Занятие с элементами тренинга по формированию нравственных качеств подростков
«Добро делаешь - себя прославляешь, зло делаешь - себя унижаешь»
(Царь Соломон)
Структура занятия:
Настрой на работу группы, приветствие;
Упражнение-разминка «Поздоровайся»;
Основная часть:
- упражнение «Дар убеждения»;
- упражнение «Ярлыки»;
- упражнение «Разный старт»;
- упражнение «Список качеств, важных для общения»;
- упражнение «Я в тебе уверен»;
- притча «Все оставляет свой след»;
4. Рефлексия.
Ход занятия
1. Приветствие, создание положительного настроя группы.
Представление педагога-психолога участникам группы, знакомство.
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть сегодня на занятии. Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого сейчас хорошее настроение;
- Поднимите руку те, кто пришел с плохим настроением;
- Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать;
- Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. Спасибо!
А теперь я предлагаю Вам немного размяться».
Упражнение «Поздоровайся».
Педагог-психолог предлагает участникам вытащить один листочек любого цвета (синий, желтый, зеленый).
Педагог-психолог: «Итак, каждый из Вас вытянул листочек определенного цвета. Поднимите руку те, кто вытянул синие листочки (дети показывают листочки). Замечательно, Вам сейчас нужно поздороваться с каждым из участников по традиции европейцев – пожать руку. А теперь поднимите руку те, кто вытянул зеленые листочки. Вам сейчас необходимо поздороваться с участниками по традиции японцев – поклонится со сложенными около груди ладонями. И, наконец, поднимите руки те, кто выбрал желтые листочки. Вам сейчас нужно поздороваться с участниками в соответствии с эскимосской традицией – потереться носами».
Основная часть
Психолог: «мы с Вами немного подвигались, размялись, надеюсь, улучшили свое настроение и переходим теперь к основной части нашего занятия. Как Вы видите, у нас есть эпиграф сегодняшнего занятия (психолог показывает на доску). И, возможно некоторые из Вас уже догадались, что сегодняшнее наше занятие будет посвящено вопросу нравственности. Сейчас я попрошу выйти ко мне 2 добровольцев».
«Упражнение «Дар убеждения»
Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если «публика» ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).
Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
Психолог: «Как мы могли сейчас с Вами увидеть, мнения людей часто отличаются, и не всегда то или иное представление людей совпадает с реальностью. Поэтому важно основываться не на чужом мнении, а на собственных жизненных принципах и общепринятых моральных основах. Мы с вами сейчас выполним еще несколько упражнений, которые помогут нам осознать себя в разных ролях. Способность ставить себя на место другого человека является основой гармоничного взаимодействия с окружающими, поэтому, испытав однажды неожиданные для себя чувства, вы сможете иначе отнестись к другим людям.
Упражнение «Ярлыки».
Задача: дать участникам возможность почувствовать себя на месте отмеченных «ярлыком» людей; помочь увидеть недостатки такого подхода к людям.
Оборудование: наклейки с надписями «ленивый», «умный», «лидер», «равнодушный» и т.д.
Психолог подходит к каждому из участников и наклеивает на грудь одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Просит участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены и запретите смотреться в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание (например, нарисовать или сочинить что-нибудь, сделать фигуру группы). Скажите, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете? Всем ли досталась одинаковая работа? Как это связано с наклейками? Существуют ли «наклейки» в реальной жизни? Всегда ли наше мнение о других людях соответствует реальному? Влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей? Если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?
Упражнение «Разный старт».
Задача: познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в трудной ситуации; обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию.
Оборудование: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага.
Вам потребуется придумать составить коллаж фотографий из старых журналов. Разделите группу на четыре подгруппы. Раздайте материалы. Рассадите группы в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите задание – сделать коллаж о весне. Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето. Подойдите к четвертой группе и скажите: "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей последней группы. Охотно помогайте остальным участникам.
Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали или сделали неправильно. Поругайте участников.
Когда первые три группы закончили работу, похвалите их. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом.
Обсуждение.
Начните обсуждение с чувств участников четвертой группы, позвольте им выразить свои все чувства. Что они чувствовали, когда получили непонятное задание? когда их ругали и игнорировали? Как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим? Как чувствовали себя члены остальных групп? Хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали? Почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации)? Можно ли было нарушить запрет? Если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить? Можно ли что-то изменить в нашем обществе, чтобы сделать жизнь людей легче? Кто является «четвертой группой» в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о беженцах, о людях из других республик, приехавших в наш город на работу (гастарбайтерах) и т.д.).
Упражнение «Список качеств, важных для общения»
Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.
Инструкция: На первом этапе (5 минут) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, тем интереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним словом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.
На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на доске (табло) или большом листе бумаги.
На третьем этапе каждый участник записывает в свой листок только что составленный общий список качеств, важных для общения. Он может иметь следующий вид:
Список качеств, важных для общения:
Умение слушать;
Тактичность;
Умение убеждать;
Интуиция;
Наблюдательность;
Душевность;
Энергичность;
Открытость.
Затем каждый из участников по 10-бальной шкале оценивает наличие у себя, перечисленных качеств.
Упражнение «Я в тебе уверен»
Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: «Я уверен, что ты…» (например: я уверен, что ты не скажешь обо мне плохо).
Психолог: «А сейчас я прочитаю Вам небольшую притчу».
Притча «Все оставляет свой след».
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал, чтобы каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующий день еще больше. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забитых в столб гвоздей стало уменьшаться. Парень понял, что легче контролировать свой гнев, чем забивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял контроль над своими эмоциями. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на этот раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется».
Рефлексия.
Каждый из участников, по очереди высказывает свои впечатления от занятия, говорит о том, какой вывод из занятия он для себя сделал.
|