Краткие рекомендации по использованию презентации
ФИО автора:
Ситникова Ольга Борисовна
Название образовательного учреждения:
МБОУ «Гимназия №8» г.Глазов
Полное название разработки:
Презентация по теме «Местоимение»
Предмет, класс:
Русский язык, 3 класс
Тема:
Местоимение
Краткая инструкция
Данная презентация сопровождает урок русского языка в 3 классе. Конспект и технологическая карта урока представлены ниже.
Конспект урока русского языка в 3 классе
по УМК «Планета знаний»
Тема: Подлежащее. Употребление личных местоимений (первый урок)
Цели:
- познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением;
- формировать умения выделять местоимения в речи и правильно их употреблять;
- развивать речь, внимание, коммуникативные умения;
- воспитывать партнерские отношения при работе в паре и группе, уважение к своей малой Родине – Удмуртии;
- укреплять свое здоровье.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, таблицы для групповой работы, клей-карандаш, музыка (В.Моцарт Соната для фортепиано Ля мажор Часть 1 Анданте Грациозо), «Массажные шарики» (для пальчиковой гимнастики), костюмы к удмуртской сказке «Охотник и Змея», скамейка, карточки для индивидуальной работы учащихся, маркеры черного цвета, магниты, линейка, простой карандаш, ручка с зеленой пастой, дифференцированное домашнее задание на карточках в цветных конвертах, кружки разного цвета на спинках стульев, Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык: 3 класс: в 2 ч. Ч.2 - М.: АСТ: Астрель, 2013.- ( УМК « Планета знаний»).
Приложение к уроку.
Ход урока
1.Мотивационно-целевой этап.
1) Организационный момент (выполняется в кругу):
Игра-энергизатор:
Я, я, я – самый (-ая) любознательный (-ая)
Я, я, я – хочу учиться!
Устойчиво стою я на земле
Вот так! (шагаем на месте)
Несчастья свои отправляю назад
Вот так! (пинаем правой ногой вперёд)
Друзей своих я буду обнимать
Вот так! (обнимаем соседа рядом)
В учебе буду успешен я
Вот так! (показываем Окей!)
– Я рада Вас видеть, ребята. Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и
найти путь к новому секрету русского языка! Садитесь.
2) Чистописание.
- Начинаем урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики: (под тихую музыку В. Моцарта)
А) Массируем пальчики с помощью колечка
(для благотворного влияния на весь организм).
Б) Массажный шарик - массажер
(для интенсивного воздействия на определенные точки).
- Строчка чистописания. Пропишите строчную букву Ж с гласными:
ЖО ИЖ ЕЖ ЖИ ЖУ
(следите за осанкой!)
3) Словарная работа. (Слайд № 3)
Заяц корова медведь петух собака сорока воробей ворона лисица
Задание:
- Запишите в тетради слова, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы: (1,2 и 3 группа пишут все три столбика, а 4 группа записывает два столбика слов, затем у доски с комментированием объясняет).
4) Проверка.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания.
( Оценивание работ по заданным критериям, работа в парах).
2. Ориентировочный этап.
1) Введение в тему.
(внимание на доску учащихся).
Слайд № 4 Вопросы:
1). На какие две группы делятся животные по образу жизни?
(Домашние и дикие)
2). Чем питаются животные?
(зерном, сеном, молоком, овощами).
3). В какое время года могут выводиться детеныши у животных?
(в любое время года)
Слайд №5.
Прочитайте получившийся текст (хором)
Животные бывают дикими и домашними.
Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами.
У животных могут выводится детеныши в любое время года.
- Ребятки, пожалуйста, скажите какой частью речи является слово
ЖИВОТНЫЕ? Назовите основные признаки данной части речи.
- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить? (неоправданный повтор слова животные. Необходимо его заменить другими словами).
- Давайте его отредактируем.
(1 предложение без изменений, во втором предложении слово ЖИВОТНЫЕ заменяем на слово ОНИ, а в 3-ем предложении заменяем словом - НИХ)
Слайд № 6.
Животные бывают дикими и домашними.
