ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1
|
2
|
3
|
1
|
Наименование субъекта Российской Федерации
|
Ульяновская область город Димитровград
|
2
|
Полное название программы
|
Программа лагеря «Остров детства», организованного образовательной организацией, осуществляющей организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время ( с дневным пребыванием)
|
3
|
Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
|
4
|
Серия, номер и дата выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности или на реализацию образовательной программы (указать – собственной или организации-партнёра)
|
Лицензия №2259 от 22.09.2014
|
5
|
ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности
|
Жукова Ирина Александровна, учитель начальных классов
|
6
|
Контактная информация: адрес (с указанием индекса), мобильный телефон, электронный адрес
|
433513 г.Димитровград,
ул. Победы,18 А,
5-48-79
dgrad-schoo2@mail.ru
|
7
|
Краткая аннотация содержания, актуальность и новизна (не более 300 символов)
|
Логика развития смены, логика эмоционального развития, соотношение отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены - это факторы, которые составляют содержательную модель смены. Традиционно из детей формируется 10-5отрядов. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел. Также в рамках программы в течение всей смены ребята могут посетить любую мастерскую по своим интересам и потребностям. Для реализации интересов детей мы предлагаем разноплановые мастерские:
Спорт - в этом направлении планируются мастерские: футбола, волейбола. Цель данных мастерских - способствовать оздоровлению участников лагеря (как физическому, так и эмоциональному).
1.Творчество - направление представлено мастерскими: «Весёлые нотки», «Умелые ручки»
2.Интеллект: логические игры, шахматы.
Участники смены являются одной командой. Отряд- это племя, входящее в команду. Главной целью всех племён, является получение Тотема, который через 3 дня может получить любое племя от Большого Совета. Тотем выдаётся за определённые качества, проявленные в ходе испытаний и приключений. В племенах устанавливаются взаимоотношения со взрослыми, здесь ребёнок может самореализоваться. Именно в процессе групповых отношений формируются условия, при которых более успешно проходит процесс социализации. Именно поэтому мы уделяем большое внимание отрядной работе. Она логично вписывается в идею смены и предполагает учёт возрастных особенностей детей, обеспечивает личностный рост каждого ребёнка.
План работы отряда (племени) включает в себя:
Отрядные дела (для всего отряда);
Групповые (когда организуются несколько одновременно групп по подготовке или проведению дел);
Межотрядные, направленные на взаимодействие с другими отрядами (племенами) лагеря.
|
8
|
Целевая группа (возраст детей и специфика, если есть одарённые, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)
|
6,5-17 лет
|
9
|
Цель и задачи
|
Цель: создание воспитательного пространства, организованного для включения подростков в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.
Задачи: 1.Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
2.Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
3. Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и неудовлетворенных в школе потребностей ( прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);
4.Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой;
5.Укрепление здоровья, закаливание организма детей;
6. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
7. Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.
|
10
|
Этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий
|
Мы по-прежнему считаем, что педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.
Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.
Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.
Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
В основу жизни на острове положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка.
|
11
|
Наличие методик, стимулирующих развитие самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности
|
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие)
Также в работе будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- занятия в мастерских, студиях, секциях;
- концерты, фестивали, акции
Виды деятельности:
В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
1. Коммуникативно-игровая деятельность – деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
2. Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка. Работа творческих лабораторий, направленная на реализацию задач экологического, художественно-эстетического, гражданского воспитания.
В лагере осуществляется следующие виды диагностики.
Предварительная диагностика – проводится в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.
Методика «живой» анкеты «Давайте познакомимся!»
Цель: изучение интересов и потребностей ребёнка.
Анкета «Цветок»
Цель: получение первичной информации о ребёнке.
Методика «Волшебное озеро»
Цель: получение информации о качественных поступках ребёнка через его характеристику.
Методика «Семь желаний»
Цель: изучение направленности личности.
Методика «Самый - самый» и анкета «Самооценка»
Цель: изучение самооценки личности.
Рисуночный тест «Какой я?»
Цель: получение информации о характере ребёнка.
Текущая диагностика - проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.
Мониторинг-карта.
