Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
Факультет заочного обучения
Кафедра дошкольного и начального образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Игровая деятельность как средство формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста»
студентки 4 курса группы ФЗО 4ДО-1 направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»
профиль «Дошкольное образование»
Гузиевой Виктории Александровны
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольного и начального образования
Хорошилова Евдокия Петровна
Рецензент:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольного и начального образования
Чупаха Ирина Валентиновна
Работа допущена к защите Дата защиты
«_____»______________2017 г. «______»______________2017 г.
Зав. кафедрой _____________ Оценка «_________________»
Ставрополь, 2017 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………..….3
Глава I. Психолого-педагогические основы изучения игровой деятельности как средства формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста ………………………………………..…….7
1.1. Развитие познавательного интереса старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема ………………………………………....7
1.2 Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………...21
1.3. Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста …………………………34
Глава II. Эмпирическое исследование развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста……………………………………...40
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента…………......................................................................................40
2.2. Формирующий этап эксперимента………………………………...47
2.3. Сравнительный анализ, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы…………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………..………..59
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и др.).
Познавательный интерес как мотив учения побуждает ребенка к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.
Активизация познавательной деятельности дошкольников без формирования его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес дошкольников.
У дошкольников познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Кроме того, в концепции содержания непрерывного образования одним из оснований преемственности дошкольного звена, помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности.
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса на занятиях, наряду с другими методами, является игра. Один из основных видов деятельности дошкольника – игра.
Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладевают дети. Целью ее является сам процесс игры. При этом дети в определенной мере готовятся как к учению, так и к труду. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место и в первые годы обучения ребёнка в школе.
Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Существенной стороной игры являются игровые действия, которые вытекают из правил игры, способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования познавательных интересов старших дошкольников?
Тема исследования: «Игровая деятельность как средство формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия формирования познавательных интересов старших дошкольников.
Объектом исследования является развитие познавательных интересов старших дошкольников.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия формирования познавательных интересов старших дошкольников.
Гипотезы исследования: познавательный интерес старших дошкольников будет расти при создании следующих психолого-педагогических условий:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности;
- использование игровых форм и технологий обучения и воспитания.
Задачи исследования:
Изучить теоретические и методические основы проблемы исследования.
Выявить возможности игровых технологий в развитии познавательного интереса старших дошкольников.
Организовать и провести педагогический эксперимент по теме исследования.
Систематизировать методический материал по использованию игровых технологий в развитии познавательного интереса старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Теоретические: теоретический анализ литературы, сравнительный анализ, систематизация, конкретизация.
Эмпирические: диагностирование, беседа, игровые задания.
Математические: методы статистической обработки.
Практическая значимость работы состоит в систематизации методического материала по использованию игровых технологий в развитии познавательного интереса старших дошкольников, который может быть использован в педагогической практике воспитателя и педагогов-предметников ДОУ.
База исследования: МБДОУ д/с № 62 г.Ставрополя. В исследовании принимали участие старшие дошкольники в количестве 20 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Психолого-педагогические основы изучения игровой деятельности как средства формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Развитие познавательного интереса старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникающих трудностей.
Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова [23].
Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности.
Деятельность – необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность [28].
Познавательная деятельность – это активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность, связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность.
Проблему познавательного интереса широко исследовали в педагогике и психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, JI.A. Гордон, C.T. Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова и другие [19;30;41].
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как [26]:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф Добрынин, Т. Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С. JI.Рубинштейн);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами [28]:
как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
как мощный побудитель активности личности;
как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
А.И. Савенков характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами [23]:
положительной эмоцией по отношению к деятельности;
наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;
наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий [6].
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.
Ученые педагоги и психологи характеризуют познавательный интерес как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец), с побуждением к деятельности (И.Ф. Харламов), с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельность (Л.А. Гордон), с активно-познавательным (Н.В. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательным (М.Г. Морозова) отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р.С. Немов, А.В.Петровский), со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности (А.Г.Ковалев).
Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития познавательного интереса у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка [36].
Мы согласны с мнением Г.И.Щукиной, которая рассматривает познавательный интерес как целостное образование личности. Это позволило нам выявить психологическую основу познавательного интереса, состоящую из взаимосвязанных компонентов. К ним относятся [22]:
1. Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, ее предметной стороне, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, эмпатии, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности.
2. Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому операции мышления значимы для развития интереса [26].
3. Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.Н.Мясищева, Н.Г.Морозовой, А.И.Сорокиной и др. доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности.
4. Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Вслед за Л.А. Венгером, Н.С. Лейтесом мы считаем, что познавательный интерес служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.
Интерес определяется как потребность в знаниях, ориентирующих человека в окружающей действительности.
Его отличительной чертой является тесная связь с ядром познавательной деятельности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в интересующем их предмете, установить более глубокие связи и отношения [16].
Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку они лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка [6] .
Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к деятельности и социальную позицию [11].
