Скачать 149.29 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() учитель химии высшей квалификационной категории МОБУ «Лицей №5», Оренбург КОНСПЕКТ УРОКА по химии Тема: ЖИРЫ (10 класс профильный) Тип урока: урок – исследование. Цель урока: Обобщить знания учащихся о жирах, полученных из курса биологии. Сформировать представление о жирах, как химических веществах, их составе, физических и химических свойствах, получении и применении. Планируемые результаты: Предметные: умение устанавливать внутри- и межпредметные связи; характеризовать состав жиров, указывать их биологическую роль, физические и химические свойства, способы получения и применение. Метапредметные: Познавательные УУД – умения осуществлять познавательную деятельность различных видов (наблюдение, работа с литературными источниками, таблицами), применять основные методы познания (эксперимент, моделирование) для изучения химических объектов. Личностные УУД – умения выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности, осуществлять деятельность по самоорганиации. Регулятивные УУД – умения определять цели и задачи деятельности и выполнять их на практике. Коммуникативные УУД – умение сотрудничать с одноклассниками в ходе поиска информации и проведении исследования. Личностные: понимание цели изучения химии. Ход урока. 1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. 2. Мотивация и выход на тему урока. УЧИТЕЛЬ: На моем столе пакет из супермаркета. В нем находятся вещество (во множественном числе!), которое на нашем уроке станет объектом исследования. Вам необходимо угадать, что это за вещество, выслушав мои подсказки. 1-я подсказка: Однажды, путешествуя по России, А.С. Пушкин отведал приготовленный калмычкой чай с этим веществом и солью. «Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь гаже», - вспоминал поэт. 2-я подсказка: Это вещество явилось причиной восстания сипаев в Индии (говяжьим жиром была промаслена бумага патрона, которую необходимо было срывать зубами индийским воинам, но по религиозным законам употреблять в пищу продукты священного животного - коровы было под строгим запретом). 3-я подсказка: Это вещество бывает и твердым, и мягким, и жидким. 4-я подсказка: В организме животных – это источник энергии, тепла, воды. 5 подсказка: Вместе с белками и углеводами являются основными составляющими рационального питания каждого человека. Какова же тема нашего урока? Ответы учеников – «ЖИРЫ». 3. Целеполагание. УЧИТЕЛЬ: С этим органическими веществами вы уже знакомились в курсе биологии. Предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о жирах. На партах находятся карточки. Ответы («да», «нет», «не знаю»). Время на обдумывание ограничено – 2-3 мин.
УЧИТЕЛЬ: На все ли вопросы вы дали утвердительный ответ? Какие трудности испытали вы при заполнении таблицы? Какой вопрос вас заинтересовал? Что нового вы хотели бы узнать о жирах? Внимательно изучите свою таблицу, отметьте вопросы, которые вызвали затруднение и определите цель нашего урока. УЧАЩИЕСЯ сами определяют, что им неизвестно, ставят цель и вместе с учителем планируют ход своей деятельности на данном уроке. 4. Основная часть урока. Работа в парах. Элементы практической работы – исследования. У учащихся на столах лабораторные лотки с необходимым набором оборудования и реактивов. А) Повторение правил техники безопасности (в виде опорных сигналов – выбрать из предложенного набора. Взаимопроверка в паре) Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Б) Определение жиров Жиры – сложные эфиры многоатомного спирта – глицерина и высших карбоновых кислот. (Можно повторить общую формулу сложных эфиров и формулы высших карбоновых кислот: С15Н31СООН – пальмитиновая кислота С17Н35СООН – стеариновая кислота С17Н33СООН – олеиновая кислота (в молекуле 1 двойная связь) С17Н31СООН – линолевая кислота (в молекуле 2 двойные связи) С17Н29СООН – линоленовая кислота (в молекуле 3 двойных связи) В состав сливочного масла входит остаток масляной кислоты – С3Н7СООН. Но т.к. данная тема изучается после тем «Многоатомные спирты» и «Карбоновые кислоты», то понятие это формулируется учащимися очень легко. Задание: запишите общую формулу жиров, которая бы отражала состав. Взаимопроверка – в паре). ![]() ЭТО ИНТЕРЕСНО (доп. материал): Впервые химический состав жиров определил в начале прошлого века французский химик Мишель Эжен Шеврёль, основоположник химии жиров, автор многочисленных исследований их природы, обобщенных в 6-титомной монографии «Химические исследования тел животного происхождения». Шеврёль прожил исключительно плодотворную и долгую жизнь: он родился в 1786, за три года до штурма Бастилии, а умер почти через 103 года, простудившись при осмотре работ по постройке Эйфелевой башни. На торжества, посвященные столетию Шеврёля, собрались более двух тысяч ученых со всей Европы; на банкете почтенный профессор лихо отплясывал с самой молодой участницей – восемнадцатилетней Жизель Тифено (http://otvetila.ru/laboratornye/obshhaya-harakteristika-zhirov/). Французский химик и общественный деятель Пьер Эжен Марселен Бертло в 1853-1854 гг. взаимодействием глицерина и жирных кислот П. Бертло получил аналоги природных жиров и таким образом доказал возможность их синтеза и нанес окончательный удар по теории витализма. (http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Berthelot.html) В) Классификация жиров В лабораторных лотках учащихся имеется набор различных продуктов – жиров (сливочное масло, топленое масло, говяжий жир, свиное сало, рыбий жир, оливковое масло, подсолнечное масло, кукурузное масло, соевое масло, пальмовое масло). УЧИТЕЛЬ предлагает классифицировать предложенные жиры. УЧЕНИКИ работают в паре, предполагают по какому признаку будут классифицировать предложенные жиры, составляют схему, дополняют ее примерами). После обсуждение составляется обобщенная схема классификации жиров (и по происхождению, и по агрегатному состоянию), схема дополняется примерами жиров. Осуществляется самопроверка – полнота классификации жиров. ЖИРЫ (по происхождению) Животные Растительные (масла) - говяжий жир, - подсолнечное, - свиное сало, - кукурузное, - рыбий жир и т.д. - пальмовое и т.п. ЖИРЫ (по агрегатному состоянию) Жидкие Твердые (Примечание: Приблизительные состав некоторых твердых и жидких жиров)
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Триглицериды) Г) Растворимость жиров Учащимся предлагается изучить растворимость жиров в воде, спирте, бензине (по рядам) и сделать вывод, а также предположить значение плотности жиров. После обсуждения, сравнить с табличными данными. (1 ряд изучает говяжий жир, 2 ряд – подсолнечное масло, 3-й – свиное соло ИЛИ каждой парте индивидуально – сливочное масло, топленое масло, говяжий жир, свиное сало, рыбий жир, оливковое масло, подсолнечное масло, кукурузное масло, соевое масло, пальмовое масло). Инструкция: В три пробирки по небольшому кусочку жира или по 3-4 капли масла. Затем добавьте по 2 мл растворителя: в 1 пробирку – дистиллированную воду, во 2 – спирт, в 3 – бензин. Хорошо перемешайте содержимое пробирок. (Примечание: чтобы не тратить время на уроке мы лаборантом готовили пробирки с растворителями заранее, подписав их и закрыв пробками. Учащимся только добавляли жир или масло, закрывали опять пробками и перемешивали, делали вывод) (Примечание 2: изучение растворимости жиров можно провести с позиции решения вопроса: каким растворителем необходимо пользоваться при выведении жирового пятна с ткани?) Д) Химические свойства (учащимся предлагаются записать уравнения реакций для конкретных жиров, формулы которых раздаются каждой паре. Всего в классе 4-5 вариантов карточек с формулами. Например, тристеарин, триолеин, диолеостеарин, олеостеаропальмитин, трипальметин, трилинолеин и т.п.) Для жиров характерна реакция гидролиза. В зависимости от условий различают гидролиз жиров:
1. водный гидролиз жиров используют в технике для получения глицерина, карбоновых кислот. Затронуть вопрос прогоркания масла при длительном хранении в домашних условиях. Записать уравнения реакции для своей формулы жира. Например, ![]() Отметить внимание, что данная реакция – обратима. 2. взаимодействие с раствором щелочи (омыление жиров) Учащимся предлагается провести щелочной гидролиз растительного или животного жира по выбору. Инструкция: В демонстрационную пробирку 1 мл масла (или 1 г (горошину) жира) и добавить 10 мл спиртового раствора щелочи (например, 15%-ый спиртовой раствор гидроксида калия). Пробирку закрепить в штатив или пробиркодержатель и осторожно нагревать (Примечание: можно нагревать на водяной бане, но это займет не менее 15 минут). Записать уравнение реакции (используя «свою» формулу). Например, ![]() Отметить, что эта реакция необратима и называется омылением, поскольку образуются соли щелочных металлов и высших карбоновых кислот – мыла. 3. гидрирование жиров (Примечание: за несколько дней до урока учащимся было дано задание узнать цены 1 кг разных жиров и 1 л разных растительных масел). Обсуждая и сравнивая на уроке цены, УЧАЩИЕСЯ приходят к выводу, что твердые жиры дороже и ценнее. А сравнивая химический состав – что в углеводородных радикалах жидких жиров имеются кратные двойные связи. УЧИТЕЛЬ предлагает найти способ превратить жидкие жиры в твердые (подсказка: непредельные в предельные). УЧАЩИЕСЯ вспоминают, что это реакция гидрирования. Записывают реакции. Например, ![]() или ![]() Гидрирование растительных масел осуществляется в промышленных масштабах, получаемый при этом твердый жир – саломас – идет на изготовление маргарина и заменителей сливочного масла (спред). ЭТО ИНТЕРЕСНО (доп. материал): Этот процесс стал возможен благодаря работам французского химика Поля Сабатье, нашедшего катализатор: мелкоизмельченный никель или платина. За это открытие в 1912 году Сабатье был удостоен Нобелевской премии. 4. взаимодействие жиров, содержащих остатки непредельных кислот с бромом (обесцвечивание бромной воды) УЧИТЕЛЬ: А можно ли ещё каким-нибудь способом доказать наличие двойных связей в молекулах растительных жиров? УЧАЩИЕСЯ вспоминают качественные реакции – обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия. Инструкция: К 1 мл бромной воды (или раствора перманганата калия) добавлять по каплям растительное масло. Что наблюдаете? Сделайте вывод. УЧАЩИЕСЯ работают в парах, результаты обсуждаются, исправляются ошибки (осуществляется само- и взаимоконтроль). Записывают уравнение химической реакции. Например, ![]() Е) Применение жиров Учащимся предлагается задание: из предложенных текстов собрать информацию о значении жиров и их применении (работа в парах, в классе 4-5 вариантов). Обсуждение, составление кластеров «Биологическая роль жиров», «Применение жиров». Примерный ДОП МАТЕРИАЛ: Применение жиров. Жиры используют в пищу. Для изготовления косметических средств (кремов, масок, мазей). Имеют лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий жир, гусиный жир. Для подкормки сельскохозяйственных животных (сельдевый жир, тюлений жир). Некоторые растительные масла используют для производства олиф. Сырьем для производства маргарина являются многие растительные масла и китовый жир. Животные жиры в производстве мыла, стеариновых свечей. Для получения глицерина, смазочных материалов. Биороль жиров. Структурная функция. Липиды принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей. Участвуют в образовании биологически важных соединений. Энергетическая функция. Липиды обеспечивают 25-30% всей энергии, необходимой организму. При полном распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии, что примерно в 2 раза больше по сравнению с углеводами и белками. Функция запасания питательных веществ. Жиры являются своего рода энергетическими консервами. Жировыми депо. Функция терморегуляции. Жиры плохо проводят тепло. Они откладываются под кожей, образуя у некоторых животных большие скопления. Так у кита слой подкожного жира достигает 1 м. Это позволяет теплокровному животному жить в холодной воде полярного океана. У многих млекопитающих существует специальная жировая ткань, играющая в основном роль терморегулятора, своеобразного биологического «обогревателя». Эту ткань называют «бурым жиром». Она имеет бурый цвет из-за того, что очень богата митохондриями красно-бурой окраски из-за находящихся в них железосодержащих белков. Можно напомнить, что жир – поставщик так называемой эндогенной воды: при окислении 100 г жира выделяются 107 мл воды. 5. Закрепление. Возможно 2 варианта проведения данного этапа урока. 1 вариант. УЧАЩИМСЯ предлагается выполнить тест: 1. Жиры – это: а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот, б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот, в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот. 2. Растительные и животные жиры отличаются: а) по растворимости в воде, б) составом спирта, в) составом высших карбоновых кислот. 3. Жиры хорошо растворяются: а) в органических растворителях, б) в воде, в) в растворе кислот. 4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются: а) глицерин и соли высших карбоновых кислот, б) глицерин и высшие карбоновые кислоты, в) маргарин и глицерин. 5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции: а) гидратации, б) дегидрирования, в) гидрирования. 6. Рыбий жир является источником витамина: а) С б) В в) Д 7. Строительная функция жиров осуществляется: а) в образовании воды, б) в сохранении тепла, в) принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей. Проверьте друг друга! 2 вариант. УЧАЩИМСЯ предлагается сложить «Химические пазлы» (у учащихся на столах в конвертах формулы и фрагменты формул веществ – глицерина, пальмитиновой кислоты, стеариновой кислоты, олеиновой кислоты, линолевой кислоты, линоленовой кислоты, масляной кислоты). УЧИТЕЛЬ дает задание, УЧАЩИЕСЯ выбирают готовую формулу или составляют формулу.
и т.п. 6. Подведение итогов. Рефлексия. УЧИТЕЛЬ: Вернёмся к нашим карточкам. Посмотрите на вопросы, на которые вы не могли ответить в начале урока. Получили ли вы на них ответы? Проверим правильность ответов. Что нового вы узнали сегодня о жирах? Можно ли считать, что поставленные на урок цели достигнуты? Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности (ответ оформите в виде краткого размышления). 7. Задавание на дом. 1. §44, записи в тетради 2. По желанию: А. От шика до пшика – одна буква (А. Литвак) Ни для кого не секрет, что истинное качество продукта может быть ловко спрятано за малопонятным перечнем веществ на этикетке. У специалистов пищевой промышленности приняты условные обозначения жирных кислот, остатки которых входят в состав жиров. Используя данные о содержании остатков некоторых жирных кислот в рыбе, предложите сроки хранения рыбы различных сортов:
Б. Народный лекарь Найдите рецепт применения жиров для лечения заболеваний (гусиный жир, барсучий жир, облепиховое масло, рыбий жир и т.п.) В. Вывести на чистую воду. Вы – предприниматель и собираетесь закупить оптовую партию сливочного масла. Сейчас много недобросовестных производителей, которые фальсифицируют пищевые продукты, и сливочное масло часто становится объектом фальсификации. К нему подмешивают более дешевые продукты: маргарин или растительные масла. Обнаружить подделку и доказать её можно с помощью сложных и дорогостоящих анализов. Но есть и такие признаки, которые можно обнаружить и без всяких анализов и которые должны насторожить вас при покупке. Какие это признаки? Ребята, спасибо за вашу активную работу на уроке! Учебник: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия: учебник для 11 (10) класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень. – 3-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 368 с. |
![]() | ... | ![]() | Цель урока : обучение техники передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении |
![]() | Цель урока: создание условий для формирования представлений об анимации и способах её создания в Power Point | ![]() | |
![]() | Кошкина Галина Федоровна (урок разработан в рамках дистанционного курса «Разработка урока иностранного языка по технологии амо (активные... | ![]() | Тип урока: Урок практического применения знаний в типичных ситуациях общения, приближенных к реальным |
![]() | Дедловский Ю. А; автор уч. – А. В. Пёрышкин; авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин | ![]() | Тема урока: «Знакомство со спец машиной 51-а класса, заправка машины, принцип работы, обметывание срезов на спец машине.» |
![]() | Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия | ![]() | Цель урока: Профориентация обучающихся, знакомство с профессиями, которым обучают в техникуме |
![]() | Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме “Джаз – искусство XX века” | ![]() | Цель урока: обобщить знания о функциональных группах кислородсодержащих органических соединений |
![]() | Технология обучения в практике урока опережающего монопроекта по русскому языку на основе системно – деятельностного подхода к образовательному... | ![]() | Цель урока: расширение знания учащихся о кислотах, их химических свойствах, способах получения,значении |
![]() | Умк. Начало урока и его завершение может быть одинаковым во всех трех параллелях. Геометрическое содержание урока, связанное с треугольниками,... | ![]() | Тема урока: Назначение, принцип действия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От |
Поиск |