Они питаются зерном, сеном, молоком, овощами.
У
них могут выводится детеныши в любое время года.
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова?
(Место имени существительного)
- Как вы думаете, как можно было назвать новую часть речи?
Слайд № 7.
Место имени
МЕСТОИМЕНИЕ
Расшифруйте это слово: из каких частей состоит слово? ( из двух частей –двусложное).
3. Поисково-исследовательский этап.
1) Работа по учебнику с. 10 (групповая работа).
- Самостоятельно прочитайте правило, заполните таблицу, сформулируйте правило (
1,2,3 группы):
Местоимение
|
|
Единственное число
|
Множественное число
|
1 лицо
|
|
|
2 лицо
|
|
|
3 лицо
|
|
|
4 группа: прочитайте правило, найдите в предложениях главные члены, выделите грамматическую связь, укажите части речи. Сделайте вывод:
Животные бывают дикими и домашними.
Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами.
У животных могут выводится детеныши в любое время года.
Животные бывают дикими и домашними.
Они питаются зерном, сеном, молоком, овощами.
У них могут выводится детеныши в любое время года.
(Выполняют в группе на бумаге А-3, используя, маркеры черного цвета)
Вывод: В предложения местоимения заменяют имя существительное, бывают подлежащими ( формулируют учащиеся).
2) Физкультминутка
( двигательная).
«Я иду и ты идешь
Раз, два, три!
Я пою и ты поешь
Раз, два, три!
Мы идем и мы поем
Раз, два, три!
Очень дружно мы живем
Раз, два, три!
3) Беседа с учителем. Мини-лекция.
- К личным местоимениям относятся местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, ВЫ, МЫ.
- Давайте определим, почему местоимение Я называется личным? Кто может сказать о себе Я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение Я – 1 лица.
- На сколько человек может указывать местоимение Я? (На одно). Значит это местоимение единственного числа.
- Если я иду с Дариной, то, как скажем о себе? (МЫ)
- Я беседую с Игорем. Как я к нему обращусь? (ТЫ). Он второй участник нашей беседы. Значит ТЫ – местоимение 2 лица.
- При беседе с Юлей и Ваней я употребляю местоимение (ВЫ). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение ВЫ употребляют при обращений к одному человеку. Когда это бывает?
- Что мы можем добавить в копилку знаний о Местоимении?
(Они изменяются по числам, бывают 1, 2 и 3 лица и в 3 лице единственного числа могут иметь род.
Например: ОН (м.р.) мальчик
ОНА (ж.р.) девочка
ОНО (ср.р.) небо
- Все вместе выучим правило (на доске):
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это без сомнения,
Все местоимения.
4. Практический этап.
1) Первичное закрепление.
- Удмуртская народная сказка «Охотник и змея»
(
Задание: посмотреть выступление ребят, заполнить таблицу с местоимениями.
Ответить на вопрос: какие встретились личные местоимения в удмуртской сказке « Охотник и Змея». Чему учит данная сказка?)
(Группы №1,2 и 4 смотрят сказку, а группа№3 – выступает).
(
Удмуртская сказка учит справедливости, мудрости. В сказке встречаются местоимения. Они обогащают нашу речь, делают ее более выразительной и понятной.)
Итог: Местоимения какого лица и числа вы больше всего отметили?
(Выслушиваются ответы учащихся)
2) Упражнение на смекалку «Открой секрет». Слайд №8,9
3) Закрепление темы. Тест «Проверь себя» Слайд №10, 11, 12, 13.
4) Проверка. Слайд №14.
- Предлагаю вам проверить себя. Самопроверка и оценивание.
5) - Ребята, у нас осталось немного времени – запишите в дневнике
домашнее задание: по карточкам. Какого цвета у вас кружок - с такого конверта берете карточку.
Упражнение у всех одинаковое, но задания у всех разные. Выполните внимательно в домашней тетради.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
- С какой частью речи мы познакомились?
- Почему эта часть речи получила такое название?
- Что нового для себя узнали? ( Спросить индивидуально нескольких учащихся)
- Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке.
