«Программа» включает следующие образовательные области


Скачать 0.66 Mb.
Название «Программа» включает следующие образовательные области
страница 1/3
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3


1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

«Рабочая программа  для детей с речевыми нарушениями» разработана для пстаршей логопедической группы, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 5 до 6 лет, имеющие клинико-педагогические диагнозы ОНР и ФФНР.

        «Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности в логопедической группе МБДОУ ЦРР детский сад №39 г. Орла

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

        Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных  направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

        «Программа»  разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

•        на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,

•        на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной  структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

        «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

« Программа» включает следующие образовательные области:

•        социально-коммуникативное развитие,

•        познавательное развитие,

•        речевое развитие,

•        художественно-эстетическое развитие,

•        физическое развитие.

Цель реализации «Программы»  - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе»,  как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.

Задачи «Программы»:

•        способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе,

•        создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

•        обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,

•        способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.

Решение данных задач позволит сформировать у детей подготовительной логопедической  группы психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

Теоретической основой «Программы» стали:

- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,

- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,

- концепция соотношения мышления и речи,

- концепция о целостности  языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,

- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка,

- современные представления о структуре речевого дефекта.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

- возрастная адекватность дошкольного образования,

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

- возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализации,

- специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Подготовительную логопедическую группу посещают дети с логопедическими заключениями ОНР 2-3 уровня и ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников: ОНР и ФФНР, и одновременно  объединяет задачи коррекционной работы по преодолению  этих двух речевых нарушений.

«Программа» составлена на основе программ коррекционной работы:

-  Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г.

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). М.: Альфа, 1993.

- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

- «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва «Мозаика-Синтез», 2011г.

Согласно им коррекционная работа в старшей логопедической группе осуществляется на •        фронтальных (подгрупповых)  занятиях,

•        индивидуальных  занятиях.

Подгрупповые логопедические занятия в старшей группе включены в общую сетку занятий, проводятся 3 раза в неделю в первой половине дня в 9.00,а со второго периода 4 раза, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.

Коррекционная работа в старшей логопедической группе строится по периодам:

•        1 период – сентябрь-ноябрь, занятий,

•        2 период – декабрь – февраль, занятий,

•        3 период – март – май, занятий.

На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация  и развитие фонематического слуха детей-логопатов.

Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:

•        коррекция нарушенного звукопроизношения,

•        развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,

•        формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,

•        уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,

•        формирование грамматических представлений,

•        развитие связной речи,

•        развитие мелкой моторики пальцев рук.

В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с детьми подготовительной логопедической группы преобладают те или иные направления коррекционной работы:

№ п/п

ОНР

ФФНР

1.

-коррекция нарушенного звукопроизношения

-коррекция нарушенного звукопроизношения

2.

-развитие просодической стороны речи и речевого дыхания

_

3.

-формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе

-формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе

4.

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса        уточнение, обогащение и активизация лексического запаса

_

5.

-формирование грамматических представлений

-уточнение грамматических представлений

6.

-развитие связной речи

-

7.

-развитие мелкой моторики пальцев рук

-

В коррекционно-развивающей логопедической работе с детьми активно используются следующие технологии:

  • моделирование, схематизация и иллюстрирование,

  • кинезиология,

  • автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции,

  • ИКТ,

  • метод замещающего онтогенеза,

Общая характеристика детей с ОНР 2 уровня (по Р.Е.Левиной). В активном словаре есть сущ., гл., качественные прил., наречия. Появляются личные мест, предлоги и союзы в элементарных значениях. Еще присутствуют жесты.

 Встречаются отдельные формы словоизменения. Сущ. употребляются в основном в им.пад. Гл. согласовываются неверно. Фраза аграмматична. Встречаются взаимозамены ед.ч. и мн.ч. гл., смешение гл. ж.р. и м.р.  Ср.р. гл. не употребляется. Прил. значительно меньше, чес сущ. и гл., часто не согласовываются с другими словами в предложении. Предлоги встречаются редко, часто заменяются или опускаются. Союзы и частицы используются редко.

Способами словообразования не владеют.

Начинает формироваться фразовая речь. Могут пытаться рассказывать о хорошо знакомом. Понимание речи улучшается, расширяется их пассивный словарь.

Звукопроизношение значительно нарушено, может достигать 16-20 звуков. Обнаружена их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Слоговая структура слова грубо нарушена: теряют звуки при стечении, слоги – при их большом количестве, идет ее упрощение.

Общая характеристика детей с ОНР 3 уровня (по Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают сущ, гл, реже – остальные части речи. При употреблении простых предлогов имеется много ошибок, редко используются сложные предлоги.

Словарный запас ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Из прил. преобладают качественные, относительные и притяжательные употребляются только для выражения хорошо знакомых отношений.

Недостаточно сформированы грамматические формы. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм гл., в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях:

- смешение окончаний сущ. м.р. и ж.р.,

- замена окончаний сущ. ср.р. в им.пад. окончанием сущ. ж.р.,

- склонение сущ. ср.р.,

- неправильное соотнесение сущ. и мест.,

- ошибочное ударение в слове,

- ошибки в беспредложном и предложном управлении,

- неправильное согласование сущ. и прил., сущ. и гл.

Часто словообразование заменяется словоизменением. Изменение слов затруднено звуковыми смешениями.

В активной речи преобладают простые предложения. Возникают затруднения при распространении предложений, при построении сложносочиненных и сложноподчиненных. Во фразовой речи отмечаются отдельные аграмматизмы.

У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.

Понимание  обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. Возникают ошибки в понимании временных форм гл., оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

Общая характеристика детей с ФФНР.   В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.

Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.

Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.

Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.
  1   2   3

Похожие:

«Программа» включает следующие образовательные области icon Программа «Перспектива» Программа «Школа России»
В учебно – воспитательной работе прогимназии используются следующие образовательные программы
«Программа» включает следующие образовательные области icon Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Патопсихология»
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению...
«Программа» включает следующие образовательные области icon Липецкой области государственное областное образовательное учреждение
«Мастер сельскохозяйственного производства» четвертой ступени квалификации, которая включает в себя следующие специальности
«Программа» включает следующие образовательные области icon Рабочая программа по дисциплине включает в себя следующие разделы: Цель освоения дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Программа» включает следующие образовательные области icon Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Психотерапия...
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению...
«Программа» включает следующие образовательные области icon Программа производственного контроля с применением принципов хассп включает следующие данные
Приложения «Перечень Законов, действующих санитарных правил, гигиенических нормативов и нормативно-правовых актов»
«Программа» включает следующие образовательные области icon Программа производственного контроля с применением принципов хассп включает следующие данные
Приложения 1 «Перечень Законов, действующих санитарных правил, гигиенических нормативов и нормативно-правовых актов»
«Программа» включает следующие образовательные области icon Конкурсное задание Компетенция «Промышленная автоматика» Конкурсное...
Управление производственным процессом включает элементы электромонтажа, монтажа систем автоматизации, механотроники
«Программа» включает следующие образовательные области icon Далее для подачи заявления, постановки на учет детей в образовательные...
«Информирование о ходе оказания услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие...
«Программа» включает следующие образовательные области icon Запроса цен
Закупочная документация включает в себя следующие документы, разделы, приложения
«Программа» включает следующие образовательные области icon Запроса предложений
Закупочная документация включает в себя следующие документы, разделы, приложения
«Программа» включает следующие образовательные области icon Запроса предложений
Закупочная документация включает в себя следующие документы, разделы, приложения
«Программа» включает следующие образовательные области icon Запроса предложений
Закупочная документация включает в себя следующие документы, разделы, приложения
«Программа» включает следующие образовательные области icon Запроса предложений
Закупочная документация включает в себя следующие документы, разделы, приложения
«Программа» включает следующие образовательные области icon Программа курса включает следующие общие разделы
Южно-Уральский государственный университет проводит курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по программам...
«Программа» включает следующие образовательные области icon Основная образовательная программа разрабатывалась на основе примерной...
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск