Содержание:
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Учебно – тематический план
Содержание программы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Приложения
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Самоделкино» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
Программы для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор А.А. Айдарбекова., допущенной Министерством образования РФ. Издательство М.: «Просвещение», 2013 г.
Годового календарного учебного графика
Положения о об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)
Программа «Самоделкино» реализует трудовое направление внеурочной деятельности. Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует развитию трудовой умелости, индивидуальных возможностей каждого ребенка обогащает коммуникативный опыт школьников. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности, создает условия для использования в свободном творчестве полученных на уроках ручного труда знаний и умений.
Цели программы: создание развивающей, воспитывающей образовательной среды, позволяющей удовлетворить интересы, склонности и творческие запросы умственно отсталых обучающихся, обеспечивающей активизацию социальных, познавательных интересов в свободное время, формирование социально адаптированной личности.
Основные задачи курса:
Знакомство с основами знаний в области используемых материалов, в области формообразования, цветоведения.
Совершенствовать умения и формировать навыки работы с инструментами, приспособлениями и Лего – конструктором.
Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения и восприятия, образного мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание воли и характера.
Овладение опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов.
Воспитание уважения к труду, людям и результатам их труда.
Актуальность программы.
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. В структуре психики данного ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Программа «Самоделкино» дает возможность умственно отсталому ребенку в процессе творческой работы закрепить и расширить знания, полученные на уроках ручного труда, изобразительного искусства и математики. Программа отвечает психофизическим и возрастным возможностям умственно отсталых обучающихся. Она предусматривает наглядно-действенный характер содержания образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; стимуляцию познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Содержание программы позволяет умственно отсталому ребенку взаимодействовать с другими детьми, рассматривать их работы, участвовать в оценивании и обсуждении, получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Новизна программы заключается в использовании при ее реализации образовательного конструктора LEGO, как инструмента для обучения, развития и воспитания, что значительно повышает эффективность реализации программы. Созданные постройки из Лего используются как модели, используются в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям с отклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Лего-элементы используются в дидактических играх и упражнениях (“Чудесный мешочек”, “Запомни и повтори”), направленных на коррекцию памяти и мышления, на развитие тактильного восприятия и речи.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить в процесс образования умственно отсталых детей новые технологии, нестандартные формы внеурочной деятельности, развить высшие психические функции, повысить учебную мотивацию умственно отсталых обучающихся, воспитать социально адаптированного школьника.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 135 часов с учетом проведения занятий 1 раз в неделю в 1 – 4 классах (1 класс – 33 часа, 2 – 4 классы – 34 часа). В конце года проводится диагностирование в виде наблюдения, анкетирования, беседы.
Особенности реализации программы.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания
В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: лепка, оригами, аппликации, работа с лего-конструктором. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий. Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику.
Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:
- занятие – практика,
- занятие – праздник,
- интегрированное занятие,
- занятие – конкурс,
- выставка поделок.
Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.
Итоги разделов имеют выход в виде выставки творческих работ обучающихся, которая является наиболее зрелищным и плодотворным фактором при оценке достижения результатов реализации программы. Сравнивая свои работы с другими у обучающихся формируется умение видеть преимущества и ошибки, вырабатывается навык анализа для дальнейшей реализации в деятельности.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Самоделкино» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
умение проговаривать последовательность действий;
умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
умение работать по предложенному учителем плану;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
организующие умения в труде: вовремя приходить на занятие, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования,
умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
умение самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные УД
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты, явления;
Коммуникативные УД
умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
умение слушать и понимать речь других;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, в классе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
Знания
|
Умения
|
Допустимый уровень
|
|
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение,
- материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином, разнообразие техники работ с пластилином;
- историю возникновения и развития бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс, цветовое и композиционное решение;
- виды бумаги, ее свойства и применение, материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой, разнообразие техник работ с бумагой;
- детали конструктора ЛЕГО, варианты их скреплений, классификацию деталей;
- варианты строительства прочных, устойчивых построек: забор, башенки, домики.
|
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам,
- выделять существенные признаки предметов,
- обобщать, делать несложные выводы,
- классифицировать явления, предметы,
- определять последовательность выполнения операций,
- давать определения тем или иным понятиям,
- осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов,
- выполнять различные техники работы с материалами,
- выполнять постройки LEGO,
- осуществлять презентацию индивидуального продукта.
|
Минимальный уровень
|
|
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение,
- материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином,
- основные приемы лепки
- сведения о материалах, инструментах и приспособлениях,
- приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника
- виды бумаги, ее свойства, назначение,
- материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой,
- детали конструктора ЛЕГО, варианты скреплений, форму, цвет,
- варианты строительства прочных, устойчивых построек: забор, башенки, домики.
|
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета,
- лепить предметы различной формы;
- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами,
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей,
- скреплять детали конструктора.
|
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
по оценке творческой продукции ребенка;
по повышению уровня общей культуры;
по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по терм уровням:
Первый уровень результатов
|
Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
|
Второй уровень результатов
|
Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
Третий уровень результатов
|
Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.
|
Учебно – тематический план
№ п.п.
|
Раздел, тема
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|
1 год
|
|
|
|
1.
|
Лепка. Работа с пластилином
|
12
|
3
|
9
|
2.
|
Аппликация. Оригами. Работа с бумагой
|
5
|
1
|
4
|
3.
|
Работа с LEGO конструктором
|
16
|
3
|
13
|
|
Итого:
|
33
|
7
|
26
|
|
2 год
|
|
|
|
1.
|
Лепка. Работа с пластилином
|
|
|
|
2.
|
Аппликация. Работа с бумагой
|
|
|
|
3.
|
Работа с LEGO конструктором
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
3 год
|
|
|
|
1.
|
Лепка. Работа с пластилином
|
|
|
|
2.
|
Аппликация. Работа с бумагой
|
|
|
|
3.
|
Работа с LEGO конструктором
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
4 год
|
|
|
|
1.
|
Лепка. Работа с пластилином
|
|
|
|
2.
|
Аппликация. Работа с бумагой
|
|
|
|
3.
|
Работа с LEGO конструктором
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|