Программа вокальной студии «Вдохновение»


Скачать 349.47 Kb.
Название Программа вокальной студии «Вдохновение»
страница 1/4
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4

Программа вокальной студии «Вдохновение»



МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №2»




Направление внеурочной деятельности:

общекультурное

(7-17 лет)

Руководитель: Худякова Светлана Валентиновна,

учитель музыки I квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа вокальной студии «Вдохновение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование), Положения об организации внеурочной деятельности в МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №2».

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией внеурочной деятельности учащихся, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Программы по различным направлениям, реализуемым в образовательном учреждении, призваны способствовать личностному становлению учащихся, развитию их творческих способностей, предоставить им возможность реализации в различных видах деятельности.

МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа № 2» наряду с научно-познавательным, военно-патриотическим, спортивно-оздоровительным направлениями внеурочной деятельности предлагает учащимся проявить свои способности и достичь определённых результатов в художественно-эстетическом направлении, основным видом которого является художественное творчество. В рамках общешкольной программы «Одарённые дети» проводится диагностика потребностей детей. В результате анкетирования, наблюдения на уроках музыки, искусства выделилась группа учащихся разного возраста, желающих заниматься вокалом. Это послужило отправной точкой для разработки данной программы.

Приоритетной целью реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Это отвечает задачам Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности: «Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования», т.е. на современном этапе развития общества возникает острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно – нравственное начало.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Задача учителя музыки – воспитание души. Очень важно учить школьников ориентироваться в мире музыки, прививать им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, учить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейских понятиях и стать личными для каждого школьника. Но в рамках одного урока музыки этого достичь сложно. Поэтому одним из ресурсов реализации раздела «Внеурочная деятельность» в направлении художественного творчества является программа вокальной студии «Вдохновение», в которой могут заниматься учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17лет. При этом дети не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности.

Актуальность данной программы в том, что она позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство», кроме того программа нацелена на реализацию задач духовно-нравственного воспитания школьников. Данная программа разработана для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние.

Пение - одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре или ансамбле несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал.

Программа является рабочей, модифицированной, составлена на основе типовой программы по классу вокальный ансамбль ДМШ и ДШИ (составитель В. Попов, М., 1988г.). Образовательная  программа органически включает в себя отдельные элементы  творческого  опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового  исполнительства – Г.А.Струве, В.В.Емельянова.

Принципы реализации программы:

В основу методики проведения занятий по эстрадному вокалу положены следующие специфические и общепедагогические принципы организации вокальной работы и отбора музыкального материала:

  1. Принцип создания педагогических условий для самонастройки голоса на правильное певческое звукообразование.

  2. Принцип опоры на синтез речевой и певческой деятельности.

  3. Принцип приобщения детей к певческому искусству других жанровых направлений: через эстрадный жанр – к образцам народной и классической музыки.

  1. Принцип сознательности и творческой активности обучающихся.

  1. Принцип использования игровой деятельности в процессе обучения.

  1. Принцип накопления слуховых впечатлений юного вокалиста и опыта концертной деятельности.



  1. Принцип последовательности в творческой деятельности, который реализуется при подборе песенного репертуара в отношении расширения звуковысотного диапазона, что издревле традиционно используется при обучении пению в русской вокальной школе для развития детского голоса и слуха.

  1. Принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Особенность данной программы в том, что она предусматривает:
1. Три уровня подготовки:
 - ознакомительный – 1 год обучения
 - базовый – 2-3 года обучения - творческий – 4 год обучения.

2. Отсутствие первоначального теста (прослушивания) при наборе учащихся в объединение.
3. Программа включает раздел «Музыкальная грамота».

4. Программа носит интегративный характер. В процессе подготовки музыкальных номеров занятия вокала сочетаются с освоением танцевальных движений. Танцевальные движения пробуждают в ребенке социальные, творческие, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, которые готовят его к жизненным требованиям, в том числе школьным, и не утрачивают ценности всю жизнь. В соединении двух дисциплин - способности ребенка проявляются значительно полнее. Ведь только через художественный образ, пластическое ощущение вокального звука и эмоциональное наполнение предлагаемой ролевой ситуации возможно достижение полноценного результата.

Возрастные особенности учащихся

Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп: младший возраст 7-10 лет, средний и старший возраст 11-17 лет.

Младшая группа (7-10 лет)

Дети этого возраста любознательны, желают овладеть новыми знаниями и умениями, но часто не могут объективно оценить себя, склонны преувеличивать свои возможности. Для данного возраста педагогу необходимо использовать игровые моменты на занятиях и часто менять виды деятельности, каждые 10 минут. Конкурсы, соревнования и игры также не должны быть долгими повремени. Со стороны педагога необходимы поощрения и создание ситуации успеха для учащихся с целью поддержания интереса к занятиям.

Средняя группа (11-13 лет)

У детей этой категории проявляется интерес к собственной личности, проявляется «групповой» авторитет, они не приемлют критику, часто обидчивы, замкнуты, не уверены в своих силах после подавления инициативы, для них характерно стремление к сотрудничеству. Со стороны педагога необходима поддержка и помощь (беседа, совет).

Старшая группа(14-17 лет)

Формирование чувства значимости, поиск себя, профессиональные и личностное самоопределение, стремление к независимости, конфликтность – вот что характерно для этого периода. Педагог должен стать в позицию сверстника и руководить поведением учащихся без лишнего влияния и давления. Следовать интересам учащихся.

Цель реализации программы: развитие творческих способностей детей, воспитание самостоятельной творческой личности, обогащение и расширение опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся через систему специальных знаний, умений и навыков.

Задачи.

Учебные:

-научить слушать, видеть, понимать, и анализировать произведения искусства (научно-познавательные, регулятивные УУД);

-научить приёмам исполнительского мастерства (научно-познавательные УУД);

-научить правильно использовать специальные термины, формулировать определения понятий, используемых в произведениях музыкального искусства (научно-познавательные УУД).

Воспитательные:

-развивать потребность в систематическом коллективном музицировании (личностные, коммуникативные УУД);

-формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира (личностные УУД);

-формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности (личностные, коммуникативные УУД);

-прививать навыки здорового образа жизни (личностные УУД).

Творческие:

-развивать умение осознанно использовать средства вокальной культуры для решения творческой задачи (регулятивные УУД);

-развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности (личностные УУД).

Сроки и формы реализации программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Количество детей – до 12 человек в группе.

Групповые занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий - 1 час в неделю (младший возраст) и 2 часа в неделю (средний и старший возраст). Итого: младший ансамбль – в год 72 часа, средний и старший – 144 учебных часа.

Так как в коллективе, при постановке концертных номеров проводятся совместные репетиции, то режим занятий на эти дни составляется отдельно.

Данная программа является открытой и может корректироваться с учетом интересов и способностей детей.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты, праздничные концерты, конкурсные выступления.

Основной формой занятий является общая репетиция, где строится работа над основными компонентами ансамблевого звучания, эмоционально-художественным образом и формой произведения.

Другие формы организации занятий:

- постановка танцевальных движений;

- генеральный прогон, как отдельных произведений, так и всей программы в концертном исполнении;

- запись произведений или всей программы с последующим прослушиванием и обсуждением вместе с участниками вокального коллектива;

- прослушивание разучиваемых произведений в записи других исполнителей;

Методы и формы занятий:

Вокальная педагогика является частью общей педагогики, поэтому для реализации программы используются современные методы и формы обучения:

-личностно-ориентированная технология;

-метод развивающего обучения;

Мониторинг реализации программы и критерии оценки эффективности:

Систематический контроль за эффективностью музыкально-педагогического процесса со стороны учителя, методы самоконтроля со стороны обучающегося: наблюдение, концерты, конкурсы, фестивали, индивидуальные прослушивания, опросы, индивидуальный контроль, а также самонаблюдение и самооценка проводятся 2 раза в год.

Перспективы развития программы:

Учащиеся младшего возраста, окончившие обучение по 4-х годичной программе, могут по желанию продолжить обучение по программе, ориентированной на учащихся среднего и старшего возраста.

Содержание программы является основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.

Содержание образовательной программы

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Тематическое планирование для младшего и старшего ансамбля одинаковое, за малым исключением, (в учебно - тематическом плане, ориентированном на средний и старший ансамбли упразднена тема «Познавательные музыкальные игры»).

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов, музыкальная грамота.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянный контроль за ней.

1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль над звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Речевые игры и упражнения. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

  1   2   3   4

Похожие:

Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Закон РФ «Об образовании»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа студии «Образ»(Далее – Программа) реализуется в соответствии с художественной...
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Программа студии «Умелые руки». I. Пояснительная записка
Программа содержит учебный материал, рассчитанный на два года обучения детей младшего школьного возраста
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Сегодняшней передачи – так называемые «легкие наркотики». Как всегда в студии доктор Яков Бранд
«легкими». Они помогают расслабиться, придают силы в работе, то есть «наркомания это многолетнее наслаждение. Смертью». Так сказал...
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Должностная инструкция
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «центр детского творчества «вдохновение» хасанского муниципального...
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Документация по проведению запроса предложени й
Вднх светомузыкального шоу с элементами хореографического перфоманса в рамках Фестиваля искусств «Вдохновение»
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Путь актрисы
Четвертая. Студийка Первой студии Московского Художественного театра 76 Читать
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Время повсюду московское
В этой передаче царит вдохновение: стоящие в авангарде автомобильной промышленности дизайнеры расскажут о том, какой станет машина...
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Компании
Данный документ является анкетой для заказа услуг по созданию сайта в студии «Rtischevo-Web Studio»
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Инструкция дежурному инженеру-радиооператору эфирной студии ООО «Фирма Европа Плюс Скифы»
Руководитель отдела по делам го и чс администрации Ивановского муниципального района
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Тракты
На современном этапе развития техники компьютерная студия на базе рс превосходит по своим возможностям профессиональные студии Лондона...
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Вдохновение как уменьшение эгоизма. (С. Юрский)
«Самая большая глупость на свете — исповедовать общую веру. Каждый должен иметь свою собственную и не делать попыток обращать в неё...
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Контрольные вопросы (приложение 2) тесты (приложение 3) диагностические...
«Беседы о хореографическом искусстве». Предмет посвящен изучению основ искусства балета и основным векам его развития. Изучение истории...
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Рассмотрено: Утверждаю
Настоящее Положение регулирует деятельность Школьной Академии, в состав которой входят школьные клубы: «Импульс», «Галилео», «Вдохновение»,...
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Методическое пособие для учащихся второго года обучения студии ушу...
Новогоднее чудо! Стрепетова Ксения Витальевна педагог дополнительного образования
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Константин Харский. Практическое применение Эриксоновского гипноза
Во-пеpвых, это именно тот текст, который читал диктор в студии, поэтому вы встретите тут слова типа "прослушайте еще раз" и т п делайте...
Программа вокальной студии «Вдохновение» icon Наименование учреждения
Должностная инструкция руководителя творческого коллектива (правильное наименование должности – руководитель клубного формирования/любительского...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск