Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока


Скачать 112.78 Kb.
НазваниеУрока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока
ТипУрок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
МБОУ «Сосновская вечерняя (сменная) СОШ при ИК-7»



Конспект открытого урока по химии в 11 классе

с использованием информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ).
Тема урока: «Лекарства» (Слайд №1)
Тип урока:  комбинированный (урок изучение и первичной проверки новой темы).
Форма урока: устный журнал

Продолжительность: 1 урок (45 минут).
Цели урока: (Слайд №2)

  Дидактическая:

- изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;

- дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;

- выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов.

  Развивающая:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;

- выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.

  Воспитательная:

- показать практическое значение лекарственных препаратов;

- показать результаты работы медицинской химии как науки.

Задачи урока: (Слайд №3)

  - познакомить учащихся с научными и практическими достижениями медицинской химии и фармакологии;

-  познакомить учащихся с проблемами человечества, которые возникли в результате безконтрольного производства и употребления лекарственных препаратов.

План урока: (Слайд №4)

1. История развития лекарственных средств.

2. Общие представления о лекарствах.

3. Алкалоиды, их значение в медицине.

4. Анастезирующие вещества. Анальгетики.

5. Противомикробные средства. Антибиотики.

6. Статистические данные о побочных эффектах медикаментов.

7. Правила приёма лекарственных средств. Не навреди!
Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с лекарственными препаратами.

Ход урока:

1.  Организационный момент

2.  Изучение новой темы

Эпиграф к уроку: (Слайд №5)

«Все есть яд, ничто не лишено ядовитости и все есть лекарство.Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством». Теофраст Парацельс (1493 – 1541)
Учитель: На протяжении нескольких уроков мы знакомились с вами с биологически активными соединениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека. Какие это соединения? (витамины, гормоны, ферменты).

Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой веществ, многие из которых хорошо вам знакомы из повседневной жизни. Они есть у нас дома, в школе, мы приобретаем их в аптечных магазинах…Сегодня речь пойдёт о лекарствах. (сообщается тема урока, цели, план урока, обращается внимание на эпиграф, выставку лекарственных средств в кабинете).
Ученик 1: (слайд №6)

Человечество во все времена страдало от болезней и искало лекарства от всяких недуг. Народная медицина за многие поколения людей целительные силы нашла в растениях и отдельных тканях животных.

Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов (XVII век до н. э.) описывались лекарственные средства растительного происхождения (например, касторовое масло, которое и по сей день используется в медицинской практике).

Великий древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 г. до н. э.) (слайд 7)  

описал более двухсот лекарственных растений и способов их употребления, поэтому его называют «Отцом медицины». Он первым стал искать причины болезней не в злых духах, а в окружающей среде, климате, образе жизни и питании. Он «приземлил» медицину, призывая лечить не болезнь, а больного человека.

Клавдий Гален (129 – 201 г.) – является основателем «аптекарской науки» - фармакологии. Он широко применял различные вытяжки из лекарственных растений, настаивая их на воде, вине или уксусе. Экстракты и настойки находят широкое применение и в современное медицине, которые фармацевты называют «галеновыми препаратами».

Абу Али ибн Сина – Авиценна (980 – 1037 г.) (Слайд 8) – среднеазиатский медик эпохи Средневековья. Он описал большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения (например, камфора, препарат из белены и др.) и способыих приготовления, которые он описал в своих трудах: «Канон врачебной науки».


Ученик 2: (Слайд №9)

Луи Пастер (2 половина XIX века) – французский ученый, разработавший пути формирования иммунитета, создал необходимые для этого лекарственные средства –вакцины (например, от оспы, кори, полиомиелита). В этом ему помогли труды английского врача Эдуарда Дженнера, который впервые привил оспу 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу

Вакцина – (с греч. «vaccina» - коровья) это жидкость, которая содержит в своем составе ослабленные микробы и их яды.

1909 г. Пауль Эрлих создал препарат сальварсан – средство против сифилиса. Он является основоположником химиотерапии, которая сейчас активно используется при лечении раковых опухолей (Слайд 10).
Ученик 3: (Слайд №11)

1928 г. Александр Флеминг – открыл эру антибиотиков. Он впервые синтезировал антибиотик пенициллин из грибка рода Penicillum.

Наиболее активным антибиотиком этой группы является бензилпенициллин, который лечит такие опасные заболевания для человека как газовая гангрена, столбняк, пневмонию, менингит, гонорею, сифилис, дифтерию, сибирскую язву и многие другие инфекции.

В настоящее время среди антибиотиков активно используют оксациллин, ампициллин, тетрациклин, полимиксин, эритромицин, левомицетин, неомицин.

Ученик 4: (Слайд 12)

Среди современных препаратов выделяют следующие формы выпуска:

img


Ученик 5: (Слайд 13)

Классификация лекарственных препаратов: 

1)  антибиотики

2)  анальгетики

3)  анестетики

4)  антигистамины

5)  комплексные препараты.

Остановимся на каждой группе препаратов подробнее.

Ученик 6: (Слайд 14)

Антибиотики : С греч. «anti» - нет, «bios» - жизнь.

Это лекарственные препараты, которые используются для подавления деятельности микроорганизмов в организме человека.

Известно более 6000 видов антибиотиков, из них около 100 активно используются в медицинской практике.

По характеру противомикробного действия антибиотики делятся на бактерицидные(вызывающие уничтожение микроорганизмов) и бактериостатические (задерживающие их рост и размножение). (Слайд 15)

Бактерицидное

Бактериостатическое

Пенициллины Цефалоспорины Полимиксины Неомицин Стрептомицин Нистатин Амфотирицин В

Тетрациклин Левомицетин Эритромицин Олеандомицин


Ученик 7: (Слайд 16)

Воздействие антибиотиков на организм человека:

«+» - подавляют действие болезнетворных микроорганизмов.

«-» - вызывают аллергические реакции и привыкание к ним,токсическое действие на ткани и органы, дисбактериоз, молочница, дрожжевой стоматит.

Внимание!!! Маленьким детям абсолютно противопоказан антибиотик – гентомицин! Он вызывает резкое снижение слуха.

Правила приема:

1)  антибиотики принимают за полчаса до еды, запивая их водой, а не молоком и тем более алкоголем;

2)  принимать нужно строго по дозе и через строго определенные промежутки времени;

3)  курс лечения не должен быть более 5 -7 дней;

4)  после приема антибиотиков нужно пропить курс препаратов: Бифидумбактерин, Линекс, чтобы восстановить в организме полезную микрофлору кишечника;

5)  не принимать антибиотики без надобности.


Ученик 8: (Слайд 17)

Анальгетики : От греч. «analges» - обезболенный.

Данные препараты воздействуя на ЦНС, устраняют болевые ощущения в организме человека.
Анальгетики делятся на группы:

1)  Болеутоляющие и жаропонижающие (парацетамол)

2)  Болеутоляющие и противовоспалительные (аспирин или ацетилсалициловая кислота)

3)  Болеутоляющие и наркотические (наркоз)

4)  Комплексные препараты (цитрамон).
Аспирин - синтезирован Чарльзом Фредериком Герхардтом в 1853 году

«+» - помогает при простуде, лихорадке и головной боли; в небольших дозах для профилактики инфаркта и инсульта.

«-» - язва желудка и внутреннее кровотечение, понижает свертывание крови (опасно при операциях),ослабление слуха, воникновение аспириновой астмы,

аллергические реакции

Внимание!!! Опасно употреблять аспирин совместно с алкоголем 

http://pandia.ru/text/79/083/images/image001_29.jpghttp://pandia.ru/text/79/083/images/image002_24.gif

Парацетамол :

«+» - схож с действием аспирина, но не вызывает разжижение крови; реже вызывает аллергию и меньше раздражает желудок

«-» - в сочетании с алкоголем повреждает и разрушает клетки печени;

- угнетает деятельность пищеварительного тракта

Внимание!!! В день нужно употреблять не более 2 г парацетамола (4 таблетки по 500 мг).

http://pandia.ru/text/79/083/images/image003_4.jpg

Анальгин: (Слайд 18) синтезирован Людвигом Кнорром (Хёхст) в 1920 году.

