Скачать 1.58 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Шарьинский центр диагностики и консультирования Номинация: Авторская программа Название работы: Автор работы : педагог—психолог ШЦДиК Герман Елена Юрьевна г. Шарья 2008 год.
Актуальность проблемы. В отечественной науке и практике накоплен материал, отражающий специфику педагогической работы с детьми той или иной группы – с дошкольниками, младшими школьниками, одарёнными детьми, отстающими в развитии и др. Однако существует дефицит знания и недостаток научно – методического материала в области педагогического взаимодействия с подростками, имеющими девиации в поведении. Поэтому актуальной остаётся проблема создания эффективной системы профилактики девиантного поведения у подростков. Современная социально – экономическая ситуация создаёт все условия для попадания подростков в ''зону риска''. Всё чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Сложная жизненная ситуация, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, однако далеко не все поставленные в эти условия подростки становятся девиантными личностями. Первопричиной девиантного поведения является, прежде всего, нарушение собственных прав детей в первую очередь в семье. Подросток, который не получает достаточно тепла, любви и взаимопонимания постоянно испытывает чувство незащищённости, унижения. Одна из предпосылок, позволяющая быть толерантным к окружающим – привычное базовое чувство «я защищён». И, наоборот, нетерпимость (интолерантность) – это попытка справиться со своими тревогой, страхом, неуверенностью как реакцией на «незащищённость». Центральный фактор, порождающий нетерпимость, - страх и тревога. Часто они – адекватное отражение реальных обстоятельств – угрозы, ущемления прав или агрессии. Поэтому подросток начинает отстаивать своё право на существование доступными ему способами. Реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка может быть как девиантное поведение, направленное против общества в целом, в том числе, как форма протеста, так и открытая агрессия против определённых людей, в том числе и родителей. Родителям, в свою очередь, очень сложно принять и понять такого подростка. Поэтому в семьях нередки детско – родительские конфликты. Общение в таких семьях сводится к минимуму. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источником психологической травматизации. Если родители не помогают подростку овладевать социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Это более опасно тем, что в подростковом возрасте происходит интенсивное формирование характера и все его свойства обостряются. Нарушения отношений в семье, ошибки в восприятии членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологических формирований. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости. Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо работать со всей семьёй – как с подростками, так и с родителями. Оптимизация детско – родительских отношений может быть хорошей профилактикой девиантного поведения среди подростков. Данная программа ориентирует родителей на принятие собственной ответственности за всё, что происходит в их жизни, семье, отношениях с детьми; готовит родителей к установлению искренних отношений с подростками (см. ПРИЛОЖЕНИЯ 6,8). Ребят программа ориентирует на формирование и принятие позитивных жизненных целей, и развитие мотивации к их достижению (см. ПРИЛОЖЕНИЯ 7,8). В основу программы легли разработки занятий по коррекции девиантного поведения Г.И.Макартычевой и технология по оптимизации детско – родительских отношений в семьях подростков Р.В.Овчаровой. Основной целью программы «Шаг навстречу» является оптимизация детско – родительских отношений в семьях подростков, склонных к девиантному поведению. Задачи групповой работы с подростками. 1.Формирование коммуникативных умений и навыков саморегуляции. 2.Осознание своего ''я'', расширение межличностного взаимодействия. 3.Формирование навыков эффективного и равноправного взаимодействия с окружающими, способности к эмпатии. 4.Овладение эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций. 5.Развитие рефлексии. Задачи групповой работы с родителями. 1.Повышение психолого – педагогической грамотности родителей. 2.Изменение отношения родителей к своему ребёнку в сторону принятия. 3.Развитие способности к самопознанию, эмпатии, рефлексии. 4.Осознание собственных родительских установок и их влияния на воспитание подростков. 5. Овладение навыками эффективного общения с подростком. Задачи совместной групповой работы подростков и родителей. 1.Разрушение внутрисемейных стереотипов, обучение навыкам адаптивного взаимодействия, оптимизация детско – родительских отношений. 2.Формирование навыков равноправного и эффективного взаимодействия взрослых и подростков. 3.Закрепление новых способов общения в семье, подведение итогов групповой работы; рефлексия.
Основные принципы работы.
Гуманистический подход к подростку выражается в том, что педагог – психолог должен развивать в себе способность действовать по формуле «понимание вместо осуждения», то есть понять и принять подростка таким, каким он стал под влиянием неблагоприятных условий жизни и воспитания.
Личностно – ориентированное взаимодействие помогает понять проблемы подростков и определяет отношения сотрудничества и партнерства между взрослыми и ребятами, предусматривает учет индивидуально – личностных качеств подростка.
В программе предусмотрено два этапа. На первом этапе дети и родители работают параллельно (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 и 7), затем на втором этапе предусмотрены совместные занятия детей и родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8). Первый этап.
Условия формирования родительских групп. Группы родителей формируются на добровольной основе и являются закрытыми с целью установления доверительных отношений в группе и ощущения безопасности у участников. Очень важно на первом собеседовании показать родителям необходимость их активного участия в изменении отношений с подростком. Этот этап наиболее трудный, так как многие родители считают бесполезными попытки изменить отношения с подростком за счёт внесения изменений в стиль общения с ним. По отношению к родителям нужна также как и к подросткам, определённая тактика. С родителями, склонными к потворствующей гиперпротекции, можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. При доминирующей гиперпротекции нужно действовать через лидера семьи. Данная работа, проводимая с семьёй, сфокусирована на подростке и основана на личностно – ориентированном гуманистическом подходе. Организация групповых занятий. Каждое занятие с родителями рассчитано на 2 часа, частота проведения 1раз в неделю. Предусмотрено 5 занятий ( см. приложение 6), затем вместе с детьми 5 занятий по 2 часа 1 раз в неделю (см. приложение 8 ). Структура групповых занятий с родителями. Каждое занятие построено следующим образом:
Приветствие направлено на создание благоприятной рабочей атмосферы. Целью ритуального упражнения ''Доброе животное'' является формирование доверительных отношений в группе и ощущение безопасности у участников. Информационная часть способствует повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей и особенностях подросткового периода. На занятии используются ролевые игры, направленные на усвоение информационного материала и ролевые игры, используемые для формирования личностных качеств, положительно влияющих на формирование родительских установок в отношении принятия своего ребёнка (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Дискуссии направлены на трансляцию позитивного опыта в семейных взаимоотношениях. Релаксационные упражнения направлены на обучение родителей приёмам снятия психического напряжения. Рефлексия занятия предназначена для получения обратной связи и подведения итогов занятия.
Условия формирования подростковых подгрупп. Подгруппы формируются по результатам диагностики (см. приложения с 1 по 5) и являются закрытыми в целях установления доверительных отношений и психологического комфорта, а также ощущения безопасности участников. Получение согласия родителей (лиц, их заменяющих) на работу с подростком обязательно, так как занятия не являются частью образовательного процесса. Согласие родителей предполагает их достаточную осведомлённость о целях работы, о формах взаимодействия педагога – психолога и участников группы. Целесообразно включать в группу подростков примерно одинакового возраста, что позволит избежать подавления младших старшими (10 – 12лет и 13 – 15лет). В группе работают 6 подростков (чётное количество необходимо для выполнения упражнений в парах). При этом в группе количество подростков с акцентуациями не должно превышать 2. Рекомендации ведущим. Поскольку работа с подростками, склонными к девиантному поведению достаточно сложна необходимо проводить её с ассистентом, им может быть социальный педагог, который владеет знаниями по возрастной, общей и социальной психологии. При выявленных акцентуациях желательно учесть, что гипертимы, неустойчивые, конформные, эпилептоиды и лабильные лучше реагируют на тон «старшего товарища и врача»; тон «строгого родителя и педагога» подходит конформным и неустойчивым подросткам. Лабильные подростки хорошо реагируют на сочувствие, позицию «опекающего друга». Сензитивные и шизоидные подростки с трудом идут на контакт и принимают только позицию стороннего наблюдателя, готового прийти на помощь. Истероидным нужен «потворствующий родитель», поощряющий действительно положительные действия. С эпилептоидом надо говорить прямо и открыто и препятствовать его стремлению доминировать над всеми в группе. Циклоидные подростки в позитивной фазе нуждаются в строгом отношении, а в негативной фазе – в «опекающем друге». Показания и противопоказания к применению групповой формы работы с подростками. Цель групповой психокоррекционной работы состоит в восстановлении психического единства личности посредством нормализации её межличностных отношений. О.