Аннотация
к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5 класс
1.Учитель: Ищерякова В.В.
2.Количество часов: всего 34 час; в неделю 1 час (содержание программы распределено по часам в соответствии с учебным графиком)
3.Планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по СБО составлена на основе программы специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида МО РФ, М., Владос, - Сборник 2., 2012 г. под редакцией В.В. Воронковой, авторы В.И.Романина, Н.П. Павлова.
Учебник:
4.В результате обучения социально-бытовой ориентировке реализуются:
Задачи:
Образовательные задачи, для реализации которых учителю необходимо осуществлять. Опираясь на специальные дидактические принципы, руководство познавательной деятельностью умственно отсталых детей; стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку такой деятельности. Каждый отдельный урок должен представлять собой необходимую часть в общей неразрывной цепи уроков по определенной тематике. Знания, получаемые на уроке СБО. Должны основываться на уже ранее усвоенных учащимися понятиях. Этим обеспечивается как лучшее усвоение новых знаний, так и закрепление пройденного материала.
Коррекционно - развивающие задачи предполагают целенаправленное развитие мышления умственно отсталого ребенка (памяти. Внимания, эмоционально-волевых качеств. Трудоспособности). Каждый урок должен иметь коррекционно - развивающую направленность, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов. Для этого учителю необходимо уметь видеть индивидуальные характеристики развития ребенка, что обеспечит планирование и осуществление индивидуального подхода в коррекционной работе на всех этапах обучения.
Воспитательные задачи - целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации учащихся
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1. Личная гигиена.
Обучающие должны знать:
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
- периодичность и правила чистки ушей;
- периодичность и правила чистки зубов;
- периодичность мытья головы;
- правила освещения помещения;
- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;
Обучающиеся должны уметь:
- совершать утренний туалет;
- совершать вечерний туалет в определённой последовательности;
- выбирать причёску и причёсывать волосы;
2. Одежда и обувь.
Обучающие должны знать
- виды одежды и обуви;
- правила ухода за одеждой и обувью.
Обучающиеся должны уметь:
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;
- подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;
- сушить мокрую одежду;
- чистить одежду;
- подбирать крем и чистить кожаную обувь;
- чистить замшевую и текстильную обувь;
- подготавливать одежду и обувь к хранению.
3. Питание.
Обучающие должны знать:
- виды бутербродов;
- различные меню завтрака;
- санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
- правила сервировки стола к завтраку;
- правила заваривания чая;
- назначение кухонных принадлежностей и посуды;
- правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником;
- санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.
Обучающиеся должны уметь:
- резать ножом продукты для бутербродов;
Отваривать яйца, жарить яичницу и омлет;
- нарезать варёные овощи кубиками и соломкой
- накрывать на стол с учётом конкретного меню;
- мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;
- пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.
4. Культура поведения.
Обучающие должны знать:
-требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;
-правила поведения при встрече и расставании;
-формы обращения с просьбой, вопросом;
-правила поведения за столом.
Обучающиеся должны уметь:
- следить за своей осанкой,
- принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
-следить за своей походкой, жестикуляцией;
-правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиврои аккуратно принимать пищу;
-правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми( знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;
-вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;
- тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.
5. Жилище.
Обучающие должны знать:
-виды жилых помещений в городе и селе и их различие;
-почтовый адрес своего дома и школы-интерната;
Обучающиеся должны уметь:
- писать адрес на почтовых открытках, конверте;
6. Транспорт.
Обучающие должны знать:
-наиболее рациональный маршрут проезда до школы;
-варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;
- количество времени затраченное на дорогу, пешеходный маршрут;
- правила передвижения на велосипеде.
Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
- соблюдать правила дорожного движения;
7. Торговля.
Обучающие должны знать:
- основные виды магазинов, их назначение;
- виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров;
- стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.
Обучающиеся должны уметь:
- выбирать необходимые продукты для приготовления завтрака с учётом конкретного меню;
- оплачивать покупку;
-соблюдать правила поведения в магазине..
5.В структуру рабочей программы входит:
- пояснительная записка;
-календарно- тематическое планирование (учебно-тематичес
|