Г.С.Никитин:
«Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня очень важное мероприятие, на котором я рад Вас приветствовать. У нас сегодня в гостях Министр Российской Федерации Михаил Анатольевич Абызов, который является оперативным управляющим приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Реформа, о которой идет речь, осуществляется в России, является одним из 11 основных стратегических направлений развития страны, является очень важным вопросом, и наша с вами задача обсудить, как осуществляются процессы, обменяться опытом, информацией, и обеспечить понимание у каждого участника - и поднадзорного, и надзирающего - о том, куда мы движемся и каким темпом будем добиваться результата. Вообще, столь высокая значимость данной реформы обусловлена важностью задач госконтроля, который должен обеспечивать защиту охраняемых законом ценностей, масштабом самой деятельности, которая пронизывает практически все сферы жизни, все сферы бизнеса, малого предпринимательства и другие. Этим объясняется значительное влияние данного процесса на состояние экономики как в регионах, нашей с вами области, так и в стране в целом. Мы, естественно, заинтересованы с вами максимально, чтобы инвестиционный климат, на который оказывает существенное влияние контрольно-надзорная деятельность, был в области максимально благоприятным. Взаимодействие с бизнесом в рамках контрольно-надзорной деятельности, а тем более при ее реформировании, должно строиться на балансе интересов, как частных, так и общественных. Его можно найти только в диалоге, поэтому мы сейчас с большим интересом примем участие в том обсуждении, которое сегодня организовано.
Сегодня мы обсуждаем три вида контроля и надзора. Точнее три федеральных ведомства, которые осуществляют контроль и надзор. Это Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор.
Также хотел поблагодарить коллег федеральных ведомств, федеральных надзоров, которые сегодня также нас почтили своим вниманием, приехали к нам в гости.
Эти надзоры играют определяющую роль в том влиянии, которое соответствующие действия оказывают на предпринимательский климат.
По информации Минэкономразвития России на федеральный государственный контроль приходится более 60% общего количества проверок. Это данные в целом по стране. У нас в области ситуация аналогичная, что подтверждается опросами бизнесменов, которые мы ежегодно проводим. Доля опрошенных предпринимателей, которых
в 2016 году проверяли федеральные органы, варьируется от 50% до 70%. При этом доля тех, кого проверяли региональные органы, достаточно незначительна – от 0,5% до 3,7%.
В связи с этим, публичные обсуждения результатов деятельности федеральных контрольно-надзорных органов имеют первостепенное значение. Вместе с тем, по видам регионального контроля, а их у нас 19, проводится аналогичная работа, и мы хотим, ставим перед собой задачу, её интенсифицировать, и оказаться в пилотах, передовиках в части реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.
Сводные планы-графики публичных обсуждений до конца 2017 и на 2018 год размещены на специально созданной странице официального сайта Правительства Нижегородской области. Эта страница посвящена реформированию контрольно-надзорной деятельности конкретно. Прошу всех, кто ещё не успел ознакомиться, обязательно посетить эту страницу.
Отмечу, что мы принимаем активное участие в реализации данного приоритетного проекта и внедрения соответствующей целевой модели. В частности, в текущем году была проведена инвентаризация нормативно-правовой базы в сфере КНД. Она приведена в соответствие с требованиями федерального законодательства, разработаны и утверждены те документы, которых не было, которые были недостающими.
Планы проверок на 2018 год по 7 приоритетным видам регионального контроля разработаны уже с учетом риск-ориентированного подхода, который является одним из краеугольных камней осуществляемой реформы. Для этого все подконтрольные субъекты и объекты были распределены по категориям риска. Предприятия с низким уровнем в планы проверок не включались.
В результате, по сравнению с планами на 2017 год, число проверок в целом по 7 приоритетным видам регионального контроля сократилось на 14%, а по отдельным видам – на четверть и более.
Далее. Каждым региональным органом разработаны исчерпывающие перечни нормативных актов, устанавливающих обязательные требования в соответствующих сферах, соблюдение которых является предметом контроля. Эти списки размещены на сайтах контрольных органов для того, чтобы предприниматели знали, что конкретно они, эти органы, правомочны проверять.
