Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо»


Скачать 2.26 Mb.
Название Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо»
страница 1/12
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Борисова Ульяна Семеновна

«Оценочная деятельность учителя начальных классов

в условиях реализации ФГОС НОО»

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новом ФГОС.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:

- предметные результаты - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

- метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

- личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. [5, с. 15]

Актуальность. Содержание и организация образовательного процесса наступениначального общего образования должны формировать общую культуру обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальноеразвитие, создать основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,обеспечивающей социальнуюуспешность, развивать творческие способности,саморазвитиеи самосовершенствование, сохранять и укреплять здоровьеобучающихся.

Целью данной работы является систематизация оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов для повышения качества образования в начальной школе.

Задачами данной работы являются:

  1. Изучение научной и методической литературы по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2.Выявление особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающих реализацию ФГОС.

3.Разработка и апробация КИМов для контроля и оценки учебных достижений по предметам.

4. Уточнение и применение диагностических инструментариев для определения уровня сформированности УУД.

Новизна. Систематизация и апробация в образовательном процессе методов контроля и оценки планируемых результатов:

1. КИМами - учебные,

  1. комплексными работами - метапредметные,

  2. портфолио - личностные достижения, обеспечивающие реализацию ФГОС.


Глава 1.Система оценки достижения планируемых

результатов освоения ООП НОО.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление системы оценки – оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Оценка, как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных.[2, с. 14]


  1. Предметные результаты обучения

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.[5, с. 14]

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

Описание их представлено в пособии «Планируемые результаты начального общего образования».[3, с. 7-13]. Структура их описания состоит из трёх уровней.

В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ожидаемые результаты изучения данного предмета.

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций.

Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служат основой при определении содержания итоговой оценки выпускников.

Наконец третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Достижение планируемых результатов, отнесённых к этому блоку, не является предметом итоговой оценки выпускников, но может быть предметом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательных учреждений с позиции оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных стандартом общего образования.

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

· по периодичности проведения (эпизодический, периодический, систематический);

· по количественному составу учащихся (индивидуальный, групповой, фронтальный, классно – обобщающий);

· по особенностям организации деятельности учащихся и руководства учителем (письменный, устный, самоконтроль, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная работа, практическая работа, экзамен, реферат);

· по технологии проведения, характеру изображения, использованию ТСО (графический, программированный, дифференцированная работа по карточкам, тестирование;

· по интенсивности проверки (зачет, уплотненный опрос, комбинированный);

·по уровню познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с учебным содержанием, самостоятельные практические исследования, эвристическая беседа).


  1. Метапредметные результаты

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование. Контроль и коррекцию.[5, с. 14]

Подробно их содержание описано в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией»

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всехучебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценкиметапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовымпризнакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Формы.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, мтематике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

В пособии для учителя «Как проектировать УУД в начальной школе» в 1 главе есть раздел - Понятие «Универсальные учебные действия» [4, с.27].

Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:

1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

2.В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:

- личностные,

- регулятивные,

- познавательной направленности

- коммуникативные.

Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения.


  1. Личностные результаты

Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.[5, с. 14]

Оценка личностных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных действий.

Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

  • Сформированностивнутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • Сформированностиоснов гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

  • Сформированностисамооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • Сформированностимотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированностиморально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Анализ работы фгос ноо в 2012 2013 учебный год
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» школа...
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Портфолио учителя начальных классов Мясниковой Марины Юрьевны Содержание
Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы по специальности «Педагогика и методика начального образования» с...
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon «Реализация единой методической темы районных объединений учителей...
Материалы сборника будут интересны руководителям образовательных учреждений, учителям начальных классов, учителям-предметникам, педагогам...
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Е. В. Руденко План мероприятий мбоу сош №3 по подготовке к введению...
Должностные инструкции педагогических работников, обеспечивающих переход на фгос ноо для обучающихся с овз (заместитель директора...
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах начальных классов
Учебный кабинет начальных классов– учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими...
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Методические рекомендации Представлены статистические данные о результатах...
Ооп ноо учащимися 1-4-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области в 2015 году, приведен анализ типичных ошибок учащихся...
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Правила пользования учебным кабинетом Кабинет должен быть открыт...
Учебный кабинет начальных классов– учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими...
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Орехово-зуевского муниципальноо района московской области
«Использование эор в профессиональной деятельности учителя иностранного языка в условиях реализации фгос»
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных...
Данный документ представляет собой примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования (далее – Перечень), соответствующий...
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon «Внеурочная деятельность по предмету «Информатика» в условиях введения фгос
Наше современное общество находится в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Отчёт о реализации плана графика фгос ноо в моу «Мишутинская начальная...
Отчёт о реализации плана графика фгос ноо в моу «Мишутинская начальная общеобразовательная школа»
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Рабочая программа учителя начальных классов Малыхиной Ирины Вячеславовны
«Технология», авт. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. (Умк «Школа России»)
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Урок окружающего мира система Л. В. Занкова
Авторы урока: учителя начальных классов моу «сош 70» города Саратова Самохвалова Вера Владимировна
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Диплом № всб 0704689, выдан 23 декабря 2005 года
Саниевой Марины Владимировны, учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon Пояснительная записка Цель реализации основной образовательной программы...
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований фгос ноо
Борисова Ульяна Семеновна «Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо» icon 3 Материально-технические условия реализации ооп ноо
Материально-техническая база мбоу «сош №7» приведена в соответствие с требованиями к условиям реализации ооп ноо и отвечает требованиям...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск