Использование общеразвивающих компьютерных игр и программ
в работе с детьми с ОВЗ
Роль компьютерных развивающих игр и программ
в коррекционном процессе
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях широко применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих игр и программ.
Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь, которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития.
В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.
При разработке специализированных компьютерных программ применяется игровой принцип моделирования среды, в рамках которой ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Использование компьютерной программы повышает мотивацию ребенка к учебной деятельности не только за счет игровой стратегии, но и обратной связи: он получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране.
процессе игры ребенок осваивает модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, что способствует формированию навыков межличностного общения. Кроме того, использование компьютерных игр и программ на коррекционных логопедических занятиях способствует преодолению речевого негативизма детей, связанного с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Ребенок стремится исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, у него появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития моторной координации и произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Ведь в любых играх детям необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью, что способствует совершенствованию совместной координированной деятельности зрительного, слухового и моторного анализаторов: ребенок подумал - соотнес с видимым на экране - нажал на кнопку или пошевелил мышкой - получил результат, видимый на мониторе, или услышал звуковой сигнал.
С помощью компьютерных игр успешно совершенствуется пространственная ориентировка, так как, не разбираясь в направлении, ребенок не сможет выбрать маршрут для любимого героя игры или будет неправильно следовать инструкции. Причем происходит это без скучных дополнительных упражнений, а легко и ненавязчиво.
процессе занятий с применением компьютера дети с ОВЗ учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.
Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей с ОВЗ такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения задания и контроля за деятельностью.
Обзор компьютерных развивающих игр и программ
За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей. Многие родители озабочены тем, что компьютерные игры ущемляют физическое развитие ребенка. Если ребенок сидит за компьютером целыми днями, это, к сожалению, именно так. Но если подходить ко всему разумно и знать меру, компьютерные игры будут приносить больше пользы физическому и психическому развитию ребенка, нежели вреда.
Выбирая игру своему ребенку, родители зачастую делают это наобум, по красивому оформлению и навязчивому рекламному проспекту. Однако это следует рассматривать в последнюю очередь.
Игра или обучающая программа, прежде всего, должна соответствовать возрасту ребенка. Обычно они делятся по следующему принципу - от 3 лет до 5, от 5 до 7, от 7 до 12. Игры могут быть развивающими и чисто развлекательными. От первых пользы больше, но и вторые могут занять достойное место в обучении ребенка.
Подробнее остановимся на обучающих программах и играх младших школьников.
Для них создана серия CD-дисков “Искатель в школе”, “Искатель фантазер”. Компьютерные игры данной серии способствуют тренировке зрительной памяти, внимания, пространственной ориентировки, закреплению пространственных предлогов, развитию мыслительных операций (классификации, обобщения) и творческого мышления, активизации словаря, закреплению знаний цветов спектра, образов букв и цифр, развитию мелкой моторики пальцев рук.
.
CD-диск "Веселая азбука" от компании "Кирилл и Мефодий". С помощью интерактивного алфавита ребенок легко запомнит все русские буквы, а упражнения на развитие логического мышления помогут ему правильно составлять из букв слоги, из слогов - слова, из слов - предложения. Развивающая игра представлена в виде путешествия в страну Знаний с персонажами мультфильмов и оформлена в виде мультиков-уроков, сопровождается веселыми комментариями и подсказками.
Для детей 6-7 лет можно порекомендовать развивающую программу
«Клиффорд готовится к школе» (Scholastic Inc.). Вместе с героем игры, огромным псом Клиффордом, ребенку предлагается решать различные задачи,
улучшая навыки чтения, счета, совершенствовать логическое мышление. Игра автоматически настраивает уровень сложности в зависимости от успехов ребенка, для самостоятельных занятий существует функция автоматических подсказок.
С помощью обучающей программы «Клиффорд учится читать по-английски», вместе с чудо-псом ребенок выполняет увлекательные задания, развивающие память, творческое мышление, навыки правописания английского языка, распознавания слов, словарный запас. В игре 7 уровней сложности, поэтому она будет интересна не только четырехлетнему ребенку (которому, конечно, понадобится помощь взрослых), но и школьнику восьми-девяти лет. За успешное выполнение заданий ребенок получает призы - книги, которые можно самостоятельно прочитать, раскрасить и распечатать на принтере. В игре существует функция автоматической настройки: благодаря ей можно сосредоточиться на навыках, в которых есть потребность тренироваться более интенсивно.
"Веселое географическое путешествие" от Руссобит-М - увлекательная игра для детей от 5 до 7 лет, которая знакомит с основами географии. Вместе с героем ребенок совершит путешествие в край высоких гор, густых лесов, бурных рек и пустынь, узнает о планетах Солнечной системы, почему день сменяет ночь, как образуются горы и многое другое. Рассказы сопровождаются красочными иллюстрациями, анимацией и чередуются с увлекательными играми и интересными заданиями.
"Веселая математика" (Руссобит-М) для младших школьников расширит познания ребенка в области математики, укрепит навыки выполнения арифметических действий, поможет развить интеллектуальные способности.
Игра "Мышка Мия. Юный дизайнер" (Kutoka Interactive) для детей от 5 до 12лет познакомит с огромным набором графических средств, научит рисовать и разукрашивать. Четкие инструкции и шаблоны для поделок из бумаги позволяют мастерить поделки и придумывать собственный дизайн шуточных открыток и объявлений. Игра содержит задания на развитие фантазии, творческого мышления и формирование дизайнерских навыков.
-
играх для девочек много музыки, танцев, роскошных нарядов, пушистых питомцев, веселых подружек, романтичных принцев, волшебных сюрпризов. Но, если присмотреться внимательнее, мы сможем найти в них большой познавательный потенциал, интересный дидактический материал для подготовки
школе, возможности для развития логического, образного, пространственного мышления.
игре «Красавица и чудовище», созданной по мотивам знаменитого диснеевского мультфильма, мы попадаем в волшебный замок, в каждой комнате которого можно найти интересное занятие. Но забавы оборачиваются довольно серьезными исследованиями. Например, в кухне, накрывая на стол, нужно рассчитать время полета посуды и разнообразных блюд, расположенных на полках разной высоты, чтобы каждый предмет попал точно на отведенное ему место. Сложность заключается в том, что стол вращается, а каждый продукт ведет себя по-своему! В бальном зале, становясь хореографом, ребенок знакомится с понятием алгоритма: задает определенные движения танцорам, при этом учитывая, что для каждого из движений необходимо определенное ограниченное пространство. Хорошенько продумав все действия, в результате можно насладиться красивым танцем.
игре «В библиотеке» надо отгадать, в каких книгах спрятаны обломки старинного ключа. На обложках книг изображены разные герои мультиков Диснея: усатые и безусые, с большими зубами или ушами, умеющие летать и не умеющие, держащие в руках музыкальные инструменты и носящие очки… Чтобы найти книгу, нам нужно узнать, что на ней нарисовано. Задавая вопросы: «Герой на обложке с крыльями?», «Он носит шарф?», на которые получаем однозначные ответы «да» или «нет», мы постепенно исключаем те книжки, в которых не может прятаться кусочек ключа. Это прекрасная тренировка умения мыслить логически.
Вот так, в компании добрых сказочных принцесс и любимых кукол, можно узнать много нового о настоящем, реальном мире, приобрести новые навыки в компьютерном дизайне, потренировать память, воображение и логическое мышление.
Для детей младшего школьного возраста можно порекомендовать и такие игры: “Алик летние каникулы”, “Волшебныйсундук”, “Поиграем с Тигрой”, “Незнайкина грамота”, “Развивайка для первоклашек”.
Кроме общеразвивающих существуют и специальные игры для обучения детей чтению, русскому языку, основам математики. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов, что позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Примерами таких компьютерных игр являются: “Учимся читать”, “Веселая азбука”, “Волшебный букварь”, “Баба Яга учится читать”, “Почитай-ка”, «Букварь», «Лунтик. Русский язык для малышей» и др.
Совершенствование навыков чтения и письма
Создатели игры «Азбука. Как мышонок буквы ловил» удачно совместили развлечение с обучением чтению, так что ребенок-дошкольник вполне может понять принцип сложения слова из букв в игре, помогая веселому мышонку отыскивать буквы на волшебном огороде, чтобы обставить норку мебелью. Нашел букву — в норке появился предмет обстановки, название которого начинается с этой буквы. Занимательная история, забавные оживающие картинки привлекают внимание ребенка, а собственно обучение происходит исподволь, в процессе охоты за буквами. Во-первых, вся игра разбита на уроки, что очень удобно для родителей, желающих контролировать время нахождения ребенка у компьютера, и не дает детям перегружаться информацией. Во-вторых, буквы мы обнаруживаем в порядке, соответствующем дидактическим требованиям, так, как они представлены в хороших букварях, по принципу «от простого к сложному». И заодно узнаем, что есть гласные и согласные звуки, а согласные бывают глухими, звонкими, шипящими и свистящими. В-третьих, в течение каждого урока у нас есть возможность поиграть в небольшие веселые игры, которые помогают научиться отличать похожие буквы, слоги друг от друга и понять, как получаются слоги из букв. В-четвертых, в конце каждого урока мы помогаем мышонку писать письма друзьям, составляя нужные ему слова из только что изученных букв, и видим, для чего все эти непонятные буковки нужны. Вот так в игре, изо дня в день, накапливая багаж знаний и навыков, ребенок приходит к одному из самых важных умений в жизни — к чтению.
У этой игры есть продолжение — «Азбука-2. Как мышонок читать учился».
Построено оно на тех же принципах, но в данном случае дети складывают из букв сложные слоги и слова, находят буквы на клавиатуре компьютера, знакомятся с ударением.
Многие компьютерные игры стимулируют интерес к чтению, дают ребенку возможность попрактиковаться в этом нелегком поначалу деле. При этом у ребенка не будет ощущения, что его заставляют, потому что захочет сделать это сам.
Например, в играх «День спящего дракона», «Бип-бип путешествует во времени», и без того замечательных во многих отношениях, есть мини-игры, предоставляющие возможность самому сочинить увлекательную историю. Это напоминает конструктор из слов. Ребенок выбирает слова из нескольких предложенных ему вариантов, и в результате получает смешную или страшную — это уж как получится — сказку. С картинками, которые тоже меняются в зависимости от того, какие слова мы выбрали для нашей истории.
В игре «Дракончик Гоша спасает черепах» можно поиграть в рифмы,
выбирая предметы, названия которых одинаково заканчиваются.
А в «Маленьком искателе» и его многочисленных продолжениях задания можно и прочитать, а можно, нажимая на каждое слово, услышать, как оно звучит.
Игра «Размышлялки» может быть интересна широкой аудитории: от любознательных трехлеток до учеников начальной школы. На диске 6 сборников, в каждом 5—7 игр. Графика простая ровно настолько, чтобы не отвлекать на себя внимание от сути задания, и при этом сохраняющая самобытность и юмор. В случае правильного выполнения задачки обязательно следует награда — мини-мультик, ведь дети так этого ждут. Если же ребенок не справляется с заданием, его постепенно подводят к правильному решению, сначала убирая половину неправильных ответов, а потом оставляя один правильный. В каждой игре два режима: свободный, в котором игрок может по своему желанию распоряжаться предоставляемыми ему возможностями, и экзаменационный: симпатичная зверюшка предлагает ребенку выполнить задания (при этом можно выбрать один из нескольких уровней сложности). Среди множества игр есть и арифметические, и рассказывающие о природе, и логические, и музыкальные. Можно побыть программистом, задавая путь следования муравья по координатной плоскости к мармеладке (в случае успешных действий мы увидим, как он превращается в тигра или пожарную машину — в зависимости от цвета конфеты). А можно на несколько минут стать компьютерным дизайнером, редактируя фотографии с помощью забавных человечков или запуская змейки из разных геометрических фигур. Можно побыть конструктором или киномехаником, биржевым маклером или хореографом танцевальной группы. Каждому ребенку и даже взрослому найдется занятие по вкусу.
Развитие математических представлений
Многие малыши знакомы с веселым псом Аликом, который даже такое скучное и трудное занятие, как счет до 10 или до 100, может превратить в веселую игру. В игре «Алик. Занимательная математика» предлагается посчитать спящие и бодрствующие головы дракона, пострелять в мишень, устроить соревнования улиток. А после всех математических подвигов можно зайти в магазин игрушек и выбрать на заработанные виртуальные денежки награду. Можно выбрать, какой нам нужен уровень сложности: хотим мы потренироваться в счете до 10, до 20 или до 100.
Другой всемирно известный герой, мышонок Стюарт Литтл, попадает в Мир чисел. Сначала задачи совсем нетрудные: например, нарисовать картинку, соединяя точки, обозначенные цифрами. Если ее раскрасить, она станет частью большого художественного полотна. А счет до пяти можно освоить, помогая мышонку расставлять кирпичи разной длины на свои места. С каждым шагом задания усложняются. Но это видят родители, а для детей только одна увлекательная игра сменяет другую. Маленький игрок может видеть свои результаты на диаграмме, изображающей мозг мышонка, отделы которого заполняются знаниями и умениями по мере продвижения по игровому миру.
Для ребят постарше, для тех, кто уже учится в школе, будет интересна игра «Следопыты. Загадки Матики». Кто такая эта коварная Матика, которая вредит обитателям страны Числании, следопыты узнают, пройдя длинным путем, полным препятствий и ловушек. Некоторые из заданий совсем простенькие, а чтобы преодолеть другие, надо будет провести довольно сложные рассуждения, вспомнить и школьные уроки, причем не только математики, но и биологии, географии, русского языка. Выбрать уровень сложности можно заранее, а можно изменять его в процессе игры. Таким образом, к игре можно будет возвращаться еще и еще в течение нескольких лет, каждый раз находить в ней новые возможности. Мир игры населен яркими героями, она прекрасно озвучена на русском языке, а музыка там такая, что хочется петь и петь. Это редкость, когда ребенок поет, решая логические задачки.
Но есть еще игры, в задачи которых развитие ребенка, казалось бы, совсем не входит. Сплошные бегалки-прыгалки, гонки и драки. Такова, на первый взгляд, игра «Рога и копыта», созданная по мотивам известного мультфильма. Но, если приглядеться повнимательнее, можно увидеть, что не так уж все бездумно. Цель нашей коровы — собрать средства для оборудования ночного клуба, в котором домашние животные могли бы чувствовать себя людьми. Мебель, игровые автоматы, украшения можно купить. Где же взять деньги? Можно собирать по одной монетке, прыгая по разбросанным по округе ящикам, мешкам и горшкам. Но это долго и нудно. И тут мы понимаем, что есть другие, более быстрые способы обогащения. Например, если продать суркам морковку, они заплатят по одной монетке за штуку. А если сделать морковный сок, на который пойдет три морковки, то он будет стоить 10 монет! А вот наш друг поросенок — прекрасный повар. Принесем ему шоколадку (5 монет) и две пачки масла (2 монеты). Он приготовит шоколадную помадку, за которую мы выручим 25 монет. А что выгоднее — собирать цветы или заниматься кулинарией? Отвечая на подобные вопросы, вместе с веселой коровой, ребенок познает, кроме математики и основы экономики.
|