Комплект оценочных средств, используемых для проведения олимпиады профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей СПО 43.00.00 Сервис и туризм
Утверждено
протоколом заседания
ФУМО по УГС 43.00.00
Сервис и туризм
от ______ №_______
Фонд оценочных средств
Всероссийской олимпиады профессионального мастерства
по укрупненной группе специальностей СПО 43.00.00 Сервис и туризм
Санкт-Петербург
2017
ФОС разработан рабочей группой в составе:
от СПб ГБПОУ «Петровский колледж»
Бражников В.И., преподаватель
Веселова Н.Н., преподаватель
Кагакина И.Н., заведующий практикой
Козлова Н.С., преподаватель
Кроленко Л.А., преподаватель
Куликов А.В., заместитель директора по учебно-методической работе
Лузина Е.А., методист
Любавина Н.Л., преподаватель
Лядова О.С., заведующий отделением международных программ, туризма и сервиса
Майсак К.А., председатель МПЦК туризма и гостеприимства
Мацкевич А.А., преподаватель
Михайленко В.В., преподаватель
Попова М.В., преподаватель
Сидорова Е.В., преподаватель
Скалкина Н.В., преподаватель
Сысоева М.О., преподаватель
от компаний-работодателей:
Биткулова Л.И., генеральный директор ООО «Центр классификации»
Лебедева Е.А., директор туристской фирмы «НевоСтильТур»
Рецензенты
1.Жигунов Эдуард Аркадьевич, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Ленинградского государственного университета им.А.С.Пушкина, кандидат экономических наук
2.Воеводский Игорь Эммануилович, генеральный директор агентства путешествий «Эклектика», главный редактор журнала «Автобус», член Союза Журналистов
3.Костицин Роман Юрьевич, директор гостевого центра «Корона»
Содержание
Спецификация Фонда оценочных средств
Паспорт практического задания «Перевод профессионального текста»
Паспорт практического задания «Задание по организации работы коллектива».
Паспорт практического задания инвариантной части практического задания 2 уровня
Паспорт практического задания вариативной части практического задания 2 уровня
Оценочные средства (демоверсии, включающие инструкции по выполнению)
Сводная ведомость оценок результатов выполнения заданий I уровня
Ведомость оценок результатов выполнения практического задания II уровня
Сводная ведомость оценок результатов выполнения практических заданий II уровня
Сводная ведомость оценок результатов выполнения профессионального комплексного задания
Методические материалы
Спецификация Фонда оценочных средств
-
Назначение Фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств (далее – ФОС) - комплекс методических и оценочных средств, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций участников Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования (далее – Олимпиада).
ФОС является неотъемлемой частью методического обеспечения процедуры проведения Олимпиады, входит в состав комплекта документов организационно-методического обеспечения проведения Олимпиады.
Оценочные средства – это контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций участников олимпиады.
1.2. На основе результатов оценки конкурсных заданий проводятся следующие основные процедуры в рамках Всероссийской олимпиады профессионального мастерства:
процедура определения результатов участников, выявления победителя олимпиады (первое место) и призеров (второе и третье места);
процедура определения победителей в дополнительных номинациях.
2. Документы, определяющие содержание Фонда оценочных средств
2.1. Содержание Фонда оценочных средств определяется на основе и с учетом следующих документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 1350 «О внесении изменений в перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199»;
регламента организации и проведения Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования, утвержденного директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотаревой 04 февраля 2016 года;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 г.
№ 474 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 «Туризм»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 г.
№ 475 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис»;
приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07 мая 2015 г. № 282н "Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель /управляющий гостиничным комплексом/сети гостиниц (регистрационный номер 467)»;
Регламента Финала национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA)
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры оценочных средств и процедуре применения
3.1. Программа конкурсных испытаний Олимпиады предусматривает для участников выполнение заданий двух уровней.
Задания I уровня формируются в соответствии с общими и профессиональными компетенциями специальностей среднего профессионального образования.
Задания II уровня формируются в соответствии с общими и профессиональными компетенциями специальностей укрупненной группы специальностей СПО.
