
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Бакалавра Научный ст преп. Римушкина Е. Ю. Рецензент: к ф. н., ст преп. Морилова Е. С
Образовательная программа «Теория и практика межкультурной коммуникации (английский язык)»
Бакалавра Научный руководитель Флаксман М. А icon Научный руководитель к п. н., доц. Кабакчи М. К
Проблема сохранения художественно-эстетического своеобразия оригинала 6

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск