Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013

Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013


Скачать 1.37 Mb.
Название Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013
страница 1/8
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Управление образования администрации города Белгорода

Муниципальное казенное учреждение

«Научно-методический информационный центр»

Методические рекомендации

по организации работы сенсорной комнаты

в общеобразовательных учреждениях



Белгород, 2013

Ответственный за выпуск: А.А. Мухартов,

начальник управления образования администрации г. Белгорода.
Составители:

  • Возняк И.В., начальник службы психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения МКУ НМИЦ, педагог-психолог МБОУ СОШ №13 г. Белгорода;

  • Еремина И.В., старший методист МКУ НМИЦ, педагог-психолог МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода;

  • Лебедева С.В., методист службы психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения МКУ НМИЦ;

  • Карачевцева Д.В., старший методист МКУ НМИЦ, учитель-логопед МБОУ СОШ №4 г. Белгорода;

  • Узянова И.М., заместитель директора по УВР, педагог-психолог МБОУ - лицей №10 г. Белгорода;

  • Балакина Л.Б., педагог-психолог МБОУ – лицей №10 г. Белгорода;

  • Коробенко Ю.В., педагог-психолог МБОУ СОШ №7 г. Белгорода;

  • Перцева О.Р., педагог-психолог МБОУ «Лицей №38» г. Белгорода;

  • Кабакова Л.Ю., педагог-психолог МБОУ «Лицей №38» г. Белгорода.


Рецензенты:

  • В.В. Дубинина, директор МКУ «Научно-методический информационный центр»;



Методические рекомендации предназначены специалистам служб психолого-педагогического сопровождения (педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам), педагогическим работникам общеобразовательных учреждений для организации коррекционно-развивающей работы с использования сенсорной комнаты.

В сборнике также представлены методические материалы творческой группы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных учреждений «Разработка методических рекомендаций по использованию ресурсов сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Методические материалы адресованы всем, кто заинтересован в том, чтобы создать в общеобразовательных учреждениях здоровьесберегающую среду, оснастив ее новейшими технологиями для повышения результативности в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

3-4

РАЗДЕЛ 1.

Направления использования и области применения сенсорной комнаты

5-8

РАЗДЕЛ 2.

Функциональные блоки сенсорной комнаты

8-11

РАЗДЕЛ 3.

Оформление сенсорной комнаты


11-15

РАЗДЕЛ 4.

Оборудование сенсорной комнаты


16-26

РАЗДЕЛ 5.

Методические рекомендации по проведению комплекса реабилитационных мероприятий в сенсорной комнате

27-42

РАЗДЕЛ 6.

Игры в сенсорной комнате


42-46

РАЗДЕЛ 7.

Релаксационные занятия с применением фибероптических и световых изделий

47-54

РАЗДЕЛ 8.

Упражнения на релаксацию


54-58

РАЗДЕЛ 9.

Релаксационные игры в мягкой среде


59-64

РАЗДЕЛ 10.

Применение аромотерапии в сенсорной комнате


64-70

РАЗДЕЛ 11.

Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи

71-75

РАЗДЕЛ 12.

Информационные источники


75-76




Приложение 1

Характеристики цвета


76-83

Приложение 2

Журнал учета индивидуальных занятий в сенсорной комнате.


84



ВВЕДЕНИЕ

Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребенок или взрослый пребывает в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, воздействующими на все органы чувств. При этом основой сенсорной комнаты является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в т.ч. России. 

   Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.

Первоначально сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70х годов. Термин «снузлин» происходит от голландского слова, означающего «дрема». «СНУЗЛИН» использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.

В начале 80х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей Сенсорной комнаты «СНУЗЛИН» стала Великобритания. Одновременно, значительно расширяется диапазон использования Сенсорной комнаты. Они стали применяться в качестве незаменимого средства в реабилитации людей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.

В настоящее время количество Сенсорных комнат в мировой практике исчисляется тысячами единиц – в Европе, включая СНГ, Азии, США и Канаде.

      Необходимо отметить, что до настоящего времени особенности предметной среды и содержание работы в «сенсорной комнате» понимаются неоднозначно. Авторы учебно-методического пособия «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья». Л.Б. Боряева  и Ю.С. Галлямова, условно разделяют эту предметно-развивающую среду на три блока: среда тёмной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда для сенсомоторного развития.

Сенсорная комната предназначена как для проведения релаксационных сеансов для детей и взрослых с различными неврологическими отклонениями, так и для улучшения качества жизни здоровых людей.

РАЗДЕЛ 1. НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Сенсорную комнату в своей работе использовать такие специалисты как врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги.

В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

  • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

  • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);

  • развитие двигательных функций;

  • создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

Сенсорные комнаты также широко используются в специализированных реабилитационных центрах, школах, центрах для развития детей.

Показаниями для детей:

  1. Различные психоневрологические проблемы:

  • неврозы и неврозоподобные состояния;

  • задержки психомоторного и речевого развития;

  • резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков;

  • аутизм;

  • адаптационные расстройства;

  • школьные проблемы;

  • необходимость проведения семейной психокоррекции.

  1. Все формы детского церебрального паралича.

  2. Двигательные нарушения другой этиологии.

  3. Нарушения зрения, слуха, речи.

Занятий в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом:

  • Ранний возраст (1 – 3 года)

Развивающие занятия для детей данного возрастного периода направлены на:

- корректировку зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций;

- коррекцию слуховых ориентировочных реакций;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений;

- развитие наблюдательности и внимания;

- развитие речи, обогащение пассивного и активного словаря;

Занятия проводятся в присутствие близкого ребёнку человека

  • Дошкольный возраст (3-6 лет)

- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие познавательного интереса, мотивации к обучению;

- развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);

- повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям;

- психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия.

  • Младший школьный возраст (7-11 лет)

- адаптации;

- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие познавательного интереса, мотивации к обучению;

- развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);

- повышение стрессоустойчивости;

- снятие психоэмоционального напряжения.

  • Подростковый возраст (12-14 лет). Занятия с данной возрастной группой направлены на решение следующих психологических проблем:

- адаптации;

- повышенная агрессивность, склонность к разрушительным действиям.

резкие и немотивированные колебания настроения;

- чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость;

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Показаниями для взрослых к включению в занятия в сенсорной комнате могут являться:

- различные психологические проблемы: депрессивные состояния, неврозы, стрессы;

- нарушения зрения, слуха, речи;

- нарушение двигательных функций;

- различные соматические заболевания, сопровождающиеся снижением психоэмоционального состояния и повышенной тревожностью.

Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются:

- глубокая умственная отсталость

- инфекционные заболевания.

Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.

.

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

  • Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.

  • Коммуникативные нарушения. Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

  • Синдром гиперреактивности, (двигательной расторможенности). Для занятий с такими детьми в тёмной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители, необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.

  • Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. ВНИМАНИЕ! Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом- психоневрологом. Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например такие, как зеркальный шар, проектор «Нирвана», «Меркурий», «Брейнскан», Фибероптический модуль «Грозовая Тучка». Нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.

  • Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами

  • Нарушения зрения. Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

  • Нарушение слуха.  Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.

  • Тревожные дети. При работе с такими детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов:

  • улучшение настроения;

  • появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;

  • получение положительных эмоций;

  • нормализация сна;

  • снижение тревожности и беспокойства;

  • уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;

  • отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;

  • повышение иммунитета;

  • ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;

  • ускорение процессов мозговой активности;

  • стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у детей нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития восприятия и познания окружающего мира. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете врача или психолога. Специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.

Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие. На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным.

РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС (релаксация или активация) – оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока: релаксационный, активационный, общеоздоровительный блоки.

В релаксационный блок входят мягкие покрытия стен, пола и других поверхностей, маты или коврики, сухой интерактивный бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками), набор твердых и жидких колес с узорами, светильники, создающие мягкий рассеянный свет, подвижные мобили, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков). Также расслаблению способствует наличие аромалампы или ароматических свечей, спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы.

Ребенок, с которым проводятся занятия, должен иметь возможность принять удобную позу (лежа или сидя), расслабиться и подумать о чем-то приятном, поэтому мебель должна быть мягкой и вызывать желание расположиться на ней и отдохнуть. Окружающая обстановка должна настраивать на позитивный лад, способствовать ощущению безопасности и комфорта. Ребенок в расслабленном состоянии более восприимчив к психотерапевтическому воздействию и настроен на доверительную беседу, лежа в бассейне, может принять комфортную позу и расслабиться, все тело имеет удобную, безопасную опору, при этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими сухой бассейн, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

Медленно проплывающие по стенам картины (облака, бабочки, морские глубины и т.п. - сюжет подбирается индивидуально) в сочетании с легкой гармоничной успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости во время такого сеанса можно проводить психотерапевтическую работу с ребенком. Во время сеанса релаксации все остальное оптическое оборудование сенсорной комнаты (фиброоптический ковер, воздушно-пузырьковые трубки с различными наполнителями, сенсорную панель «Фонтан», водопад из светооптических волокон) желательно выключать. К этой группе также относятся фибероптические эффекты: «Звездное небо», «Звездный дождь», «Веселый фонтан», мерцающие занавеси, а также: воздушно-пузырьковые колонны, «Жар-птица», зеркальные шары с подсветкой, ультрафиолетовое оборудование.

Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные панели, мобайлы и др. Можно также использовать и сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.

Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.

Для усиления активационного воздействия к потолку подвешиваются различные подвижные конструкции – мобайлы. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий: приближения, прикосновения, раскачивания, исследования.

  • мобайл «Птица» - если потянуть за подвеску и отпустить ее, птица замашет крыльями;

  • мобайл «Карусель» - при ее вращении звенят колокольчики, подвешенные к нижним концам зеркалец карусели, при этом от движущихся зеркал отражаются лучи света, дополнительно привлекая внимание ребенка;

  • разноцветный мячик, подвешенный на эластичной нити, очень удобен для подвижных занятий и игр.

Ко второй группе также относятся: звукоактивированный проектор: «Русская пирамида», проекторы эффектов «Солнечный», интерактивные панели «Осенний лист», «Цветные фигуры», «Огненное колесо» и др., системы прожекторов «Бегущие огни» и «Луч».

Таким образом, применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка.

Для этого также используют световые и цветовые эффекты; звуки различной высоты и интенсивности, предметы, с которыми можно производить действия, способствующие развитию крупной и мелкой моторики.

Высокий уровень надежности оборудования и безопасность в обращении делают его незаменимым для проведения лечебных сеансов с детьми, у которых в силу различных причин имеет место сенсорная депривация.

Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование мультисенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций.

Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов со звуками природы и ароматами, аппарат аэро-ионо-профилактики и другое оборудование.

По способу воздействия на органы чувств, оборудование сенсорной комнаты можно подразделить на следующие группы:

  1. Тактильные ощущения. Воздействие на органы осязания, поверхность кожи рук, ног и других частей тела создает благоприятную атмосферу для успокоения нервной системы и полного расслабления организма. Рекомендуется использовать мягкие и пушистые изделия спокойных оттенков, комбинируя их между собой. Некоторые элементы могут быть с подогревом, так как ощущение теплоты наиболее приятно, чем прохладные прикосновения. Посредством тактильных ощущений развивается чувствительность, ребенок научается различать предметы и квалифицировать их по группам, улучшается координация и моторика (в том числе, мелкая моторика пальцев рук, так полезная при письме и манипуляциях с небольшими предметами). Для ребенка «мягкие» ощущения важны тем, что он приучается не бояться окружающих его предметов, чувствует безопасность обстановки, и тем самым, стимулируются стремления самостоятельно познавать окружающую действительность, развиваются навыки самообслуживания. Двигательные навыки развиваются быстрее и сопровождаются позитивными эмоциями и положительными впечатлениями. В результате устраняются страхи и необоснованные переживания, снимаются неврозы, поведение становится более адекватным и регулируемым. Особенно полезно такое воздействие для детей с повышенным уровнем тревожности и для гиперактивных детей.

  2. Зрительные ощущения. Мягкий свет, медленно меняющиеся кар-тинки спокойных цветов или абстрактные расплывчатые изображения снимают возбуждение нервной системы, приводят в нормальное состояние все внутренние процессы организма. Яркие образы и сильная освещенность, напротив, стимулируют познавательные процессы, активизируют работу сознания, усиливают мозговую активность.

Важно иметь возможность регулировать степень освещения в сенсорной комнате, так как в разных ситуациях может понадобиться различный эффект. Окружающие предметы должны быть не слишком ярких оттенков, но в то же время в комнате можно оставить несколько аксессуаров для привлечения внимания. Лучше, если эти предметы можно будет перемещать с места на место или без проблем убирать из комнаты при необходимости.

  1. Звуковые ощущения. Здесь также можно добиться полностью противоположных эффектов: сильный и громкий звук или быстрая музыка задают нужный темп при активных действиях, вызывают желание двигаться быстро или даже танцевать, медленный темп замедляет нервные процессы, снимает возбуждение, расслабляет и успокаивает. Часто для воздействия на психику используется музыка (в основном классическая). Доказано, что мелодия более сильно воздействует на сознание, чем простой набор звуков.

  2. Обонятельные ощущения. Для стимулирования через органы обоняния чаще всего используются эфирные масла. Вообще благотворное влияние различных запахов на организм человека известно еще с древних времен. Еще тогда для лечения и профилактики болезней и психических расстройств использовались приемы ароматерапии. В дальнейшем ученые доказали, что натуральные эфирные масла успешно ликвидируют воспалительные процессы, снижают воздействие бактерий, вирусов и микробов, обладают антисептическими свойствами, успокаивают нервную систему, положительно влияют на эмоциональное и психическое состояние, стимулируют восстановительные процессы, активизируют работу защитных и иммунологических процессов и оказывают благотворное воздействие на организм в целом.

Таким образом, сенсорная комната позволяет провести сеансы светотерапии, музыкотерации, цветотерапии, ароматерапии и является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорных комнат оказывает воздействие на все органы чувств - гармонизирует, способствует расслаблению, снижению утомляемости, повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации собственных защитных сил организма.

Комната психологической разгрузки позволяет проводить групповые и индивидуальные мероприятия по психологической поддержке и социальной адаптации взрослых и детей, поддержанию здоровья и оптимальной работоспособности, ускорению реабилитации после чрезмерных нагрузок, стрессов и переутомления, освоению навыков саморегуляции.

В практике чаще всего сенсорная комната выполняет и функции комнаты психологической разгрузки.

РАЗДЕЛ 3. ОФОРМЛЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Если Вам необходимо оборудовать помещение под сенсорную комнату, то сразу возникает множество вопросов. С чего начать? В какой цветовой гамме оформить комнату, как не ошибиться при выборе оборудования? Что, если необходимо совместить игровую и релаксационную зону в одном помещении или оборудовать комнату релаксации для взрослых людей. Не смотря на то, какая бы сложная на Ваш взгляд, не была поставленная задача, необходимо подходить к ее решению пошагово. 
ШАГ 1. ПОДГОТОВКА ПОМЕЩЕНИЯ

 Площадь комнаты. Что бы комнату можно было со всей серьезностью назвать «Сенсорная комната», она должна быть не менее 10 кв.м. Ведь в помещении необходимо расположить различные фибероптические, световые и мягкие модули, уголки для релаксации. Разделить комнату на несколько основных зон (пусть и небольших). Для детей это: игровая зона, познавательно-развивающая, зона отдыха и релаксации. Для взрослых: зона отдыха и сна, зона лечебных и профилактических сеансов, массажных процедур.

 Наличие окна. Обратите, пожалуйста, внимание на эту немаловажную деталь. Любое помещение необходимо регулярно проветривать, не говоря уже о том, где предполагается работать с группой людей. Ведь без проветривания помещений в воздухе повышается концентрация вредных веществ. Это  вызывает чувство тяжести век, головную боль, состояние дискомфорта, общий упадок сил. А в нашей комнате все должны чувствовать себя прекрасно, и покидать ее с чувством «Вернуться вновь»!

Ремонтные работы или косметический ремонт. Если помещение требует ремонта: капитального или косметического, это необходимо сделать. Оборудование для сенсорных комнат дорогое и профессиональное. Мягкие и релаксационные модули эстетичны и эксклюзивны. Во-первых, на фоне неотделанной и неподготовленной комнаты, оборудование будет «чувствовать себя не в своей тарелке». Ну, а главное, что могут возникнуть проблемы при монтаже оборудования, и какие-то элементы просто-напросто не смогут быть установлены.

Проводка электричества или одна розетка. Позаботьтесь, пожалуйста, о том, что бы в помещение было проведено электричество, а в идеале была сделана хотя бы одна розетка. Все оборудование,  в любом количестве может работать от одной сети.
ШАГ 2. ЦВЕТОВАЯ ГАММА ПОМЕЩЕНИЯ
Как утверждают ученые, 90% информации о внешнем мире мы получаем через глаза. Глаз фиксирует форму и объем предметов, а также цвет. Цвет – это одна из самых важных характеристик всего виденного нами. Каждый цвет вызывает у человека цепь ассоциаций, которые влияют не только на его психологическое и эмоциональное состояние, но и на физиологическое. Еще древние ученые подметили этот феномен и с успехом применяли на практике цветолечение. Люди часто замечают, что в одном помещении дышится легко и свободно, а в некоторых других – стены будто сближаются и давят. Не последнюю роль в таком восприятии играет и цвет. Поэтому подходить к выбору цветов для  интерьера нужно с особым тщанием. 


Цветовая гамма сенсорных комнат чаще всего пастельных тонов.

Если встал вопрос оформления помещения в определенной цветовой гамме, то советуем обратиться к следующим рекомендациям по подбору цветов, в зависимости от характера и специфики комнаты (приложение №1).

ШАГ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА.  Когда помещение выбрано, ремонт сделан, а цветовая гамма радует глаз, советуем задуматься о дополняющих и необходимых элементах в комнате, таких как:

  1. Светонепроницаемый занавес на окна. Такой занавес блокирует дневной свет, погружая комнату в полутьму, создавая дополнительное условие для полного расслабления и отдыха. Вы можете заказать у нас светонепроницаемые шторы. Или приобрести самостоятельно любой из вариантов: жалюзи, рулонные шторы (с изображением или без), обычные шторы из плотной, блокирующей свет ткани.

 2. Световое оформление дверного проема. Открывается дверь, и Вы сразу понимаете, что попали в «Волшебный мир». Сказка начинается сразу, и поэтому оригинальное оформление дверного проема  положит начало  Сенсорной комнаты. Световую штору  закрепим в комнате над дверным проемом, разделим световые нити на две половины и закрепим каждую, с помощью эффектных ухватов.

  3. «Мягкий пол».  Любая сенсорная, игровая и релаксационная комната должна быть уютной и располагающей к расслаблению. Сняв обувь, и ступив на мягкую и теплую поверхность, сразу ощущаешь домашний комфорт и нежность. Для выбора напольного покрытия, Вы можете воспользоваться советами наших специалистов или сделать выбор самостоятельно. Беспроигрышным вариантом будет ковер с длинным ворсом. Пушистые волокна, словно воздушные облака, мягкие и приятные на ощупь, будут дарить наслаждение при ходьбе или игре на ковре. У нас, Вы всегда можете заказать мягкий и плотный ковролин, под размер комнаты. Так же, не забудьте учесть, что если Ваша комната предназначена для деток, то ее прекрасно дополнят мягкие маты. Которые, Вы так же можете заказать у нас.