Цель: получение условной оценки степени развития коллектива «на сегодня».
|
12
|
Ресурсное обеспечение: использование информационных ресурсов, материально-технических, мотивационных, кадровых, методических и др.
|
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения:
Начальник лагеря -1
Заместитель начальника лагеря -1
Старшая вожатая -1
Психолог-1
Школьный библиотекарь-1
Медицинский работник -1
Физ.рук-2
Музыкальный работник-1
Воспитатели - 24
Повар-5
Кухонные работники-3
Технический персонал - 7
Вожатые учащиеся 7-8 классов- 30
Руководитель кружка «Шахматы» - 1
При реализации программы привлекаем работников ЦДОД, работников Центральной детской библиотеки, педагогов детского клуба «Вита». Предусмотрены посещение Краеведческого музея, бассейна «Дельфин», кинотеатра «Вега-фильм».
Педагогический коллектив нашего лагеря - это педагоги начальной и основной школы, отряд вожатых, в состав которого входят учащиеся 7-8 классов, кто хочет работать с детьми в лагере.
Подготовка вожатых осуществляется по специальной программе в ЦДОД
Специальные кадры (библиотекарь, физрук, музыкальный руководитель) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.
Организационно-методическое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
наличие программы лагеря, планов работы племён, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе школы; проведение установочного семинара для педагогов и отрядных вожатых до начала лагерной смены;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
формирование методического комплекса материалов и реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов деятельности ребят, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Материально-техническое обеспечение:
-автобус;
-фотоаппарат;
- мультимедийная установка, компьютеры
- магнитофоны, музыкальный центр,
- компакт-диски;
-выход в интернет
- спортивно-игровой инвентарь;
- школьный фонд библиотеки;
- школьный музей;
- спортивный зал и актовый зал;
- музыкальная комната;
- канцелярские товары;
- призовой фонд;
- сувенирная продукция: грамоты, дипломы,
- изготовленные тотемы вожатыми и воспитателями.
- открытые спортивные площадки
|
13
|
Тематические партнёры программы
|
Тематические партнёры программы:
ГИБДД
Пожарная часть
Городская детская библиотека
Дом культуры «Восход»
НКЦ им.Славского
Краеведческий музей
Выставочный центр «Радуга»
Детский клуб «Вита»
Городская станция юннатов
Бассейн «Дельфин»
ЦДОД
Димитровградский кукольный театр
|
14
|
Ожидаемые результаты, риски способы их преодоления
|
1. Общее оздоровление детей.
2. Приобретение новых знаний, творчества, умений и навыков, развитие интеллектуальных возможностей каждого ребёнка.
3. Творческий рост детей.
4. Максимальная ступень самореализации каждого.
5. Творческий рост педагогов. 6. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном коллективе.
7. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
-Создание благоприятных условий для оздоровления обучающихся в образовательном учреждении;
-Формирование здорового образа жизни детей; Укрепление здоровья воспитанников через закаливание, занятия спортом, обучение плаванию;
-Улучшение социально- психологического климата в микрорайоне;
-Снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде.
1.Отсутствие необходимого опыта работы у педагогического коллектива в организации смены по тематике ролевой игры у педагогов в вопросах истории Острова может вызвать сложности в создании эффективных организационно - педагогических условий для проведения смены.
2.Недостаточный уровень финансирования и низкая мотивация социума на поддержку ролевой игры смены могут вызвать затруднения в выполнении тех или иных условий реализации программы.
|
15
|
Социальная значимость полученных результатов
|
|
16
|
Механизм оценки результативности, диагностические методики
|
За победу в различных испытаниях (делах) племя может получить знак успеха на свой флаг в виде костра.
Каждый костёр имеет свой цвет и значение:
Красный костерок -1 место. Все на Острове любуются вами, вы постарались по «полной программе»;
Красно-жёлтый костерок-2 место. Чуть-чуть не хватило до ликования, но ваше племя достойно признания;
Жёлтый костерок-3 место. Что-то сегодня вы подкачали, ждём ваших успехов на новом привале.
Для индивидуальной системы роста в каждом племени ведётся дневник, где оформляется система роста каждого члена племени. За победу в различных конкурсах, состязаниях, соревнованиях участник может получить одно из званий и знак успеха на галстук. Вручение знака успеха проходит в племени при подведении итогов дня на вечерних огоньках.
Варианты нематериальных стимулов
- поднятие флага на линейке; благодарственное письмо родителям;
Исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности;
Устная благодарность;
Занесение имени отличившегося в книгу Почёта жителей Острова.
Диагностические методики: «5 пальцев», «Чёрный и белый камень», «Цветопись», «Дерево».
«Эквалайзер»
|
17
|
Кадровое обеспечение и особенности подготовки кадров
|
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
- Воспитатели – организовывают работу отрядов;
- Вожатые – помощники воспитателей;
- Физкультурный работник – организует спортивно-оздоровительную работу;
- Музыкальный работник – организует музыкально-досуговые мероприятия.
Педагогические условия. - Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методическое и информационное обеспечение предусматривает:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами.
- проведение мероприятий в форме коллективных творческих дел;
- индивидуальная работа;
- деловые и ролевые игры.
|
Содержание:
Паспорт программы.
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Основные принципы организации летнего отдыха.
Основное содержание программы.
Механизмы реализации программы.
Этапы реализации программы.
Календарный план работы смены.
Ожидаемые результаты.
Приложения.
Паспорт программы
Полное название программы
|
Программа лагеря «Остров детства», организованного образовательной организацией, осуществляющей организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время ( с дневным пребыванием)
|
Автор- составитель
|
Жукова Ирина Александровна
|
Руководитель программы
|
Начальник лагеря
|
Основания для разработки
программы
|
- Закон РФ “Об образовании”;
- Конвенция о правах ребенка;
-Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2599-10.
-Приказ Управления образования Администрации города Димитровграда Ульяновской области «О подготовке дневных оздоровительных лагерей к летней оздоровительной кампании»;
-Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- др. нормативные документы регламентирующие летний отдых детей в 2017г.
|
Заказчик программы
|
Управление образования Администрации города Димитровграда
|
Цель создания программы
|
Цель: создание воспитательного пространства, организованного для включения подростков в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.
|
Основные задачи программы
|
1.Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
2.Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
3. Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и неудовлетворенных в школе потребностей ( прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);
4.Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой;
5.Укрепление здоровья, закаливание организма детей;
6. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
7. Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.
|
Принципы программы
|
1.Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания: - опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
- изучение и освоение литературной культуры;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Средовой подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
|
Условия реализации программы
|
1.Лагерь организуется на базе МБОУ СШ №2. Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный и актовый залы, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, актовый зал, медицинский кабинет).
2.Кадровые условия:
- начальник лагеря;
- воспитатели;
- физрук;
-социальный педагог,
- музыкальный руководитель;
- руководители кружков;
- медицинский работник;
- обслуживающий персонал.
3. Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
- начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
- сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
- воспитатели отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
|
Адрес, телефон
|
433513 г.Димитровград, ул. Победы, 18 А, 5-48-79
|
Форма проведения
|
комплексная
|
Количество, возраст учащихся
|
425 человек( 1 смена- 300человек, 2 смена- 125 человек)
|
Исполнители основных мероприятий программы
|
Педагогический коллектив школы
|
Источники финансирования
|
Субвенции областного бюджета и местного бюджета администрации города
|
Сроки проведения, количество смен
|
Июнь, июль 2017 года- 2 смены
|
Система контроля
|
Управление образования города Димитровграда
|
Ожидаемые результаты
|
1. Общее оздоровление детей.
2. Приобретение новых знаний, творчества, умений и навыков, развитие интеллектуальных возможностей каждого ребёнка.
3. Творческий рост детей.
4. Максимальная ступень самореализации каждого.
5. Творческий рост педагогов. 6. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном коллективе.
7. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
-Создание благоприятных условий для оздоровления обучающихся в образовательном учреждении;
-Формирование здорового образа жизни детей; Укрепление здоровья воспитанников через закаливание, занятия спортом, обучение плаванию;
-Улучшение социально- психологического климата в микрорайоне;
-Снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде.
|
Возраст детей
|
6,5 -17 лет
|
Пояснительная записка.
Организация летнего отдыха детей и подростков, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений государственной молодёжной политики. Право детей на отдых неоспоримо, и государство стремиться всесторонне поддержать систему детского отдыха и оздоровления, что нашло своё отражение в Федеральных целевых и региональных программах, направленных на улучшение положения детей и подростков. Вместе с тем, наряду с созданием экономической базы организации летнего отдыха, немаловажной составляющей остаётся процесс воспитания детей.
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе образовательного учреждения. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. “Здоровому каждый день – праздник”, – гласит восточная мудрость.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. Но именно в лагере самореализация каждого ребенка, осуществляется в приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья. Именно это предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
|