Кроме того, в 2017 году мы приступили к внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Эта задача, как нам представляется, является одной из самых важных и сложных в рамках реформирования государственного контроля, поскольку она предполагает реформирование, изменение его сути, иными словами, достижение общественно значимых результатов, которые выражаются в предупреждении и минимизации нанесения ущерба охраняемым законом ценностям. То есть мы должны оценивать эффективность соответствующих органов по количеству нарушений и иных снижений, исключения негативных, пагубных последствий этих нарушений, должны являться характеристикой качества работы органов. Решение этой задачи требует, кроме кардинальной смены мышления сотрудников контрольных органов, создания системы сбора информации. Она позволила бы оценить величину фактически нанесенного и предотвращенного ущерба, вероятность его возникновения и т.д. До сих пор такая статистика, релевантная каждому виду контроля, целенаправленно не собиралась.
К настоящему моменту у нас в регионе разработаны перечни показателей и порядок оценки результативности и эффективности деятельности региональных органов. Но, повторяю, чтобы эта система заработала с умом, предстоят серьезные усилия в части ее информационного обеспечения. Кроме того, и над самими показателями надо ещё будет работать, и в том числе с учетом сегодняшнего обсуждения мы эту работу продолжим.
Что касается информатизации. Эту работу необходимо организовывать централизовано, но усилия по этому поводу также предпринимаются.
Единые подходы должны быть обеспечены и к формированию самих перечней показателей по каждому виду регионального контроля. Для этого необходима корректировка законодательной базы, поскольку в ходе работы мы столкнулись с тем, что в ней не прописаны конкретные охраняемые ценности и возможные негативные явления, на предупреждение которых должен быть направлен контроль.
В итоге сейчас в субъектах по одному и тому же виду зачастую создаются свои перечни показателей результативности. Как нам кажется, здесь должна быть унификация, и лучшие практики регионов должны внедряться в целом по стране.
Еще один блок работы, которую мы проводим в рамках контрольно-надзорной деятельности, касается цифровизации региональных контрольных органов. Пока мы находимся на этапе информатизации - до конца года во всех региональных органах будут внедрены информационные системы, которые будут обеспечивать учет подконтрольных субъектов, расчет показателей результативности и эффективности и осуществление межведомственного взаимодействия. В перспективе должна быть обеспечена автоматизация всех процессов, включая сотрудничество с предприятиями - подконтрольными субъектами. Естественно, как и на уровне Российской Федерации коллеги планируют обеспечивать контроль с использованием соответствующих систем слежения и исключения или снижения очных способов контроля. Также и здесь, в области, мы находимся в этом же процессе, готовимся к тому, чтобы переходить на проверки через автоматические системы.
Мы видим, что сложность и масштабность решаемых задач требует дополнительных мер по организации взаимодействия всех сторон. В связи с этим мы создали уже рабочую группу, в которую входят руководители территориальных федеральных органов контроля и надзора, и региональные органы контроля и надзора, а также руководители ассоциаций и общественных организаций, представляющих интересы бизнеса. Уверен, что данная группа сыграет положительную роль в решении проблемных вопросов, которые возникают в ходе реформирования, и позволит эффективно реализовать в Нижегородской области принципы того самого «умного» контроля.
Надеюсь, что и сегодняшняя встреча сблизит позиции бизнеса, контрольных органов и будет способствовать предупреждению нарушений и пониманию сути, идеологии реформы, чтобы она здесь была реализована наиболее эффективным образом.
Еще раз хотел поблагодарить коллег из федеральных органов исполнительной власти, Михаила Анатольевича за сегодняшнее мероприятие. И, Михаил Анатольевич, передаю Вам слово.»
М.А.Абызов:
«Добрый день, уважаемые коллеги!
Действительно, на протяжении последнего года федеральное Правительство по указанию Президента реализует приоритетный проект «Реформа контрольно-надзорной деятельности». Несколько раз на федеральном уровне этот вопрос поднимался, и такие задачи ставились, начиная с 1999 года. Был этап административной реформы, был этап преобразования, связанный с упрощением системы лицензирования.
Основываясь и на позитивном удачном, и где-то, в том числе, на проблемном опыте, было принято решение о проведении полномасштабной реформы контроля и надзора на уровне государственном федеральном, региональном и муниципальном.
С тем, чтобы реализация этой задачи одинаково понималась как федеральными надзорами, так и нашими коллегами на местах, с тем, чтобы была четкая единая система координат, мы и проводим такие мероприятия. Называем мы их балансовыми комиссиями, в рамках которых я и мои коллеги совместно с бизнесом обсуждаем, с одной стороны, приоритеты, цели и задачи реформы, с другой стороны, разбираем проблемные вопросы. Базой, основной осью, проведения таких мероприятий является рассмотрение правоприменительной практики за истекший отчетный период. А простыми словами, мои коллеги из соответствующих надзоров представляют результаты проведенных проверок, результаты и определения того класса нарушений, которые в ходе проверок были выявлены. А далее, на базе этого, в том числе, представляя информацию о том, каким образом по результатам выявленных нарушений, в том числе, были применены те или иные санкции, в диалоге с бизнесом, представляют свои предложения и рекомендации, каким образом построить работу поднадзорных субъектов, предпринимателей, с тем чтобы эти нарушения не допускать в будущем. Поэтому это мероприятие открыто не только для тех, кто прошел через проверки, но и для тех, кто ещё будет участвовать в этих проверках, кому эти проверки предстоят и, разбирая, в том числе, вопросы проблемного характера. Поэтому я сегодня буду вести это мероприятие.
Основная часть и задача у нас, помимо докладов федеральных органов исполнительной власти и соответствующих руководителей Нижегородской области, ответить на вопросы предпринимателей, связанные с проверками. Поэтому, условно, у нас две части. Во второй части, в формате свободного микрофона можно будет задать вопросы, высказать предложения.
С тем, чтобы иметь вот такую общую базу и фундамент по проведению сегодняшнего мероприятия и дискуссии, я просил бы сейчас, в самом начале, продемонстрировать ролик, в котором ёмко излагаются основные приоритетные задачи и основные направления реформы, которые федеральное Правительство будет реализовывать в планах до 2025 года.
Пожалуйста, ролик включите.
После демонстрации ролика.
Глеб Сергеевич мне сказал, когда было сказано про работу в рамках проекта, относительно действий по противодействию коррупции, здесь смех был в зале, такой легкий. А как без этого? На самом деле, если система госконтроля не будет абсолютно прозрачной как для руководителей, так и для бизнеса, для сотрудников, не будет прозрачной для общественного контроля, то она не будет никогда качественной и эффективной. И, даже если мы находимся в начале пути, и ставим перед собой очень амбициозные задачи, мы должны быть очень последовательны в этом отношении и жёсткими.
Я объясню, как я воспринимаю, отреагирую, в том числе, на реакцию, которая возникла у некоторых в зале. Как я воспринимаю проявления коррупции в государственном контроле?
Что такое государственный контроль?
Его основная функция - обеспечить безопасность граждан. Если этот контроль коррумпирован, если можно откупиться за взятку от выполнения требований, это означает, что контролер продает индульгенцию на смерть. Потому что, если гаишник (я условно говорю, в бытовом понимании всех), может (а я надеюсь, что такого не происходит) кого-то за взятку отпустить в пьяном виде ехать по улице, то значит он подвергает опасности ребенка, который переходит улицу в соседнем дворе. Поэтому это не смешно.
Я понимаю все проблемы, с которыми сталкиваюсь я и мои коллеги, потому что уровень финансового обеспечения недостаточен. Сегодня государственный инспектор федерального органа получает от 15 до 18 тысяч. Он проверяет предприятия с многомиллионными оборотами. Само по себе это ставит его под угрозу, под риск коррупционных проявлений. Потому что этих денег не достаточно для того, чтобы нормально жить.
И имея в виду все эти вызовы, мы должны, тем не менее, говорить о них, и решать их. Потому что в противном случае вся эта реформа пробуксует и превратиться в профанацию. А я и мои коллеги не для этого взялись за нее, чтобы потом просто поставить галочку отчетную. Поэтому, несмотря на скепсис, несмотря на то, что многие из задач выглядят очень амбициозными и труднореализуемыми, мы последовательно уже год, шаг за шагом, приближаемся к той картине и к тем результатам, которые поставили ещё в самом начале реформы.
Я хотел бы рассказать о некоторых из них и определить, в том числе, для своих коллег и для вас тот горизонт и перспективы задач на будущий период, которые нам предстоит решить.
190 видов федерального контроля и надзора. Всего на федеральном, региональном и муниципальном уровне 220 видов контроля и надзора. Они складывались исторически. Многие достались еще по наследству из Советского Союза вместе с нормативно-правовыми актами, которые эти требования устанавливали, и являются устаревшими, несовременными и избыточными. Более 300 тыс. человек работают в органах государственного федерального контроля, 44 ведомства реализуют соответствующие полномочия. Надо сказать, что исторический принцип, на котором это все строилось, зачастую закладывал и противоречия в самой структуре и архитектуре государственного контроля и надзора. Как результат - еще в начале этого года в федеральных органах контроля и надзора ни на федеральном, ни на региональном уровне не было исчерпывающего перечня, реестра поднадзорных субъектов. И как планировались проверки, как они строились? По сути дела, что вижу, то и проверяю. Я очень огрубляю, но, тем не менее, этот принцип был примерно таким. На сегодняшний день, мы за год составили, во-первых, исчерпывающий перечень объектов, который находится в зоне контроля на местах, составили индикаторы риска и определили, какие объекты относятся к высокой категории, какие - к средней, а какие – к низкой. На базе этого нового подхода мы внедряем то, что называется риск-ориентированный подход.
И в результате, если мы посмотрим на план проверок на 2018 год, которым мы сегодня согласовываем с органами прокуратуры, 80% проверок нашими федеральными надзорами запланированы по объектам высокого уровня риска. И это означает, что вот уже плановые проверки мы разворачиваем в сторону объектов, которые действительно представляют угрозу. Потому что главная задача проекта по реформе контроля и надзора не переставить квадратики, не изменить регламенты и не нарисовать новые таблицы. Главная и первая задача реформы – это радикально сократить риск угроз и фактический ущерб по контролируемым государством рискам.
85 000 человек в год погибает по рискам, которое контролирует государство. Если взять и сравнить этот показатель с лучшими практиками, то должны были находиться на уровне 45 000. Сорок тысяч - это та цена, которую мы платим за неэффективность государственного контроля. Сорок тысяч человек в год погибает по этим рискам. И наша основная задача - перестроить систему так, чтобы снизить значительно ущерб и вред по таким направлениям.
Вторая задача – это радикально сократить нагрузку на бизнес. И надо сказать, что применение этого подхода привело к тому, что уже плановые проверки на 2018 год, на сегодняшний день, заявлены, которые не вырастут в плановом режиме, их на 15% меньше, чем плановых проверок на 2017 год. По линии Роспотребнадзора и линии Россельхознадзора за последние два года количество плановых проверок сократилось, примерно от 30% до 45%.
Задача 2018 года переориентировать на риск-ориентированный подход и внеплановые мероприятия. Потому что на сегодняшний день для предпринимателей основной вызов и основная административная нагрузка, основные издержки связаны именно с внеплановыми мероприятиями, которые проводятся зачастую по надуманным предлогам, по обращениям граждан, которые носят характер или инструмент конкурентной борьбы. В результате мы вынуждены реагировать на эти заявления. Бизнес получает необоснованные проверки, даже тогда, когда его нарушения или сигнал об этом нарушении не несут потенциала высокой угрозы.
Что мы должны сделать в 2018 году? Это нам только предстоит. Внедрить правила, при которых такие сигналы и такие обращения будут анализироваться на предмет реальной угрозы и внеплановые проверки должны проводиться только в тех случаях, когда мы видим реальную угрозу и риск причинения вреда для жизни и здоровья человека. Это означает, что остальные сигналы должны будут по-другому реализовываться и контрольно-надзорные органы во взаимодействии с предпринимателями должны будут за счет самоаудита или самодекларации проводить профилактику этих сигналов. Соответствующую информацию хранить и уже проверять ее в режиме плановых проверок, когда это будет предусмотрено в соответствии с законодательством.
Результативность и эффективность органов государственного контроля.
Вплоть до сегодняшнего момента, до 30 ноября 2017 года, мы до сих пор проверяем и оцениваем качество работы наших надзорных органов по тому, сколько они провели проверок. С 1 января наша задача - перейти на систему, при которой региональные органы контроля и надзора, и, как следствие, федеральные органы контроля и надзора, будут оцениваться и с точки зрения профессиональной способности и компетенции, и с точки зрения их результативности по тому, на сколько будет сокращаться причиненный вред в сфере соответствующего государственного контроля и надзора. Неважно сколько Россельхоз или Роспотребнадзор провел проверок. Вопрос, какие результаты этих проверок с точки зрения качества среды. Насколько снизился, соответственно, уровень инфекционных заболеваний или отравлений, или насколько снизился уровень соответствующих последствий при нарушениях по ветеринарному и фитосанитарному контролю.
Профилактика.
Сегодня 90% времени инспекторский состав контрольно-надзорных органов тратит на проведение проверочных мероприятий. Наша задача в следующем году изменить баланс, в рамках которого не менее 50% всей работы инспекторского состава будет сконцентрировано на профилактике. В различных ее формах. Для этого федеральное правительство разработало стандарты по профилактике, при которых, кстати, может успешно реализовываться не только федеральными органами надзора, но и региональными. Именно профилактика позволяет вовлечь в обсуждение потенциальных угроз, типовых нарушений как можно более широкий круг аудитории среди поднадзорных субъектов.
На самом деле такие практики по профилактике на сегодняшний день там, где профилактика очень четко связана с риском и последствиями, успешно реализуется. Здесь присутствует заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Сергей Кададов. Я много раз приводил пример, что делает МЧС, если оно знает, что наступает сезон пала травы или лесных пожаров. Они инспекторский состав выгоняют по дворам. Они идут и работают с населением, потому что они понимают, что эта работа напрямую влияет на снижение риска и, соответственно, потом на последствия и мероприятия, которые они проводят. Вот это и должно быть такими примерами, когда мы концентрируем профилактические мероприятия вокруг риска и понимания потенциального вреда, который этот риск в себе несет.
Кстати, наше сегодняшнее мероприятие носит характер профилактического, потому что правоприменительная практика и анализ выявленных нарушений и рекомендаций, каким образом эти нарушения исправлять, являются целью подобного направления работы в части профилактики наших контрольно-надзорных органов.
Самый болезненный вопрос, или самый сложный вопрос – это вопрос пересмотра требований. Потому что инспектор не выдумывает требования из головы, я беру правильную картину. Он проверяет соответствие поднадзорного субъекта требованиям, которые закреплены соответствующим нормативно-правовым актом. Ну, требования, которые мы сегодня проверяем, они во многом устаревшие, многие из них являются требованиями, которые сложились в советские времена регулирования и в другом укладе экономики. Нам необходимо пересмотреть это. Но каждый пересмотр требований, каждого СанПИНа, каждого нормативно-правового акта – это выпуск либо какого-то закона, либо акта, который требует достаточно большого времени. Мы стараемся это каким-то образом компенсировать внедрением практики проверочных листов, которые по основным видам контроля и надзора с 1 января будут применяться при всех наших контрольных мероприятиях.
Что хотел бы сказать в заключение. Один из самых типовых вопросов, которые мне задают в ходе таких вот встреч и совещаний – это вопрос, связанный с тем, что требования, которые предъявляются к бизнесу законопослушному - они безусловные. Но что делать с теми, кто работает в серой зоне, которые избегая государственного контроля и надзора, получают себе конкурентные преимущества за счет того, что он не выполняет эти требования и, соответственно, не несет издержки, а конкурирует с добросовестным бизнесом на тех же самых рынках, что серьезно подрывает и доверие к органам государственной власти, и к принципу прозрачной конкуренции, как таковым. Вот я здесь сразу хотел бы сказать, что государственный контроль не может распространяться на тех, кого мы не видим. Мы можем применить его только к поднадзорным субъектам. Здесь, конечно, это состав больше правоохранительных органов. Но несмотря на это, мы готовы работать вместе. Но эту работу невозможно сделать, если бизнес сам не занимает активную позицию по выявлению таких случаев.
А у нас зачастую не принято, что называется, жаловаться и стучать. Но при этом мы все видим, когда через дорогу работают левые производители или левый продавец, и мы к этому относимся все абсолютно спокойно. В бизнес-сообществе предпринимательском, если мы хотим изменить ситуацию в этом отношении, не должно быть терпимости к этому. И без самоорганизации здесь, и без неравнодушного заинтересованного отношения бизнес-сообщества к выявлению таких случаев невозможно качественно обеспечить работу государственной машины. Но опять же, это работа сообща.
Теперь, что касается финансирования органов федерального и регионального контроля и надзора. Мы на прошлой неделе рассматривали на заседании Правительства проект нового закона о государственном и муниципальном контроле. Он Правительством одобрен и направлен для рассмотрения в Государственную Думу.
Моя задача с коллегами из Министерства экономического развития и из других блоков Правительства, заключалась в том, чтобы все, о чем я сегодня говорю, и что было презентовано в ролике, который отражает цели и задачи реформы, фундаментально упаковать в тело нового закона для того, чтобы это из управления на основание ручного административного стало законодательно обеспеченным режимом работы государственного контроля.
И на прошлой неделе мы проект закона этот одобрили. Сейчас мы начинаем работу с Государственной Думой по его принятию. Но одновременно с этим, мы на заседании Правительства рассмотрели вопросы финансирования контрольно-надзорных органов. Потому что они требуют серьезного пересмотра подходов к оплате труда и к их материально-техническому обеспечению. По результатам этой дискуссии, в соответствии с решением Правительства, мы зафиксировали, что до 1 февраля совместно с Министерством финансов внесем в Правительство пакет документов, который будет позволять контрольно-надзорным органам направлять на свое развитие, на финансирование оплаты труда и на материально-техническое обеспечение всю экономию, которую контрольно-надзорный орган будет получать в ходе оптимизации своей структуры и системы управления. Таким образом, оптимизационные мероприятия, а у нас есть резервы по ним, и деньги, которые будут высвобождаться при их проведении, будут направляться на нужды надзорного ведомства. Да, это не дополнительное финансирование. Но это открытие возможности для надзорных ведомств совершенствовать свою работу, свою структуру, повышать оплату труда для инспекторского состава и направлять денежные ресурсы на информатизацию и техническую модернизацию.
И последнее. Невозможно реализовать задуманные задачи реформы без работы регионов. Моя убежденность в том, что именно площадка губернаторов должна стать местом сборки работы федеральных, региональных и муниципальных контроля и надзоров. Во-первых, у нас имеет место пересекающиеся полномочия. В частности, ветеринарный надзор осуществляется и федеральными ведомствами (Россельхознадзором), и ветеринарными службами регионов. Могу привести ещё несколько примеров, которые показывают это. А предпринимателю, в конце концов, все равно какой инспектор пришел его проверять: с муниципальным мандатом, или с федеральным, или региональным. Если это проверка, то он это все воспринимает как проверку властью.
Поэтому нам необходимо на уровне губернии, на уровне Губернатора обеспечить сборку основных целей и задач реформы, обеспечить реализацию ее приоритетов, разбирать конфликтные и проблемные ситуации во взаимодействии надзорных органов и бизнеса, и делать это в абсолютно регулярном формате. Поэтому мы сегодня будем обсуждать с Глебом Сергеевичем вопрос создания комиссии при Губернаторе, в рамках работы которой будет осуществляться координация работы всех этих органов трех уровней власти.
Мы работу, которую проводим, проводим совместно с органами прокуратуры. Все задачи и цели реформы контроля и надзора мы выверяем с нашими коллегами из Генеральной прокуратуры. Я понимаю, что многие проблемные вопросы на местах связаны с тем, что иногда существуют различные интерпретации, в том числе, качества работы инспекторов и всего остального. Мы сегодня, наверно, такие вопросы разберем. Но хотел бы сказать, что здесь у нас нет разночтений в приоритетах и в подходах. И это очень важно. Потому что прокуратура является органом высшего государственного контроля за соблюдением законности, и мы здесь должны находиться, что называется, в одной лодке, и использовать одни и те же задачи и инструменты. Я надеюсь, что сегодня мы поможем предпринимателям по-новому посмотреть на перспективы государственного контроля и надзора, и разобрать, в том числе, вопросы, которые волнуют. И мои коллеги сделают соответствующие сообщения. И думаю, что это будет полезно и для надзорных ведомств, и для органов государственной власти, и для предпринимателей.
Давайте мы на этом начнем работу сразу. По регламенту уже чуть-чуть отстаем, но я постараюсь вести сегодняшнее мероприятие поджаро, несмотря на то, что этот вопрос, возможно требует и большего времени.
Спасибо!
Мы начинаем с Роспотребнадзора. Борис Петрович Кузькин – заместитель руководителя федеральной службы, пожалуйста».
|