3.2. Содержание и уровень сложности предлагаемых участникам заданий соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам СПО, учитывают основные положения соответствующих профессиональных стандартов, требования работодателей к специалистам среднего звена.
3.3. Задания 1 уровня состоят из тестового задания и практических задач.
3.4. Задание «Тестирование» состоит из теоретических вопросов, сформированных по разделам и темам.
Предлагаемое для выполнения участнику тестовое задание включает 2 части - инвариантную и вариативную, всего 40 вопросов.
Инвариантная часть задания «Тестирование» содержит 20 вопросов по пяти тематическим направлениям, из них 4 – закрытой формы с выбором ответа, 4 – открытой формы с кратким ответом, 4 - на установление соответствия, 4 - на установление правильной последовательности. Тематика, количество и формат вопросов по темам инвариантной части тестового задания едины для всех специальностей СПО.
Вариативная часть задания «Тестирование» содержит 20 вопросов не менее, чем по двум тематическим направлениям. Тематика, количество и формат вопросов по темам вариативной части тестового задания формируются на основе знаний, общих для специальностей, входящих в УГС, по которой проводится Олимпиада.
Таблица 1
Алгоритм формирования содержания задания «Тестирование»
№ п\п
|
Наименование темы вопросов
|
Кол-во вопросов
|
Формат вопросов
|
Выбор ответа
|
Откры=тая форма
|
Вопрос на соответствие
|
Вопрос на установление послед.
|
Макс.
балл
|
|
Инвариантная часть тестового задания
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Информационные технологии в профессиональной деятельности
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Оборудование, материалы, инструменты
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Системы качества, стандартизации и сертификации
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
Экономика и правовое обеспечение профессиональной деятельности
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
ИТОГО:
|
20
|
|
|
|
|
5
|
|
Вариативный раздел тестового задания (специфика УГС 43.00.00 Сервис и туризм)
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Менеджмент, маркетинг
|
10
|
4
|
3
|
2
|
1
|
2
|
2
|
Обслуживание туристов на предприятиях гостиничного сервиса
|
10
|
1
|
1
|
5
|
3
|
3
|
|
ИТОГО:
|
20
|
5
|
4
|
7
|
4
|
5
|
|
ИТОГО:
|
40
|
|
|
|
|
10
|
Вопрос закрытой формы с выбором одного варианта ответа состоит из неполного тестового утверждения с одним ключевым элементом и множеством допустимых заключений, одно из которых являются правильным.
Вопрос открытой формы имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов, в качестве которых могут быть: число, слово или словосочетание. На месте ключевого элемента в тексте задания ставится многоточие или знак подчеркивания.
Вопрос на установление правильной последовательности состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.
Вопрос на установление соответствия. Состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов во второй группе должно соответствовать количеству элементов первой группы. Количество элементов как в первой, так и во второй группе должно быть не менее 4.
Выполнение задания «Тестирование» реализуется посредством применения прикладных компьютерных программ, что обеспечивает возможность генерировать для каждого участника уникальную последовательность заданий, содержащую требуемое количество вопросов из каждого раздела и исключающую возможность повторения заданий. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются особые условия проведения конкурсного испытания.
При выполнении задания «Тестирование» участнику Олимпиады предоставляется возможность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания, вносить изменения в свои ответы, пропускать ряд вопросов с возможностью последующего возврата к пропущенным заданиям.
3.5. Практические задания 1 уровня включают два вида заданий: задание «Перевод профессионального текста» и «Задание по организации работы коллектива».
3.6. Задание «Перевод профессионального текста» позволяет оценить уровень сформированности:
умений применять лексику и грамматику иностранного языка для перевода текста на профессиональную тему;
умений общаться (письменно) на иностранном языке на профессиональные темы;
способность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Задание по переводу текста с иностранного языка на русский представлено практической работой, выполняемой на компьютере и разработано на английском, немецком и французском языке. Участнику предлагается текст, соответствующий его специальности и иностранному языку, который он изучал. Объем текста на иностранном языке составляет от 1500 до 2000 знаков.
Задание по переводу текста включает 2 задачи:
- перевод текста, содержание которого включает профессиональную лексику;
- ответы на вопросы по тексту (вопросы предлагаются на иностранном языке; количество вопросов - 5).