«+» является дешевым обезболивающим средством

«-» - нарушение клеток печени;

- вызывает привыкание (анальгиновая наркомания – 4-5 табл. в день);

- разрушает белые кровяные клетки – эритроциты, вызывая при этом рак крови;

- раздражает ЖКТ;

- вызывает острую почечную недостаточность (у 10 % больных)

Внимание!!! Анальгин является запрещенным препаратом во многих странах мира, но в России он по прежнему разрешен и отпускается без рецепта врача.

http://pandia.ru/text/79/083/images/image005_1.jpghttp://pandia.ru/text/79/083/images/image006_4.gif

Наркотические анальгетики (Слайд 19) - В 1806 г Гэмфри Дэви синтезировал алколоид – морфин. Он обладает анальгетическим и наркотическим действием (формирует лекарственную зависимость). Его используют при операциях.

http://pandia.ru/text/79/083/images/image007_0.jpghttp://pandia.ru/text/79/083/images/image008_4.gif

Данные препараты ослабляют и снимают чувство боли, и вызывают приятное чувство, которое называется эйфория (от греч. «eu» - хорошо, -  «phero» - приносить).

-  У человека отсутствуют неприятные ощущения и переживания, боли, недомогания, страхи, тревоги, голод и жажда; утрачивается чувствительность и происходит потеря сознания.

Позже были синтезированы и другие препараты: кофеин (обладает стимулирующим действием), хинин (используют для лечения малярии), атропин (используют для купирования бронхиальной астмы).

Главные правила употребления анальгетиков:

1)  употреблять курсом лечения не более 7 – 10 дней;

2)  исключить употребление данных лекарств больным язвенной болезнью желудка;

3)  нельзя употреблять алкоголь во время лечения.

4)  Применять под присмотром врача.
Ученик 9: (Слайд 20) Антигистаминные препараты 

К данной группе препаратов относят следующие лекарства: супрастин, тавегил, димедрол и др.

«+» Антигистаминные препараты назначаются людям, которые страдают поллинозом (сенной лихорадкой), астмой, крапивницей, дерматитом, аллергией. Данные препараты избавляют от насморка, першения в горле, приступов кашля и удушья, сильного зуда.

 «-»- вызывают сонливость, вызывает заторможенность реакций и общую слабость организма.

Внимание!!! Седативные препараты лучше всего принимать во второй половине дня и на ночь.

Средства от насморка: (Слайд 21)

Примеры: санорин, нафтизин, галазолин, отривин и др.

«+» - при простуде ослабляется или прекращается насморк, восстанавливается дыхание через нос, быстро проходит головная боль

«-» - сужение кровеносных сосудов может привести к гипертонии;

- вызывают привыкание к препарату.

Внимание!!! Курс лечения не более 5 дней. Нельзя совместно принимать сантидепрессантиами (пиразидол, пирмендол, ниаламид, новопассит и др.). Курс лечения не более 5 дней, так как данные препараты вызывают привыкание!

Комплексные препараты от простуды: (Слайд 22)

Примеры: цитрамон, седалгин, алка – зельтцер, бикарминт, пентафлуцин, терафлю, колдрекс, максиколд и др.

«+» - помогают избавиться от нескольких симптомов болезни: кашля, насморка, боли, лихорадки, аллергии.

«-» - при передозировке обостряют язвенную болезнь желудка и желудочные кровотечения, нарушают функции печени, при употреблении с антигистаминами - повышают сонливость.

Внимание!!! Принимать только по назначению врача. Данные препараты вызывают стойкое привыкание!

Ученик 10: (слайд 23)

Влияние цитрамона на организм человека:

Цитрамон пить надо крайне редко! Препарат не назначают в качестве обезболивающего средства лицам до 18 лет, в качестве жаропонижающего средства - детям до 15 лет с отрыми заболеваниями, вызванными вирусными инфекциями, из-за опасности развития синдрома Рейя!!!( это острая живая дистрофия печени с отрым развитием печеночной недостаточности). Препарат не следует принимать более 3 дней подряд, т. к. могут быть побочные действия - тошнота, рвота, диарея, поражения желудочно-кишечного тракта, повышение артериального давления, тахикардия, кожная сыпь!
Нельзя принимать беременным и кормящим женщинам!

Учитель: (Слайд 24)

Правильное использование лекарственных препаратов:

1.  Лечение препаратом должно быть назначено только врачом-специалистом согласно заболеванию больного;

2.  Нельзя заниматься самолечением;

3.  Принимать препарат строго по инструкции и согласно возрасту пациента;

4. При приеме некоторых лекарств нельзя употреблять в пищу определенные продукты, при приеме других необходимо увеличить количество питья;

5.  Нельзя использовать лекарственный препарат после истечения срока годности;

6.  Хранить лекарственные препараты нужно в местах, недоступных детям.

Заключение (рефлексия) (слайд 25)

Общий вывод урока:

Лекарства – это важнейшее средство лечения больных, назначаемое только врачом. Принимать лекарства из любопытства категорически нельзя. Лечиться ими нужно строго под наблюдением врача. Вы сможете извлечь из лекарства максимум пользы и уменьшить побочный эффект препарата, если будете принимать его строго по инструкции. Только в этом случае лекарство будет действительно вас лечить, а не калечить Ваш организм.

Подведение итогов урока:

Домашнее задание (Слайд 26)

Описать положительное и отрицательное действие лекарственного препарата, который находится в вашей аптечке и чаще используется при лечении различных заболеваний.

Похожие:

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconУрока: Анимация. Тип урока
Цель урока: создание условий для формирования представлений об анимации и способах её создания в Power Point

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconУрока «Класс Паукообразные» Место урока: урок 3 из 7 по теме «Тип Членистоногие»

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconУрока немецкого языка по теме «Покупаем билеты»
Тип урока: Урок практического применения знаний в типичных ситуациях общения, приближенных к реальным

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconПреломление света. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок-презентация
Дедловский Ю. А; автор уч. – А. В. Пёрышкин; авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconПлан урока д ля учащихся 9, 11х классов «час кода» Тип урока
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах (малых группах), самостоятельная работа с икт

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconТехнологическая карта урока русского языка в свете требований фгос...
Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconТема «Жанры речи. Объявления» Тип урока: комбинированный
На уроках русского языка мы каждый день открываем тайны родного языка и каждый день поднимаемся по лестнице знаний, потому что мы…...

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconТема урока: Мой дом – моя семья. Цель урока
...

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconПрограммы
В программе: Формы и приемы обучения современного урока по физической культуре. Календарно-тематическое планирование современного...

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconДевиз урока: «Просто знать-это ещё не всё, знание нужно использовать» (Гёте.) Цели
Тип урока: комбинированный. Оборудование: образцы готовых изделий связанных крючком, набор крючков из различных материалов, различные...

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconУрока: урок – исследование. Цель урока
Цель урока: Обобщить знания учащихся о жирах, полученных из курса биологии. Сформировать представление о жирах, как химических веществах,...

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconУрок конструирования: его можно рассматривать как отдельный тип урока,...
Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных...

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconСлайд №1 Цель урока: Образовательная: 1
Развивающая: продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений и развитие интеллектуальных умений интереса...

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconУрока Дата Тема урока Лексика для продуктивного освоения

Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока iconУрока. Задачи урока: Образовательные
Охватывает большие пространства. Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа)


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск