Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет


Скачать 0.86 Mb.
Название Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет
страница 1/8
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1 им.А.С.МАКАРЕНКО»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет

Воробьева Екатерина Петровна

Специальность: 050144

Дошкольное образование

Курс: V, группа 503

Форма обучения: заочная

Преподаватель:

Багина Тамара Борисовна

2010г.

2

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение.......................................................................................................................3

Глава I. Особенности развития словаря детей в детском саду................................5

1.1. Особенности развития словаря ребенка дошкольного возраста …................5

1.2. Условия развития словаря дошкольника.........................................................10

1.3. 1.3. Задачи развития словаря дошкольника …................................................15

Глава II. Влияние дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей...........................................................................................................................20

2.1. Дидактические игры как один из ведущих видов обучения в детском саду.............................................................................................................................20

2.2. Лексические упражнения как один из ведущих видов обучения в детском саду.............................................................................................................................22

2.3. Использование дидактических игр и лексических упражнений в процессе развития словаря детей 4-5 лет…............................................................................24

Глава III. Экспериментальная часть........................................................................36

3.1. Характеристика базы и методов проведения эксперимента………………..36

3.2. Констатирующий эксперимент.........................................................................37

3.3. Формирующий эксперимент............................................................................43

3.4. Контрольный эксперимент................................................................................46
Заключение................................................................................................................52

Список литературы...................................................................................................54

Приложения


ВВЕДЕНИЕ



Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, для школьника - средством успешного обучения в школе. Для дошкольника, речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее общаются, развиваются, чем их сверстники.

Период дошкольного обучения особенно важен для усвоения устной связной речи, так как основы речевого навыка закладываются в раннем возрасте, и положительные результаты будут только в том случае, если ему предшествовала долгая и кропотливая работа воспитателя, родителей и детей.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается прежде всего на владение достаточным словарным запасом.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

В средней группе детского сада продолжается работа по накоплению, обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя речи, обучению разговорной речи.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Для того чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы, в том числе дидактические игры и лексические упражнения.

Данной проблемой занимались такие авторы, как В.П.Глухов, Т.Б.Филичева, Е.И.Тихеева, Н.Т.Ушакова, Р.И.Лалаева, В.И.Ядешко, Н.С. Жукова, В.И.Логинова, Т.В. Туманова и др.

Объект исследования: процесс развития словаря детей 4-5 лет.

Предмет исследования: дидактические игры и упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет.

Цель исследования: выявить влияние дидактических игр и лексических упражнений на развитие словаря детей 4-5 лет.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать вопросы о методах и приемах словарной работы в отечественной литературе.

  2. Определить роль дидактических игр и упражнений в словарной работе.

  3. Выявить уровень развития словаря детей.

  4. Подобрать дидактические игры и лексические упражнения для развития словаря детей.

Гипотеза: если в системе использовать дидактические игры и лексические упражнения, то словарь детей 4-5 лет будет развиваться.

Методы исследования:

теоретические — анализ литературы по данной теме, реферирование;

практические — наблюдения, экспериментирование.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon «Дидактические игры как средство развития познавательной активности...
Тема: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Картотека развивающих игр для детей второй младшей группы
Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Кгбоу спо «Красноярский педагогический колледж №2» Отделение «Дошкольное образование»
Подвижные игры как средство развития психофизических качеств у детей 6-7 лет
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Сергеева Валентина Анатольевна
Дидактические игры-упражнения «Давай проверим» предназначены для уроков удмуртского языка. При помощи шаблонов сервиса LearningApps...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы...
Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Пояснительная записка 3-10
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Психолого-педагогические условия развития творческой сюжетно-ролевой игры детей 5–6 лет

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Глава 1 Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями...
Средства развития мелкой моторики Упражнения с пластилином Упражнения с бумагой упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Центр развития ребенка Детский сад №252 г. Перми Семинар для воспитателей
Сюжетно-ролевая игра, интерактивные игры и упражнения как методы обучения конструктивному разрешению конфликтов
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Рабочая программа по предмету «Английский язык»
Иностранный язык стал в полной мере знаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Solutions
На современном этапе развития образования иностранный язык рассматривается как средство общения, познания, самореализации и социальной...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Консультация для педагогов Подвижные игры, как средство физического...
Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания...
Цель проекта: Содействовать гармоничному умственному развитию дошкольников в максимально комфортной (воспитательно-образовательной)...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «Ромашка»
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет icon Основные причины задержки речевого развития у детей
Задержка речевого развития у ребенка это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск