Комплект оценочных средств, используемых для проведения олимпиады профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей СПО 53.00.00 Музыкальное искусство
Утверждено
протоколом заседания
ФУМО по (наименование ФУМО)
от ______ №_______
Фонд оценочных средств
Всероссийской олимпиады профессионального мастерства
по укрупненной группе специальностей СПО
53.00.00 Музыкальное искусство
Москва 2017
ФОС разработан
Бойцова Н.В., Бородина Е. А., Бузуверова Т. С., Гуменюк З. В., Оганова Т. Р., Салахидинова В.А.
Рассмотрен на 1._заседании рабочей группы 9.01.2017_______________
2.__заседание ФУМО 10.02.2017______________________
Рецензенты
Мечетина Е. В.
Председатель ФУМО по УГС 53. 00.00 Музыкальное искусство
Советник ректора ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»
Якупов А. Н.,
Ректор ФГБОУ ВО «Российская государственная специализированная академия искусств», профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Горбунов Е. В.
Директор ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени А.Т. Гречанинова»
Содержание
Спецификация Фонда оценочных средств.
Паспорт практического задания «Перевод профессионального текста».
Паспорт практического задания «Задание по организации работы коллектива».
Паспорт практического задания инвариантной части практического задания 2 уровня.
Паспорт практического задания вариативной части практического задания 2 уровня.
Оценочные средства (демоверсии, включающие инструкции по выполнению)
Сводная ведомость оценок результатов выполнения заданий I уровня
Ведомость оценок результатов выполнения практического задания II уровня
Сводная ведомость оценок результатов выполнения практических заданий II уровня
Сводная ведомость оценок результатов выполнения профессионального комплексного задания
Методические материалы
Спецификация Фонда оценочных средств
-
Назначение Фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств (далее – ФОС) - комплекс методических и оценочных средств, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций участников Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования УГС 53.00.00 Музыкальное искусство (далее – Олимпиада).
ФОС является неотъемлемой частью методического обеспечения процедуры проведения Олимпиады, входит в состав комплекта документов организационно-методического обеспечения проведения Олимпиады.
Оценочные средства – это контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций участников олимпиады.
1.2. На основе результатов оценки конкурсных заданий проводятся следующие основные процедуры в рамках Всероссийской олимпиады профессионального мастерства:
процедура определения результатов участников, выявления победителя олимпиады (первое место) и призеров (второе и третье места);
процедура определения победителей в дополнительных номинациях.
2.Документы, определяющие содержание Фонда оценочных средств
2.1. Содержание Фонда оценочных средств определяется на основе и с учетом следующих документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 1350 «О внесении изменений в перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199»;
регламента организации и проведения Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования, утвержденного директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотаревой от 26 декабря 2016 г.;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. N 993 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № N 1379 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам)»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1390 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1381 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.04 Вокальное искусство»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1388 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1383 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1387 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.07 Теория музыки»;
приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Регламента Финала национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA)
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры оценочных средств и процедуре применения
3.1. Программа конкурсных испытаний Олимпиады предусматривает для участников выполнение заданий двух уровней.
Задания I уровня формируются в соответствии с общими и профессиональными компетенциями специальностей среднего профессионального образования.
Задания II уровня формируются в соответствии с общими и профессиональными компетенциями специальностей укрупненной группы специальностей СПО 53.00.00 Музыкальное искусство.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья формирование заданий осуществляется с учетом типа нарушения здоровья.
3.2. Содержание и уровень сложности предлагаемых участникам заданий соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам СПО, учитывают основные положения соответствующих профессиональных стандартов, требования работодателей к специалистам среднего звена.
3.3. Задания I уровня состоят из тестового задания и практических задач.
3.4. Задание «Тестирование» состоит из теоретических вопросов, сформированных по разделам.
Предлагаемое для выполнения участнику тестовое задание включает 2 части - инвариантную и вариативную.
Инвариантная часть задания «Тестирование» содержит 8 вопросов по двум тематическим направлениям, из них 2 – закрытой формы с выбором ответа, 2 – открытой формы с кратким ответом, 3 - на установление соответствия, 1 - на установление правильной последовательности. Тематика, количество и формат вопросов по темам инвариантной части тестового задания едины для специальностей СПО УГС 53.00.00. Музыкальное образование.
Вариативная часть задания «Тестирование» содержит 8 вопросов, по двум тематическим направлениям. Тематика, количество и формат вопросов по темам вариативной части тестового задания формируются на основе знаний, общих для специальностей СПО, входящих в УГС 53.00.00. Музыкальное образование.
