Скачать 349.47 Kb.
|
МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №2» Направление внеурочной деятельности: общекультурное (7-17 лет) Руководитель: Худякова Светлана Валентиновна, учитель музыки I квалификационной категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа вокальной студии «Вдохновение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование), Положения об организации внеурочной деятельности в МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №2». В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией внеурочной деятельности учащихся, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Программы по различным направлениям, реализуемым в образовательном учреждении, призваны способствовать личностному становлению учащихся, развитию их творческих способностей, предоставить им возможность реализации в различных видах деятельности. МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа № 2» наряду с научно-познавательным, военно-патриотическим, спортивно-оздоровительным направлениями внеурочной деятельности предлагает учащимся проявить свои способности и достичь определённых результатов в художественно-эстетическом направлении, основным видом которого является художественное творчество. В рамках общешкольной программы «Одарённые дети» проводится диагностика потребностей детей. В результате анкетирования, наблюдения на уроках музыки, искусства выделилась группа учащихся разного возраста, желающих заниматься вокалом. Это послужило отправной точкой для разработки данной программы. Приоритетной целью реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Это отвечает задачам Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности: «Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования», т.е. на современном этапе развития общества возникает острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно – нравственное начало. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Задача учителя музыки – воспитание души. Очень важно учить школьников ориентироваться в мире музыки, прививать им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, учить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейских понятиях и стать личными для каждого школьника. Но в рамках одного урока музыки этого достичь сложно. Поэтому одним из ресурсов реализации раздела «Внеурочная деятельность» в направлении художественного творчества является программа вокальной студии «Вдохновение», в которой могут заниматься учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17лет. При этом дети не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности. Актуальность данной программы в том, что она позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство», кроме того программа нацелена на реализацию задач духовно-нравственного воспитания школьников. Данная программа разработана для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние. Пение - одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре или ансамбле несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Программа является рабочей, модифицированной, составлена на основе типовой программы по классу вокальный ансамбль ДМШ и ДШИ (составитель В. Попов, М., 1988г.). Образовательная программа органически включает в себя отдельные элементы творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового исполнительства – Г.А.Струве, В.В.Емельянова. Принципы реализации программы: В основу методики проведения занятий по эстрадному вокалу положены следующие специфические и общепедагогические принципы организации вокальной работы и отбора музыкального материала:
Особенность данной программы в том, что она предусматривает: 1. Три уровня подготовки: - ознакомительный – 1 год обучения - базовый – 2-3 года обучения - творческий – 4 год обучения. 2. Отсутствие первоначального теста (прослушивания) при наборе учащихся в объединение. 3. Программа включает раздел «Музыкальная грамота». 4. Программа носит интегративный характер. В процессе подготовки музыкальных номеров занятия вокала сочетаются с освоением танцевальных движений. Танцевальные движения пробуждают в ребенке социальные, творческие, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, которые готовят его к жизненным требованиям, в том числе школьным, и не утрачивают ценности всю жизнь. В соединении двух дисциплин - способности ребенка проявляются значительно полнее. Ведь только через художественный образ, пластическое ощущение вокального звука и эмоциональное наполнение предлагаемой ролевой ситуации возможно достижение полноценного результата. Возрастные особенности учащихся Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп: младший возраст 7-10 лет, средний и старший возраст 11-17 лет. Младшая группа (7-10 лет) Дети этого возраста любознательны, желают овладеть новыми знаниями и умениями, но часто не могут объективно оценить себя, склонны преувеличивать свои возможности. Для данного возраста педагогу необходимо использовать игровые моменты на занятиях и часто менять виды деятельности, каждые 10 минут. Конкурсы, соревнования и игры также не должны быть долгими повремени. Со стороны педагога необходимы поощрения и создание ситуации успеха для учащихся с целью поддержания интереса к занятиям. Средняя группа (11-13 лет) У детей этой категории проявляется интерес к собственной личности, проявляется «групповой» авторитет, они не приемлют критику, часто обидчивы, замкнуты, не уверены в своих силах после подавления инициативы, для них характерно стремление к сотрудничеству. Со стороны педагога необходима поддержка и помощь (беседа, совет). Старшая группа(14-17 лет) Формирование чувства значимости, поиск себя, профессиональные и личностное самоопределение, стремление к независимости, конфликтность – вот что характерно для этого периода. Педагог должен стать в позицию сверстника и руководить поведением учащихся без лишнего влияния и давления. Следовать интересам учащихся. Цель реализации программы: развитие творческих способностей детей, воспитание самостоятельной творческой личности, обогащение и расширение опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся через систему специальных знаний, умений и навыков. Задачи. Учебные: -научить слушать, видеть, понимать, и анализировать произведения искусства (научно-познавательные, регулятивные УУД); -научить приёмам исполнительского мастерства (научно-познавательные УУД); -научить правильно использовать специальные термины, формулировать определения понятий, используемых в произведениях музыкального искусства (научно-познавательные УУД). Воспитательные: -развивать потребность в систематическом коллективном музицировании (личностные, коммуникативные УУД); -формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира (личностные УУД); -формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности (личностные, коммуникативные УУД); -прививать навыки здорового образа жизни (личностные УУД). Творческие: -развивать умение осознанно использовать средства вокальной культуры для решения творческой задачи (регулятивные УУД); -развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности (личностные УУД). Сроки и формы реализации программы. Программа рассчитана на 4 года обучения. Количество детей – до 12 человек в группе. Групповые занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий - 1 час в неделю (младший возраст) и 2 часа в неделю (средний и старший возраст). Итого: младший ансамбль – в год 72 часа, средний и старший – 144 учебных часа. Так как в коллективе, при постановке концертных номеров проводятся совместные репетиции, то режим занятий на эти дни составляется отдельно. Данная программа является открытой и может корректироваться с учетом интересов и способностей детей. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты, праздничные концерты, конкурсные выступления. Основной формой занятий является общая репетиция, где строится работа над основными компонентами ансамблевого звучания, эмоционально-художественным образом и формой произведения. Другие формы организации занятий: - постановка танцевальных движений; - генеральный прогон, как отдельных произведений, так и всей программы в концертном исполнении; - запись произведений или всей программы с последующим прослушиванием и обсуждением вместе с участниками вокального коллектива; - прослушивание разучиваемых произведений в записи других исполнителей; Методы и формы занятий: Вокальная педагогика является частью общей педагогики, поэтому для реализации программы используются современные методы и формы обучения: -личностно-ориентированная технология; -метод развивающего обучения; Мониторинг реализации программы и критерии оценки эффективности: Систематический контроль за эффективностью музыкально-педагогического процесса со стороны учителя, методы самоконтроля со стороны обучающегося: наблюдение, концерты, конкурсы, фестивали, индивидуальные прослушивания, опросы, индивидуальный контроль, а также самонаблюдение и самооценка проводятся 2 раза в год. Перспективы развития программы: Учащиеся младшего возраста, окончившие обучение по 4-х годичной программе, могут по желанию продолжить обучение по программе, ориентированной на учащихся среднего и старшего возраста. Содержание программы является основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников. Содержание образовательной программы Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Тематическое планирование для младшего и старшего ансамбля одинаковое, за малым исключением, (в учебно - тематическом плане, ориентированном на средний и старший ансамбли упразднена тема «Познавательные музыкальные игры»). Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов, музыкальная грамота. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен. Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. 1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. 1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. 1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. 1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянный контроль за ней. 1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Тема II. Формирование детского голоса. 2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль над звукообразованием. 2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. 2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. 2.4. Речевые игры и упражнения. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. 2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. |
Закон РФ «Об образовании» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа студии «Образ»(Далее – Программа) реализуется в соответствии с художественной... |
Программа студии «Умелые руки». I. Пояснительная записка Программа содержит учебный материал, рассчитанный на два года обучения детей младшего школьного возраста |
||
Сегодняшней передачи – так называемые «легкие наркотики». Как всегда в студии доктор Яков Бранд «легкими». Они помогают расслабиться, придают силы в работе, то есть «наркомания это многолетнее наслаждение. Смертью». Так сказал... |
Должностная инструкция Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «центр детского творчества «вдохновение» хасанского муниципального... |
||
Документация по проведению запроса предложени й Вднх светомузыкального шоу с элементами хореографического перфоманса в рамках Фестиваля искусств «Вдохновение» |
Путь актрисы Четвертая. Студийка Первой студии Московского Художественного театра 76 Читать |
||
Время повсюду московское В этой передаче царит вдохновение: стоящие в авангарде автомобильной промышленности дизайнеры расскажут о том, какой станет машина... |
Компании Данный документ является анкетой для заказа услуг по созданию сайта в студии «Rtischevo-Web Studio» |
||
Инструкция дежурному инженеру-радиооператору эфирной студии ООО «Фирма Европа Плюс Скифы» Руководитель отдела по делам го и чс администрации Ивановского муниципального района |
Тракты На современном этапе развития техники компьютерная студия на базе рс превосходит по своим возможностям профессиональные студии Лондона... |
||
Вдохновение как уменьшение эгоизма. (С. Юрский) «Самая большая глупость на свете — исповедовать общую веру. Каждый должен иметь свою собственную и не делать попыток обращать в неё... |
Контрольные вопросы (приложение 2) тесты (приложение 3) диагностические... «Беседы о хореографическом искусстве». Предмет посвящен изучению основ искусства балета и основным векам его развития. Изучение истории... |
||
Рассмотрено: Утверждаю Настоящее Положение регулирует деятельность Школьной Академии, в состав которой входят школьные клубы: «Импульс», «Галилео», «Вдохновение»,... |
Методическое пособие для учащихся второго года обучения студии ушу... Новогоднее чудо! Стрепетова Ксения Витальевна педагог дополнительного образования |
||
Константин Харский. Практическое применение Эриксоновского гипноза Во-пеpвых, это именно тот текст, который читал диктор в студии, поэтому вы встретите тут слова типа "прослушайте еще раз" и т п делайте... |
Наименование учреждения Должностная инструкция руководителя творческого коллектива (правильное наименование должности – руководитель клубного формирования/любительского... |
Поиск |