АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 КЛАСС
Обучение, осуществляемое на занятиях, направлено на активизацию образного компонента мышления и выполняет важную психологическую функцию. Способность к творческой деятельности, которая развивается в ходе обучения, повышает адаптивные возможности третьеклассника, его устойчивость к стрессам и возникновению различных заболеваний.
В процессе деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Уровень развития речи у детей также находится в прямой зависимости от степени развития у них точных движений пальцев рук.
Содержание курса предполагает создание такой системы учебной деятельности, при которой происходит гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга (левого – ответственного за формально-логическое, понятийное мышление и речь, и правого – за образное мышление, создание многозначных контекстов). Такой подход в итоге должен привести к гораздо более высокому уровню развития практического мышления, эстетического восприятия и творческого отношения к миру.
Практическая направленность курса активно способствует интеграции знаний, полученных при изучении учебных предметов (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство), что создает условия для развития исследовательских, изобретательных, инициативных способностей детей.
В результате изучения данного курса в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
учиться корректировать , вносить изменения в работу;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».
уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;
уметь соблюдать правила техники безопасности;
иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи,
уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках;
уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет)
К концу учебного года занятий учащиеся 3 класса должны
знать:
правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
простейшие процессы и приемы обработки разной бумаги;
физические, механические и технологические свойства разной бумаги: писчей, тетрадной, офисной, картона и т.д.;
общие сведения о производстве и труде взрослых;
историю возникновения ремесел, традиции и обряды, праздники.
К концу учебного года занятий учащиеся 3 класса должны
уметь:
выполнять правила безопасности при организации своего рабочего места;
выполнять простейшие процессы и приемы обработки бумаги;
использовать физические, механические и технологические свойства бумаги при изготовлении изделия;
выбирать способы соединения деталей (склеивание, соединение скрепками при помощи степлера и т. д.);
выполнять операции измерения, разметки и самоконтроля, используя измерительные инструменты;
выполнять изделия аккуратно, нарядно;
презентовать результаты работы;
свободно и логично излагать свои мысли;
сравнивать, сопоставлять объекты на основе заданных алгоритмов, выделять общее и различия;
работать по заданному алгоритму;
конструировать макеты из бумаги;
проектировать из бумаги.
Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются результаты упражнений, творческие работы, выставки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правила внутреннего распорядка и поведения в кабинете «Технология». Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы с ручным инструментом, оборудованием, электроприборами. Пожарная безопасность. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Объекты труда. Инструкции по технике безопасности.
Цветочные шары (8 часов).
Общее представление о бумаге. Виды бумаги. Свойства бумаги и способы работы с ней. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Гофрированный картон – особенности работы с этой бумагой. Образцы работы с гофрокартоном. Основные правила работы с ножницами. Технология изготовления цветочных шаров.
Практическая работа. Изготовление шара-основы. Декорирование подставки и закрепление шара-основы на подставке. Изготовление цветов. Сборка цветочного шара.
Объекты труда. Цветочный шар.
Вырезание из бумаги (7 часов).
История возникновения искусства вырезания из бумаги. Материалы и инструменты. Технология изготовления. Правила безопасной работы с ножницами и приспособлениями.
История возникновения киригами. Материалы и инструменты. Изделия, изготовленные в технике киригами (бумагопластики).
Практическая работа. Изготовление цветочного шара в технике бумагопластики. Мастерская Деда Мороза: вырезание снежинок из бумаги, изготовление гирлянды.
Объекты труда. Цветочный шар «Нарциссы», бумажные снежинки, гирлянда.
Плетение из бумаги (2 часа).
Материалы и инструменты. Изделия, выполненные в этой технике. Технология изготовления. Правила безопасной работы.
Практическая работа. Изготовление изделия «снежинка» из полосок бумаги.
Объекты труда. Новогодние снежинки из полосок бумаги.
Торцевание (4 часа).
Техника «торцевание». Материалы и инструменты. Приемы работы. Технология изготовления изделий. Правила безопасной работы.
Практическая работа. Изготовление панно в технике «торцевания».
Объекты труда. Панно «Букет», «Бабочки», «Девушка из тундры».
Оригами (4 часа).
Практическая работа. Создание шара кусудама в технике модульное оригами.
Объекты труда. Цветочный шар из модулей оригами «Хризантема», «Лилия».
Квиллинг (5 часа).
История возникновения техники квиллинг. Материалы и инструменты. Приемы работы. Основные элементы в квиллинге. Правила безопасной работы.
Практическая работа. Проект бумажный сад. Изготовление ветки цветущей вишни. Изготовление цветков ириса и ромашки. Изготовление цветков циннии и водяной лилии. Изготовление коллективной работы «Пышные цветы».
Объекты труда. Цветы из бумажных лент. Панно в технике квиллинг.
Изонить (2 часа).
История возникновения техники изонить. Материалы и инструменты. Последовательность работы. Заполнение простых фигур. Правила безопасной работы.
Практическая работа. Изготовление простейших образцов в технике изонить.
Объекты труда. Вышивка на картоне углов, окружностей, треугольников, квадратов.
Итоговое занятие (1 час).
Обобщение полученных теоретических и практических знаний. Демонстрация творческих результатов детей.
Объекты труда. Детские работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ п/п
|
Наименование разделов
|
Количество часов
|
Виды учебной деятельности
|
1.
|
Вводное занятие.
|
1
|
Изучать инструкции по правилам безопасной работы, уметь организовывать своё рабочее место, применять при выполнении практических работ и упражнений.
|
2.
|
Цветочные шары.
|
8
|
Первичные приемы работы с бумагой разного качества и свойства.
|
3.
|
Вырезание из бумаги.
|
7
|
Разметка заготовки, резание ножницами по контуру, складывание
и сгибание заготовок, соединение деталей склеиванием или другим способом. Уметь использовать свойства симметрии при вырезании деталей из бумаги, выполнять аппликацию из вырезанных деталей.
|
4.
|
Плетение из бумаги.
|
2
|
Изготовление изделий плетением из различных материалов: полосок бумаги, трубочек из газет
|
5.
|
Торцевание.
|
4
|
Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия.
|
6.
|
Оригами.
|
4
|
Складывание и сгибание бумаги, научиться путем складывания получать объемные фигуры. Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте.
|
7.
|
Квиллинг.
|
5
|
Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления), изготовление объёмных изделий из бумаги, разметка заготовки, резание ножом по контуру.
|
8.
|
Изонить.
|
2
|
Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия,
определение последовательности изготовления изделия по операционной карте.
|
9.
|
Итоговое занятие.
|
1
|
Выполнение коллективных творческих работ с использованием различных техник: оригами, квиллин, торцевание и т. д., а также изготовление индивидуальных творческих работ по желанию учащихся с использованием различных техник: оригами, квиллинг, торцевание.
Систематизация изученных приёмов работы с бумагой. Творческий отчёт, выставка лучших работ.
|
|
Итого
|
34 (1 резерв.)
|
|
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 КЛАСС
Обучение, осуществляемое на занятиях, направлено на активизацию образного компонента мышления и выполняет важную психологическую функцию. Способность к творческой деятельности, которая развивается в ходе обучения, повышает адаптивные возможности четвероклассника, его устойчивость к стрессам и возникновению различных заболеваний.
В процессе деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Уровень развития речи у детей также находится в прямой зависимости от степени развития у них точных движений пальцев рук.
Содержание курса предполагает создание такой системы учебной деятельности, при которой происходит гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга (левого – ответственного за формально-логическое, понятийное мышление и речь, и правого – за образное мышление, создание многозначных контекстов). Такой подход в итоге должен привести к гораздо более высокому уровню развития практического мышления, эстетического восприятия и творческого отношения к миру.
Практическая направленность курса активно способствует интеграции знаний, полученных при изучении учебных предметов (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство), что создает условия для развития исследовательских, изобретательных, инициативных способностей детей.
Планируемые результаты обучения по окончанию изучения курса «Вязание на спицах и крючком».
Личностные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
позитивному отношению к учебной, познавательной и творческой деятельности;
осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека- мастера;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Регулятивные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, схемы, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью выкройки, чертежных инструментов;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
Познавательные УУД.Ученик научится или получит возможность научиться
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных источниках(интернет);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
понимать и принимать информацию, представленную в схематичной форме для решения различных учебных задач
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи ;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
договариваться сообща;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре
Предметные результаты. Ученик научится или получит возможность научиться
подбирать материалы и инструменты для вязания, рационально размещать их на рабочем месте;
применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (спицы, швейные иглы);
анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
выполнять простейшие элементы вязания (столбики без и с накидом, лицевые петли, изнаночные, накид);
выполнять вязание по схеме;
рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия;
выполнять вязание по кругу;
определять назначение изделия и самостоятельно его изготавливать.
К концу учебного года занятий учащиеся 4 класса должны
знать:
правила поведения, ТБ;
основы материаловедения: классификацию и свойства волокон;
инструменты и материалы;
основные приёмы вязания крючком, спицами, технику вязания;
основные способы вывязывания петель;
условные обозначения, понятие «раппорт»;
основы цветоведения;
способы вязания по кругу;
плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров;
последовательность изготовления изделий;
последовательность выполнения ВТО и заключительную отделку готовых изделий;
правила ухода за трикотажными изделиями;
К концу учебного года занятий учащиеся 4 класса должны
уметь:
соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, спицами, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом;
различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б;
правильно пользоваться вязальными крючками, спицами, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков, спиц и ниток.
чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2 накидами,лицевые и изнаночные петли, закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли;
вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, сочетать лицевые и изнаночные петли для создания узоров;
свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, спицами, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту узора;
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия;
правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий;
соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный»;
выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий;
ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.
В объединениях декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности: 1 уровень – репродуктивный; 2 уровень – самостоятельная работа с помощью педагога; 3 уровень – самостоятельная работа без помощи педагога; 4 уровень – творческий. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на 3 и 4 уровни обученности, участие в выставках, конкурсах различных уровней
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Вводное занятие ( 1 час).
Правила внутреннего распорядка и поведения в кабинете «Технология». Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы с ручным инструментом, оборудованием, электроприборами. Пожарная безопасность. Правила оказания первой медицинской помощи при разных видах травм. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Объекты труда. Инструкции по технике безопасности.
Вязание крючком (16 часов).
Материаловедение. Простые приемы работы с пряжей. Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе (стирка, перемотка, отбеливание, крашение, распускание старого изделия). Характеристика шерстяных, пуховых, шелковых, синтетических, хлопчатобумажных нитей.
Вязание крючком. Организация рабочего места при вязании. Виды крючков. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия, толщины нити и узора. Расчет количества петель и ниток для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.
Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Приемы работы, правильное положение рук. Типы петель: начальная петля, воздушная петля, соединительный столбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом, с двумя, с тремя накидами.
Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Прибавление и убавления петель. Вязание по кругу: начало вязания – основное кольцо, способы вязания по кругу. Вязание по схемам. Изготовление изделий.
Практические работы. Набор петель крючком. Технология выполнения основных видов петель. Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами. Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами. Плотное вязание по кругу. Ажурное вязание по кругу. Выполнение проектного изделия.
Объекты труда. Образцы, связаные крючком. Проектное изделие.
Вязание спицами ( 16 часов).
Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей.
Правила подбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити. Правила начала вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах. Правильное положение рук при вязании на спицах. Начало вязания. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Чтение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые петли, закрытие петель последнего ряда. Платочная вязка: схема узора и условные обозначения петель. Кромочные, изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Лицевая (чулочная вязка) и изнаночная гладь: схемы узоров и условное обозначение петель. «Рельефные» узоры, выполняемые путем комбинирования лицевых и изнаночных петель. Виды резинок: «правильная» резинка (11, 22, 33 и т. д.); «неправильная» резинка (12, 13, 23 и т. д.). Схемы узоров и условное обозначение петель. Двусторонняя вязка: «путанка», «рис», «крупа». Схемы узоров и условное обозначение петель.
Простые приемы работы с пряжей. Сведения о витом шнуре, кистях, помпоне. Технология изготовления шнура, кистей, помпонов. Крючок в помощь спицам. Изготовление изделий.
Практические работы. Выполнение образцов вязания на спицах лицевыми петлями. Платочная вязка. Выполнение образцов вязания на спицах изнаночными петлями. Лицевая (чулочная вязка) и изнаночная гладь. Выполнение образца « резинка». Выполнение образца « путанка». Выполнение шнура, кисточек и помпонов. Выполнение проектного изделия.
Объекты труда. Образцы, связанные спицами. Помпоны, кисти, шнуры. Проектное изделие.
Итоговое занятие (1 час)
Демонстрация творческих результатов детей.
Объекты труда. Проектные изделия и творческие работы, связанные крючком и спицами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ п/п
|
Наименование разделов
|
Количество часов
|
Виды учебной деятельности
|
1.
|
Вводное занятие.
|
1
|
Изучать инструкции по правилам безопасной работы, уметь организовывать своё рабочее место, применять при выполнении практических работ и упражнений.
|
2.
|
Вязание крючком
|
16
|
Принимать и сохранять учебную задачу, анализировать ситуацию, проводить сравнения и систематизацию; планировать действия, контролировать и оценивать выполненную работу; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; выстраивать коммуникации в работе в паре и группе.Выполнять практическую работу, читать схему.
|
3.
|
Вязание спицами
|
16
|
Принимать и сохранять учебную задачу, анализировать ситуацию, проводить сравнения и систематизацию; планировать действия, контролировать и оценивать выполненную работу; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; выстраивать коммуникации в работе в паре и группе.Выполнять практическую работу, читать схему.
|
4.
|
Итоговое занятие
|
1
|
Проводить заключительную отделку готовых изделий, ухаживать за изделиями и хранить их согласно правилам.
|
|
Итого
|
34 (1 резерв.)
|
|
|