Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа)

Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа)


Скачать 301.4 Kb.
Название Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа)
страница 1/3
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3
Программа внеурочной деятельности «Росток»

для обучающихся 5-7 классов (102 часа)

(1 час в неделю, 34 часа в год)
Составил:

Петрик Марина Анатольевна,

учитель биологии

Введение

Программа внеурочной деятельности «Росток» является авторской и направлена на воспитание у школьников экологической культуры.

Программа адресована учащимся 5-7 классов и учитывает возрастные особенности школьников. Срок реализации программы 3 года, программа рассчитана на 102 часа.

Актуальность программы внеурочной деятельности заключается в том, что наряду с решением основной задачи – воспитание экологической культуры обучающихся, она способствует расширению общего кругозора школьников в вопросах изучения живой природы нашей планеты. Программа способствует развитию личностных и метапредметных компетентностей.

Программа способствует развитию практических навыков работы с биологическим оборудованием, с живыми объектами природы. Реализация данной программы направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по предмету «Биология».

Программа внеурочной деятельности «Росток» направлена на формирование у школьников среднего звена социальной активности. Коллективная и групповая работа, предусмотренная программой, способствует формированию у школьников активной жизненной позиции, учит ребят совместной деятельности, обеспечивает формирования лидерских качеств. А работа с младшими школьниками закрепляет полученные навыки общения, коммуникативные умения и навыки.

Цель программы: Формирования экологической культуры у обучающихся средних классов, воспитание ответственного отношения к природе, ее растительному и животному миру.

Задачи:

Познавательные:

-формировать у обучающихся представления о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

- систематизировать знания обучающихся об объектах живой природы, которые они получают на уроках биологии в 5- 7 классе;

- овладеть умением применять полученные на уроках биологии и на внеклассных занятиях знания в практической деятельности.

Развивающие:

-развивать у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за растениями, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Воспитательные:

-Воспитывать позитивное целостное отношение к живой природе.

Учебные курсы, дисциплины:

  1. Основы экологии растений и охраны окружающей среды.

  2. Многообразие комнатных растений, их значение в жизни человека.

  3. Правила ухода за комнатными растениями.

  4. Лекарственные комнатные растения, их место в природе и жизни человека.


Ведущие формы и методы образовательной деятельности:

Формы – учебное занятие, экскурсия, просмотр видеофильмов.

Словесные методы – лекция, рассказ, беседа, дискуссия, опорный конспект.

Практические методы – наблюдение, эксперимент, практическое задание.

Игровые методы – интеллектуальная игра, деловая игра, фестиваль, КТД.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами изучения данного курса являются умения обучающихся осуществлять учебные действия:

  1. в познавательной (интеллектуальной) сфере:

    • понимать смысл биологических терминов и понятий;

    • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

    • осуществлять элементарные биологические исследования;

    • сравнивать биологические объекты, процессы и явления;

    • определять роль в природе комнатных и клумбовых растений;

    • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп растений;




  1. В ценностно – ориентированной сфере:

    • демонстрировать знание основных правил поведения в живой природе и основ здорового образа жизни;

    • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

  2. В сфере трудовой деятельности:

    • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

    • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы и т.д.)

  3. В сфере физической деятельности:

    • оказание первой помощи при различных повреждениях.




  1. В эстетической сфере:

    • уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Познавательные результаты:

  • умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • умение проводить наблюдения, ставить эксперименты, объяснять полученные результаты;

  • умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • умения строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Личностные результаты:

  • уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности;

  • умение эстетически воспринимать объекты природы;

  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;

  • умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Универсальные учебные действия
Регулятивные:

  • умение организовать свою деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать- определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

  • умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

  • умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Формы мониторинга результативности

Промежуточная и итоговая аттестации в форме: интеллектуальной или медиа-игры, презентации, доклада по результатам исследования, создания видеофильмов экологической направленности.
Учебно-методическое обеспечение курса
Для педагога и детей

  1. Агеева Г.А., Лаврова К.Т. « Цветы в вашем доме».Петрозаводск, « Камелия», 1992.

  2. Биология в школе № 3 – 1990., Шклярова О.А. « Изучение экологического состояния школы».

  3. Верзилин Н.И. « Путешествие с домашними растениями», М. « Детгиз», 1949.