Он ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам. Это социальная сила, обусловливающая функционирование и развитие социальной деятельности.
Интерес направляет познавательную деятельность детей, особенно заметно его влияние в дошкольном возрасте. В этот период ребенок в своей повседневной деятельности руководствуется именно интересом: «интересно» или «неинтересно» - два критерия, по которым можно судить об отношении дошкольника к фактам, предметам и явлениям окружающего мира. Если дети оценивают предлагаемое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области перцепции, поскольку становится неважным, незначимым для них [23].
Исследованиями установлено, что процесс познания в целом определяется от начала до конца интересом: само выделение объекта и задача его познания прямо определяются потребностями и интересами ребенка; выражая активное, побудительное начало, он становится катализатором процесса познания, активизируя процесс духовного освоения объекта детьми; дошкольник с позиции своего интереса производит оценку того или иного социального объекта, а также знаний о нем, полученных в результате познания [17;19;27].
В соответствии со структурой принято выделять следующие показатели интереса [28]:
мотивы деятельности, выступающие как факторы мотивации;
эмоциональные проявления в виде эмоционального настроя;
волевые проявления в различных эмоциональных ситуациях.
При качественной характеристике интересов исследователи рассматривают их широту, действенность, устойчивость.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.
Ученые выделяют следующие этапы развития познавательного интереса [24]:
1 .Постановка проблемы.
2.Определения источников получения информации.
Осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения со взрослыми.
Систематизация и обобщение полученного опыта.
5.Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины, создание макетов
Выделяют следующие уровни сформированности познавательного интереса [23]:
Первый уровень: субъектно-поисковый тип познавательного интереса: оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно достаточно высокая степень сформированное субъектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и па старте обучения в школе.
Второй уровень: продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса: качественно более низкое развитие познавательного интереса с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого человека, меньшая по сравнению с первым уровнем конструктивность действий (умственных и практических).
Третий уровень: инактивный, репродуктивный тип познавательного интереса: поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.
Четвертый уровень: элементарная форма проявления познавательного интереса. Заинтересованность в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи некоторым образом организует активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.
Пятый уровень: фактическое отсутствие познавательного интереса разрешение познавательной задачи не является сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной не сформированностыо процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности [2;13;30;32].
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством [23]:
-использования современных информационных технологий,
-экспериментирования,
- игровой деятельности,
- проблемно-игровыми технологиями,
-методами ТРИЗ,
-знаково-символическими средствами
В исследованиях выделяются следующие показатели уровня развития познавательного интереса детей [23]:
детские вопросы;
стремление детей наблюдать,
длительно рассматривать объект,
выяснять свойства и особенности предметов и явлений, служащих объектом их интереса;
эмоционально-познавательная активность детей, выявляющаяся в беседах, обсуждении со сверстниками и взрослыми увиденного и наблюдаемого.
Изучение исследований, посвященных вопросам познавательного интереса в отечественной психологии и педагогике, позволило сделать вывод, что они основаны на личностно-деятельностном подходе и раскрывают ряд важнейших особенностей этого феномена:
Носителем интереса может быть только человек.
Проявления интереса направлены на различные сферы человеческой деятельности.
Интерес не является врожденным качеством личности, а формируется в социальных условиях ее существования. Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребенка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывает воздействие окружающих людей. Интересы могут и должны быть формируемы. По выражению Л. С. Выготского, воспитание никогда не может сформировать заранее всех будущих особенностей поведения человека, однако оно может и должно формировать основные интересы, которые будут руководить человеком в последующей его жизни [5].
Изучение исследований позволяет сформулировать некоторые правила формирования интереса [8]:
при формировании интереса необходимо идти от естественных интересов к прививаемым;
объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть ни совершенно новым, ни уже хорошо известным;
материал необходимо располагать по концентрам, «группировать его вокруг одного стержня».
В развитии интереса принято рассматривать два направления: интерес к предмету и интерес к деятельности.
Соответственно им формирование интереса идет по двум основным каналам [8]:
с помощью содержания, которое заключает эту возможность (детям даются новые знания о мире в соответствии с ранее изложенными правилами, т.е. вызывающие удивление, поражающие воображение ребенка);
путем определенной организации познавательной деятельности (в педагогический процесс включаются проблемные ситуации, эвристические беседы, творческие работы, наблюдения за объектами).
Существует несколько точек зрения на то, что определяет развитие познавательного интереса. В одних исследованиях устанавливается определенная зависимость этого процесса от возрастных особенностей детей: дифференцированность, устойчивость, глубина содержания и осознанность интереса во многом определяются возрастом ребенка, в других исследованиях высказывается иная точка зрения. Г.И. Щукина, например, полагает, что интерес не может быть обособлен от общего развития личности, поэтому на развитие интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность ребенка, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций [28].
Тенденция развития интересов состоит в постепенной дифференциации, локализации вокруг какого-то определенного предмета. Основы дифференциации интересов закладываются в старшем дошкольном возрасте [21; 17]. В этом возрасте происходит уменьшение количества вопросов, задаваемых детьми, зато качественно изменяется их содержание. Дети начинают задавать вопросы о взаимосвязях явлений, позволяющих проникнуть в суть предмета. С возрастом происходит рост устойчивости интересов, наблюдается тенденция их углубления, осознание интересов происходит по мере локализации и дифференциации.
Г.И. Щукина установила созерцательный, перцептивный характер интереса ребенка шести-семи лет [28].
Направлениями интереса в этом возрасте являются действие, делание, характерные черты действующего лица, положение, явления жизни и смерти. Нередко познавательные интересы детей шести-семи лет направлены на распознание того или иного предмета, явления окружающего мира, людей. В этот период детства появляется возможность воспитать интерес к людям, не находящимся в непосредственном общении с ребенком.
Так, Т.А. Куликова утверждает, что к интересам, которые в дошкольном возрасте естественно начинают формироваться через игрушки, игры и получают свое более глубокое развитие благодаря чтению соответствующих книг, относится интерес к детям и взрослым, живущим далеко от нас, принадлежащим к другим народам, расам. Наличие вопросов, содержащих вопросительные слова «почему» или «как», показывает тенденцию мышления к установлению причинно- следственных связей в старшем дошкольном возрасте [14].
В целом для интересов детей шести-семи лет характерен выход за пределы непосредственно воспринимаемого, стремление к постижению ненаглядного, безобразного содержания.
В дошкольном возрасте развитие интереса осуществляется в разных направлениях при целенаправленном воздействии. Он становится более устойчивым, действенным, глубоким.
В этом возрасте развитие интересов происходит в двух направлениях: вертикальном — проявляется потребность глубокого отражения действительности, и в горизонтальном - познавательный интерес становится дифференцированным.
Изучая развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте, исследователи выделяют только три его уровня: любопытство, любознательность, потребность убедиться в истине (элементарный познавательный интерес). В возрасте от трех до семи лет познавательный интерес проявляется на этих указанных уровнях. Особенность его развития заключается в том, что один уровень последовательно не заменяет другой. Они сосуществуют, но для каждой ступени характерно свое соотношение.
Любопытство является определенной формой познания предметов. В нем проявляется стремление ребенка к поверхностному отображению предмета или явления. Раскрывая психологическую природу любопытства, Т.А. Куликова отмечает, что стремление дошкольников к получению новых впечатлений является той необходимой основой, на которой зарождается и развивается чувство любознательности, способствующее в дальнейшем развитию познавательных интересов детей. В любознательности ребенка проявляется склонность к постижению сущности предметов, явлений, их связей и взаимоотношений. В том случае, когда дошкольник проявляет стремление, потребность убедиться в истине, проявляется познавательный интерес на элементарном уровне [14].
Познавательный интерес в зависимости от длительности и устойчивости его проявления будет определяться следующими основными показателями различных уровней его развития.
Первый уровень - поверхностный интерес к внешним особенностям, так называемая «реакция на новизну». Основа интереса этого уровня — непроизвольное внимание дошкольников к занятиям, предметам, словам воспитателя [26].
Второй уровень - ситуативный интерес. В отличие от поверхностного, характеризуется большей степенью самостоятельности в выборе деятельности, связанной с информацией со стороны самого ребенка. Однако проявляется кратковременно, эпизодически.
Третий уровень - элементарный познавательный интерес. На этой ступени развития определяющую роль играет познавательный мотив. Старший дошкольник испытывает настойчивое желание больше узнать о явлении, событии и т.н.; использует полученные знания в самостоятельной игровой деятельности; выделяет определенную информацию из потока телевизионных передач; дает ей оценку и делится ею со сверстниками и педагогом. Интерес, соответствующий этому уровню развития, проявляется также в постоянно возникающих вопросах, стремлении установить взаимосвязи.
Основным условием является создание положительной обстановки познавательной деятельности, которая предусматривает [14]:
тщательный отбор содержания материала;
•использование эмоциональных средств его сообщения и обобщения (в старшем дошкольном возрасте к ним относятся праздники и развлечения);
эмоциональное подкрепление процесса познавательной деятельности детей; отсутствие эмоциональной обстановки в процессе деятельности разрушает эмоциональное состояние ребенка и как следствие тормозит развитие интереса;
побуждение дошкольников высказывать свое отношение к предмету;
•взаимодействие воспитателя и воспитанников на основе доброжелательности и взаимного уважения;
выражение отношения к явлению, объекту самого воспитателя.
Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают [14]:
- эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины явления или события;
- отобранные по определенным критериям произведения искусства, в том числе детская художественная литература;
- игры и занимательные игровые задания;
- прием занимательности, эмоциональное воздействие на ребенка. Реализация единства дидактического содержания, ведущей деятельности дошкольников, особым образом построенный педагогический процесс является фактором развития у дошкольников познавательного интереса.
|