Содержание рабочей программы группы старшего дошкольного возраста
(от 6 до 8 лет) № 2 «Облачко»
|
стр.
|
1.
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
|
3
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
3
|
1.2.
|
Цель и задачи реализации Программы
|
4
|
1.3.
|
Принципы и подходы к формированию Программы
|
5
|
1.4.
|
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
|
5
|
1.5.
|
Планируемые результаты освоения Программы
|
9
|
1.6.
|
Педагогическая диагностика
|
14
|
2
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|
15
|
2.1.
|
Календарный учебный график на 2017 – 2018 учебный период
|
15
|
2.2.
|
Учебный план на 2017 – 2018 учебный период
|
15
|
2.3.
|
Образовательная деятельность в режиме дня
|
17
|
2.4.
|
Режим занятий на 2017 – 2018 учебный период
|
17
|
2.5.
|
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности на 2017 – 2018 учебный период
|
18
|
2.6.
|
Содержание работы с семьями воспитанников на 2017 – 2018 учебный период
|
81
|
3.
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
|
86
|
3.1.
|
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы
|
86
|
3.2.
|
Перечень программ, учебно-методических пособий
|
87
|
3.3.
|
Режим дня детей
|
88
|
4.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
91
|
|
План работы с детьми и семьями воспитанников по ПДД и ОБЖ
|
91
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 8 лет) «Облачко» (далее по тексту - Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 «Сибирячок» (далее по тексту – МБДОУ) определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Программа реализуется с 01.09.2017 года по 31.05.2018 года, в течение всего времени пребывания ребенка в МБДОУ.
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 «Сибирячок» (далее по тексту - Программа) рассматривается на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, принятый государственной Думой 21.12.2013;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций 2.4.1.3049-13» (с изменениями от 27.08. 2015 года);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1014;
Закон об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, принятый государственной Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27 июня 2013;
Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
Постановление Администрации города от 11.02.2016 № 925 «Об утверждении стандарта качества муниципальных услуг (работ) в сфере образования, оказываемых (выполняемых) муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города» (с изменениями от 26.12.2016 № 9428, 08.09.2017 № 7873);
Устав МБДОУ, утвержденный распоряжением Администрации города Сургута от 27.07.2015 № 1905.
Согласно ФГОС дошкольного образования Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 6 до 7 лет. Программа направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность дошкольников. В Программе предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми и строится с учетом соблюдения преемственности между основными образовательными программами дошкольного и начального общего образования. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Во исполнение ФГОС дошкольного образования объем обязательной части – 67%, а в формируемой – 33%.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, используются:
элементы образовательной технологии «Социокультурные истоки» под ред. И.А. Кузьмина, А.В. Камкин (духовно-нравственное воспитание и речевое развитие);
авторская программа О.С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (речевое развитие).
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цели Программы определены в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, ее структуре и результатам ее освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программы с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
При разработке и реализации Программы учитывались следующие принципы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе реализации Программы лежат культурно-исторический и системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС дошкольного образования, которые предполагают:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество с семьями воспитанников;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях группы образовательного учреждения необходима характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 8 лет)
Возрастные особенности
|
Индивидуальные способности
|
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. В целом ребенок 6-8 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. К 6-8 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Большую значимость для детей 6-8 лет приобретает общение между собой. В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. В играх дети 6-8 лет способны отражать достаточно сложные социальные события. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. В возрасте 6-8 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6-8 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-жественной деятельности.
Характеристика ребенка перед
поступлением в школу
Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему. Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия. Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские движения приобретают произвольный характер. Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?)» пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.
|
Группу посещает 28 детей. Из них 15 девочек и 13 мальчиков. В группе присутствуют дети, как из полных семей, так и с одним родителем, есть дети из многодетных семей, есть и те, у которых только один ребёнок в семье. Воспитанники группы «Облачко» интересуются окружающими предметами и активно действуют с ними, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Владеют простейшими навыками самообслуживания; стремятся проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляют навыки опрятности. Отрицательно относятся к грубости, жадности. Соблюдают правила элементарной вежливости, имеют первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их. Проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою страну, ее достижения, имеют представление о ее географическом разнообразии, многонациональности. Имеют: - первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляют уважение к своему и противоположному полу;
начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимают здоровый образ жизни как ценность. Владеют активной речью. Эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, принимают игровую задачу проявляют интерес: к сверстникам, умеют играть рядом, не мешая им; к окружающему миру природы, с интересом участвуют в сезонных наблюдениях; к продуктивной деятельности (рисованию, лепке, конструированию, аппликации); к стихам, песням и сказкам; рассматриванию картинок;
стремятся двигаться под музыку; эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства. С пониманием следят за действиями героев кукольного театра; проявляют желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых, подвижных играх.При реализации основной образовательной программы необходимо опираться на данные факты и учитывать особенности каждого ребенка.
|
|