Скачать 497.11 Kb.
|
Программа деятельности туристского лагеря палаточного типа «Тайфун» для обучающихся 12-17 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Гребной слалом и водный туризм». Пояснительная записка Настоящая программа составлена с учетом методических рекомендаций федерального, муниципального и институционального уровня (Приложение 1). Поскольку программа реализуется на базе лагеря палаточного типа, то её можно отнести к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Палаточные лагеря в России имеют большую историю. Свои лагеря проводят скауты, туристы, альпинисты, спортсмены, студенты и т.д. Палаточный лагерь сам по себе специфичен ещё и тем, что учитывает возрастающую потребность общества в получении необходимых умений и навыков действий в условиях, отдалённых от привычных бытовых будней и выходных городской жизни. Гребной слалом на байдарках и каноэ, водные путешествия на катамаранах и других средствах сплава занимают большое место в системе дополнительного образования, школьных походов и туризма. Число детей, подростков и студенчества, отправляющихся в водные походы, участвующих в соревнованиях на бурных реках, каналах по водному туризму и гребному слалому с каждым годом увеличивается. Среди видового разнообразия лагерей «Тайфун» определяется как палаточный или полевой. В деятельность палаточного лагеря по водному туризму включена отработка туристских навыков на основе теоретических знаний, полученных обучающимися в детском объединении течение года по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Гребной слалом и водный туризм». В связи с этим по основной содержательной деятельности лагерь «Тайфун» может квалифицироваться как туристский. Актуальность программы в том, что занятия и отдых на воде, чистый воздух, купание, физические упражнения на природе – все это является доступным и эффективным средством оздоровления и удовлетворения потребностей обучающихся в нравственном и физическом совершенствовании. Детский лагерь имеет достаточно возможностей для организации эффективного оздоровления детей, организации воспитательного процесса. Походная жизнь, участие в сборах и спортивных соревнованиях, преодоление физических и психологических препятствий содействует воспитанию коллективизма, самодисциплины и взаимной страховки, взаимной выручке и выработке смелости, выносливости, бытовой самостоятельности, развивая инициативу в поступках и реальных делах. Новизна подхода разработчиков программы заключается с следующем. «Тайфун» на сегодняшний день остаётся единственным в области лагерем палаточного типа, который в большей степени специализируется на отработке технических и тактических навыков водного туризма и гребного слалома в полевых условиях. То есть содержание деятельности лагеря изначально понималось как рекреативно-оздоровительное, где в основе было развитие скоростных, силовых, двигательных качеств, выносливости обучающихся гребному слалому и водному туризму. Однако немногочисленность водоёмов и порожистых рек на Урале диктует необходимость совершать дальние походы и сплавы, что позволяет обучающимся ближе соприкоснуться с историей и культурой родного края, развить познавательный интерес по изучению природы Уральского региона. В содержание программы была добавлена деятельность, направленная на расширение кругозора, углубление знаний по истории Урала, развитию познавательных навыков изучения его природы, экскурсии. Появляется возможность придания походу (смене) определённого культурологического колорита. Поэтому направленность настоящей программы была отнесена к туристско-краеведческой1. В подведении итогов реализации программы лагеря в не ставится приоритета в развитии физкультурно-спортивных навыков обучающегося. Если обучающийся не преуспеет в навыках спортивного мастерства, то в любом случае расширит сферу своих познаний о родном крае. Настоящую программу можно считать педагогически целесообразной, так как при её реализации знакомство с историческими и культурными памятниками по маршруту водного путешествия органично вписывается в процесс организаций культурно-досуговой жизни палаточного лагеря, время, свободное от освоения навыков водного туризма и гребного слалома. Палаточный лагерь выгоден организаторам в экономическом отношении. Пребывание в нём обходится в 1,5-2 раза дешевле, чем в стационарных лагерях, так как не требуется финансовых затрат на содержание зданий и сооружений, всей обслуживающей инфраструктуры. Задействуется меньший по количеству штат, обслуживающий персонал вообще отсутствует. Отличительной особенность реализации настоящей дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что в 2015 году водные походы совершались не только по рекам Уральского региона, но и в Алтайском крае. Программа лагеря рассчитана на детей 12-17 лет осваивающих дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Гребной слалом и водный туризм», реализация которой ведётся на базе структурных подразделений Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи»: клуба по месту жительства «Тайфун» города Озёрска Челябинской области и на базе филиала «Дружба» в посёлке Новогорный Озёрского городского округа. Время проживания в лагере для педагога – это одна из форм педагогической деятельности, аналог практического обучения, а для ребёнка – это поведенческие пробы в избранном профиле деятельности, общение с единомышленниками. Такие черты характера, как смелость, открытость, ответственность, выносливость, принципиальность, пытливость в познании, приобретаемые детьми и подростками в лагере, помогают им не только познакомиться с моделью самостоятельной жизни, подготовиться к ней, но и вырабатывают активную жизненную позицию, что способствует становлению личности. В период подготовки к каникулам, в процессе организации палаточного лагеря ведётся подготовка участников к успешному проживанию летней смены (см. Приложение 2). Из курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающиеся знакомы с историей, культурой, особенностями природы и климата местности, в которой будет проходить водный туристский маршрут, где будет установлен палаточный лагерь, и какие достопримечательности расположены в ближайших населённых пунктах. Участники лагеря знакомы с техникой гребного слалома и техникой водных походов разной категории сложности. В период подготовки к походам, состязаниям и полевым лагерям педагог лично убеждается в том, что все участники сборов, походов и соревнований, физически подготовлены, умеют плавать, имеют разрешение врача и могут принять участие в предстоящем мероприятии. Ежегодно воспитанникам клуба по месту жительства «Тайфун» предоставляется возможность для закаливания организма, тренировки силы, выносливости, гибкости и координации; для овладения навыками самоконтроля и восстановления после нагрузок на водоемах. Водный туризм – эффективное средство воспитания самостоятельных навыков и умений у подростков. Физкультурно-гигиеническая подготовка является для ребёнка одной из универсальных основ развития природных и физических сил, становится главным составляющим фактором обеспечения здоровья. Цель программы: обеспечение полноценного, содержательного и познавательного отдыха и оздоровления участников палаточного лагеря посредством организации и проведения водного туристского похода. Задачи:
Система деятельности палаточного лагеря Основные периоды смены, их содержание 1 период (подготовительный): постановка целей и задач, планирование смены; подробное описание и проработка легенды смены, ключевых мероприятий, тематических дней. 2 период (организационный): заезд детей и их адаптация к условиям палаточного лагеря, -проведение занятий по технике безопасности и законам лагеря, включение детей в систему самоуправления. 3 период (основной): движение по маршруту сплава, обучающие и развивающие занятия, экскурсии, решение поставленных программой задач. 4 период (заключительный): определение показателей эффективности оздоровления, проведение итоговых и зачётных мероприятий, подведение итогов работы смены. 5 период (постлагерный): всесторонний анализ смены, обсуждение перспектив, корректировка программы. Механизм реализации программы основан на следующих направлениях деятельности. Ознакомительные занятия (образовательные). Каждый участник палаточного лагеря, хочет получить для себя новые полезные знания, научиться чему-нибудь интересному (Приложение 2-6). Для этого в лагере проводятся творческие и познавательные мероприятия, экскурсии по местным достопримечательностям культурного и природного происхождения. Традиционные мероприятия: «Открытие смены», «Визитки команд», «Минута славы», «Брейн-ринг», «Закрытие смены», а также экскурсии, соревнования и другие. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: В лагере проводятся различные спортивные мероприятия и состязания, тренировочные испытания по гребному слалому. Также проводятся первенства между отрядами, поделёнными на возрастные подгруппы: футбол, вышибалы, плавание, армрестлинг, отрядные огоньки различного содержания. Обязательные мероприятия:
План-сетки смен палаточного лагеря Согласно положению, палаточный лагерь «Тайфун» работает в полевых условиях в передвижном режиме, и несёт характер физкультурно-оздоровительных сборов, поэтому план-сетка лагерной смены представляет собой расписание маршрутов, составленных руководителем и утверждённых организатором лагеря (см. Приложения 7-9). План-сетка жизни палаточного лагеря во время сплавов по реке Сема Алтайского края с 11 по 30 июня 2015 г. Таблица 1
План-сетка жизни палаточного лагеря во время сплавов по реке Исеть Свердловской области со 2 по 11июля 2015 г. Таблица 2
План-сетка жизни палаточного лагеря во время сплавов по реке Усьва Пермского края с 14 по 28 августа 2015 г. Таблица 3
|
Инструкция по технике безопасности для участников профильного передвижного... ... |
Руководство администратора по “Тайфун-ис” В данном руководстве рассмотрены вопросы, незатронутые в руководствах пользователя по “Тайфун-ис клиент” и по “Тайфун-ис сервер” |
||
Информационная карта программы Полное название программы Программа... Программа летней оздоровительной эколого – туристической смены для несовершеннолетних с девиантным поведением в условиях палаточного... |
Комплексная программа летнего палаточного лагеря «тобольский экстрим» Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период |
||
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 4 2605-10... Территория туристического лагеря должна быть обозначена по периметру хорошо заметными знаками (флажки, ленты и прочее) |
«Методические материалы по организации летнего эколого-туристического лагеря «сокольи горы» Данные рекомендации разработаны в помощь организаторам эколого-туристического палаточного лагеря «Сокольи горы» и могут быть использованы... |
||
«Методические материалы по организации летнего эколого-туристического лагеря «сокольи горы» Данные рекомендации разработаны в помощь организаторам эколого-туристического палаточного лагеря «Сокольи горы» и могут быть использованы... |
Детский оздоровительный лагерь Между лагерями любого типа, постоянного проживания или дневных, гораздо больше сходства, чем различий. Вне зависимости от типа лагеря... |
||
Программа деятельности пришкольного лагеря дневного пребывания «Солнечный город» ... |
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с экологическим направлением «солнышко» |
||
Образовательная программа «В здоровом теле здоровый дух» оздоровительного... Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, и здоровому образу жизни. Применение... |
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию... |
||
Приложения к программе летнего палаточного лагеря «Сокол» Положение о Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда... |
Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе мбоу «Мелеховская оош №2 им. С. Г. Симонова» «Радуга»... |
||
Постановление от 26 апреля 2010 г. №29 об утверждении санпин 4 2605-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного... |
Образовательная программа дополнительного образования детей «Школа туристского организатора» Конечно, спортивный характер туризма не снимает не исключает познавательной деятельности, но краеведение требует серьезной библиотечно-архивной... |
Поиск |