Таблица 1
Алгоритм формирования содержания задания «Тестирование»
№ п\п
|
Наименование темы вопросов
|
Кол-во вопросов
|
Формат вопросов
|
Выбор
ответа
|
Открытая форма
|
Вопрос на соответствие
|
Вопрос на установление послед.
|
Макс.
балл
|
|
Инвариантная часть тестового задания
|
|
|
|
|
|
|
1
|
История мировой культуры
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2,5
|
2
|
Музыкальная литература
|
4
|
1
|
1
|
2
|
-
|
2,5
|
|
ИТОГО:
|
8
|
|
|
|
|
5
|
|
Вариативный раздел тестового задания
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Элементарная теория музыки
|
4
|
1
|
1
|
2
|
-
|
2,5
|
2
|
Гармония
|
4
|
1
|
1
|
-
|
2
|
2,5
|
|
ИТОГО:
|
8
|
|
|
|
|
5
|
|
ИТОГО:
|
16
|
|
|
|
|
10
|
Вопрос закрытой формы с выбором одного варианта ответа состоит из неполного тестового утверждения с одним ключевым элементом и множеством допустимых заключений, одно из которых являются правильным.
Вопрос открытой формы имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов, в качестве которых могут быть: число, слово или словосочетание. На месте ключевого элемента в тексте задания ставится многоточие или знак подчеркивания.
Вопрос на установление правильной последовательности состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.
Вопрос на установление соответствия. Состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов во второй группе должно соответствовать количеству элементов первой группы. Количество элементов как в первой, так и во второй группе должно быть не менее 4.
При выполнении задания «Тестирование» участнику Олимпиады предоставляется возможность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания, вносить изменения в свои ответы, пропускать ряд вопросов с возможностью последующего возврата к пропущенным заданиям.
3.5. Практические задания 1 уровня включают два вида заданий: задание «Перевод профессионального текста (сообщения)» и «Задание по организации работы коллектива».
3.6. Задание «Перевод профессионального текста (сообщения)» позволяет оценить уровень сформированности:
умений применять лексику и грамматику иностранного языка для перевода текста на профессиональную тему;
умений общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные темы;
способность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Задание по переводу текста с иностранного языка на русский включает 2 задачи:
перевод текста, содержание которого включает профессиональную лексику;
ответы на вопросы по тексту (выполнение действия).
Объем текста на иностранном языке составляет (1500-2000) знаков.
Задание по переводу иностранного текста разработано на языках, которые изучают участники Олимпиады.
3.7. «Задание по организации работы коллектива» позволяет оценить уровень сформированности:
умений организации производственной деятельности подразделения;
умения ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
способности работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
способность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Задание по организации работы коллектива включает 2 задачи:
Задача 1. Составление программы концерта (реального или предполагаемого)
Задача 2. Оформление программки-буклета/афиши к концерту при помощи компьютерной программы Microsoft Word.
3.8. Задания II уровня - это содержание работы, которую необходимо выполнить участнику для демонстрации определённого вида профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональных стандартов с применением навыков, умений и практического опыта, заключающихся в исполнении музыкального произведения с последующим анализом по заданным параметрам в соответствии с существующими требованиями.
Количество заданий II уровня, составляющих общую или вариативную часть, одинаковое для специальностей УГС 53.00.00 Музыкальное искусство.
3.9. Задания II уровня подразделяются на инвариантную и вариативную части.
3.10. Инвариантная часть заданий II уровня формируется в соответствии с общими и профессиональными компетенциями, умениями и практическим опытом, которые являются общими для всех специальностей, входящих в УГС 53.00.00 Музыкальное искусство.
Инвариантная часть заданий II уровня представляет собой практическое задание, которое содержит следующую задачу:
исполнить музыкальное произведение наизусть (инструмент, жанр, эпоха - по выбору участника, время звучания до 5 минут).
3.11. Вариативная часть задания II уровня формируется в соответствии со специфическими для каждой специальности, входящей в УГС профессиональными компетенциями, умениями и практическим опытом с учетом трудовых функций профессиональных стандартов.
Практические задания разработаны в соответствии с объектами и видами профессиональной деятельности обучающихся по конкретным специальностям, входящим в УГС 53.00.00 Музыкальное искусство.
Вариативная часть задания II уровня содержит 2 задачи:
- характеристика инструмента (голоса), на котором исполнялось музыкальное произведение;
- анализ исполненного произведения с точки зрения образного содержания и музыкально-выразительных средств.
3.12. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья определение структуры и отбор содержания оценочных средств осуществляется с учетом типа нарушения здоровья.
|