  4. Герасимов С.О., Журавлев И.М. « Комнатное цветоводство», М.,« Нива России», 1992.

  5. Клевенская Т.М. « Цветы в интерьере», М., «Агропромиздат», 1989.

  6. Там Берг Т.Г., Овчинников Ю.А. «Бегония», Лениздат, 1989.

  7. Энциклопедия комнатного цветоводства, М., «Колос», 1993.

  8. Воронцов В.В. « Уход за комнатными растениями», М., ЗАО «ФИТОН», 2002.

  9. Клиновская Н.И., Пасечник В.В., « Комнатные растения в школе», М., « Просвещение», 1986.

  10. Д-р Д.Г. Хессайон, « Все о комнатных растениях», М., « Кладезь», 1999.

  11. Гортинский Г., Яковлев Г. « Комнатные растения. Целители в вашем доме»,М., ЗАО «Фитон+»

  12. Николаева М.,Тарасова Ю. « ФЭН-ШУЙ. Растения в вашем доме», ЗАО «Питер» 2004.

  13. Тавлинова Г.К. « Комнатное цветоводство», «Диамант», Санкт-Петербург, 1999.

  14. Д.Г.Хессайон «Все о клумбовых растениях», Москва «Кладезь- Букс», 2001 г.

Видеофильмы: «Цветочные истории» Канал ТВ. «Домашний»


  1. библиотечка биологической, экологической и природоохранной литературы;

  2. медиатека фильмов о живой природе, комнатных растениях и правилах ухода за ними;

  3. дидактические материалы на различных носителях: памятки, опорные конспекты, стенды, фотоальбомы, слайд-шоу.


Для детей:


  1. Коробкин В.И. Экология: Учебное пособие.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  2. Миркин Б.М. Экология России: Учебник для 9-11 кл. общеобразоват.шк.— М: ФАИР, АО МДС, 1996.

  3. Ошмарин А.П. Экология: Школьный справочник.— Ярославль: Академия развития, 1998.

  4. Панькова В.Н. Экология и природопользование: Словарь-справочник.— Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.

  5. Райзберг Б.А. Детский экономический словарь: Экослов.— М.: Росмэн, 1999.

  6. Снакин В.В. Экология и охрана природы: словарь-справочник.— М.: Academia, 2000.

Содержание программы
Раздел 1.Введение (2 часа)

Правила техники безопасности при работе с комнатными растениями и лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете биологии.

Литература по комнатному цветоводству, ее использование при выращивании комнатных растений.

Основные виды деятельности: Лекция, беседа, рассказ

Вводимые понятия: лабораторное оборудование, инвентарь, рабочее место, техника безопасности, правила поведения.
Раздел 2. Мир комнатных растений, их роль в жизни человека (6 часов)

Комнатные растения (цветковые и нецветковые) значение в жизни человека, в природе. Многообразие комнатных растений, их происхождение. История возникновения комнатного цветоводства. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений. Комнатные растения в зимних садах, теплицах и интерьере.

Основные виды деятельности: практическая работа, беседа, игра.

Вводимые понятия: Цветковые, нецветковые растения, происхождение, история развития, классификация, интерьер.
Раздел 3. Оценка эмоционального восприятия школьных помещений (4 часа)

Анкетирование обучающихся.

Обработка анкетных данных, анализ обработки.

Школьные помещения, комфортные, некомфортные условия. Пожелания в оформлении классных кабинетов.

Основные виды деятельности: практическая работа, беседа, игра.

Вводимые понятия: анкета, эмоциональное восприятие, комфортные, некомфортные условия.
Раздел 4. Изучение чистоты воздуха в помещении школы (4 часа)

Определение биологической загрязненности воздуха. Влияние фитонцидов комнатных растений на очистку воздуха в помещении

Основные виды деятельности: практическая работа, беседа, игра.

Вводимые понятия: фитонциды, загрязняющие компоненты, фенолформальдегидные смолы, аллергены…
Раздел 5. Работа по определению комнатных растений (8 часов)

Некоторые приемы определения комнатных растений с использованием

научно-популярной литературы и энциклопедий комнатных растений. Приемы составления этикеток для комнатных растений, и паспорта растений школы № 36.

Составление этикеток на комнатные растения. Создание паспорта комнатных растений школы № 36

Основные виды деятельности: практическая работа, беседа, игра.

Вводимые понятия: этикетки, паспорт, семейство, род, вид, происхождение…
Раздел 6. Биология и экология комнатных растений (12 часов)

Дыхание, питание комнатных растений. Требования комнатных растений к внешним условиям среды.

Уход за комнатными растениями. Условия содержания комнатных растений.

Свет, температура, влажность – главные условия роста и развития комнатных растений.

Почва. Требования к почве. Минеральное питание растений. Правила полива комнатных растений.

Основные виды деятельности: практическая работа, беседа, игра.

Вводимые понятия: гетеротрофы, автотрофы, минеральное питание, внекорневая подкормка, корневая подкормка…
Раздел 7. Работа по сохранению и обогащению коллекции комнатных растений (15 часов)

Способы размножения комнатных растений.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Половое размножение растений. Размножение с помощью семян.

Основные виды деятельности: практическая работа, беседа, игра.

Вводимые понятия: размножение, вегетативное размножение, черенки (листовые, стеблевые, корневые), отводки, усы, прививка, половое размножение, семя, опыление.
Раздел 8. Защита комнатных растений от болезней и вредителей (6 часов)

Болезни и вредители комнатных растений.

Борьба с болезнями и вредителями комнатных растений биологическими методами.

Основные виды деятельности: практическая работа, беседа, игра.

Вводимые понятия: паразиты, паутинный клещ, щитовка, белокрылка, фитофтора, серая гниль…
Раздел 9. Комнатные растения в интерьере (6 часов)

Размещение комнатных растений в интерьере.

Искусство дарить цветы.

Комнатные растения и здоровье человека.

Основные виды деятельности: практическая работа, беседа, игра.

Вводимые понятия: интерьер, фитонциды..
Раздел 10. Экскурсии (12 часов)

Сибирский ботанический сад.

Зимний сад детского дошкольного учреждения № 11.
Раздел 11. Проведение занятий с младшими школьниками (20 часов)

«Подари цветочек маме». Мастер класс для младших школьников.

Основные виды деятельности: практическая работа, беседа, игра.

Вводимые понятия: Черенкование, размножение, мульчирование, полив, подкормка, внекорневая подкормка, корневая подкормка.
Раздел 12. Выращивание клумбовых растений для озеленения школьной территории

Посев семян клумбовых растений. Пикировка растений. Уход за клумбовыми растениями. Высадка растений в грунт.

Основные виды деятельности: практическая работа, беседа, игра.

Вводимые понятия: Черенкование, размножение, мульчирование, полив, подкормка, внекорневая подкормка, корневая подкормка, пикировка

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения (5 класс)


п\п

Тема. Содержание темы

Теоретические понятия

Творческие работы

Часы

1.

Введение

2

1.1.

Вводный инструктаж по ТБ.

Инструкции ТБ




1

1.2.

Об изучении курса факультатива. Знакомство с литературой по комнатному цветоводству. Мои любимые комнатные растения.

Лабораторное оборудование, инвентарь, рабочее место, техника безопасности, правила поведения.

Беседа, презентация курса, устный рассказ о комнатных растениях

1

2

Мир комнатных растений, их роль в жизни человека

6

2.1.

Происхождение комнатных растений, История возникновения комнатного цветоводства.

Цветковые, нецветковые растения

Практическая работа, беседа, презентация

1

2.2.

Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений.

Классификация, интерьер.

Практическая работа,

беседа, презентация, игра.

1

2.3.

Комнатные растения в зимних садах, теплицах и интерьере.

Происхождение, история развития

Беседа, презентация

1

2.4.

Значение комнатных растений в жизни человека.

Цветковые, Декоративно-лиственные растения, суккуленты

Беседа, презентация

1

2.5.

Опасные для человека и животных комнатные растения

Млечный сок, токсические вещества, аллергены

Беседа, презентация

1

2.6.

Полезные для человека комнатные растения

Фитонциды, фитогормоны

Беседа, презентация

1

3.

Оценка эмоционального восприятия школьных помещений

2

3.1

Анкетирование обучающихся.

Обработка анкетных данных, анализ обработки.

Анкета, эмоциональное восприятие.

Практическая работа

2

4

Изучение чистоты воздуха в помещении школы

4

4.1.

Определение биологической загрязненности воздуха.

Фитонциды, аллергены

Практическая работа

2

п\п

Тема. Содержание темы

Теоретические понятия

Творческие работы

Часы

4. 2.

Влияние фитонцидов комнатных растений на очистку воздуха в помещении.


Фитонциды, аллергены…

Практическая работа, беседа, презентация

2

5.

Работа по определению комнатных растений

8

5.1.

Некоторые приемы определения комнатных растений с использованием научно-популярной литературы и энциклопедий комнатных растений

этикетки, паспорт, семейство, род, вид, происхождение

Практическая работа, самостоятельная работа со справочной литературой под руководством учителя

2

5.2.

Приемы составления этикеток для комнатных растений, и паспорта растений школы № 36

этикетки, паспорт, семейство, род, вид…

Практическая работа, самостоятельная работа со справочной литературой

4

5.3.

Составление этикеток на комнатные растения. Создание паспорта комнатных растений школы № 36

Происхождение

Практическая работа, самостоятельная работа со справочной литературой

2

6.

Биология и экология комнатных растений

14

6.1.

Дыхание комнатных растений. Требования комнатных растений к внешним условиям среды

Гетеротрофы, автотрофы, минеральное питание

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.2.

Питание комнатных растений. Требования комнатных растений к внешним условиям среды

Фотосинтез, почвенное питание, внекорневое питание

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.3.

Уход за комнатными растениями.

Внекорневая подкормка, корневая подкормка…

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.4.

Условия содержания комнатных растений.

Полив, рыхление почвы, орошение

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.5.

Свет – важное условие роста и развития комнатных растений.

Абиотические факторы среды

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.6

Температура - важное условие роста и развития комнатных растений.


Абиотические факторы среды

Практическая работа, беседа, презентация

1

п\п

Тема. Содержание темы

Теоретические понятия

Творческие работы

Часы

6.7.

Влажность - важное условие роста и развития комнатных растений.

Абиотические факторы среды

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.8.

Почва. Требования к почве. Минеральное питание растений.

Внекорневая, корневая подкормка…

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.9.

Минеральное питание растений.

Минеральные удобрения, азотные фосфорные, калийные

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.10.

Влияние азота на рост и развитие комнатных растений

Азофоска, аммиачная селитра…

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.11.

Влияние калия на рост и развитие комнатных растений

Тургор, испарение, краевой «ожог»

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.12.

Влияние фосфора на рост и развитие комнатных растений

Морщинистые листья…

Практическая работа, беседа, презентация

1

6.13.

Экскурсия в Зимний сад сада-яслей № 11







2
  1   2   3

Похожие:

Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся 1-4 классов
Описание материально-технического обеспечения реализации рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Г. Шахты Ростовской области Программа внеурочной деятельности для...
Нормативно-правовой и документальной основой программы внеурочной деятельности обучающихся являются
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Рабочая программа по английскому языку для 10-11классов 3 часа неделю (102 часа)
Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н. к Умк «EnjoyEnglish» для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,...
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Рабочая программа по русскому языку в 8 классе Количество часов: 3 часа в неделю (102 часа)
Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов. Авторы:...
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 4 классов муниципального...

Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов...

Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Рабочая программа имеет
Рф отводит 102 часа для обязательного изучения ия на этапе начального общего образования (во 5-9 классах по 3 часа в неделю). При...
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою открытий и добра»
Программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» – для обучающихся начальной школы, разработана на основе Федерального...
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов может...
Основные результаты инновационной деятельности образовательных учреждений Петродворцового района в 2015-2016 учебном году
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов мкоу «Малокармалинская сош»

Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1» Сеть образовательных...
Цель рекомендаций: методическая помощь администрации, учителям школы грамотно спланировать систему приоритетных работ по введению...
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества...
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Приказ от 31. 08. 2016 №435 рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа предназначена для реализации в общеобразовательной четырёхлетней начальной школе
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Отчет о результатах самообследования составлен в соответствии с Порядком...
Приложение № План внеурочной деятельности. Реализация основных направлений внеурочной деятельности обучающихся
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Литературное наследие Сибири» составлена в соответствии с требованиями следующих...
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) icon Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «мир деятельности»
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск