Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр дистанционного образования
Министерства образования Республики Саха (Якутия)
Учебно-методический отдел
Методические рекомендации
по разработке и оформлению
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Якутск 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка . …………………………………….……………..…………3
Нормативно-правовой аспект .………………………………….….………...………..3
Классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.…..…..………………………………………………………………………..3
-
Назначение и требования к содержанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. … …..………………...……………………………….5
Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………………………………………………………6
Словарь педагогических терминов……………………………………….…………..…..16
Список литературы……………………….……………………………………………...20
Приложения……………………………………………………………………………21
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единообразия подходов при разработке, оформлении и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в ГБОУ ДОД «Центр дистанционного образования МО РС (Я)». Методические рекомендации адресованы методистам, педагогам, разрабатывающим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы; экспертам, определяющим их качество.
Рекомендации представляют собой пособие, разработанное на основе изучения научных изданий, нормативных правовых документов и передового педагогического опыта, где подробно описываются требования к содержанию, структуре и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающим программ, процедура их утверждения.
Нормативно-правовой аспект
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является основным документом педагога дополнительного образования и представляет собой комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, формы аттестации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является локальным нормативным документом и разрабатывается на основе следующих нормативных-правовых документов:
Федеральный Закон РФ от 29.12. 2012г. №273 «Об образовании в РФ»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Устав ГБОУ ДОД «Центр дистанционного образования МО РС (Я).
Классификация дополнительных общеобразовательных программ
Классификация программ проводится по различным основаниям. Согласно наиболее распространённой в дополнительном образовании детей классификации (Одним из первых официальных изданий, предложивших данную классификацию, было Приложение к журналу «Внешкольник», выходившее под названием «Библиотека педагога-практика». Брошюра: Материалы по аттестации учреждений дополнительного образования детей. – М., 1999. – С.40-41.) дополнительные образовательные программы подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.
Типовая (примерная) программа – общеобразовательная общеразвивающая программа, утвержденная государственным органом управления образованием и рекомендованная в качестве примерной в определённой образовательной области, и используемая педагогом дополнительного образования без какого-либо уточнения или усовершенствования.
Рабочая (модифицированная) программа – общеобразовательная общеразвивающая программа, в основу которой положена типовая (примерная) или авторская программа. Педагог вносит изменения в исходную программу с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей обучающихся, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления образовательной деятельности. Внесенные коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, присущих исходной программе.
Экспериментальная программа – общеобразовательная программа, предполагающая отработку новых педагогических технологий и методик, содержит этапы и способы отслеживания, имеет научного руководителя. Разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации — в случае выявления новизны предложений автора — экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.
Авторская программа –общеобразовательная общеразвивающая программа, созданная педагогом или коллективом педагогов по собственному замыслу с учётом опыта работы. Авторская общеобразовательная общеразвивающая программа содержит предложения по решению проблемы образования, обязательно отличается новизной, актуальностью, содержит гипотезу и концептуальное обоснование, способы диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах, описание методики, способов и средств достижения программной цели, обеспечение ресурсами (материально-техническими, кадровыми и пр.) и средствами обучения. Авторскими общеобразовательными общеразвивающими программами считаются программы, прошедшие процедуру внешней экспертизы специалистами в данном области деятельности, а также признанные лауреатами и дипломантами Всероссийского, республиканского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей.
Критерием определения данных видов программ является уровень (степень) творческого участия педагога в процессе разработки программы - от простого воспроизведения педагогом её типового варианта, предлагаемого государственным органом управления образованием, до продукта, полностью созданного автором в соответствии с его замыслом и претендующего на оригинальность и новизну.
По форме содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.
Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое:
программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, музыкальные, спортивные и т.д.);
программы детских объединений с разносторонней подготовкой, к какой- либо деятельности по профессии;
программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающими по разным образовательным направлениям.
Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования. В теории интеграции в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.
К таким программам относятся дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами.
Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.
Сквозные программы реализуют общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учётом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д.
Назначение и требования к содержанию дополнительных общеобразовательных программ
По своему назначению и содержанию дополнительная общеобразовательная программа является моделью совместной деятельности педагога и обучающихся по достижению заранее запланированных результатов.
Действия - это определенные операции, конкретные мероприятия, являющиеся средством для достижения какой-либо цели, результата.
Результат - это конечный итог, ради которого осуществлялись действия.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ должно соответствовать:
достижениям мировой культуры,
российским традициям,
культурно-национальным особенностям регионов;
определенному уровню образования (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приложение 2);
современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Примерные требования к дополнительным образовательным программам изложены в «Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844» (см. Приложение1).
Примерные объемы программ и наполняемость групп обучающихся отражены в «Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.10.06 г, №06-1616» (см. Приложение 1).
Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля отражен в Приложении 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03 (см. Приложение 3).
Технология разработки дополнительных общеобразовательных программ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист своеобразная «визитная карточка» дополнительной общеобразовательной программы. Поэтому здесь указывается самая основная информация о программе, а именно:
Титульный лист содержит:
наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);
наименование образовательного учреждения согласно Уставу;
грифы рассмотрения и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
возраст учащихся, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
фамилия, имя, отчество, должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
название города, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
При оформлении титульного листа общеобразовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97.
В центральной части верхней рамки листа указываются вышестоящие органы образования (по степени подчиненности конкретного образовательного учреждения: Министерство образования Республики Саха (Якутия), далее название муниципального органа образования, а затем название образовательного учреждения, в котором разработана программа). Реквизиты в этом поле печатаются заглавными буквами. В правой части титульного листа ставится гриф УТВЕРЖДАЮ (без кавычек, без двоеточия), наименование должностного лица — в данном случае директора ОУ, утвердившего программу, его личную подпись, расшифровку подписи и дату утверждения, написанную арабскими цифрами в следующей последовательности: число, месяц, год. Год указывается четырьмя цифрами.
Если в Уставе образовательного учреждения прописана процедура рассмотрения и согласования образовательных программ экспертным (методическим) советом или другим органом, то в левой части титульного листа ставится гриф РАССМОТРЕНО или СОГЛАСОВАНО (без кавычек и двоеточия), наименование документа согласования в именительном падеже, его номер и дата.
Ниже предыдущей записи в центральной части листа заглавными буквами указывают наименование документа - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. Если образовательная программа комплексная, то указывают: КОМПЛЕКСНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. Ниже приводят название программы в именительном падеже шрифтом большим, чем наименование документа (размер от 18 до 24). Если у программы есть имя собственное, его помещают в кавычки. Название программы должно быть коротким, ёмким, привлекательным, а главное отражающим содержание программы и направление деятельности. Далее, указывают наименьший и наибольший возраст обучающихся, на которых рассчитана программа. Затем указывают срок реализации программы.
Ниже предыдущей записи в правой части листа указывают фамилию, имя, отчество (без сокращений) и должность автора-составителя программы. При оформлении комплексной программы на титульный лист выносятся фамилии всех авторов-составителей. Если программа разрабатывалась педагогом дополнительного образования совместно с методистом, то можно указать фамилию, имя, отчество консультанта — методиста.
В центральной части нижней рамки листа приводят название города, ниже — год создания программы. Слова «город» и «год» при этом не пишутся. На титульном листе пишется год разработки программы. Если программа после создания и начала реализации была изменена, то необходимо указать дату корректировки с указанием наименования и номера документа согласования изменений в именительном падеже.
В одном образовательном учреждении титульные листы общеобразовательных программ желательно оформлять однообразно, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.
ОБРАЗЕЦсм в Приложении 5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительную записку рекомендуют начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы. В вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, распространения и т.п.
«Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г.) рекомендуют раскрыть в пояснительной записке следующие разделы:
направленность дополнительной общеобразовательной программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;
отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;
сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы их проверки;
формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 предлагает следующий перечень направленностей дополнительных общеобразовательных программ:
техническая;
естественнонаучная;
физкультурно-спортивная;
художественная;
туристско-краеведческая;
социально-педагогическая
Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы.
Новизна программы.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
Новое решение проблем дополнительного образования;
Новые методики преподавания;
Новые педагогические технологии в проведении занятий;
Нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.
ПРИМЕР:
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Актуальность программы.
- ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на:
анализе социальных проблем,
материалах научных исследований,
анализе педагогического опыта,
анализе детского или родительского спроса,
современных требованиях модернизации системы образования,
потенциале образовательного учреждения;
социальном заказе муниципального образования и др. факторах.
ПРИМЕР:
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого имеются только на базе нашего Дома детского творчества.
2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
Педагогическая целесообразность.
подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995).
В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы:
выбранных форм,
методов образовательной деятельности,
средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),
организации образовательного процесса.
ПРИМЕР:
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
Эффективным для литературного развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ.
В данном разделе следует указать названия и авторов предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от предыдущих.
ЦЕЛЬ дополнительной общеобразовательной программы.
Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
- Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
- Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.
ПРИМЕРЫ формулировок цели:
Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
Формирование общей культуры личности, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.
Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
Профилактика асоциального поведения.
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием.
ПРИМЕР перечня существительных для формулирования цели:
создание,
развитие, обеспечение,
приобщение, профилактика,
укрепление,
взаимодействие,
формирование и др.
ЗАДАЧИ дополнительной общеобразовательной программы
Задача - это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.
Задачи должны соответствовать цели и быть:
- обучающими, то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
- развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
- воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы. Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.
ПРИМЕР перечня ГЛАГОЛОВ для формулирования задач:
познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность;
формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение. В этом разделе необходимо указать:
- для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);
- какому возрасту детей адресована программа;
- предполагаемый состав (одного или разных возрастов);
- условия приема детей, система набора в группы.
ПРИМЕР:
- принимаются все желающие;
- существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличие базовых знаний в области и т. д.
В этом разделе могут быть указаны условия дополнительного набора детей на вакантные места в коллектив. Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов:
- тестирования,
- прослушивания,
- собеседования и т.д.
Сроки реализации программы
В этом разделе указывается продолжительность обучения детей по данной программе и количество часов обучения на каждый год.
ПРИМЕР:
1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 108 (144, 216 часов) и т.д.
Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся.
ПРИМЕР:
1 год обучения – 144, или 108, или 72 часа в зависимости от:
- психологической готовности к обучению;
- физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы;
- интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др.
Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяется по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.
Формы и режим занятий
Режим занятий – в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).
ПРИМЕР:
год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа;
2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа,
3 год обучения - 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
ПРИМЕРЫ форм организации деятельности детей на занятии:
- индивидуальная,
- групповая,
- работа по подгруппам,
- ансамблевая,
- общеоркестровая и др.
ПРИМЕРЫ форм проведения занятий: акция, аукцион, бенефис, беседа эвристическая, Вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра деловая, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, размышление, рейд, ринг, салон, семинар, смотрины, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка и др.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся.
Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
ПРИМЕРЫ формулировок:
К концу первого (второго...) года обучения дети:
будут знать, будут иметь представление, будут обучены, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к самообразованию…
будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…
будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная жизненная позиция…
Спрогнозировав ожидаемый результат, необходимо проверить, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (январь);
- итоговый контроль (май).
Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.
Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.
ПРИМЕР:
формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:
выставка,
концерт,
открытое занятие,
показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.),
зачетная работа,
взаимозачет,
экзамен,
тест,
игра,
рефлексия и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план (УТП) оформляется в виде таблицы, которая включает в себя следующие графы:
- порядковый номер;
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
Если общеобразовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения.
В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.
Итоговое количество часов в год зависит от количества и продолжительности занятий в неделю (из расчета 36 учебных недель в году):
- по 1 часу в неделю -36 часов в год;
- по 2 часа в неделю – 72 часа в год;
- по 3 часа в неделю – 108 часов в год;
- по 4 часа в неделю – 144 часа в год;
- по 5 часов в неделю – 180 часов в год;
- по 6 часов в неделю – 216 часов в год…
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практические занятия должны преобладать над теоретическими.
Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это программа индивидуального обучения).
В учебно-тематический план включают часы на:
комплектование группы (для детей первого года обучения);
вводное занятие (введение в программу);
концертную или выставочную деятельность;
мероприятия воспитательно-познавательного характера;
отчетное мероприятие (при этом указывается не название мероприятия, а его тема).
ПРИМЕР:
|
Название разделов и тем занятий
|
Кол-во часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Раздел 1. Знакомство с миром кукол
|
4
|
2
|
2
|
2.1
|
История кукольного театра.
|
2
|
1
|
1
|
2.2
|
Виды кукол. Кукла своими руками.
|
2
|
1
|
1
|
2.3
|
………………………
|
…
|
…
|
…
|
3
|
Раздел 2. ………………..
|
…
|
…
|
…
|
3.1
|
…………………………….
|
|
|
|
|
Итого:
|
72
|
22
|
50
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Данный структурный элемент программы тесно связан с учебно-тематическим планом, поэтому:
- раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП;
- изложение материалов ведется в именительном падеже.
В содержании программы указывается:
название темы (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП);
телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;
при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. в содержании указывается тема и место их проведения.
ПРИМЕР:
|