Скачать 1.25 Mb.
|
Министерство образования Рязанской области Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» Региональные мониторинговые исследования уровня сформированности предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО учащимися 1-4-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области Методические рекомендации Представлены статистические данные о результатах региональных мониторинговых исследований уровня сформированности предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО учащимися 1-4-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области в 2015 году, приведен анализ типичных ошибок учащихся начальных классов, а также методические рекомендации по устранению их причин. Для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО. Настоящие методические рекомендации подготовлены сотрудниками кафедр дошкольного и начального образования и технологий обучения, воспитания и дополнительного образования Рязанского института развития образования Нагаевой О.Н., Майоровой Т.С., Мишаковой Л.В., Васильченковой Т.В. и Агаповым Ю.В. Введение В целях создания региональной системы оценки качества освоения основной образовательной программы (ООП) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и приказом министерства образования Рязанской области от 13 ноября 2013 года № 913 «Об утверждении Плана-графика мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Рязанской области и мероприятий по обеспечению апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в опорных муниципальных общеобразовательных организациях Рязанской области» в 2015 году проводились региональные мониторинговые исследования уровня сформированности предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО учащимися 1-4-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области. В исследовании уровня сформированности предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО приняли участие 37891 учащийся 1-4-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области. Из них 10127 первоклассников, 9359 второклассников, 9142 учащихся 3-х классов, а также 9263 выпускника начальной школы. Дети с дисграфией и дислексией в мониторинге не участвовали. В качестве инструментария региональных мониторинговых исследований уровня сформированности предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО учащимися 1-4-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области использовались комплексные письменные работы, подготовленные сотрудниками кафедры дошкольного и начального образования ОГБУ ДПО «РИРО» на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения ООП НОО, планируемых результатов освоения ООП НОО. С целью создания равных условий для всех участников мониторингового исследования на сайте РИРО были размещены методические рекомендации по его организации, проведению и оцениванию результатов, формы для их анализа, а также спецификации итоговых комплексных работ. Для обеспечения информационной безопасности в каждой общеобразовательной организации был назначен школьный координатор, на которого возлагались контроль за соблюдением порядка проведения мониторингового исследования и заполнение аналитических форм в Электронной системе мониторинга на сайте РИРО, для входа в которую необходимо было воспользоваться индивидуальным логином и паролем. Как отмечает А.Н. Майоров в статье «Мониторинг образования – не цель, а средство», «всякая информация, полученная в ходе мониторинга качества, должна иметь своего адресата и очень аккуратно представляться»1. Поэтому в данных методических рекомендациях использовалась усредненная информация о качестве освоения ООП НОО учащимися начальных классов общеобразовательных организаций Рязанской области. Для анализа результатов мониторингового исследования качества освоения ООП НОО учащимися 1-4-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области авторами данного пособия использовались показатели, позволяющие охарактеризовать уровень сформированности предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО учащимися 1-4-х классов, а также провести сравнение с результатами, полученными в прошлом году:
Анализ результатов мониторингового исследования качества освоения ООП НОО учащимися 1-4-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области осуществлялся на основе кластерного подхода к систематизации и обобщению данных, в соответствии с которым все образовательные организации региона были разделены на группы: Кластер 1. Муниципальные общеобразовательные организации: средние общеобразовательные школы. Кластер 2. Инновационные общеобразовательные организации: лицеи, гимназии. Кластер 3. Областные государственные бюджетные общеобразовательные организации: школы-интернаты, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, а также центр дистанционного обучения. Кластер 4. Негосударственные общеобразовательные организации. В данном сборнике представлены статистические данные о результатах региональных мониторинговых исследований уровня сформированности предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО учащимися 1-4-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области в 2015 году, приведен анализ типичных ошибок учащихся начальных классов, а также даны некоторые рекомендации по устранению их причин. «Очень важно, чтобы данные мониторинга не стали основанием для принятия на местах административных решений, «оргвыводов», а сам мониторинг – еще одним инструментом для давления на педагогов»2, - отмечает О.Б. Логинова. Поэтому считаем необходимым подчеркнуть, что представленная в данных методических рекомендациях информация о сильных и слабых сторонах образовательной системы призвана помочь педагогам и руководителям школ вовремя принять меры по усилению положительного результата и по ослаблению отрицательного, выявить проблемные образовательные зоны, наметить способы устранения выявленных недостатков, обозначить положительный опыт, подлежащий распространению, и определить пути повышения качества образования. Выявленные в ходе мониторингового исследования проблемы, как и положительные результаты, могут быть связаны и с контингентом обучающихся (индивидуально-личностные особенности учащихся, роль семьи в адаптации детей к обучению и пр.), и с профессиональной подготовкой учителя к работе по ФГОС НОО (владение современными образовательными технологиями, ИКТ-компетентность и пр.), и с особенностями организации образовательного процесса в школе (используемые учебно-методические комплексы, применяемые технологии и пр.). Следовательно, для принятия административных решений целесообразно дополнительно провести анкетирование педагогов, в процессе которого можно получить ответы на такие, например, вопросы: какие учебно-методические комплексы используются для реализации основной образовательной программы начального общего образования, какие технологии применяются в образовательном процессе и др. Настоящие методические рекомендации подготовлены сотрудниками кафедр дошкольного и начального образования и технологий обучения, воспитания и дополнительного образования Рязанского института развития образования Нагаевой О.Н., Майоровой Т.С., Мишаковой Л.В., Васильченковой Т.В. и Агаповым Ю.В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Итоговые комплексные работы для всех классов начальной школы имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий. Все задания направлены как на выявление уровня сформированности предметных результатов по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру, так и на установление уровня сформированности ключевых универсальных учебных действий. Итоговые комплексные работы, используемые для проведения региональных мониторинговых исследований качества освоения ООП НОО, состоят из 2-х частей: основной и дополнительной. Восемь заданий основной части работы направлены на выявление уровня сформированности способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносится с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «выпускник научится», поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты рассматриваются как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Задания основной части позволяют проверить:
Метапредметные результаты освоения ООП НОО в основной части итоговых комплексных работ представлены следующими умениями: - извлекать из текста требуемую информацию; - оценивать достоверность информации; - сопоставлять данные; - выполнять процедуру подведения под понятие; - понимать знаки, символы, модели, схемы; - устанавливать и продолжать закономерность; - выполнять сериацию, обобщение и классификацию объектов. 4 задания дополнительной части соотносятся с таким разделом планируемых результатов ООП НОО, как «выпускник получит возможность научиться». Работа над этими более сложными заданиями может потребовать от ребенка самостоятельно «открыть» новое знание или умение, привлечь личный опыт. Задания дополнительной части нацелены на выявление следующих результатов освоения ООП НОО:
Задания итоговых комплексных работ различались по форме требуемого ответа: - задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных); - задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте); - задания с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов). На выполнение итоговых комплексных работ отводится в среднем 90 минут с учетом времени, отведенного на инструктаж учащихся. Задания дополнительной части учащиеся 1-2-х классов выполняют индивидуально и на добровольной основе. В 3-4-х классах выполнение заданий дополнительной части обязательно для всех детей, но предполагает парную работу. Оценка выполнения заданий основной и дополнительной частей итоговых комплексных работ проводится раздельно. Результаты выполнения работы интерпретируются с позиций достижения / недостижения базового и повышенного уровня подготовки. Причем вывод о достижении / недостижении учеником повышенного уровня подготовки формулируется только по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы: учащийся демонстрирует достижение повышенного уровня сформированности предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, если успешно справляется с заданиями и основной части, и дополнительной. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ООП НОО УЧАЩИМИСЯ 1-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Состав участников В 2014/2015 учебном году в мониторинговом исследовании качества освоения ООП НОО учащимися 1-х классов приняли участие 10127 первоклассников из 282 общеобразовательных организаций Рязанской области. Из них:
В 2013/2014 учебном году в мониторинговом исследовании качества освоения ООП НОО учащимися 1-х классов приняли участие 9100 первоклассников из 284 общеобразовательных организаций Рязанской области. Состав участников регионального мониторингового исследования качества освоения ООП НОО учащимися 1-х классов в 2014/2015 учебном году по типам образовательных организаций представлен в диаграмме 1. Как видно из диаграммы, доля первоклассников, не обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях – средних общеобразовательных школах, – невелика. Следовательно, результаты выполнения итоговых комплексных работ учениками лицеев, гимназий, школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, центра дистанционного обучения, а также негосударственных общеобразовательных организаций не оказали существенного влияния на средние данные по всей выборке. Выводы Небольшой процент обучающихся лицеев, гимназий, школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, центра дистанционного обучения, а также негосударственных общеобразовательных организаций не позволяет сравнивать между собой результаты разных кластеров. Результаты регионального мониторингового исследования, участниками которых стали 10127 первоклассников, позволяют сделать выводы о качестве освоения ООП НОО учащимися 1-х классов образовательных организаций Рязанской области и выявить типичные затруднения, возникающие у обучающихся при выполнении заданий итоговой комплексной работы. Количество участников региональных мониторинговых исследований в 2014/2015 учебном году и в 2013/2014 учебном году (10127 первоклассников из 282 общеобразовательных организаций и 9100 учеников из 284 общеобразовательных организаций соответственно) позволяет провести сравнительный анализ результатов освоения ими ООП НОО. Диаграмма 1 |
О проведении мониторинговых обследований уровня освоения программ... В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского... |
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня... Методические рекомендации разработаны группой преподавателей Саратовского государственного университета |
||
«Пояснительная записка. Планирование результатов освоения ооп ООО.... |
Пояснительная записка 5 Планируемые результаты освоения обучающимися... При разработке ооп ноо учтены материалы, полученные в ходе реализации федеральных целевых программ развития образования последних... |
||
Планируемые результаты освоения учащимися ооп ноо |
Контрольно- измерительный материал по предметам Спецификация контрольных... Определение уровня сформированности у учащихся 5 класса следующих предметных и метапредметных умений |
||
Пояснительная записка стр 2-3 Требования к уровню освоения обучающимися... Рабочая программа предназначена для 5 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... |
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий Цель: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся первых классов (далее – мониторинг ууд) в соответствии... |
||
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий Цель: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся вторых, третьих классов (далее – мониторинг... |
Основная образовательная программа начального общего образования... П ноо мбоу «цо «ппк», приказ от 22. 05. 2012 года №202 «О внесении изменений и дополнений в ооп ноо мбоу «цо «ппк», приказ от 09.... |
||
Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических... |
Целевой раздел основной образовательной программы основного Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов |
||
О проведении мониторинга планируемых результатов обучения Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых... |
1 Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ООО Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп основного общего образования |
||
Программа. Английский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие... Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по умк «Английский язык» серии «Rainbow English» для 5-9 классов авторов... |
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования |
Поиск |