«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»


Скачать 0.88 Mb.
Название «Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
страница 1/7
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 23 «ВИШЕНКА»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД КРАСНОДАР,

ЗАПАДНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ, УЛ. КРАСНАЯ, Д. 147/1

тел/факс (861)255-02-11, e-mail: detsad23@kubannet.ru

ТЕМА: «Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Автор опыта: ГАДИСОВА МАРИНА ДЖАЛИЛОВНА,

воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар

«Центр – детский сад № 23 «Вишенка»

г. Краснодар

2014

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………………………….3

2. Глава 1. Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста……5

3. Глава 2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………….7

4. Глава 3. Своеобразие организации дидактических игр в дошкольном возрасте……….13

5. Глава 4. Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….17

6. Глава 5. Эффективность работы по развитию речи детей посредством дидактических игр………………………………………………………………………………………………..19

7.Заключение……………………………………………………………………………………26

8.Библиографический список………………………………………………………………….28

9. Приложения…………………………………………………………………………………..29

10. Приложение 1. Перспективное планирование по применению дидактических игр по развитию речи…………………………………………………………………………………..29

11. Приложение 2. Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….30

12. Приложение 3. Консультации для родителей…………………………………………….42

13. Приложение 4. Консультации для педагогов……………………………………………..48

ВВЕДЕНИЕ

Прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Проблемой развития речевой деятельности занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые. Среди них особое место занимает К.Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е.Н., Симонович А.С., Тихеевой Е.И., большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н.К., Флерина Е.А., и многие другие. При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако не всегда ей уделяется необходимое внимание работниками этих учреждений, поэтому тема нашего исследования является актуальной.

Объектом опыта является речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предметом – дидактическая игра как средство развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В опыте выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста использовать дидактические игры, то процесс развития речевой деятельности таких детей протекает более успешно.

Цель данной работы: изучить в теории и реализовать на практике возможности использования дидактических игр для развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по проблеме развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить уровень развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Составить комплекс дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить его эффективность.

Были намечены этапы проведения исследования:

Первый этап - была подобрана и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, определена и сформулирована проблема, цели и задачи исследования, что позволило составить план выполнения работы и частично его реализовать. Анализировался опыт работы в дошкольном учреждении.

Второй этап - провела констатирующий эксперимент, что позволило определить группу детей для экспериментальной работы. Была спланирована и проведена коррекционная работа с использованием дидактических игр в процессе занятий, индивидуальной работы с детьми, в режимных моментах, в работе с родителями.

Третий этап - обобщающий — проводилась повторная диагностика уровня развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, подводились итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования, рекомендации для родителей по использованию дидактических игр в домашних условиях.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретический метод — изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы;

Эмпирические методы — прямое, косвенное и включенное наблюдение; опрос (анкетирование, беседа с детьми, их родителями и педагогами, игра, педагогический эксперимент);

-метод диагностики;

-метод эксперимента;

-метод статистической обработки результатов экспериментального исследования.

Таким образом, тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут нам возможность проводить занятия по развитию речи более живо и интересно.

Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание.

Глава 1. Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Обучение родному языку в дошкольном учреждении осуществляется в разных видах деятельности детей: в процессе непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по обучению родному языку, развитию речи.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, К.Д.Ушинский) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого восприятия детей. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период.

Обучение родному языку, развитие речи рассматривается мной не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.

В результате исследований я пришла к выводу, что развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) является процессом, многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое – словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладение языком и умственного, познавательного развития свидетельствуют об огромном значении языка для развития мышления.

Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интеллектуального развития ребенка необходимо рассматривать и в обратном направлении – от интеллекта к языку. Такой подход можно условно обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта, т.е. выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком (А.Ф.Сохин).

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы и др.) Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания.

Здесь существенное влияние оказывает содержание литературных произведений, произведений изобразительного искусства. Умение детей рассказывать совместно, группами предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.п.

Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

☼ владение литературными нормами и правилами родного языка,

свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;

☼ умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);

☼ знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

☼ умение писать и читать.

Глава 2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой речевой задачи есть целый круг проблем, о которых необходимо помнить всем, кто работает с детьми. Я рассмотрела некоторые речевые задачи в свете вышеизложенных положений.

Развитие связной речи

По отношению к дошкольникам я рассматривала развитие двух форм речи – диалогической и монологической.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами и мимикой.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, просить, подавать реплику), пользоваться разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, с его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение слушать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста. Все эти навыки и умения необходимы и для развития монологической речи.

Развитие монологической речи

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз. Самый распространенный способ соединения предложений – это цепная связь. Основными средствами данной связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку), лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно), синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок веселится).

Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, ребенок учится избегать повторений одного и того же слова.

Предложения могут соединяться и с помощью параллельной связи, когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже противопоставляются (Дул сильный ветер. Заяц спрятался в норе).

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, давать заглавие тексту.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы высказываний: описание, повествование, рассуждение.

Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету

или отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Для текстов-описаний используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество как лучик присоединяется к характеристике предмета.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребенка элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Структура повествования более жесткая, чем в описании, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования – это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).

Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова однажды, как-то раз, может быть указано место и (или) время события, действия).

В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий.

Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине (по серии сюжетных картин).