Мы действительно,
нашли путь и открыли новый секрет русского языка!
- Мне бы хотелось, чтоб в повседневной жизни чаще звучало местоимение
МЫ.
- Завершаем наш урок энергизатором:
МЫ, МЫ, МЫ – надежные, старательные, неповторимые!
ВЫ, ВЫ, ВЫ – обаятельные, необыкновенные, самые лучшие!
Приложение
№
1 Домашнее задание.
Карточка 1
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с
бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в
бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Карточка 2
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом и во втором предложениях.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с
бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в
бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Карточка 3
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи во всех предложениях.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с
бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в
бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Карточка 4
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи во всех предложениях. Выдели главные члены предложения в первом предложении, укажи грамматическую связь.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с
бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в
бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
№
2 Таблица для индивидуальной работы( Сказка « Охотник и Змея»).
Местоимение
|
|
Единственное число
|
Множественное число
|
1 лицо
|
|
|
2 лицо
|
|
|
3 лицо
|
|
|
№
3 Таблица для групповой работы ( при работе с новым правилом учебник « Русский язык».
Местоимение
|
|
Единственное число
|
Множественное число
|
1 лицо
|
|
|
2 лицо
|
|
|
3 лицо
|
|
|
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Ситникова Ольга Борисовна, имеющаяся категория – высшая,
МБОУ «Гимназия №8», г. Глазов УР
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Учебник (УМК): Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык: 3 класс: в 2 ч. Ч.2 - М.: АСТ: Астрель, 2013.- ( УМК « Планета знаний»).
Тема урока: Подлежащее. Употребление личных местоимений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: дифференцированного обучения, системно-деятельностного подхода.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, таблицы для групповой работы, клей-карандаш, музыка (В.Моцарт Соната для фортепиано Ля мажор Часть 1 Анданте Грациозо), «Массажные шарики» (для пальчиковой гимнастики), костюмы к сказке, скамейка, карточки для индивидуальной работы учащихся, маркеры черного цвета, магниты, линейка, простой карандаш, ручка с зеленой пастой, дифференцированное домашнее задание на карточках в цветных конвертах, кружки разного цвета на спинках стульев.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
регулятивными УУД:
- самостоятельно организовывать рабочее место (2 уровень);
- формулировать тему и цель урока под руководством учителя, высказывать свое предположение(1 уровень);
- оценивать результат своей деятельности (2 уровень);
познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы (2уровень);
коммуникативными УУД:
- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы (2 уровень);
- выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи (2 уровень);
личностными УУД:
- уважительное отношение к мнению другого человека (2 уровень);
У учащихся недостаточно сформированы:
личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы;
регулятивные УУД:
- адекватно оценивать деятельность, вносить коррективы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
|
Учебные действия
|
Планируемый уровень достижения результатов обучения
|
Предметные
|
- знать признаки частей речи « Имя существительное», « Имя прилагательное», «Глагол»;
- познакомить с понятием «Личные местоимения».
|
3 уровень
2 уровень
|
Регулятивные
|
- организовывать свое рабочее место, определять цели учебной деятельности;
- планировать собственную деятельность;
- осуществлять контроль и оценку своих действий;
- оценить степень достижения цели.
|
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
|
Познавательные
|
- воспроизводить знания в устной форме, классифицировать по заданному критерию;
- собирать и выделять существенную информацию для решения проблемы;
- извлекать необходимую информацию (из правила в учебнике), структурировать знания;
- исследовать составленную таблицу, уметь самостоятельно сформулировать правило.
|
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
|
Коммуникативные
|
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
- обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- оформлять свои мысли в устной речи, формулируя собственное мнение.
|
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
|
Личностные
|
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании, демонстрировать понимание изученного материала;
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы;
- понимать свою роль в достижении результата совместной деятельности.
|
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
|
Этап урока, время этапа
|
Задачи этапа
|
Методы, приемы обучения
|
Формы учебного взаимодей-ствия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД и предметные действия
|
Мотивационно-целевой этап
7 мин.
|
- эмоционально настроить детей на урок
- обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний
|
словесный
наглядный
|
групповая
индивидуальная
фронтальная
работа в парах
|
1.Предлагает детям начать урок с игры-энергизатора( в кругу)
2. Просит детей записать в тетради число, проводит чистописание.
3. Демонстрирует слайды.
Организует словарную работу в тетради.
4.Организует дифференцированную взаимопроверку работы.
|
1.Слушают и повторяют слова и движения за учителем (в кругу).
2.Пишут в тетради, следят за осанкой.
3. Смотрят, списывают с доски слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограмму.
4. Выполняют работу, проверяют в парах, сравнивают на слайде презентации.
|
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Познавательные УУД:
уметь воспроизводить свои знания в письменной форме.
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное.
Личностные УУД:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
|
Ориентировоч-ный этап
6 мин.
|
- вызвать познавательный интерес к проблеме
- организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели
-организовать совместное с учителем планирование и выбор методов поиска информации
|
Создание проблемной ситуации;
познавательный, подводящий диалог;
частично-поисковое кодирование информации (таблицы)
|
фронтальная
|
1.Организует просмотр слайдов.
2.Организует повторение изученного.
|
1. В процессе работы сталкиваются с проблемной ситуацией, выдвигают гипотезы, вступают в диалог с учителем. Формулируют тему и цели урока.
2. Вступают в диалог с учителем. Предлагают варианты решения проблемы. Озвучивают ранее полученные знания.
|
Регулятивные УУД:
Ставить новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Познавательные УУД:
Извлекать необходимую информацию, структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
слушать и слышать учителя.
Личностные УУД:
формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.
|
Поисково-исследователь-ский этап
12 мин.
|
-организовать поиск решения проблемы
|
практический (создание материального продукта, таблица)
здоровьесбережение
|
групповая
(дифференцированно-групповая)
|
1.Организует работу в группах.
2. Помогает, направляет, дает советы.
3.Организует проверку работы в группах.
4.При необходимости задает наводящие вопросы.
5.Организует физкультминутку.
|
1.Объединяются в группы.
2.Устанавливают рабочие отношения.
Обмениваются информацией и знаниями между членами группы.
3.Заполняют таблицу, формулируют правило.
4.Оценивают работу группы.
Делают выводы.
5.Выполняют физкультминутку.
|
Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, уметь устанавливать рабочие отношения в группе.
Регулятивные УУД:
планирование, составление плана и последовательности действий.
Личностные УУД:
понимать свою роль в достижении результата совместной деятельности.
|
Практический этап
15 мин.
|
- обеспечить применение полученных знаний для достижения поставленных целей.
|
инсценирование сказки, разноуровневый подход к заданию, свобода выбора, создание ситуации успеха
|
индивидуальная
групповая
|
1.Раздает карточки с таблицей, объясняет задание.
2.Читает тестовые задания.
|
1.Дети работают индивидуально, смотрят сказку, слушают и заполняют таблицу.
2.Слушают, выполняют тест «Проверь себя».
|
Познавательные УУД:
наблюдать за инсценировкой сказки, исследовать составленную таблицу.
Регулятивные УУД:
планирование последовательности действий, оценка осознанного качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Рефлексивно-оценочный этап
5 мин.
|
-организовать рефлексию нового содержания урока, организовать оценку учениками собственной учебной деятельности
- обеспечить осмысление процесса и результата деятельности
|
беседа, создание ситуации успеха, анализ, самоанализ, побуждающий диалог, формальная оценка-балл
|
фронтальная
индивидуальная
|
1.Организует рефлексию нового содержания урока.
2.Организует рефлексию деятельности ученика, эмоционального состояния учащихся класса.
|
1.Оценивают степень достижения цели.
2.Демонстрируют свое эмоциональное состояние.
|
Личностные УУД:
демонстрировать понимание изученного материала и высказывать свое отношение к содержанию темы.
Регулятивные УУД:
оценить степень достижения цели.
|
Дата: 25.12 2014. Подпись учителя: / Ситникова О.Б.