  4. Эффектно «делим» зоны.  Для разделения помещения на зоны, можно обойтись «визуальным» разделением, и просто оборудовать каждую часть комнаты под ту или иную специфику и назначение. Но можно поступить иначе, и за «разделитель» зон взять эффектную драпировку, которую Вы можете заказать у нас, или рулонную штору. Комната, благодаря видимому разделению зон, будет выглядеть завершенной. А работать в ней будет намного проще.

  5. Оригинальный столик и полочки.  Не упускайте такой момент, как необходимая мебель в комнате. При заказе настольных элементов, позаботьтесь о том, что бы их разместить функционально. К примеру, ионизатор и аромалампа не должны находиться рядом с музыкальным центром и другими электрическими приборами. Если у Вас в заказе присутствует прожектор с DVD-плеером, то Вам необходима будет полочка, на которую Вы поставите плеер и разместите рядом с ней видеодиски для релаксации, для которых  (для порядка) можно купить подставочку. Столик для аксессуаров пусть будет новым, аккуратным и небольшим, возможно столиков потребуется несколько. Настенные полочки так же, следует рассчитать с учетом того, какое количество аксессуаров на них будет размещено. Пожалуйста! Позаботьтесь о том, что бы необходимая мебель в комнате была новой. Ведь старый стол испортит весь внешний вид «Волшебной комнаты».

 6. Музыкальное и видео сопровождение.  Ну, и последнее, о чем нужно позаботиться, это музыкальное и видео — оформление.  Ведь какая же комната релаксации без пения птиц, журчания водопада, шума морского прибоя или шелеста дождя.  Для создания визуальных эффектов, идеально подойдут такие варианты как: проектор с различными тематическими дисками (планеты вселенной, морское дно, зоопарк, неповторяющийся рисунок абстракционного смешания цветов) и проектор с настенным экраном для воспроизведения дисков для релаксации. 

ШАГ 4. УСТАНОВКА И МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ. Общие рекомендации по установке и монтажу оборудования

  • Пространственное размещение и монтаж оборудования в помещении, предназначенном для Сенсорной комнаты, осуществляются в соответствии с задачами, которые стоят перед учреждением и при тесном сотрудничестве со специалистом (психологом, методистом и др.).

  • Для создания эффекта зрительного расширения объема углы сенсорных комнат дополняются безопасными зеркалами, которые крепятся к стенам при помощи шурупов и дюбелей.

  • Для удобства пузырьковая колонна может дополняться мягкой платформой и угловыми зеркалами «Сенсорный уголок». Пузырьковая колонна вставляется внутрь мягкой платформы.

  • Светильники “Фонтан света”, “Пламя” желательно установить на отдельных столиках.

  • «Веселый фонтан» и воздушно-пузырьковые трубки – центральные модули сенсорной комнаты. Устанавливаются по центру или в углах. Во втором случае желательно создать зеркальный уголок из безопасных зеркал.

  • Зеркальный шар с приводом вращения вешается к потолку с помощью шурупов и дюбелей. Рекомендуемое расстояние от профессионального источника света «Зебра-50» до шара должно быть 3-7 метров. В небольших помещениях шар и источник света имеет смысл разнести в противоположные углы. «Зебра-50» подвешивается к потолку – в этом случае прибор подвешивается за скобу и настраивается в нужное положение. Другой способ установки – на столе. В этом случае скоба задает нужное положение в вертикальной плоскости.

  • Проекторы «Плазма-250» и «Солнечный-100» устанавливаются аналогично «Зебре-50» подвесом к потолку или стене через отверстие в скобе или же на плоскости стола. Место установки – напротив стены, на которой будет наблюдаться светоэффект. На противоположной стене желателен белый экран для наблюдения эффекта.

  • Звукоактивированный проектор «Русская пирамида» устанавливается по центру или в углу комнаты путем подвеса к потолку анкерами. При установке в углу желательно выбирать угол, противоположный зеркальному – это усиливает эффект. При этом прибор желательно выставлять под углом 45 градусов к потолку, т.к. в этом случае будет полный охват помещения эффектом.

  • Ультрафиолетовый светильник с лампой вешается на потолок или стену с помощью дюбелей и шурупов. Место расположения – ближе к светящимся в ультрафиолете материалам или же по центру помещения.

  • Блоки подсветки настенного зеркала – непосредственно над зеркалами.

  • Зеркала с подсветкой ультрафиолетовой или фибероптической целесообразно установить по центру одной из стен, чтобы зеркало было хорошо видно. Зеркало ставится на пол, а сверху крепится к стене дюбелями и шурупами через специальное крепление на зеркале.

  • Интерактивные панели «Осенний лист», «Конфетти», «Огненное колесо» также как и зеркала ставятся на пол и крепятся через специальные крепления к стене.

  • Волокна «Звездный дождь» расстилаются на полу, на матах или на креслах. Источник света желательно закрепить.

  • Настенные ковры «Звездное небо», фигуры и «Зажги созвездия» крепятся на стену в 4-5 местах. Источник света ставится на пол, на подставку или крепится на стену в непосредственной близости от ковра, но в то же время в недоступном для детей месте.

  • Гребень, превращающий «звездный дождь» в мерцающую занавесь, крепится на стену или потолок.

  • При установке источников света для фиброоптике ФОС-50ГЛ обратите внимание на то, чтобы окно вентилятора на задней стенке и вентиляционные щели на переднее панели не были закрыты.

  • Прожектора от звукоактивированного контроллера «Бегущие огни» устанавливаются на стену дюбелями с шурупами через отверстие в скобе и могут быть направлены на противоположную стену, на потолок или на пол. Контроллер желательно также закрепить на стене.

  • Аналогично устанавливаются и направляются прожектора интерактивной системы «Луч». Пульт желательно закрепить на полу или на стене. Блок питания установить и закрепить в недоступном месте.

  • Светящуюся сетку можно закрепить на потолке горизонтально, используя как звездное небо, или вертикально - используя как световой занавес, разделяющий зоны сенсорной комнаты. Режимы работы лампочек («Звездное небо», «Бегущие огни» и др.) выбираются нажатием кнопки на контроллере.

  • В сенсорной комнате необходимо установить кондиционер или вытяжной вентилятор.


РАЗДЕЛ 4. ОБОРУДОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Оборудование для сенсорной комнаты выбирает учреждения, руководствуясь целям и задачами, которые будет реализовывать специалисты благодаря оборудованию.

Оформление углов сенсорной комнаты. Состав: пузырьковая колонна, мягкое основание, 2 больших безопасных зеркала.
Комплект «Сенсорный уголок» состоит из безопасной пузырьковой колонны с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом. Воздушно-пузырьковая колонна «Стела»- основной и неотъемлемый элемент любой сенсорной комнаты. Она создает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, многократно увеличивает пространство, а мягкая платформа для колонны позволяет близко ощутить ее терапевтические возможности. В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается “Мягкой платформой”. А “Безопасное угловое зеркало” создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации «Особенности организации и планирования...
...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Аннотация и методические рекомендации по использованию сенсорной комнаты
Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации по организации дистанционного обучения...
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности...
Введение федеральных государственных стандартов начального общего образования в образовательных учреждениях Костромской области
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации для освоения учебной дисциплины «Физическая культура»
Нормативная основа реализации физической культуры в общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon К отчету о выполнении работ (оказании услуг) по I
«Создание и обеспечение функционирования системы управления реализацией мероприятия «Совершенствование организации питания учащихся...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся...
Составитель- абузярова А. М. «Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся» по специальности «Почтовая...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Мдк. 05. 01. Управление структурным подразделением организации. Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения,...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических...
Методические рекомендации предназначены для работников лечебно-профилактических учреждений, кабинетов, оказывающих стоматологическую...
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 icon Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск