Скачать 1.37 Mb.
|
Управление образования администрации города Белгорода Муниципальное казенное учреждение «Научно-методический информационный центр» Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях Белгород, 2013 Ответственный за выпуск: А.А. Мухартов, начальник управления образования администрации г. Белгорода. Составители:
Рецензенты:
Методические рекомендации предназначены специалистам служб психолого-педагогического сопровождения (педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам), педагогическим работникам общеобразовательных учреждений для организации коррекционно-развивающей работы с использования сенсорной комнаты. В сборнике также представлены методические материалы творческой группы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных учреждений «Разработка методических рекомендаций по использованию ресурсов сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Методические материалы адресованы всем, кто заинтересован в том, чтобы создать в общеобразовательных учреждениях здоровьесберегающую среду, оснастив ее новейшими технологиями для повышения результативности в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребенок или взрослый пребывает в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, воздействующими на все органы чувств. При этом основой сенсорной комнаты является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в т.ч. России. Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Первоначально сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70х годов. Термин «снузлин» происходит от голландского слова, означающего «дрема». «СНУЗЛИН» использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта. В начале 80х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей Сенсорной комнаты «СНУЗЛИН» стала Великобритания. Одновременно, значительно расширяется диапазон использования Сенсорной комнаты. Они стали применяться в качестве незаменимого средства в реабилитации людей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами. В настоящее время количество Сенсорных комнат в мировой практике исчисляется тысячами единиц – в Европе, включая СНГ, Азии, США и Канаде. Необходимо отметить, что до настоящего времени особенности предметной среды и содержание работы в «сенсорной комнате» понимаются неоднозначно. Авторы учебно-методического пособия «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья». Л.Б. Боряева и Ю.С. Галлямова, условно разделяют эту предметно-развивающую среду на три блока: среда тёмной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда для сенсомоторного развития. Сенсорная комната предназначена как для проведения релаксационных сеансов для детей и взрослых с различными неврологическими отклонениями, так и для улучшения качества жизни здоровых людей. РАЗДЕЛ 1. НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ Сенсорную комнату в своей работе использовать такие специалисты как врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги. В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
Сенсорные комнаты также широко используются в специализированных реабилитационных центрах, школах, центрах для развития детей. Показаниями для детей:
Занятий в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом:
Развивающие занятия для детей данного возрастного периода направлены на: - корректировку зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций; - коррекцию слуховых ориентировочных реакций; - развитие тактильных ощущений; - развитие эмоциональной сферы; - развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений; - развитие наблюдательности и внимания; - развитие речи, обогащение пассивного и активного словаря; Занятия проводятся в присутствие близкого ребёнку человека
- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения); - развитие эмоциональной сферы; - развитие познавательного интереса, мотивации к обучению; - развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания); - повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям; - психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия.
- адаптации; - развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения); - развитие эмоциональной сферы; - развитие познавательного интереса, мотивации к обучению; - развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания); - повышение стрессоустойчивости; - снятие психоэмоционального напряжения.
- адаптации; - повышенная агрессивность, склонность к разрушительным действиям. резкие и немотивированные колебания настроения; - чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость; - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Показаниями для взрослых к включению в занятия в сенсорной комнате могут являться: - различные психологические проблемы: депрессивные состояния, неврозы, стрессы; - нарушения зрения, слуха, речи; - нарушение двигательных функций; - различные соматические заболевания, сопровождающиеся снижением психоэмоционального состояния и повышенной тревожностью. Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются: - глубокая умственная отсталость - инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. . Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:
Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов:
Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у детей нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития восприятия и познания окружающего мира. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете врача или психолога. Специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка. Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие. На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным. РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС (релаксация или активация) – оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока: релаксационный, активационный, общеоздоровительный блоки. В релаксационный блок входят мягкие покрытия стен, пола и других поверхностей, маты или коврики, сухой интерактивный бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками), набор твердых и жидких колес с узорами, светильники, создающие мягкий рассеянный свет, подвижные мобили, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков). Также расслаблению способствует наличие аромалампы или ароматических свечей, спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы. Ребенок, с которым проводятся занятия, должен иметь возможность принять удобную позу (лежа или сидя), расслабиться и подумать о чем-то приятном, поэтому мебель должна быть мягкой и вызывать желание расположиться на ней и отдохнуть. Окружающая обстановка должна настраивать на позитивный лад, способствовать ощущению безопасности и комфорта. Ребенок в расслабленном состоянии более восприимчив к психотерапевтическому воздействию и настроен на доверительную беседу, лежа в бассейне, может принять комфортную позу и расслабиться, все тело имеет удобную, безопасную опору, при этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими сухой бассейн, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Медленно проплывающие по стенам картины (облака, бабочки, морские глубины и т.п. - сюжет подбирается индивидуально) в сочетании с легкой гармоничной успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости во время такого сеанса можно проводить психотерапевтическую работу с ребенком. Во время сеанса релаксации все остальное оптическое оборудование сенсорной комнаты (фиброоптический ковер, воздушно-пузырьковые трубки с различными наполнителями, сенсорную панель «Фонтан», водопад из светооптических волокон) желательно выключать. К этой группе также относятся фибероптические эффекты: «Звездное небо», «Звездный дождь», «Веселый фонтан», мерцающие занавеси, а также: воздушно-пузырьковые колонны, «Жар-птица», зеркальные шары с подсветкой, ультрафиолетовое оборудование. Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные панели, мобайлы и др. Можно также использовать и сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. Для усиления активационного воздействия к потолку подвешиваются различные подвижные конструкции – мобайлы. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий: приближения, прикосновения, раскачивания, исследования.
Ко второй группе также относятся: звукоактивированный проектор: «Русская пирамида», проекторы эффектов «Солнечный», интерактивные панели «Осенний лист», «Цветные фигуры», «Огненное колесо» и др., системы прожекторов «Бегущие огни» и «Луч». Таким образом, применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка. Для этого также используют световые и цветовые эффекты; звуки различной высоты и интенсивности, предметы, с которыми можно производить действия, способствующие развитию крупной и мелкой моторики. Высокий уровень надежности оборудования и безопасность в обращении делают его незаменимым для проведения лечебных сеансов с детьми, у которых в силу различных причин имеет место сенсорная депривация. Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование мультисенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций. Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов со звуками природы и ароматами, аппарат аэро-ионо-профилактики и другое оборудование. По способу воздействия на органы чувств, оборудование сенсорной комнаты можно подразделить на следующие группы:
Важно иметь возможность регулировать степень освещения в сенсорной комнате, так как в разных ситуациях может понадобиться различный эффект. Окружающие предметы должны быть не слишком ярких оттенков, но в то же время в комнате можно оставить несколько аксессуаров для привлечения внимания. Лучше, если эти предметы можно будет перемещать с места на место или без проблем убирать из комнаты при необходимости.
