МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»
Сеть образовательных организаций «ВМЕСТЕ»
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ
2016
УДК 372.8
ББК 74.26
П 784
Редакционная коллегия
И.Ю.Тышкенова, М.Г. Степанова, Ж.Ц. Цыренова
Программы внеурочной деятельности для учащихся 5 - 8 классов - 2016. – 59с.
В сборнике представлены программы по внеурочной деятельности, определяющие общие подходы к введению и реализации разновозрастного обучения в учебно-воспитательный процесс школы. Цель рекомендаций: методическая помощь администрации, учителям школы грамотно спланировать систему приоритетных работ по введению и реализации разновозрастного обучения на уровне образовательного учреждения во внеурочной деятельности.
Все работы публикуются в авторской редакции. Авторы несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов и сведений.
©МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1», 2016
©Сеть образовательных организаций «ВМЕСТЕ», 2016
«МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ»
для учащихся 5-8 классов
Чернигова Жаргалма Балдановна,
учитель музыки
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.
Данная программа для учащихся 5-8 классов реализуется через технологию разновозрастного обучения в форме нелинейного расписания.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 10 до 14 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 35 часов в год.
Формы организации внеурочной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков, развития личностных качеств 1 раз в четверть проводится защита творческого проекта.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью карты диагностики УУД и индивидуального образовательного маршрута. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления и конкурсы.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
|
Тема занятий, раздел
|
Общее
кол-во
часов
|
Из них
|
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)
|
Предметные
|
Диагностический
инструментарий
|
Дата
проведения
|
Теория
|
Практика
|
|
|
|
план
|
факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Вводное занятие. Формирование новых знаний
|
1
|
1
|
|
Р: Целеполагание в постановке учебных задач.
П: Владение навыками речевого высказывания.
К: Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре
|
Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку
Получить возможность научиться владеть навыками пения.
|
Диагностическая карта УУД (см. приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)
|
|
|
|
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
|
|
|
|
|
|
Оценочные листы в работе группой
|
|
|
2
|
Прослушивание голосов
Практикум
|
1
|
|
1
|
Р: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней.
П: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа
К: Совершенствование умений
|
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
|
|
|
|
3
|
Певческая установка. Дыхание
Формирование новых знаний. Практикум
|
2
|
1
|
1
|
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
|
|
|
|
4
|
Распевание
Формирование новых знаний. Практикум.
|
2
|
1
|
1
|
Р: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
П:Ориентироваться в своей системе знаний
Добывать новые знания
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
|
Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку
Получить возможность научиться владеть навыками пения
|
|
|
|
5
|
Дирижерские жесты. Формирование новых знаний. Практикум
|
2
|
1
|
1
|
П:- овладение способами решения поискового и творческого характера
Р:- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности
|
Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку
Получить возможность научиться владеть навыками пения
|
|
|
|
6
|
Унисон
Формирование новых знаний. Практикум
|
2
|
1
|
1
|
П:- овладение способами решения поискового и творческого характера
Р:- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности
|
Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку
Получить возможность научиться владеть навыками пения
|
|
|
|
7
|
Вокальная позиция
Формирование новых знаний. Практикум.
|
2
|
1
|
1
|
П:- овладение способами решения поискового и творческого характера
Р:- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
К:- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
|
Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку
Получить возможность научиться владеть навыками пения
|
|
|
|
8
|
Звуковедение
Формирование новых знаний. Практикум
|
2
|
1
|
1
|
Р: умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
П:- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями
- умение устанавливать простые аналогии
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
К:- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач
|
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края
|
|
|
|
9
|
Дикция
Формирование новых знаний. Практикум
|
2
|
1
|
1
|
Р:Целеполагание в постановке учебных задач.
П:Владение навыками речевого высказывания.
К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре
|
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры
|
|
|
|
10
|
Двухголосие
Формирование новых знаний. Практикум
|
2
|
1
|
1
|
Р: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней.
П: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа
К: Совершенствование умений
|
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной
|
|
|
|
11
|
Работа с солистами
Практикум
|
2
|
|
2
|
Р:Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
П: Ориентироваться в своей системе знаний
Добывать новые знания
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
|
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной
|
|
|
|
12
|
Сводные репетиции
Практикум
|
2
|
|
2
|
П:- овладение способами решения поискового и творческого характера
Р:- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности
|
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края
|
Оценочные листы в работе группой
|
|
|
|
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта УУД (см. приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)
|
|
|
13
|
Основы музыкальной грамоты
Формирование новых знаний.
|
2
|
2
|
|
Р:Целеполагание в постановке учебных задач.
П:Владение навыками речевого высказывания.
К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре
|
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края
|
-
|
|
|
14
|
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
Формирование новых знаний. Практикум
|
2
|
1
|
1
|
П:- овладение способами решения поискового и творческого характера
Р:- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности
|
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
|
-
|
|
|
15
|
Развитие чувства ритма
Формирование новых знаний. Практикум
|
2
|
1
|
1
|
Р:Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
П:Ориентироваться в своей системе знаний
Добывать новые знания
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
|
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
|
-
|
|
|
|
ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта УУД (см. приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)
|
|
|
16
|
Беседа о гигиене певческого голоса.
Формирование новых знаний.
|
1
|
1
|
|
Р: умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
П:- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями
- умение устанавливать простые аналогии
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
К:- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач
|
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
|
|
|
|
17
|
Народное творчество.
Формирование новых знаний. Практикум
|
2
|
1
|
1
|
П:- овладение способами решения поискового и творческого характера
Р:- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности
|
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
|
|
|
|
18
|
Беседа о творчестве композиторов-классиков.
Формирование новых знаний.
|
1
|
1
|
|
Р: умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
П:- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями
- умение устанавливать простые аналогии
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
К:- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач
|
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
|
|
|
|
19
|
Беседа о творчестве современных композиторов.
Формирование новых знаний.
|
1
|
1
|
|
Р:Целеполагание в постановке учебных задач.
П:Владение навыками речевого высказывания.
К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре
|
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
|
|
|
|
20
|
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении, Новая волна.
Формирование новых знаний.
|
1
|
1
|
|
Р: умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
П:- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями
- умение устанавливать простые аналогии
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
К:- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач
|
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
|
|
|
|
|
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта УУД (см. приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)
|
|
|
21
|
Открытое занятие для родителей
Практикум
|
1
|
|
1
|
Р:Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
П:Ориентироваться в своей системе знаний
Добывать новые знания
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
|
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
|
|
|
|
|
Итого
|
35
|
18
|
17
|
|
|
|
|
|
Список литературы
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.- Пб., Музыка, 2000.
Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
Юдина Е.И. Азбука музыкально – творческого саморазвития, М, 2012.
Список используемых интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
16.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
17.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
18.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Материально-техническое обеспечение
синтезатор;
фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
ноутбук;
музыкальные колонки;
мультимедийный проектор (необходим для просмотра видеоматериалов); экран или интерактивная доска.
|