Работа над формированием представлений о структуре повествовательного текста развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

Рассуждение - это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит в себе тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.

Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у ребенка умений логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.

Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнения.

Развитие лексической стороны речи

Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств.

Работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.

Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. Следует знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, с речевой ситуацией способствует формированию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.

Я пришла к выводу, что словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Слово усваивается детьми быстрее, если обучение употреблению этого слова связано с его смыслом, а в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи.

В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева» входит следующее тематическое поле: дерево – ствол – ветки – хвоя – зеленая – пушистая, растет – опадает. Это же слово в значении «игла для шитья» входит в другое семантическое поле: шить – зашивать – вышивать – платье – рубашка – узор – острая – тупая и т.д.

Главные задачи словарной работы – обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Работа с детьми над синонимами (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с работой по усвоению тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.д.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).

Работа над антонимами (слова с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А, подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова (старый дом – ветхий, старое платье – рванное, старый друг – давний).

Многозначность слова дошкольникам показывают на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка).

Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какое значение того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий – составление словосочетаний, затем предложений и в конечном итоге использование многозначных слов в связном тексте.

В процессе словарной работы (и в процессе решения других речевых задач) необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

В конечном итоге я пришла к выводу, что необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. В словарной работе надо учитывать:

1) тематический принцип организации лексики;

2) семантический аспект (ознакомление ребенка со значением слова);

3) ассоциативный метод объединения слов.

Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, творческих заданий по взаимосвязи с другими речевыми задачами.

Формирование грамматического строя речи

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.

Формирование грамматического строя речи у ребенка - дошкольника включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); с возрастом детей он усложняется. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития ребенка растет употребление других частей речи – прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются по числам и падежам). Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в форме родительного падежа множественного числа – слив, апельсинов, карандашей).

В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательным в роде, числе и падеже, координируется с глаголами. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

Глагол обозначает действие или состояние предмета, различается по виду (совершенный и несовершенный), изменяется по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.

Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1,2, и 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего (солнце сияло) рода с глаголами в форме прошедшего времени.

Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.

Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).

В процессе обучения ребенок овладевает умениями употреблять в своей речи и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

Словообразование. Детей подводят к образованию слов на базе другого однокоренного слова, которым они мотивированы (т.е. выводятся из него по смыслу и по форме), с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).

Способы словообразования многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписать), смешанный (застольный; разбежаться).

Наши исследования показали, что дети могут от исходного слова подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежныйснеговик, подснежник).

Освоение разных способов словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетчица), направления действий (ехал – поехал – выехал) и т.д.

Синтаксис. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.

Исследования показали, что особое внимание необходимо уделять упражнениям, с помощью которых ребенок учится употреблять правильный порядок слов, избегая повторения однотипных конструкций.

Важно, чтобы у ребенка сформировались элементарные представления о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, некоторые смысловые и грамматические связи между словами и научиться интонационно оформлять предложение.

Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается осознанный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Развитие звуковой стороны речи

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка).

Линейные звуковые единицы – звук – слог – слово – фраза – текст – обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.

Очень важно, чтобы ребенок научился правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передовая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.

Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. Для этого надо чаще использовать соответствующие задания. Именно эти умения будут необходимы ребенку для построения связных высказываний

разных типов – повествования, описания, рассуждения, требующих разного интонационного оформления.

Развивая звуковую сторону речи, мы учим ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и от слушателей.

Громкость речи должна быть уместной, а скорость соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важным показателем хорошей, правильной речи является ее плавность.

Итак, мои исследования показали, что в основе развития связной речи лежит обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре разных типов текста – описания, повествования, рассуждения. В воспитании звуковой культуры речи более пристальное внимание надо уделять работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку на этих умениях базируется становление связной речи.

Развитие образной речи.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи здесь понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой при том условии, если мы будем воспитывать у ребенка интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).

Художественная литература и устное народное творчество – это такие виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет его жизни.

Образность является важной характеристикой разных сторон речи.

Лексическая сторона речи является составной частью образности, т.к. работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употреблять точные по смыслу и выразительности слова или словосочетания в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект образности также очень важен, потому что, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), что во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.

В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon «Дидактические игры как средство развития познавательной активности...
Тема: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon «Игровая деятельность как средство формирования познавательных интересов...
Студентки 4 курса группы фзо 4до-1 направление подготовки 44. 03. 01 «Педагогическое образование»
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного...

«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Программа социально педагогической направленности дошкольного образования...
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и...
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Дипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по...
«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (онр) с детьми старшего дошкольного возраста
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Рабочая программа по физической культуре для детей старшего дошкольного...
Дидактические методы и приемы, применяемые на физкультурных занятиях для детей с тнр
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Тест для детей старшего дошкольного возраста “Подбери слова” Цель:...
Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому...
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Рабочая программа учителя логопеда «Совершенствование фонетических,...
«Совершенствование фонетических, лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, формирование элементарных навыков...
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы...
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности...
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Муниципального образования ханты-мансийского автономного округа-югры городской округ
Цель: дать родителям понятия, что игра является одним из средств формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного...
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Пояснительная записка
Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, заиканием, задержкой речевого развития, фонетико – фонематическим...
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Оглавление
Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (возрастные особенности, состав группы)
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» icon Презентация проекта «Формирование относительных прилагательных у...
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск