Примерная должностная инструкция
педагога-психолога образовательного учреждения,
работающего в рамках модели «Психолог-методист»
Общие положения
1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором образовательного учреждения.
На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-психолога, его обязанности могут быть возложены на другого педагога-психолога из числа сотрудников ОУ. Временное исполнение обязанностей в этом случае осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства.
Если психологическая служба ОУ представлена одним психологом, то замена его во время отпуска и нетрудоспособности не производится.
1.2. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а так же лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку на факультетах и курсах переподготовки объемом не менее 1200 часов.
1.3. Педагог-психолог имеет двойное подчинение по административной и профессиональной линиям. Административно педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю ОУ. Профессиональное руководство/управление осуществляется вышестоящим звеном психологической службы образования.
1.4. Педагогу-психологу непосредственно подчиняются педагоги по вопросам психологической поддержки учащихся.
1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; «Этическим кодексом практического психолога», Концепцией развития системы психологического обеспечения образования в РФ до 2010 года, Типовым положением об общеобразовательном учреждении; «Конвенцией ООН о правах ребенка»; международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; Федеральным Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; региональными законодательными актами; решениями главы администрации региона и руководителя органа управления образования; Уставом образовательного учреждения; а также локальными правовыми актами ОУ (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом) правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Цель и задачи деятельности педагога-психолога
2.1. Цель: участие в проектировании и реализации образовательной развивающей среды в соответствии с программой развития школы
2.2. Задачи:
Проектирование и участие в реализации образовательных программ и проектов;
Экспертиза психологической адекватности и эффективности образовательных программ и проектов (с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития обучающихся);
Оптимизация психологических аспектов учебно-воспитательного процесса;
Оптимизация условий взаимодействия и координация специалистов Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса.
3. Должностные обязанности
3.1. Анализирует:
перспективные возможности ОУ в области личностно-ориентированных проектов и программ;
психологические аспекты хода и развития проектов и программ функционирования и развития ОУ;
результаты собственной профессиональной деятельности и психологические аспекты деятельности педагогов по заявке администрации.
3.2. Прогнозирует:
психологические аспекты, последствия запланированных проектов и программ функционирования и развития ОУ;
тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений
3.3. Планирует и организует:
профессиональную деятельность с учетом специфики и потребностей учебно-воспитательного учреждения;
мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся;
систему внешних связей ОУ, необходимых для успешной работы психологической службы;
психологическую поддержку (сопровождение) опытно-инновационной работы;
работу классных руководителей по сбору информации о психологических особенностях личности обучающихся.
3.4. Контролирует:
реализацию проектов и программ психологической поддержки обучающихся;
выполнение принятых решений по вопросам психологической поддержки обучающихся.
3.5. Разрабатывает:
психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива;
отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов;
3.6. Оценивает
психологическую сторону форм и методов работы с обучающимися по запросу администрации.
3.7. Оформляет:
необходимую документацию по установленной форме.
3.8. Принимает участие в работе:
медико-психолого-педагогического консилиума ОУ;
педагогического совета;
районного методического объединения;
методического совета ОУ.
4. Права
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Выбирать и использовать:
приоритетные направления работы с учётом конкретных условий деятельности, специфики и потребностей ОУ;
решать вопрос об очерёдности проведения различных видов работ.
4.2. Давать
участникам образовательного процесса рекомендации по психологическому сопровождению, развитию, обучению, воспитанию.
4.3. Устанавливать от имени школы
деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать развитию психологической службы школы;
сотрудничество с органами психолого-медико-педагогической поддержки и привлекать к сотрудничеству другие организации и специалистов для оказания помощи участникам образовательного процесса.
4.4. Запрашивать
для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся;
характеристики и заключения на обучающихся из медицинских и дефектологических учреждений;
необходимую для работы документацию.
4.5. Принимать участие:
в разработке психологической политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
в разработке, реализации и корректировке программ образовательной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся;
в разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;
в ведении переговоров с партнерами школы по программам развития психологической службы;
в работе медико-психолого-педагогических комиссий, решающих дальнейшую судьбу обучающихся;
4.6. Контролировать и оценивать:
ход и результаты проектов и программ психолого-педагогической поддержки обучающихся, налагать вето на те из них, которые чреваты отрицательным влиянием на психику обучающихся, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных последствий;
уровень психологического комфорта участников образовательного процесса.
4.7. Требовать
прекращения проведения диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
от руководителя ОУ создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей (выделения специального кабинета, обеспечивающего необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы; методического, материально-технического обеспечения);
– обеспечение льготами, предусмотренными для работников учреждений образования, в соответствии с законодательством РФ.