Требования к отбору текстов для перевода:
- выбранный отрывок характеризуется законченностью и связностью;
- текст характеризуется профессиональной направленностью;
- содержание текстов учитывает возрастные особенности и жизненный опыт участников.
3.7. «Задание по организации работы коллектива» позволяет оценить уровень сформированности:
умений организации производственной деятельности подразделения;
умения ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
способности работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
способность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Задание по организации работы коллектива: участникам предлагается описание туристского/гостиничного предприятия, по которому участники выполняют 2 задачи.
Задача 1:
Предложите перечень должностных позиций, их количество и составьте график работы сотрудников для описанного туристского/гостиничного предприятия.
Задача 2:
Разработайте организационную структуру туристской фирмы/гостиничного предприятия по заданным характеристикам.
Материальная база для выполнения заданий I уровня: компьютерный класс, проектор, лицензионное программное обеспечение Microsoft Office.
3.8. Задания II уровня - это содержание работы, которую необходимо выполнить участнику для демонстрации определённого вида профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональных стандартов с применением практических навыков, заключающихся в проектировании, разработке, выполнении работ или изготовлении продукта (изделия и т.д.) по заданным параметрам с контролем соответствия результата существующим требованиям.
3.9. Задания II уровня подразделяются на инвариантную и вариативную части.
3.10. Инвариантная часть заданий II уровня формируется в соответствии с общими и профессиональными компетенциями специальностей УГС 43.00.00 Сервис и туризм, умениями и практическим опытом, которые являются общими для всех специальностей, входящих в УГС.
Инвариантная часть заданий II уровня представляет собой практическое задание, которое содержит 2 задачи.
Описание задания: участникам предлагается для просмотра специально подготовленный видеоролик, где в игровой форме представлено обслуживание клиента в условиях конфликтной ситуации.
Задача 1:
Сделать анализ представленной конфликтной ситуации между сотрудником и гостем; перечислить ошибки, допущенные сотрудником. Оформить результаты проведенного анализа в текстовом формате в электронном виде.
Задача 2:
Разработать содержание мероприятия по обучению персонала правилам поведения в конфликтных ситуациях; предложить форму проведения мероприятия. Оформить результаты проведенного анализа в текстовом формате в электронном виде.
3.11. Вариативная часть задания II уровня формируется в соответствии со специфическими для каждой специальности, входящей в УГС профессиональными компетенциями, умениями и практическим опытом с учетом трудовых функций профессиональных стандартов.
Практические задания разработаны в соответствии с объектами и видами профессиональной деятельности обучающихся по конкретным специальностям, или подгруппам специальностей, входящим в УГС.
Материальная база для выполнения инвариантной части заданий II уровня: компьютерный класс, проектор, лицензионное программное обеспечение Microsoft Office.
Вариативная часть задания II уровня, содержит 2 задачи различных уровней сложности.
Специальность 43.02.10 «Туризм»:
Задача 1 (ролевая игра):
Ответьте на телефонный звонок и проведите бронирование турпродукта по предложенному направлению по телефону, с заполнением служебной формы.
Материальная база: компьютер c подключением к интернет, телефон (2шт), лицензионное программное обеспечение Microsoft Office.
Задача 2:
Выберите предприятие питания для обслуживания группы туристов; сделайте обоснование выбора в текстовом формате в электронном виде.
Материальная база: компьютерный класс c подключением к интернет, лицензионное программное обеспечение Microsoft Office.
Специальность 43.02.11 «Гостиничный сервис:
Задача 1 (ролевая игра):
Ответьте на телефонный звонок и проведите бронирование гостиничных услуг по телефону, с заполнением служебной формы.
Материальная база: компьютер c подключением к интернет, телефон (2шт), лицензионное программное обеспечение Microsoft Office.
Задача 2:
Разработайте план организации выполнения требований VIP гостя. Оформить результаты проведенного анализа в текстовом формате в электронном виде.
Материальная база: компьютерный класс c подключением к интернет, лицензионное программное обеспечение Microsoft Office.
|