А.Карабанова указывает на ряд индикаторов неблагополучия развития, наличие которых позволяет решить вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. К ним относятся:
Проведение групповой работы противопоказано при негативном отношении к данному виду работы подростка или его родителей, в случаях явного асоциального поведения подростка, проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жестокости, воровстве. Противопоказано помещать в группу подростка, находящегося в состоянии депрессии. Организация групповых занятий. Каждое занятие рассчитано на 1,5 часа, частота проведения – 1 раз в неделю. Структура занятий. Каждое занятие построено следующим образом:
Упражнения направлены на рефлексию чувств и переживаний, развитие самоконтроля и ответственности, снижение уровня тревожности, развитие способности к достижению позитивных жизненных целей и толерантности к окружающим, на снятие эмоционального напряжения. Второй этап Групповая работа в детско – родительской группе. Условия формирования детско - родительской группы. Группа формируется по принципу предыдущих и также является закрытой в целях сохранения ощущения безопасности и доверительных отношений между участниками. Организация групповых занятий. Программой предусмотрено 5 совместных занятий, продолжительность каждого занятия - 2 часа, частота проведения 1 раз в неделю. Условия для реализации. Необходимо создать определённые условия:
|
Опыта Автор опыта: Шубина Татьяна Борисовна, педагог – психолог мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара» |
О наличии оборудования и программного обеспечения и использовании... В гкоу «Казачий кадетский корпус» на 13. 10. 17 г обучаются 202 учащихся, работают 12 штатных учителей-предметников, педагог-психолог,... |
||
Примерная должностная инструкция педагога-психолога образовательного... Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором образовательного учреждения |
Г рошев Алексей Юрьевич Московский педагогический государственный университет, Педагогика и психология, Педагог-психолог |
||
Педагог-психолог Черепанова О. А. Мбскоу №60 Комплекс упражнений... «иностранных гостей». Вторые номера – «дипломатические работники». Задается такой сценарий: «Вы встречаете в аэропорту иностранного... |
Должностная инструкция телефонного консультанта службы социально-психологической... ... |
||
Закон РФ «Об образовании» Педагог-психолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем государственного образовательного... |
«Новый год в России и других странах» Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, педагог-психолог, родители |
||
С несовершеннолетними Т. А. Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив... |
Рабочая программа по развитию и коррекции детей с сдвг и сходными... Управление образования Администрации Коломенского муниципального района Московской области |
||
Составители программы: Педагог психолог Межерицкая А. С. Заместитель... В современной России отмечаются самые быстрые темпы роста числа вич- инфицированных после африканских государств, расположенных к... |
Занятие с элементами тренинга по формированию нравственных качеств подростков Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть сегодня на занятии. Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого сейчас... |
||
Пояснительная записка Автор: Новикова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы |
Программа социально-психологического консультирования агрессивных... Программа социально-психологического консультирования агрессивных детей младшего школьного возраста (автор Е. В. Воронова, социальный... |
||
«Как сохранить здоровье педагога». Инструктор физической культуре... Актуальность Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной обстановки в коллективе является залогом успешного... |
Рекомендации участникам образовательного процесса, включая детей с овз педагог-психолог Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится... |
Поиск |