4.8. Вносить предложения:
о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами психолого-педагогической поддержки обучающихся;
о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ психолого-педагогической поддержки обучающихся.
4.9. Присутствовать
на любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, предупредив об этом педагога, не позднее чем накануне.
4.10. Отказываться
– от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации образовательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющегося у него профессиональных умений и средств.
4.12. Повышать
свой профессиональный уровень.
5. Требования к уровню квалификации педагога-психолога
5.1. Наличие квалификационной категории не ниже I – ой
5.2. Опыт работы в системе образования не менее 5 лет
5.3. Навыки управленческой деятельности
5.4. Навыки организационного консультирования, проектировочной и экспертно-аналитической деятельности
5.5. Навыки работы с аудиторией
5.6. Навыки научно-методической и исследовательской работы
6. Ответственность
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора ОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
6.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребёнка, педагог-психолог может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
6.3. Психолог несёт персональную, профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
6.4. Психолог несёт ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление и хранение их в установленном порядке. Психолог несёт персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.
Взаимоотношения. Связи по должности
Педагог-психолог:
7.1. Работает по графику, составленному и утверждённому директором школы, исходя из 36-часовой рабочей недели, из них:
– на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает не менее половины недельной продолжительности рабочего времени;
– остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизия, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.). Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
7.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы на учебный год утверждается директором школы и согласовывается с представителем вышестоящего звена по профессиональной линии.
7.3. По окончании учебного года представляет отчет о своей деятельности в письменной форме непосредственному руководителю (директору ОУ) и представителю вышестоящего звена по профессиональной линии.
7.4. Получает от директора и его заместителей информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
7.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками и администрацией школы.
Примерная должностная инструкция
педагога-психолога образовательного учреждения,
работающего в рамках модели «Психолог-куратор»
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором образовательного учреждения.
На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-психолога, его обязанности могут быть возложены на другого педагога-психолога из числа сотрудников ОУ. Временное исполнение обязанностей в этом случае осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства.
Если психологическая служба ОУ представлена одним психологом, то замена его во время отпуска и нетрудоспособности не производится.
1.2. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а так же лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку на факультетах и курсах переподготовки объемом не менее 1200 часов.
1.3. Педагог-психолог имеет двойное подчинение по административной и профессиональной линиям. Административно педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю ОУ. Профессиональное руководство/управление осуществляется вышестоящим звеном психологической службы образования.
1.4. Педагогу-психологу непосредственно подчиняются педагоги по вопросам психологической поддержки учащихся.
1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: Конституцией Р Ф; Законом РФ «Об образовании»; «Этическим кодексом практического психолога», Концепцией развития системы психологического обеспечения образования в РФ до 2010 года, Типовым положением об общеобразовательном учреждении; «Конвенцией ООН о правах ребенка»; международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; Федеральным Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; региональными законодательными актами; решениями главы администрации региона и руководителя органа управления образования; Уставом образовательного учреждения; а также локальными правовыми актами ОУ (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом) правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Цель и задачи деятельности педагога-психолога
2.1. Цель: комплексное психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе
2.2. Задачи:
Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся;
оказание комплексной психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи учащихся, определенных категорий (в зависимости о специфики ОУ);
Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса;
Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы
3. Должностные обязанности
3.1. Анализирует:
факторы, препятствующие личностному развитию обучающихся;
перспективные возможности ОУ в области личностно-ориентированных проектов и программ;
результаты собственной профессиональной деятельности
3.3. Планирует и организует:
профессиональную деятельность с учетом специфики и потребностей учебно-воспитательного учреждения;
психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся;
сбор и накопление информации о личностных особенностях обучающихся и сотрудников ОУ;
психологическую поддержку обучающихся, имеющих различные способности и мотивацию к обучению;
индивидуальные и групповые психокоррекционные и развивающие занятия на основе существующих методик; адаптирует некоторые из них, готовит дидактический и диагностический материал для занятий;
работу классных руководителей по сбору информации о психологических особенностях личности обучающихся.
3.4. Координирует:
работу классных руководителей по изучению личностных качеств и психологических особенностей обучающихся.
3.5. Контролирует:
реализацию проектов и программ психологической поддержки обучающихся;
выполнение принятых решений по вопросам психологической поддержки обучающихся.
3.6. Корректирует:
– ход реализации проектов и программ психологической поддержки обучающихся.
3.7. Разрабатывает:
отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов;
совместно с педагогами и воспитателями программы коррекционной и развивающей работы.
3.8. Консультирует:
обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам обучения, развития, воспитания;
3.9. Обеспечивает:
психолого-педагогическую диагностику различного профиля и предназначения;
психологическую поддержку обучающихся, имеющих различные способности;
формирование психологической культуры обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов;
определение степени отклонения в развитии обучающихся, а также различного
3.10. Содействует
– выявлению причин неуспеваемости, дезадаптации, нарушений межличностного общения обучающихся со сверстниками, педагогами, родителями; выявлению причин отклонений и оптимизации межличностных отношений.
3.11. Оформляет:
необходимую документацию по установленной форме.
3.12. Принимает участие в работе:
медико-психолого-педагогического консилиума ОУ;
педагогического совета;
районного методического объединения;
4. Права
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Выбирать и использовать:
приоритетные направления работы с учётом конкретных условий деятельности, специфики и потребностей ОУ;
конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, формы и методы этой работы, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов работ.
4.2. Давать
участникам образовательного процесса рекомендации по психологическому сопровождению, развитию, обучению, воспитанию.
4.3. Принимать участие:
в разработке, реализации и корректировке программ образовательной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся;
в работе медико-психолого-педагогических комиссий, решающих дальнейшую судьбу обучающихся;
в приеме детей в первые классы.
4.6. Контролировать и оценивать:
ход и результаты проектов и программ психолого-педагогической поддержки обучающихся, налагать вето на те из них, которые чреваты отрицательным влиянием на психику обучающихся, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных последствий;
уровень психологического комфорта участников образовательного процесса.
4.7. Требовать
прекращения проведения диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
от руководителя ОУ создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей (выделения специального кабинета, обеспечивающего необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы; методического, материально-технического обеспечения);
– обеспечение льготами, предусмотренными для работников учреждений образования, в соответствии с законодательством РФ.
4.8. Вносить предложения:
о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ психолого-педагогической поддержки обучающихся.
4.9. Присутствовать
на любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, предупредив об этом педагога, не позднее чем накануне.
4.10. Отказываться
– от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации образовательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющегося у него профессиональных умений и средств.
4.11 . Повышать
свой профессиональный уровень.
5. Требования к уровню квалификации педагога-психолога
5.1. Наличие квалификационной категории не ниже II –ой.
5.2. Владение диагностическими методами, приемами обработки и представления диагностических данных
5.3. Владение развивающими техниками и коррекционно-развивающими программами на уровне реализации и анализа результатов (но не на уровне создания)
5.4. Наличие представлений о деятельности специалистов комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образовательного процесса ОУ
5.5. Умение работать со справочной литературой
5.6. Коммуникативные навыки, навыки ведения групповой работы с детьми и взрослыми
5.7. Знание основ семейного консультирования
6. Ответственность
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора ОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
6.2. Психолог несёт персональную, профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
6.3. Психолог несёт ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление и хранение их в установленном порядке. Психолог несёт персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.
Взаимоотношения. Связи по должности
Педагог-психолог:
7.1. Работает по графику, составленному и утверждённому директором школы, исходя из 36-часовой рабочей недели, из них:
– на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает не менее половины недельной продолжительности рабочего времени;
– остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизия, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.). Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
7.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы на учебный год утверждается директором школы и согласовывается с представителем вышестоящего звена по профессиональной линии.
7.3. По окончании учебного года представляет отчет о своей деятельности в письменной форме непосредственному руководителю (директору ОУ) и представителю вышестоящего звена по профессиональной линии.
7.4. Получает от директора и его заместителей информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
7.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками и администрацией школы.
Примерная должностная инструкция
педагога-психолога образовательного учреждения,
работающего в рамках модели «Психолог-консультант»
Общие положения
1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором образовательного учреждения.
На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-психолога, его обязанности могут быть возложены на другого педагога-психолога из числа сотрудников ОУ. Временное исполнение обязанностей в этом случае осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства.
Если психологическая служба ОУ представлена одним психологом, то замена его во время отпуска и нетрудоспособности не производится.
1.2. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а так же лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку на факультетах и курсах переподготовки объемом не менее 1200 часов.
1.3. Педагог-психолог имеет двойное подчинение по административной и профессиональной линиям. Административно педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю ОУ. Профессиональное руководство/управление осуществляется вышестоящим звеном психологической службы образования (районный методист-психолог, руководитель МО педагогов-психологов).
1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; «Этическим кодексом практического психолога», Концепцией развития системы психологического обеспечения образования в РФ до 2010 года, Типовым положением об общеобразовательном учреждении; «Конвенцией ООН о правах ребенка»; международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; региональными законодательными актами; решениями главы администрации региона и руководителя органа управления образования; Уставом образовательного учреждения; а также локальными правовыми актами ОУ (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом) правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Цель и задачи деятельности педагога-психолога
2.1. Цель: сопровождение психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы (ДОУ)
2.2. Задачи:
отслеживание результатов психологического развития учащихся (воспитанников) на различных этапах обучения;
создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития;
осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы (ДОУ);
консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
3. Должностные обязанности
3.1. Анализирует:
факторы, препятствующие личностному развитию обучающихся;
результаты собственной профессиональной деятельности
3.2. Планирует и организует:
профессиональную деятельность с учетом специфики и потребностей учебно-воспитательного учреждения;
психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся;
сбор и накопление информации о личностных особенностях обучающихся и сотрудников ОУ;
пиндивидуальные и групповые психокоррекционные и развивающие занятия на основе существующих методик; адаптирует некоторые из них, готовит дидактический и диагностический материал для занятий;
работу классных руководителей по сбору информации о психологических особенностях личности обучающихся.
3.3. Корректирует:
– ход реализации программ психологической поддержки обучающихся.
3.4. Разрабатывает:
совместно с педагогами и воспитателями индивидуальные программы коррекционной и развивающей работы.
3.5. Консультирует:
обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов по по обучения, воспитания, развития.
3.6. Обеспечивает:
психолого-педагогическую диагностику различного профиля и предназначения;
формирование психологической культуры обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов;
определение степени отклонения в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений личностного развития и проведение психолого-педагогической коррекции.
3.7. Содействует
– выявлению причин неуспеваемости, дезадаптации, нарушений межличностного общения обучающихся со сверстниками, педагогами, родителями; выявлению причин отклонений и оптимизации межличностных отношений.
3.8. Оформляет:
необходимую документацию по установленной форме.
3.9. Принимает участие в работе:
медико-психолого-педагогического консилиума ОУ;
районного методического объединения;
4. Права
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Выбирать и использовать:
приоритетные направления работы с учётом конкретных условий деятельности, специфики и потребностей ОУ;
конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, формы и методы этой работы, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов работ.
4.2. Давать
участникам образовательного процесса рекомендации по психологическому сопровождению, развитию, обучению, воспитанию.
4.3. Принимать участие:
в разработке, реализации и корректировке программ образовательной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся;
в приеме детей в первые классы.
4.4. Требовать
прекращения проведения диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
от руководителя ОУ создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей (выделения специального кабинета, обеспечивающего необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы; методического, материально-технического обеспечения);
– обеспечение льготами, предусмотренными для работников учреждений образования, в соответствии с законодательством РФ.
4.5. Вносить предложения:
о начале, прекращении или приостановлении конкретных индивидуальных и групповых программ психолого-педагогической поддержки обучающихся.
4.6. Присутствовать
на любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, предупредив об этом педагога, не позднее чем накануне.
4.7. Отказываться
– от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации образовательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющегося у него профессиональных умений и средств.
4.8. Повышать
свой профессиональный уровень.
5. Требования к уровню квалификации педагога-психолога
5.1. Высшее профессиональное образование (без предъявления требований к опыту практической работы)
5.2. Владение диагностическими методами, приемами обработки и представления диагностических данных
5.3. Владение развивающими техниками и коррекционно-развивающими программами на уровне реализации и анализа результатов (но не на уровне создания)
5.4. Наличие представлений о деятельности специалистов комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образовательного процесса ОУ
5.5. Умение работать со справочной литературой
5.6. Коммуникативные навыки, навыки ведения групповой работы с детьми и взрослыми
5.7. Знание основ семейного консультирования
6. Ответственность
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора ОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
6.2. Психолог несёт персональную, профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
6.3. Психолог несёт ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление и хранение их в установленном порядке. Психолог несёт персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.
Взаимоотношения. Связи по должности
Педагог-психолог:
7.1. Работает по графику, составленному и утверждённому директором школы, исходя из 36-часовой рабочей недели, из них:
– на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает не менее половины недельной продолжительности рабочего времени;
– остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизия, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.). Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
7.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы на учебный год утверждается директором школы и согласовывается с представителем вышестоящего звена по профессиональной линии.
7.3. По окончании учебного года представляет отчет о своей деятельности в письменной форме непосредственному руководителю (директору ОУ) и представителю вышестоящего звена по профессиональной линии.
7.4. Получает от директора и его заместителей информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
7.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками и администрацией школы.
|