Скачать 0.96 Mb.
|
9класс(4ч); учитель Дедловский Ю.А; автор уч. – А.В. Пёрышкин; авторы программы: Е.М. Гутник, А.В.Пёрышкин Урок№51(_____) Преломление света Тема урока: Преломление света. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок-презентация. Эпиграф: Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. Я. А. Коменский Цели урока: 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
План урока. Организационный момент (приветствие, объявление темы урока, цели урока).
Ход урока. I. Повторение материала 8 класса об отражении света. Демонстрация опыта. Повторим законы отражения света, которые мы изучали в 8 классе. (Презентация. Слайды 2-4. Демонстрация опыта по отражению света с оптической шайбой). Выясним, в чем состоит явление преломления света. На границе двух сред свет меняет направление своего распространения. Часть световой энергии возвращается в первую среду, т.е. происходит отражение света. Если вторая среда прозрачна, то свет частично может пройти через границу сред, также меняя при этом, как правило, направление распространения. Это явление называется преломлением света. При этом он меняет направление распространения и наблюдается кажущееся изменение размеров предмета, надлом, уменьшение глубины водоема и т.п. (Презентация. Слайды 5-14) . II. Преломление света. Демонстрация опытов. Теоретический материал. Формирование основных понятий. Наблюдение преломления света Вследствие преломления наблюдается кажущееся изменение формы предметов, их расположения и размеров. В этом нас могут убедить простые наблюдения. Установим наклонно карандаш в сосуде с водой. Если посмотреть на сосуд сбоку, то можно заметить, что часть карандаша, находящаяся в воде, кажется сдвинутой в сторону (рис. 1). Положим на дно пустого не прозрачного стакана монету или другой небольшой предмет. Подвинем стакан так, чтобы центр монеты, край стакана и глаз находились на одной прямой. Не меняя положения головы, будем наливать в стакан воду. По мере повышения уровня воды дно стакана с монетой как бы приподнимается. Монета, которая ранее была видна лишь частично, теперь будет видна полностью. Эти явления объясняются изменением направления лучей на границе двух сред — преломлением света. Закон преломления света определяет взаимное расположение падающего луча АВ (рис. 2), преломленного DB и перпендикуляра СЕ к поверхности раздела сред, восставленного в точке падения. Угол α называется углом падения, а угол β — углом преломления. Рис. 2 Из построения (рис.2) видно, что падающий луч, луч преломленный и перпендикуляр, восставленный в точке падения, лежат в одной плоскости. Данное утверждение совместно с уравнением (1), согласно которому отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, представляет собой закон преломления света. = n21 (1) где n21 — относительный показатель преломления второй среды относительно первой. При изменении угла падения α меняется и угол преломления β, но при любом угле падения отношения синусов этих углов остается постоянным для данных двух сред. Если луч переходит в какую-то среду из вакуума, то = n (2) где n – называется абсолютным показателем преломления (или просто показателем преломления) второй среды, или показателем преломления среды относительно вакуума. Абсолютный показатель вакуума принят за единицу. Таблица значения показателей преломления для некоторых веществ относительно вакуума.
III. Закон преломления света и физический смысл показателя преломления. Закон преломления света был установлен опытным путем в XVII веке голландским учёным Снеллиусом в 1621 году. Преломление света при переходе из одной среды в другую вызвано различием в скоростях распространения света в той и другой среде. Это было доказано французским математиком Пьером Ферма и голландским физиком Христианом Гюйгенсом. Они доказали, что Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, равная отношению скоростей света в этих средах: =n21 = Абсолютным показателем преломления среды называется физическая величина, равная отношению скорости света в вакууме к скорости света в данной среде:. Скорость света в любом веществе меньше скорости света в вакууме. Причиной уменьшения скорости света в среде является взаимодействие световой волны с атомами и молекулами вещества. Чем сильнее взаимодействие, тем больше оптическая плотность среды, и тем меньше скорость света. Среду с меньшим абсолютным показателем преломления принято называть оптически менее плотной средой. Абсолютный показатель преломления определяется скоростью распространения света в данной среде, которая зависит от физического состояния среды, т. е. от температуры вещества его плотности, наличия в нем упругих напряжений. Показатель преломления зависит также и от характеристик самого света. Для красного света он меньше, чем для зеленого, а для зеленого - меньше, чем для фиолетового. V.Релаксация. Ребята, скажите, где в природе вы можете видеть очень красивое явление преломление и отражение света. VI. Обобщение материала. «Подумай и ответь» (слайд40 и 41). VII. Закрепление материала. IX. Домашнее задание. (слайд 44). Выучить § 59. Ответить на вопросы к § 59 на странице 212. Решить №1,2 упражнение 48. X. Рефлексия (самооценка работы на уроке). «Лист самооценки». Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале. XI. Итог урока. Урок№52(_______) Дисперсия света Цели и задачи урока: Обучающая: в результате экспериментального исследования изучить явление дисперсии света; Развивающая: развитие понятийного, логического мышления; совершенствование опыта понимания и оценки предложенных проблемных ситуаций; Воспитательная: обучение совместному поиску истины, развитие коммуникативных навыков. Тип урока: урок формирования знаний. План урока.
Начало урока. Организационный этап. Учитель обращается к классу и гостям: «Добрый день! За окном долгожданная снежная зима, померкли яркие краски природы, уступив место торжеству белого искрящегося снега, но тема сегодняшнего урока позволяет нарушить эту цветовую монотонность и пригласить к нам необычную гостью. Кто же она? «Этот мост,что из жемчужен был построен, В воздухе основан весь в сиянье, Что с потоком водным только существует, И нет путника чтоб до него добрался, Взгляни в небо, ведь он РАДУГОЙ назвался.» Почему же у нас на Земле, возможно, такое замечательное и красивое явление как радуга? Ответ на этот вопрос науке и нам с вами помог дать известный английский учёный Исаак Ньютон. Сообщение темы урока. Учитель знакомит школьников с целями и задачами урока . Актуализация знаний . В своём трактате по оптике Ньютон писал: « Моё намерение – не объяснять свойства света гипотезами, но изложить и доказать их рассуждениями и опытами» («Оптика» 1704 г.) Давайте эти очень точные высказывания о характере исследования возьмём эпиграфом к нашему уроку. Давайте попробуем, следуя описаниям исторических опытов Ньютона по дисперсии света, воспроизвести некоторые из них и исследовать от чего же зависит преломляемость световых лучей, т. е. от чего зависит показатель преломления вещества, через которое распространяется свет? На прошлом уроке мы проводили экспериментальное измерение этой величины для стекла. Перед нами также стояла задача выяснить зависит ли показатель преломления n от угла падения луча? Что мы выяснили в ходе этого лабораторного исследования? Введение материала с учетом закономерностей процесса познания. Проведение демонстрационных экспериментов по изучению дисперсии света. Перед проведением опыта по разложению белого света с помощью треугольной призмы в спектр на экран выводится схема опыта, и даются пояснения об условиях проведения опыта. Ньютон пропускал солнечный свет в тёмную комнату через маленькое круглое отверстие в шторе, собирал лучи в узкий пучок двояковыпуклой линзой, а за линзой ставил стеклянную призму тонким концом вниз. Белый свет, падая на призму, преломлялся, за призмой на противоположной стене комнаты возникала «радуга» из разных цветов света «спектр» (лат. spectrum) – видение. Учитель задаёт вопрос: «Как вы думаете, почему узкий пучок белого света, пройдя через призму, дал на экране цветную полосу – радужное изображение?» Обсуждая опыт, ребята приходят к выводу о сложности белого света, который, проходя через призму, не окрашивается ею, а разлагается на цветные составляющие. Учитель задаёт вопрос: «С чем связано именно такое расположение цветов в спектре?» Учащиеся находят ответ: «Цветные лучи преломляются по-разному». Мы приходим к выводу о том, что преломляемость лучей зависит от их цвета. Значит, призма не окрашивает белый свет в разные цвета, а позволяет увидеть составляющие сложного белого света, «раскрывая» их как веер перед нашим взором. Ньютон выделил в дисперсионном спектре семь основных цветов, следуя многовековой традиции (кроме того, число семь всегда считалось божественным семь дней недели, за которые был создан мир, семь чудес света и т. д.) Вывод зависимости скорости света в веществе или показателя преломления от частоты света. Итак, мы выяснили, что цветные составляющие преломляются по-разному, т. е. разным цветам соответствует разный показатель преломления. А чему равен абсолютный показатель преломления? Записывается кем-то из учащихся на доске формула. Из неё вытекает зависимость показателя преломления от скорости распространения света в веществе. Вопрос по наблюдению продемонстрированного ранее опыта: «Какой из цветовых пучков преломился меньше всего? (Ответ: «Красный»). Вопрос: «А какой из цветовых пучков преломился больше всего?» (Ответ: «Фиолетовый»). Далее записывается на доске соотношение для показателей преломления для всех цветов спектра: самым наименьшим в этом неравенстве записан показатель преломления для красного цвета, а самым большим записан показатель преломления фиолетового цвета. Вопрос учителя: «Какой же из цветов имеет наибольшую скорость распространения в веществе?» (Ответ: «Красный») Вопрос: «Какой из цветов имеет самую маленькую скорость распространения в веществе?» ( «Фиолетовый») Но каждому цвету соответствует определённая частота колебаний в световой волне. И наше восприятие цвета зависит от длины световой волны, а, следовательно, от частоты колебаний в ней. И тогда, исследуя написанное неравенство, мы можем ответить на стоящий перед нами вопрос: от чего зависит показатель преломления света в веществе? Ребята дают ответ: «Показатель преломления зависит не столько от цвета света, сколько от его частоты (или длины волны). Вот теперь мы подошли к возможности сформулировать ответ на вопрос стоящий перед нами как основная цель урока, в чём заключается явление дисперсии? Идёт обсуждение возможного формулирования. После обсуждения на экран выводится определение явления дисперсии. Дисперсия (лат. «рассеяние») – зависимость скорости света в веществе (показателя преломления) от частоты колебания (или длины волны). Далее ставится демонстрационный опыт по соединению монохроматических цветных лучей в единый белый луч с помощью зеркальной установки и опыты с оптическими фильтрами. Эти опыты позволяют задать следующий проблемный вопрос: «Каким является белый свет простым (монохроматическим) или сложным (немонохроматическим)? Ребята, анализируя продемонстрированные опыты, приходят к выводу, который был получен в исследованиях и самим Ньютоном. После обсуждения на экран выводится цитата из его работы: «Белый свет – сложный. Это запутанная смесь лучей всех видов и цветов». Также можно доказать положение о немонохроматичности (сложности) белого света, состоящего из простых (монохроматических) цветов с помощью модели «круга Ньютона. Круг окрашивается в серый, а не белый цвет из-за недостаточно высокой скорости вращения диска и из-за резких границ между цветами сегментов. Следующий этап урока должен быть направлен на решение ещё одной проблемы, поставленной перед учащимися: почему нас окружает такой красочный, цветной мир? (этот вопрос задаёт ребятам учитель). На экране выведен яркий красочный вид цветущего луга. После небольшой дискуссии ребята приходят к выводу, что это возможно, так как все предметы мы видим в отражённом свете. Немонохроматический, белый свет падает на предметы: листочки, траву, и мы видим их зелёными, потому что они при этом хорошо отражают составляющую с частотой воспринимаемую нашими глазами зелёной. Красные тюльпаны – красные, так как они хорошо отражают составляющую белого света с частотой, соответствующей и воспринимаемой нашими глазами как красный цвет и задерживают все остальные составляющие. Следующий этап урока должен дать возможность понять учащимся проявление изучаемого явления в природе в виде радуги. Вопрос учителя: «Как вы думаете, что такое радуга?» Учащиеся предлагают свои варианты ответа, после правильного или близкого к правильному ответа на экран выводится определение этого явления. Один из учащихся за несколько дней до проведения урока имел задание рассмотреть вопрос о возможности наблюдения радуги и различных её видах. Вопрос учителя: «В каком же случае мы наблюдаем радугу и при каких условиях какую?». Далее на экран выводится схема возможности наблюдения радуги с борта самолёта радуги,имеющей не дугообразную форму, а форму окружности. Он показал ребятам фотографию,на которой запечатлел увиденное им год назад необычное явление. Завершающим этапом урока являются экспериментальные задания учащимся. Весь класс проводит фронтальное наблюдение дисперсионного спектра, используя стеклянные призмы. Далее класс делится на группы, оборудование для экспериментов находится уже на партах и текст заданий предоставлен. После проведённых исследований проводится их обсуждение: ребята выступают с рассказом о содержании заданий и их результатах, делают выводы по проведённым исследованиям. Задания группам экспериментаторов.
имеются два стекла – зелёное и красное, через какое стекло надо смотреть, чтобы увидеть слово «отлично»?
Рефлексия. (Сегодня я узнал…• Было интересно…• Было трудно…• Я понял, что…• Я научился…• Меня удивило… • Мне захотелось Домашнее задание: .п60 Урок№53(______) Типы оптических спектров |
Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с лекарственными препаратами |
Урока «Класс Паукообразные» Место урока: урок 3 из 7 по теме «Тип Членистоногие» |
||
Урок изучения нового материала Форма урока Основные понятия: новая экономическая политика (нэп), продовольственный налог, аренда, свободная торговля, денежная реформа, твердая... |
Урока немецкого языка по теме «Покупаем билеты» Тип урока: Урок практического применения знаний в типичных ситуациях общения, приближенных к реальным |
||
Урока: Многообразие кольчатых червей Тип урока: изучение нового материала... Средства обучения (оборудование): учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.» (Умк под ред. Н. И. Сонина) |
Урок Практическая работа №4 «Получение аммиака и изучение его свойств» Цели урока Цели урока: получения аммиака изучение его свойства через проведение практической работы |
||
Урока: Анимация. Тип урока Цель урока: создание условий для формирования представлений об анимации и способах её создания в Power Point |
Конспект урока викторины по английскому языку в 5 классе «Животные со всего света» Оборудование урока: аудиозапись к уроку, картинки с изображением животных, раздаточный материал |
||
Урока: урок – исследование. Цель урока Цель урока: Обобщить знания учащихся о жирах, полученных из курса биологии. Сформировать представление о жирах, как химических веществах,... |
«Местоимение» Данная презентация сопровождает урок русского языка в 3 классе. Конспект и технологическая карта урока представлены ниже |
||
Урока Комбинированный урок обобщение и систематизация пройденного материала, закрепление и применение |
Конспект амо-урока (занятия) Организационная информация Команда,... Кошкина Галина Федоровна (урок разработан в рамках дистанционного курса «Разработка урока иностранного языка по технологии амо (активные... |
||
Урок по теме «Белки» Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты... |
Тема урока: Индикаторы Предмет Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация по теме «Индикаторы», Интернет-ресурсы (таблицы, рисунки и т... |
||
Урок конструирования: его можно рассматривать как отдельный тип урока,... Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных... |
Урок новых знаний и умений. Задачи урока Тема урока: «Знакомство со спец машиной 51-а класса, заправка машины, принцип работы, обметывание срезов на спец машине.» |
Поиск |