Таким образом, сенсорная комната позволяет провести сеансы светотерапии, музыкотерации, цветотерапии, ароматерапии и является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорных комнат оказывает воздействие на все органы чувств - гармонизирует, способствует расслаблению, снижению утомляемости, повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации собственных защитных сил организма. Комната психологической разгрузки позволяет проводить групповые и индивидуальные мероприятия по психологической поддержке и социальной адаптации взрослых и детей, поддержанию здоровья и оптимальной работоспособности, ускорению реабилитации после чрезмерных нагрузок, стрессов и переутомления, освоению навыков саморегуляции. В практике чаще всего сенсорная комната выполняет и функции комнаты психологической разгрузки. РАЗДЕЛ 3. ОФОРМЛЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ Если Вам необходимо оборудовать помещение под сенсорную комнату, то сразу возникает множество вопросов. С чего начать? В какой цветовой гамме оформить комнату, как не ошибиться при выборе оборудования? Что, если необходимо совместить игровую и релаксационную зону в одном помещении или оборудовать комнату релаксации для взрослых людей. Не смотря на то, какая бы сложная на Ваш взгляд, не была поставленная задача, необходимо подходить к ее решению пошагово. ШАГ 1. ПОДГОТОВКА ПОМЕЩЕНИЯ Площадь комнаты. Что бы комнату можно было со всей серьезностью назвать «Сенсорная комната», она должна быть не менее 10 кв.м. Ведь в помещении необходимо расположить различные фибероптические, световые и мягкие модули, уголки для релаксации. Разделить комнату на несколько основных зон (пусть и небольших). Для детей это: игровая зона, познавательно-развивающая, зона отдыха и релаксации. Для взрослых: зона отдыха и сна, зона лечебных и профилактических сеансов, массажных процедур. Наличие окна. Обратите, пожалуйста, внимание на эту немаловажную деталь. Любое помещение необходимо регулярно проветривать, не говоря уже о том, где предполагается работать с группой людей. Ведь без проветривания помещений в воздухе повышается концентрация вредных веществ. Это вызывает чувство тяжести век, головную боль, состояние дискомфорта, общий упадок сил. А в нашей комнате все должны чувствовать себя прекрасно, и покидать ее с чувством «Вернуться вновь»! Ремонтные работы или косметический ремонт. Если помещение требует ремонта: капитального или косметического, это необходимо сделать. Оборудование для сенсорных комнат дорогое и профессиональное. Мягкие и релаксационные модули эстетичны и эксклюзивны. Во-первых, на фоне неотделанной и неподготовленной комнаты, оборудование будет «чувствовать себя не в своей тарелке». Ну, а главное, что могут возникнуть проблемы при монтаже оборудования, и какие-то элементы просто-напросто не смогут быть установлены. Проводка электричества или одна розетка. Позаботьтесь, пожалуйста, о том, что бы в помещение было проведено электричество, а в идеале была сделана хотя бы одна розетка. Все оборудование, в любом количестве может работать от одной сети. ШАГ 2. ЦВЕТОВАЯ ГАММА ПОМЕЩЕНИЯ Как утверждают ученые, 90% информации о внешнем мире мы получаем через глаза. Глаз фиксирует форму и объем предметов, а также цвет. Цвет – это одна из самых важных характеристик всего виденного нами. Каждый цвет вызывает у человека цепь ассоциаций, которые влияют не только на его психологическое и эмоциональное состояние, но и на физиологическое. Еще древние ученые подметили этот феномен и с успехом применяли на практике цветолечение. Люди часто замечают, что в одном помещении дышится легко и свободно, а в некоторых других – стены будто сближаются и давят. Не последнюю роль в таком восприятии играет и цвет. Поэтому подходить к выбору цветов для интерьера нужно с особым тщанием. Цветовая гамма сенсорных комнат чаще всего пастельных тонов. Если встал вопрос оформления помещения в определенной цветовой гамме, то советуем обратиться к следующим рекомендациям по подбору цветов, в зависимости от характера и специфики комнаты (приложение №1). ШАГ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА. Когда помещение выбрано, ремонт сделан, а цветовая гамма радует глаз, советуем задуматься о дополняющих и необходимых элементах в комнате, таких как: 1. Светонепроницаемый занавес на окна. Такой занавес блокирует дневной свет, погружая комнату в полутьму, создавая дополнительное условие для полного расслабления и отдыха. Вы можете заказать у нас светонепроницаемые шторы. Или приобрести самостоятельно любой из вариантов: жалюзи, рулонные шторы (с изображением или без), обычные шторы из плотной, блокирующей свет ткани. 2. Световое оформление дверного проема. Открывается дверь, и Вы сразу понимаете, что попали в «Волшебный мир». Сказка начинается сразу, и поэтому оригинальное оформление дверного проема положит начало Сенсорной комнаты. Световую штору закрепим в комнате над дверным проемом, разделим световые нити на две половины и закрепим каждую, с помощью эффектных ухватов. 3. «Мягкий пол». Любая сенсорная, игровая и релаксационная комната должна быть уютной и располагающей к расслаблению. Сняв обувь, и ступив на мягкую и теплую поверхность, сразу ощущаешь домашний комфорт и нежность. Для выбора напольного покрытия, Вы можете воспользоваться советами наших специалистов или сделать выбор самостоятельно. Беспроигрышным вариантом будет ковер с длинным ворсом. Пушистые волокна, словно воздушные облака, мягкие и приятные на ощупь, будут дарить наслаждение при ходьбе или игре на ковре. У нас, Вы всегда можете заказать мягкий и плотный ковролин, под размер комнаты. Так же, не забудьте учесть, что если Ваша комната предназначена для деток, то ее прекрасно дополнят мягкие маты. Которые, Вы так же можете заказать у нас. 4. Эффектно «делим» зоны. Для разделения помещения на зоны, можно обойтись «визуальным» разделением, и просто оборудовать каждую часть комнаты под ту или иную специфику и назначение. Но можно поступить иначе, и за «разделитель» зон взять эффектную драпировку, которую Вы можете заказать у нас, или рулонную штору. Комната, благодаря видимому разделению зон, будет выглядеть завершенной. А работать в ней будет намного проще. 5. Оригинальный столик и полочки. Не упускайте такой момент, как необходимая мебель в комнате. При заказе настольных элементов, позаботьтесь о том, что бы их разместить функционально. К примеру, ионизатор и аромалампа не должны находиться рядом с музыкальным центром и другими электрическими приборами. Если у Вас в заказе присутствует прожектор с DVD-плеером, то Вам необходима будет полочка, на которую Вы поставите плеер и разместите рядом с ней видеодиски для релаксации, для которых (для порядка) можно купить подставочку. Столик для аксессуаров пусть будет новым, аккуратным и небольшим, возможно столиков потребуется несколько. Настенные полочки так же, следует рассчитать с учетом того, какое количество аксессуаров на них будет размещено. Пожалуйста! Позаботьтесь о том, что бы необходимая мебель в комнате была новой. Ведь старый стол испортит весь внешний вид «Волшебной комнаты». 6. Музыкальное и видео сопровождение. Ну, и последнее, о чем нужно позаботиться, это музыкальное и видео — оформление. Ведь какая же комната релаксации без пения птиц, журчания водопада, шума морского прибоя или шелеста дождя. Для создания визуальных эффектов, идеально подойдут такие варианты как: проектор с различными тематическими дисками (планеты вселенной, морское дно, зоопарк, неповторяющийся рисунок абстракционного смешания цветов) и проектор с настенным экраном для воспроизведения дисков для релаксации. ШАГ 4. УСТАНОВКА И МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ. Общие рекомендации по установке и монтажу оборудования
РАЗДЕЛ 4. ОБОРУДОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ Оборудование для сенсорной комнаты выбирает учреждения, руководствуясь целям и задачами, которые будет реализовывать специалисты благодаря оборудованию. Оформление углов сенсорной комнаты. Состав: пузырьковая колонна, мягкое основание, 2 больших безопасных зеркала. Комплект «Сенсорный уголок» состоит из безопасной пузырьковой колонны с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом. Воздушно-пузырьковая колонна «Стела»- основной и неотъемлемый элемент любой сенсорной комнаты. Она создает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, многократно увеличивает пространство, а мягкая платформа для колонны позволяет близко ощутить ее терапевтические возможности. В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается “Мягкой платформой”. А “Безопасное угловое зеркало” создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. |
Методические рекомендации «Особенности организации и планирования... ... |
Аннотация и методические рекомендации по использованию сенсорной комнаты Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной... |
||
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения... Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» |
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности... Введение федеральных государственных стандартов начального общего образования в образовательных учреждениях Костромской области |
||
Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических... Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических... |
Методические рекомендации для освоения учебной дисциплины «Физическая культура» Нормативная основа реализации физической культуры в общеобразовательных учреждениях |
||
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации... |
Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила... |
||
К отчету о выполнении работ (оказании услуг) по I «Создание и обеспечение функционирования системы управления реализацией мероприятия «Совершенствование организации питания учащихся... |
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению... Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов |
||
Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических... Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических... |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся... Составитель- абузярова А. М. «Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся» по специальности «Почтовая... |
||
Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических... Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических... |
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы Мдк. 05. 01. Управление структурным подразделением организации. Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения,... |
||
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических... Методические рекомендации предназначены для работников лечебно-профилактических учреждений, кабинетов, оказывающих стоматологическую... |
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко... |
Поиск |