Скачать 1.18 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД №3 «СОЛНЫШКО» Юный конструктор Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста Автор – составитель: Полозиненко О.В. воспитатель МКДОУ «ДС №3» Анжеро-Судженский ГО 2015 Автор – составитель: Полозиненко О.В. «Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский городской округ, 2015.- 101с. Программа «Юный конструктор» направлена на развитие конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Включает практический материал: перспективный план коррекционно-развивающих занятий и конспекты занятий по конструированию, а также общеукрепляющие и общеразвивающие упражнения, способствующие здоровьесбережению детей. Рекомендуется практическим работникам ДОО. Содержание Пояснительная записка……….…………………………………………………3 Перспективный план коррекционно-развивающих занятий…………………8 Конспекты коррекционно-развивающих занятий…..………………….….…10 Литература…………………………………………………………………...…101 Пояснительная записка Действия ребенка с реальными предметами окружающего мира начинаются еще в младенческом возрасте, но в течение детства они существенным образом меняются, усложняются, становятся всё более осмысленными и целенаправленными. С возрастом ребенок переходит от примитивных действий с предметами к более сложным продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию). Все продуктивные виды деятельности не только выражают определенные результаты психического развития ребенка, но и обеспечивают его развитие, способствуют совершенствованию и перестройке психических свойств и способностей (по B.C. Мухиной). Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается не только в том, что она развивает способности ребенка, но и его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих трудах видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М. Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине, дети могут получить на основе зрительных и кинестетических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая познавательную значимость деятельности руки, И.П. Павлов считал ёе тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами». Кроме того, в процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющиеся контролю глаза. В свою очередь, улучшается согласованная работа и в системе «глаз - рука» и отдельных мышц. Конструирование так же оказывает влияние на развитие личности и волевой сферы ребенка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно ставить её, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом. Опыт, получаемый ребенок в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательского поведения. Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического восприятия. При ознакомлении детей с постройками, сооружениями, конструкциями, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых «образцов»; формируется умение ценить созданное творческим трудом людей; развивается понимание целесообразности тех или иных конструкций. Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет огромную роль и при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний. Таким образом, конструктивная деятельность оказывает важное значение в процессе всестороннего, гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Содержательный аспект программы «Юный конструктор» составлен на основе методики «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников» С. В. Коноваленко. Коррекционно - развивающие занятия по развитию конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста построены на базе основополагающих методологических принципов, изложенных в трудах Л. С. Выготского, В.И. Лубовского, У.В. Ульянковой, Е.М. Мастюковой и др.:
-количество занятий в неделю - 1; -продолжительность занятий - не более 30-35 мин; -используемый материал для конструирования - «строительный» материал, как стандартный (палочки Кюизенера, геометрические фигуры, блоки Дьенеша, счетные палочки, конструктор «Лего» и др.), так и нестандартный (цветные крышки от бутылок, нитки, пуговицы, шнурки, вата и др.); -четкое структурирование занятия с учетом индивидуальных особенностей и психологических возможностей детей: вступительная часть - сплочение группы, организация совместной деятельности, выполнение дыхательных упражнений, снижение мышечного напряжения, нормализация тонуса мышц кистей рук; коррекционная часть - непосредственная конструктивная деятельность детей, формирование необходимых конструктивных навыков и умений с четкими коррекционными задачами: развитие произвольности, совершенствование психических процессов и связной речи, развитие творческих способностей и воображения, способности к планированию деятельности; заключительная часть - оценка ребенком (детьми) результатов собственной деятельности, подведение итогов, снятие мышечного напряжения, релакс - пауза. Цель коррекционно - развивающих занятий: развитие конструктивных и комбинаторных умений и навыков. Задачи:
Перспективный план коррекционно-развивающих занятий
Конспекты коррекционно-развивающих занятий по конструированию Конспект 1 (1) «Забавные узоры» Задачи Образовательные: расширение и уточнение глагольного словаря. Коррекционно-развивающие: развитие зрительного внимания и памяти; развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса; совершенствование графических навыков, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Воспитательные: формирование способности критично оценивать результат своей деятельности. Здоровьесберегающие: снятие эмоционального и физического напряжения; профилактика нарушений зрения; профилактика нарушений осанки; нормализация тонуса кистей рук; профилактика нарушений стопы. Оборудование: поролоновый или ватный шарик, кубики Никитина «Сложи узор», жесткая массажная щетка, мягкий резиновый или ластиковый мячик с шипами, деревянный или пластиковый волчок. Ход занятия |
Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего... Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста |
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
||
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами |
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными... Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами |
||
Программа Комплексных коррекционно развивающих занятий с логопедом... Комплексных коррекционно развивающих занятий с логопедом «Бэби курс» для детей 2 – 3 лет |
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией |
||
Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома» Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» |
Дипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по... «Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием... |
||
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста |
Рабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию... Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная... |
||
Программа по развитию эстетического отношения детей старшего дошкольного... ... |
1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности |
||
Рабочая программа по физической культуре для детей старшего дошкольного... Дидактические методы и приемы, применяемые на физкультурных занятиях для детей с тнр |
Рабочая учебная программа по образовательным областям для детей старшего... Наименование Программы: Рабочая программа воспитателя по реализации основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №54 Радуга»... |
||
Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного... |
Программа коррекционно-развивающих занятий «Помоги себе сам» Л. С. Выготский подчеркивал, что у детей – олигофренов, помимо нарушенных, есть и сохраненные стороны психики, опираясь на которые,... |
Поиск |