АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 6 г. Липецка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ № 1
Аннотация
к рабочей программе педагогов группы компенсирующей направленности
для детей 5-6 лет.
Данная рабочая программа разработана на основе адаптированной образовательной программы ДОУ №. 6 г. Липецка, а так же в соответствии:
- с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Документ разработан с учетом проекта примерной образовательной программы дошкольного образования: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. и специальной Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей ( Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
Рабочая образовательная программа разработана для обеспечения гарантии качества образования, индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, создания условий для практического освоения задач образовательных областей.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ.
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………..5
1.1.Цели и задачи реализации Программы……………………………………..........................5
1.2.Принципы к формированию Программы……………….………………………………...6
1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики…………………...6
1.3.1.Возрастные особенности детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи III уровня ………………….............................................................7
2.Планируемые результаты освоения Программы.
2.1.Целевые ориентиры………………………………………………………….........................8
3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений………………………...10
3.1.Целевые ориентиры коррекции речи ……………………………………………………..10
3.2.Планируемые результаты освоения программы «Знакомим ребенка с малой Родиной»………………………………………………………………………………………...10
3.3.Планируемые результаты освоения программы «Обучение плаванию в д/саду»……..11
3.4.Планируемые результаты освоения программы «Талант-восьмое чудо света»………..11
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
1.Содержание психолого-педагогической работы………………………………………..….11
1.1. Социально-коммуникативное развитие…………………………………………………12
1.2. Познавательное развитие…………………………………………………………………17
1.3. Речевое развитие…………………………………………………………………………..20
1.4. Художественно-эстетическое развитие………………………………….........................25
1.5. Физическое развитие……………………………………………………………………...28
2.Формы, способы, методы и средства реализации Программы……………………………31
3.Взаимодействие с семьями воспитанников…………………………………………………37
4.Коррекционная работа………………………………………………………..........................40
5.Часть, формируемая участниками образовательных отношений
5.1.Региональный компонент………………………………………………….........................51
5.2.Физическое развитие (обучение детей плаванию)…….…………………………………53
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
1.Организация режима пребывания…………………………………………………………...56
2.Проектирование образовательного процесса……………………………………………….58
3.Традиционные события, праздники, мероприятия………………………………………...64
4.Создание и обновление предметно-развивающей среды……….…………………………65
5.Материально-техническое обеспечение реализации Программы ……….........................70
6.Список нормативных документов…………………………………………………………..76
IV.КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ…………………………...76
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи реализации Программы.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, ОНР) дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.),
музыкальной, чтения.
Для достижения целей Программы решаются следующие задачи:
Осуществление коррекционной работы по исправлению речевого нарушения и связанных с ним процессов под руководством учителя-логопеда.
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
1.2.Принципы к формированию Программы.
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно - изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного
индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе деятельности: предметно-
манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.
2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие
различных технологий (медицинских, психологических, педагогических)
на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном
обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности.
С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
4. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные признаки микроконцентров — ограниченность пределами одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы.
Цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления
освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со
сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обусловливает: 1) высокую мотивированность речевого общения; 2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого
к трудному», от уже усвоенного к новому.
Реализуя принцип концентризма, логопед и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в
коммуникативных целях.
5. Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.
На подготовительном этапе формируются общефункциональные ме-
ханизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное вос-
приятие, внимание и пр.).
На основном этапе предусматривается формирование специфических
механизмов речевой деятельности в соответствии с образовательными задачами по другим направлениям коррекционно-развивающего процесса
(произношение, лексика, грамматический строй и пр.).
6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально
приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение
коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида
индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная
индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства
личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной
индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
9.Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях
различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций,
участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
10. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
11. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
12. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с
нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.
Каждая ступень «Программы» включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи комплексно и многоаспектно.
«Программа» строится с учетом принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- принципы интеграции усилий специалистов;
-принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией специальных принципов:
-ранней диагностики речевых нарушений. Этот процесс должен быть комплексным и осуществляться с участием специалистов различного профиля: педагогов, логопедов, психологов, психоневрологов, психиатров невропатологов, лоров, сурдологов;
-раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
-развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
-взаимосвязного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
-дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого дефекта;
-связи речи с другими сторонами психического развития,которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов(восприятия, внимания, памяти, мышления). Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности
|