Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха


Скачать 1.12 Mb.
Название Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха
страница 1/8
Тип Отчет
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8


Отчет

О разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации

по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха

Москва 2014

Содержание

Введение




3

Глава I

Особенности детей с нарушением слуха

6




1.1 Характеристика категории.

6




1.2 Медицинские средства коррекции слуха (слуховые аппараты и импланты)


7




1.3 Особенности психофизического и речевого развития детей с нарушением слуха


14




1.4 Пакет современных ассистивных технологий, рекомендуемых к использованию при обучении детей с нарушением слуха


18




1.5 Рекомендуемая группа специалистов сопровождения глухих и слабослышащих детей в системе дополнительного образования


20

Глава II

Рекомендации по созданию специальных условий при реализации дополнительных образовательных программ


22




2.1 Материально-технические ресурсы

22




2.2 Кадровые ресурсы

24




2.3 Методические ресурсы

25




2.4 Проектирование социокультурной среды

26

Глава III

Комплекс наглядных, практических, словесных методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования



27




3.1 Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха


28




3.2 Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха


28




3.3 Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха


32




3.4 Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями слуха


35




3.5 Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования детьми с нарушениями слуха



37




3.6 Методические рекомендации по обеспечению доступа детей с нарушениями слуха в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность



42

Глава IV

Психолого-педагогические рекомендации по организации и проведению занятий в системе дополнительного образования


44




4.1 Методические рекомендации по проведению групповых занятий с участием глухих/слабослышащих детей в системе дополнительного образования



44




4.2 Методические рекомендации по использованию специальных средств общения в процессе дополнительного образования детей с нарушениями слуха



48




4.3 Рекомендации для педагогов, организаторов занятий/ мероприятий, начинающих работать с глухими и слабослышащими детьми.


51




4.4 Рекомендации педагогам по включению родителей в процесс дополнительного образования детей с нарушением слуха


60




4.5 Рекомендации по подготовке и проведению занятий/ мероприятий.

62




Список рекомендуемой литературы

70


Введение

В соответствии с действующим федеральным «Законом об образовании в РФ», дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с нарушением слуха) имеют право на дополнительное образование, которое «…направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности» (гл.10, ст.75.).

Российское  образовательное  законодательство гарантирует каждому ребенку с особыми образовательными потребностями набор  условий, «без которых невозможно или затруднено освоение  образовательных   программ  обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Нарушение слуха – это сложный феномен, который влияет на психофизическое и социальное развитие человека, вызывает трудности общения с окружающими и социальную изоляцию индивида (Т.Г. Богданова, У. Меркт, Х. Данел Андерсон, И.А. Михаленкова, Ю.В. Саенко и др.).

Отечественные исследователи (Т.Г.Богданова, Н.О.Ярошевич, 2000) установили, что социальная интеграция лиц с нарушениями слуха чрезвычайно сложна. Ограничение социальных контактов глухих и слабослышащих детей, с одной стороны, приводит к возникновению трудностей вхождения в систему социальных отношений, а с другой стороны, люди с нарушениями слуха более уязвимы с точки зрения успешности в среде. Процесс их социализации во многом зависит от социального окружения и условий формирования личности.

Ограничение сферы общения лиц с нарушениями слуха в специальных коррекционных детских садах и школах-интернатах, где включенность в жизнь общества относительна, не способствует полноценному усвоению социального опыта плохослышащими или неслышащими, а также может являться причиной искаженного понимания межличностных взаимоотношений (Ю.В. Саенко).

Процессы социальной ориентации являются двусторонними, поэтому адекватное восприятие глухих и слабослышащих остальными членами общества становится не менее важным, чем адаптация их к этому обществу. Отношение окружения к человеку с нарушенным слухом имеет огромное влияние на его личностную социализацию.

В связи с этим включение детей с нарушениями слуха в систему дополнительного образования обеспечивает права ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения их разнообразных интересов, а также и формирование социально-нравственного потенциала общества.

Включение глухого/слабослышащего в систему дополнительного образования - значимый ресурс мотивации личности к коммуникации через совместное со здоровыми сверстниками познание, творчество, труд, искусство, спорт, необходимое условие благоприятной социальной ситуации развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Дети с нарушениями слуха, осваивая новое социальное пространство – школу, организации дополнительного образования должны иметь определенный уровень психофизического и культурного развития; способность к установлению благоприятных взаимоотношений с окружающими людьми; умение находить баланс между своими желаниями и требованиями общества.

