Скачать 294.71 Kb.
|
МКДОУ детский сад № 2 «Светлячок», р.п. Таловая Воспитатель: Ситникова Галина Александровна Информационный, краткосрочный, индивидуальный проект «Дидактические игры по развитию речи в детском саду» Паспорт проекта
Цель: Сбор и предоставление информации для реализации долгосрочного проекта «Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста». Этапы работы над проектом I. Подготовительный.
II. Деятельный (реализация проекта).
III. Заключительный.
МКДОУ детский сад № 2 «Светлячок», р.п. Таловая Воспитатель: Ситникова Галина Александровна Дидактические игры по содержанию обучения и воспитания: 1. Игры по сенсорному воспитанию. 2. Словесные игры. 3. Игры по ознакомлению с окружающим миром. 4. Игры по формированию математических представлений. 5. Игры по развитию речи. 6. Игры с народными дидактическими игрушками. 7. Настольно-печатные игры. Виды дидактических игр: 1. Игры – путешествия. 2. Игры – поручения. 3. Игры – предположения «Что было бы…». 4. Игры – загадки. 5. Игры – беседы (диалоги) Дидактическая игра Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В качестве метода они широко используются на занятиях по ознакомлению с окружающим, живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, а также на музыкальных занятиях в целях обучения детей определенным способам умственных действий, для систематизации, уточнения и закрепления знаний. Содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежит в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время. В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. В руководстве играми с правилами следует выделить три этапа: -подготовка игры, -ее проведение, -анализ результатов. В подготовку входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, небольшая подгруппа, один ребенок); отбор необходимого дидактического материала: пособий, игрушек, картинок, природного материала. Воспитатель предварительно должен сам изучить и осмыслить ход игры, ее правила, методы руководства и свою роль. Игра проходит успешно в том случае, если к ней хорошо подготовлены не только взрослые, но и дети, т.е. если они имеют знания, представления о предметах, явлениях окружающей жизни, необходимые для решения игровой задачи. Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само ее проведение не вызовет у него затруднений. Важно учитывать следующее: - начинать объяснение игры надо с ознакомления детей с ее содержанием и дидактическим материалом, который будет использован (предметы, картинки), - после чего ясно и четко изложить правила игры и описать игровые действия. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение. Поэтому после объяснения правил игры следует показать, как они выполняются, и закрепить их знание детьми. Мера участия воспитателя определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, взрослый направляет действия детей советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом. Подведение итогов игры — ответственный момент в руководстве ею. Педагог отмечает тех, кто четко выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры направлен на выявление эффективных приемов ее проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему). Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и ее ход. Кроме того, он позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит, правильно организовывать в дальнейшем работу с ними. Особенности руководства дидактическими играми в разных возрастных группах. Первая и вторая младшие группы При руководстве дидактическими играми детей 2-4 лет воспитателю необходимо учитывать стремление ребенка к самостоятельности (“Я сам!”). Но внимание детей еще неустойчиво, они быстро отвлекаются. Решение же задачи в дидактической игре требует от малышей большей, чем в других играх, устойчивости внимания и мыслительной деятельности. Отсюда и трудности, преодолеть которые можно, делая акцент на занимательности, использовании игровых приемов и игрушек, повышающих интерес к решению дидактических задач. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности: что- то лежит в красивой коробке, кто-то постучал в дверь, кто-то играет на инструменте за ширмой и др. Знакомые детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое, более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому игры рекомендуется повторять в разных вариантах с постепенным их усложнением. Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитателю следует подбирать такой дидактический материал, который дети могут обследовать и с которым можно активно действовать, играть. Детям младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Сережа собирается на прогулку». «Посмотрите! Сережа (показывает знакомую малышам куклу) собирается на прогулку. Он просит нас помочь ему. На скамейке лежит разная одежда. Сейчас зима. Какую нужно выбрать одежду? Правильно, зимнюю. Что нужно сначала надеть на Сережу? Правильно, рейтузы. Их пойдет искать тот, кого назовет Сережа. Сережа, кого ты просишь помочь тебе? Лену (отвечает вместо куклы воспитатель). Лена, найди рейтузы и надень их на Сережу. А мы все посмотрим, как будет искать. Если она найдет рейтузы для Сережи, мы ей похлопаем. Это будет означать, что Лена не ошиблась». Так постепенно дети находят все вещи, называют их и надевают на куклу. При объяснении правил игры воспитатель внимательно смотрит то на одного, то на другого ребенка - чтобы каждому казалось, что он обращается именно к нему. Закрепляя знания правил, он может спросить детей: «Что ты, Вова, будешь делать, когда увидишь, что Лена правильно выбрала что-то из одежды для Сережи? А ты, Лена, что сделаешь, если Сережа назовет тебя?». В процессе игры дети усваивают такие правила: выходит и ищет одежду только тот, кого назовет Сережа; все одобряют правильное действие, аплодируя. Когда кукла будет одета, воспитатель предлагает детям тоже одеться на прогулку, соблюдая нужную последовательность и помогая друг другу. Чтобы игра проходила успешнее, надо предварительно познакомить детей с предметами, которые будут использованы в игре, с их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре должно прозвучать стихотворение, воспитатель заучивает его наизусть. При подведении итогов отмечаются, как правило, только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки; детей настраивают на продолжение игры: «Сегодня мы хорошо играли с куклой Сережей. А в следующий раз у нас в гостях будет “чудесный мешочек». Мы будем отгадывать, что в нем». Целесообразно предложить детям игрушки, которые будут использоваться в дидактической игре. Это вызовет у них интерес к игре и желание участвовать в ней. Средняя группа Для детей 4-5 лет характерны большая устойчивость внимания, произвольность запоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов. Увеличивается запас слов, развивается мышление. Дети овладевают умением группировать предметы не только по внешним признакам, но и по качеству и назначению, устанавливать простейшие причинные связи в знакомых явлениях. Учитывая эти возрастные особенности, воспитатель отбирает такие дидактические игры, в которых закрепляются и уточняются знания детей о свойствах предметов, их назначении. Так же, как и в младших группах, используются матрешки, башенки, шары, лото разного типа, парные и разрезные картинки, игрушки, лоскутки различных тканей, а также словарный материал. Руководство игрой в средней группе меняется. Воспитатель продолжает активно участвовать в игре или наблюдать за ней, но все чаще роль ведущего поручается детям, а правила игры объясняются до ее начала. Дети запоминают их, если правила преподносятся четко, понятно, эмоционально. Так, перед игрой «Найди предмет из такого же материала» воспитатель вместе с детьми рассматривает различные предметы из дерева, металла, пластмассы, резины, в начале игры объясняет правила (предметы надо искать по всей комнате; кто нашел предмет, должен положить его в соответствующее место: предметы из резины - в резиновую шапочку, из пластмассы - на пластмассовый поднос, деревянные - в ящик и т.д.). «Вот этот предмет из чего сделан? (Показывает кубик из дерева.) Куда ты его должна положить, Юля? Правильно, в ящик. А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает резиновый мяч) Куда его надо положить, Витя? Правильно, в резиновую шапочку». Так воспитатель закрепляет знание правил игры. Проводя игру в первый раз, он берет на себя роль контролера, т.е. следит за тем, чтобы дети не ошибались. В следующий раз проверка правильности выполнения задания поручается кому-либо из воспитанников. Если ребенок ошибается, ход не засчитывается. При подведении итогов игры необходимо акцентировать внимание детей на их успехах, если даже у кого-то они были незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения задачи, у другого - старательность, настойчивость, у третьего - желание играть с товарищами, договариваться. Анализ игры помогает воспитателю продумать ее усложнение (использование предметов из других материалов - ткани, меха), а также изменения правил: дети объединяются в микрогруппы, выигрывает тот, кто найдет больше предметов за определенный отрезок времени. В средней группе чаще организуются словесные игры — не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений («Что подарили Наташе?», «А что потом?» и др.). На пятом году жизни ребенку становятся доступными словесные игры на внимание (например, «Бывает - не бывает»). Воспитатель использует различные виды игр, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей, психических процессов, логического мышления, закрепление знаний о природе, предметах окружающего мира, явлениях общественной жизни. Старшая и подготовительная к школе группы Руководя игрой детей старшего возраста, воспитателю необходимо учитывать их новые возможности: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному - ребенку хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Действия должны быть такими, чтобы при их выполнении дети имели возможность проявить умственные и волевые усилия. Основные признаки предметов должны выступать менее заметно, а порой могут быть скрыты за внешней схожестью объектов. И, наоборот, за внешними различиями предметов должно проступать и некое сходство. Большое место в играх занимают мотивы соревнования. Детям предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач. Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Он четко, эмоционально знакомит детей с ее содержанием, правилами и действиями, проверяет, насколько они поняты, играет вместе с детьми. Затем предлагает поиграть самостоятельно, при этом сначала следит за действиями подопечных, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют активного участия воспитателя. Во многих настольно-печатных играх он ограничивается объяснением правил игры до ее начала. В старшей группе игровые правила становятся сложнее, поэтому воспитатель, прежде чем предложить игру, должен сам хорошо усвоить правила и последовательность игровых действий. Закончить игру надо эмоционально, организованно, чтобы детям захотелось вернуться к ней. Поэтому заранее следует продумать, как закончить игру (разыгрывание фантов, поощрение победителей, сообщение о новом варианте игры и т.п.). В конце воспитатель должен оценить не только правильное решение игровых задач, но и отметить успехи, все- уверенность в своих силах тех, у кого пока не все получается хорошо. Воспитатель отмечает для себя, удачно ли подобрана игра, имелись ли у детей необходимые знания, умения, все ли предусмотрено в организации и, самое главное, достаточно ли активны были все участники, какие нравственные качества детей проявились и какие социальные качества у них формировались (радость не только от личных успехов, но и от удачных действий товарищей, умение подчинять собственное поведение правилам игры, желание общаться со сверстниками). |
Картотека развивающих игр для детей второй младшей группы Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему... |
Инструкция завхоза в детском саду Данная должностная инструкция завхоза в детском саду разработана в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей,... |
||
О питании Витаминизация в детском саду Здоровьесберегающие технологии очень популярны в дошкольных учреждениях. Если оздоравливающие процедуры, вроде закаливания, дыхательной... |
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в... |
||
Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой,... Излучинского муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» |
Задачами контрольно-пропускного режима в детском саду являются «О частной детективной и охранной деятельности в рф», Законом РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»и устанавливает порядок... |
||
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе. Сентябрь Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники... |
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий»,... |
||
Картотека игр по социализации, адаптации, развитию психических процессов... Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что... |
Доклад Муниципального бюджетного образовательного учреждения детского... Публичный доклад содержит комплексную характеристику актуального состояния образовательного процесса, содержания деятельности за... |
||
Рабочая программа по развитию детей старшей дошкольной группы (Далее... Объем образовательной нагрузки и методическое оснащение стр. 15 |
Анализ образовательной деятельности за период 20013 2014 учебный год В. И. Логиновой «Детство». Для решения задач приоритетного направления и регионального компонента используются парциальные программы,... |
||
«Дидактические игры как средство развития познавательной активности... Тема: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» |
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на... Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»/под... |
||
Сергеева Валентина Анатольевна Дидактические игры-упражнения «Давай проверим» предназначены для уроков удмуртского языка. При помощи шаблонов сервиса LearningApps... |
Картотека игр по развитию внимания у детей дошкольного возраста Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания |
Поиск |