Формирование таких умений происходит постепенно от освоения норм поведения и особенностей взаимодействия на занятии/уроке/перемене со сверстниками и педагогами к вхождению в общешкольное пространство и сообщество, а также выходом во внешкольное пространство через систему дополнительного образования, на занятиях кружков, секций, физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительских и трудовых мероприятиях и др.

 Важнейшими задачами включения ребенка с нарушенным слухом в систему дополнительного образования является развитие коммуникативной культуры, обучение необходимым, адекватным и продуктивным практикам социального реагирования, формирование социального поведения, которое ожидаемо обществом, обусловлено социальной ролью/позицией и связано с определёнными правами, обязанностями и ноpмами.

Оценка уровня включенности глухого/слабослышащего ребенка в социальное пространство образовательной организации, в том числе дополнительного образования, определяется вхождением и принадлежностью его к определенной группе детей (постоянные партнеры по деловому и дружескому взаимодействию); наличию позитивных межличностных отношений; умению быстро ориентироваться в новых условиях.

Таким образом, дополнительное образование позволяет организовать совместную деятельность, при которой обеспечивается комплекс условий, необходимых для приобретения глухими/слабослышащими опыта положительного социального взаимодействия.

Достижение этого возможно только при согласованных действиях команды педагогов дополнительного образования и специалистов, работающих в области сурдопедагогики, при последовательном решении следующих задач:

1. Создать условия для освоения образовательной программы дополнительного образования детьми с нарушением слуха:

- организация безбарьерной среды:

- использование ассистивных технологий - устройств, программных и иных средств, применение которых позволяет расширить возможности лиц с нарушениями слуха в процессе приема информации, адаптации их к условиям жизни и социальной интеграции. Ассистивные устройства и технологии для лиц с нарушенным слухом включают: устройства и технологии, предназначенные для получения информации, в том числе учебной; приспособления, аппаратуру и технологии, используемые на коррекционно-развивающих занятиях специалистов; ассистивные устройства, предназначенные для обеспечения комфортного пространства в условиях образовательной организации.

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей с нарушенным слухом позитивной, социально-направленной мотивации к совместной деятельности со слышащими сверстниками;

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации деятельности;

- адаптация содержания материала программ дополнительного образования, выделение в них необходимого и достаточного для освоения ребенком с нарушением слуха;

- разработка и применение необходимых для глухого/слабослышащего дидактических материалов и др.

2 Адаптировать глухих и слабослышащих детей в группе сверстников, коллективе образовательной организации:

- проведение занятий/мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленных на социальное развитие, формирование коммуникативных навыков, познавательной деятельности детей;

- использование занятий/мероприятий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении;

- привлечение адекватных возможностям детей способов оценки их достижений, продуктов творческой, трудовой и другой деятельности.

3 Использовать дополнительные психолого-педагогические ресурсы для организации специальных образовательных условий:

-сопровождение детей с нарушениями слуха ассистентом/педагогом сопровождения/переводчиком русского жестового языка;

-консультативно-методическое сопровождение педагогов дополнительного образования специалистами ресурсных центров по инклюзии/коррекционных образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия;

-взаимодействие с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

4 Повышать профессиональные компетенции педагогов дополнительного образования:

-организация специальной подготовки педагогов дополнительного образования и формирование профессиональных компетенций в области специального (коррекционного) образования;

-совершенствование профессиональных компетенций для обеспечения системности организации деятельности, полноты и осознанности усвоения неслышащими и плохослышащими детьми материалов программ дополнительного образования.
Глава I Особенности детей с нарушением слуха
1.1 Характеристика категории

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки окружающего мира и речь.

При глухоте или тугоухости происходит не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на все психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека. Слуховое восприятие способствует формированию целостной картины мира: обеспечивает условия адекватного поведения в окружающем мире; дает возможность определить наличие в пространстве звуковых источников, место возникновения звука и расстояние до него, направление перемещения звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания; способствует оценке и измерению характеристик, свойств предмета по его звучанию; способствует формированию пространственно-временных представлений; дает возможность воспринимать и понимать речь и контролировать собственную речь.

Выделяют следующие категории детей со стойкими нарушениями слуховой функции: 1) глухие и 2) слабослышащие (тугоухие).

Глухие дети  реагируют на голос повышенной громкости (крик) около уха,  но не различают слова и фразы. Для глухих детей обязательно использование слухового аппарата и/или кохлеарного импланта. Однако даже при использовании слуховых аппаратов и/или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности  в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь этих детей самостоятельно не развивается, поэтому они должны быть включены в длительную систематическую коррекционно–развивающую работу.

Слабослышащие дети  имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную и тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях и уроках, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом.
1.2 Средства медицинской коррекции слуха

1 Слуховые аппараты.

Одним из средств коррекции нарушений слуха на сегодня являются слуховые аппараты, которые при наличии определенного усиления и преобразования звуков по возможности компенсируют потерю слуховой чувствительности и слуховых искажений. Слуховые аппараты помогают глухим и слабослышащим воспринимать и различать окружающие звуки (шум транспорта, звонок телефона и т.д.), улучшать понимание речи и повышать качество жизни в целом.

Слуховой аппарат - это электронный звукоусиливающий прибор, применяемый при нарушении слуха.

Современные слуховые аппараты являются электроакустическими устройствами и состоят из нескольких частей:

  • микрофон – преобразует акустические сигналы в электрические;

  • усилитель/преобразователь - преобразует/усиливает электрический сигнал в соответствии с аудиограммой пациента;

  • телефон /динамик - преобразует усиленные электрические сигналы в акустические. В зависимости от характера нарушения слуха применяются телефоны воздушного и/или костного звукопроведения;

  • элементы управления – предназначены для регулировки громкости и изменения характеристик/настроек СА;

  • источник питания (батарейка, аккумулятор) - обеспечивает питание СА.


слух.ап.bmpаппарат.bmp

Рисунок 1. Устройство слухового аппарата.
Слуховые аппараты конструируются таким образом, чтобы преимущественно усиливались звуки на частотах от 300Гц до 4кГц, так как в этом частотном диапазоне находится большинство звуков речи. Современные слуховые аппараты передают звуки в диапазоне до 8-10 кГц.

Классификация слуховых аппаратов:

По внешнему виду (по месту ношения) слуховые аппараты подразделяются на:

- заушные - располагаются за ухом и способны компенсировать любую степень потери слуха;

- внутриушные - располагаются частично в наружном слуховом проходе, частично в ушной раковине. Компенсируют потерю слуха от легкой до тяжелой (90 дБ);

- внутриканальные - располагаются полностью в слуховом проходе, практически незаметны. Рассчитаны на компенсацию потери слуха от легкой до умеренной (60-70 дБ);

- карманные - рассчитаны на компенсацию глубокой потери слуха (до 90 дБ).

По способу настройки слуховые аппараты подразделяются на:

- триммерные слуховые аппараты настраиваются с помощью специальных миниатюрных регуляторов (триммеров) при помощи специальной отвертки;

- программируемые слуховые аппараты - настраиваются с помощью программатора через компьютер.

По технологии обработки звука слуховые аппараты подразделяются на:

- аналоговые слуховые аппараты - усиливают сигнал, поступающий в микрофон. В современных аналоговых аппаратах есть дополнительные функции: автоматическая регулировка уровня громкости (АРУ, компрессия), регулировка тембра и возможность программирования через компьютер. Аналоговые слуховые аппараты могут быть заушными и внутриушными, программируемыми и триммерными, с одним (одноканальными) или несколькими каналами (многоканальными);

-цифровые слуховые аппараты - звуковой сигнал в них преобразуется в цифровой код, который затем обрабатывается с помощью компьютерной программы с учетом всех акустических особенностей слуха пациента. После обработки в процессоре цифровой код, уже с новой структурой, преобразуется обратно в звуковой сигнал (фактически, звук создается слуховым аппаратом заново), который и воспринимает человек с нарушенным слухом.

Функции и возможности цифровых слуховых аппаратов позволяют:

- обеспечить высокий уровень разборчивости речи в любой ситуации (в тишине, в шумной обстановке, при групповой беседе);

- обеспечить мягкое, приятное, естественное звучание за счет сложных механизмов компрессии;

- обеспечить автоматическую поддержку комфортного уровня громкости;

- обеспечить практически полное отсутствие искажений и низкий уровень собственных шумов аппарата;

- обеспечить более точную настройку благодаря наличию нескольких независимых каналов;

- эффективно подавлять обратную связь;

- обеспечить высокий уровень устойчивости к помехам и искажениям, что позволяет пользоваться беспроводным радио, мобильными телефонами.

Программирование слуховых аппаратов осуществляется с помощью персонального компьютера, специализированного программного обеспечения (ПО), предназначенного для настройки слуховых аппаратов.

Заушные СА (Behind the Ear Hearing Aids (BTE)

Как следует из названия, эти СА носят позади уха. Индивидуальный ушной вкладыш размещается в наружном ухе и соединяется со СА трубочкой - звуководом. Заушные СА используются людьми всех возрастов для компенсации различных по степени (от умеренной до глухоты) и сложности вариантов нарушений слуха.

BTE являются универсальными аппаратами:

1.при значительном уровне усиления звука они могут быть небольшого размера;

2. BTE просты и удобны для пользователя;

3.BTE представлены целым рядом моделей - от миниатюрных, малой и средней мощности до больших супермощных СА;

4. BTE предусматривает возможность использования дополнительного оснащения (подключение FM-системы, inspire, MyLink).

Все перечисленные преимущества заушных слуховых аппаратов позволяют успешно применять их в детском слухопротезировании.

Важным требованием к использованию заушного слухового аппарата является наличие индивидуального ушного вкладыша, который обеспечивает фиксацию слухового аппарата за ухом, передает звук от СА к барабанной перепонке, предотвращает возникновение акустической обратной связи, предоставляет дополнительные возможности для настройки СА.

BTE предназначены для открытого или закрытого протезирования.

Внутриушные СА (In the Ear Hearing Aids (ITE)

Располагаются в наружном слуховом проходе и ушной раковине.custom (in-the-ear) hearing instruments

Все электронные компоненты вмонтированы в корпус аппарата, изготовленный по индивидуальному слепку наружного слухового прохода и ушной раковины. СА может занимать всю ушную раковину или ее часть в зависимости от мощности (чем более мощный СА, тем больше его размеры). Внутриушные СА предназначены для компенсации потери слуха до 90 дБ. Современные ITE оснащены антенной для связи с пультом дистанционного управления, который позволяет регулировать режимы работы СА и эффективно пользоваться мобильным телефоном и радио.

Внутриканальные СА (In the Canal Hearing Aids (ITC и СIC)

Существует два типа внутриканальных аппаратов - ITC и CIC.custom (in-the-ear) hearing instruments

ITC располагаются в хрящевом отделе наружного слухового канала и частично в ушной раковине. Значительно меньше внутриушных и менее мощные. Рассчитаны на компенсацию потери слуха до 70 дБ. Имеют регулятор громкости, но отсутствует индукционная катушка.

CIC располагаются в наружном слуховом проходе вблизи барабанной перепонки и, поэтому, практически не видимы. Помещаются в ухо и извлекаются с помощью специальной лески. Эти СА возможно использовать при снижении слуха до 60 дБ. Отрицательным моментом при использовании CIC является их возможно быстрое повреждение из-за ушной серы и другого дренажа наружного уха.

Открытое протезирование (Open fitting)

Закрытое протезирование – индивидуальный ушной вкладыш практически полностью заполняет наружный слуховой канал уха, плотно прилегая к стенкам. При открытом слухопротезировании диаметр вентильного отверстия вкладыша равен диаметру тонкой трубочки, соединяющей его со СА. Технология открытого протезирования является уникальным решением для людей с небольшой потерей слуха или потерей в области высоких частот. Такие пациенты среди основных причин дискомфорта при использовании традиционных слуховых аппаратов указывали на искажение собственного голоса (эффект окклюзии), задержку сигнала (эхо), восприятие шума самого слухового аппарата и достаточно большие размеры корпусов. При открытом протезировании применяется уникальный открытый вкладыш, который неплотно прилегает к стенкам слухового прохода. Низкочастотные звуки, в усилении которых пациент не нуждаетесь (например, звук собственного голоса) проходят в ушной канал, как и при нормальном слухе, и воспринимаются как комфортные и естественные. В ситуациях с плохой слышимостью слуховой аппарат для открытого протезирования улучшает разборчивость речи и подавляет фоновый шум и ведение разговора в шумном окружении больше не вызывает усилий и напряжения пациента. Кроме того, открытый вкладыш позволяет избегать накапливанию влаги в ухе.

Ресивер в ухе (Receiver-In-The-Ear (RITE) и Receiver–In-Canal (RIC)

Слуховой аппарат с "ресивером в ухе" – легкий, невидимый аппарат.

Корпус такого слухового аппарата располагается за ухом, а ресивер (телефон, динамик) - вынесен из корпуса и находится непосредственно в слуховом проходе. Он связан с корпусом ультратонкой трубочкой slim tube, абсолютно не заметной. В настоящее время доступны различные по мощности ресиверы, что даёт возможность использовать подобные аппараты, в т.ч. и при больших потерях слуха. Размеры заушной части у этого типа аппаратов ещё меньше (за счёт расположения ресивера в ухе), поэтому микроаппараты с вынесенным ресивером - это самые маленькие заушины в мире.

Слуховой аппарат RIC может быть настроен как для высокочастотной потери слуха, так и для тяжелой потери до 60 - 80 дБ на низких и высоких частотах. Как с СА для открытого протезирования, слуховой аппарат RIC не требует классического ушного вкладыша. Таким образом, ушной канал остается незакрытым, что обеспечивает более естественное звуковое качество собственного голоса пользователя. Другое преимущество RIC состоит в том, что выносной ресивер намного легче вставить в ухо, чем внутриушной/внутриканальный слуховой аппарат. Это означает, что слуховой аппарат RIC может использоваться людьми с серьезной потерей слуха и ограниченной подвижностью пальцев.

Микрофон в ухе (Microphone- In-The-Ear (MITE)

В аппарате реализована эксклюзивная технология SoundSmoothing™. Очень маленький слуховой аппарат, выполненный по технологии RIC (телефон в канале) предназначен для компенсации высокочастотных и средних по тяжести степеней потери слуха. Слуховой аппарат Vibe компании Сименс имеет совершенно другую конструкцию, которая не соответствует категориям ITE или BTE. Корпус Vibe располагается внутри Сoncha, таким образом комбинируя несколько преимуществ: сохраняется естественное акустическое усиление внешнего уха, ушной канал остается открытым, пространство за ухом свободно - ничто не мешает носить очки.

Локация микрофонов максимально приближена к естественному строению уха пациента. Открытое протезирование позволяет обеспечить максимально возможную вентиляцию слухового прохода. Сменные телефоны различной длины 8 размеров на правое, левое ухо, сменные наружные крышки аппарата могут заменяться непосредственно пациентом. Нанопокрытие корпуса обеспечивает наилучшую влагозащиту. В аппарате предусмотрено более 4-х индивидуальных программ настройки с возможностью программирования.

2 Импланты

Имплантация - это система мероприятий, которая включает: отбор пациентов (определение показаний и исключение противопоказаний к проведению имплантации); проведение хирургической операции; первое включение речевого процессора и его настройка; послеоперационная слухоречевая реабилитация.

В настоящее время в медицинской практике используют несколько типов имплантов.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Московский государственный психолого-педагогический университет
Сборник тестов предназначены руководителям и специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, специалистам суву открытого и...
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Центр психолого-медико-социального сопровождения
На IV всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Первый шаг»
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Образовательная программа по реализации дополнительных образовательных программ
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ (далее...
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Программа мониторинга уровня сформированности ууд краткая аннотация:...
Серякина А. В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на фгос ооо»....
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Кудесники» по развитию эмоционально-волевой сферы, методом совместной...
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Смоленское образовательное, государственное бюджетное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической...
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Методические рекомендации по применению дидактических материалов...
...
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной...
М в отношении соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных...
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Структура образовательной программы: Пояснительная записка Организация...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»
Целью Олимпиады является активизация развития у обучающихся с нарушениями слуха словесной речи, умений вступать в устную коммуникацию...
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Пояснительная записка Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы 4-6
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Психолого-педагогические условия развития социального интеллекта старших дошкольников
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon 1. Пояснительная записка 3- 17 стр
Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ в условиях...
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной...
Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с овз
Отчет о разработке психолого-педагогических рекомендаций, включающий Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха icon «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» гбоу со «цпмсс «Эхо» положение о V iii
«Не буду молчать!» среди обучающихся выпускных классов ООО образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск