Скачать 1.62 Mb.
|
Яговкина Людмила Александровна МБУДО "Центр детский эколого-биологический" г. Батайск Педагог дополнительного образования ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Жемчужина» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Жемчужина» Срок реализации программы: 5 лет возраст обучающихся 4 - 14 лет Содержание Информационная карта образовательной программы Пояснительная записка Учебно-тематический план I блок первого года обучения Содержание программы I блок первого года обучения Учебно-тематический план I блок второго года обучения Содержание программы I блок второго года обучения Учебно-тематический план II блок первого года обучения Содержание программы II блок первого года обучения Учебно-тематический план II блок второго года обучения Содержание программы II блок второго года обучения Учебно-тематический план II блок третьего года обучения Содержание программы II блок третьего года обучения Список литературы для преподавателя Список литературы для обучающихся Методическое обеспечение программы. Приложение №1 Методическая разработка «Введение в образовательную программу «Жемчужина». Приложение №2 Диагностический материал к программе «Жемчужина». Приложение №3 Информационная карта образовательной программы Учреждение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детский эколого-биологический» Детское объединение: «Жемчужина» Фамилия, имя, отчество педагога: Яговкина Людмила Александровна Название программы: «Жемчужина» Вид программы: Продолжительность: 5 лет Возрастной диапазон: 4-14 лет Образовательная область: художественная Уровень освоения: общекультурная, прикладная Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная Пояснительная записка Программа «Жемчужина» разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями), Концепции развития дополнительного образования детей (№1726-р от 4.09.2014), в соответствии с письмом Минобрнауки России (от 11.12.2006 г. № 061844) «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Уставом МБУ ДО «ЦДЭБ», Образовательной программой МБУ ДО «ЦДЭБ». За последние годы необыкновенно возрос интерес к прикладному искусству, основой которого является бисер. Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. А само слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означает бусинки с отверстиями – круглые или многогранные, из цветного стекла или металла. Мелкие бусины, по форме напоминающие бисер, встречались на Руси уже в IX веке, а в XVIII веке М.В. Ломоносов основал производство бисера в России. Бисерное искусство приобрело наибольшее распространение в XIX столетии. Бисером отделывали дворцовые интерьеры, декорировали мебель, оклады окон, предметы быта. Традиции выполнения украшений передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней. Низание бисера – не простое ремесло, а высокое искусство, если им заниматься всерьез. Его возможности необъятны, бисеронизание постоянно совершенствуется, каждое поколение обогащает его чем-то новым, современным. Из бисера можно изготовить неповторимые по своей красоте, оригинальные изделия. Соединив маленькие бисеринки, обучающиеся увидят в своих руках чудо: разноцветные бабочки и стрекозы, цветы, красочные браслеты и другие интересные вещи. Актуальность программы. В данной программе реализуются идеи личностно - ориентированного образования и обеспечивается становление культуры личности: поддержание и развитие субъектных свойств ребенка, порождение личностных смыслов учения и жизни, пробуждение творческого потенциала личности и стимулирование ее к самостоятельному решению разнообразных возникающих проблем. Все материалы в программе объединены одной экологической направленностью, подчинены проблематике экологического воспитания средствами бисероплетения. Программа «Жемчужина» представляет собой авторский вариант планирования интегрированных занятий (экология + биология + прикладное творчество), а так же интеграции школьного и дополнительного образования. Программа направлена на развитие художественной культуры, воображения, эстетического вкуса обучающихся; в ней преобладает практические формы и методы обучения, использование которых ведет к развитию и реализации творческой активности обучающихся, самостоятельности, приобретение новых и совершенствование имеющихся у них способностей. Программа актуальна, востребована, прошла апробацию. Данная программа написана исходя из социального заказа детей, родителей и специфики учреждения. Особое внимание уделяется вопросам взаимоотношений человека с окружающей средой, изучению природы и, как следствие, привитию бережного отношения к природе и любви к ней, формируя человека с новым экологическим мышлением: - способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, - уметь выявлять причины появления экологических проблем и находить способы их решения. Удовлетворение потребностей в самовыражении и самореализации требует реализации различных видов поддержки личности. В организации работы объединения учитывается специфика внеурочных занятий и поставленные задачи по развитию творческих способностей детей. Принимаются во внимание возрастные и индивидуальные способности детей, их склонности, состояние здоровья, условия жизни семьи. Занятие по программе «Жемчужина» ускоряют развертывание творческих способностей детей, развивают потребность в самовыражении. Образовательная среда, формируемая в процессе реализации содержания программы, обеспечивает участникам образовательного процесса радость открытия, самоутверждения, сохранение и приумножение здоровья личности ребенка. Программа способствует развитию усидчивости, аккуратности, бережливости, настойчивости; повышению самооценки ребенка, самоконтроля, целенаправленности, так же улучшению памяти, внимания, мелкой моторики, глазомера и сенсорики - все эти качества необходимы развивающейся личности. Программа отвечает требованиям специфики и материально- технической базы учреждения дополнительного образования детей. Новизна программы Во-первых, в том, что она предполагает:
Во-вторых, в ходе освоения содержания реализуются разнообразные виды педагогической помощи и поддержки обучающихся:
В настоящее время много материалов по бисероплетению. Однако этот материал практически не связан с проблемами экологии и биологии. Данная программа направлена на освоения экологического знания средствами бисероплетения и предполагает проведение теоретических, практических, индивидуальных занятий; посещение и участие в выставках, изучение флористического богатства родного края в ходе экскурсий в природу. Содержание программы: - развивает познавательный интерес к миру живой природы; - предполагает углубление знаний о растениях и их экологии, информированность в области биологии; -освоение основных приемов бисероплетения, работу с различными инструментами; - развитие проектировочных умений и умений моделирования. Программа предполагает умение видеть и понимать окружающий мир, выражать свое отношение к нему и видеть мир через призму окружающих людей Особенность программы заключается том, что она предполагает проектирование индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов для разных групп детей: одарённых, имеющих проблемы в обучении и общении (замкнутых, гиперактивных). Цель программы: развитие художественно-эстетического отношения ребенка к окружающему миру и выбора им культуросообразного образа жизни и поведения средствами бисероплетения Задачи программы: Развивающие
Воспитательные
Обучающие
Методы и формы учебно-воспитательного процесса Основными методами работы являются: обучение на деятельностной основе, словесно - наглядный, практический, репродуктивный, информационно — иллюстративный, метод проблемного обучения; метод индивидуального, адаптивного обучения и воспитания, работая с выявленными группами детей:
Форма организации деятельности на занятиях: как традиционная (занятия - семинары, практические занятия, занятия - экскурсии), так и нетрадиционная (чаепитие, круглый стол, выставка - ярмарка). Занятия основаны на диалоге педагога и обучающегося. Присутствуют индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные занятия. Используемые технологии: моделирующие, технологии уровней дифференциации, личностно - ориентированные, открытые технологии: прием всех детей (без селекции), работа разнообразных смешанных и малых групп. Возрастные психологические особенности детей 4 -6 лет Возраст от четырех до шести лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у ребенка активно проявляются: • Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире. • Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. • Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. • Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). • Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Характеристика младшего школьного возраста (7-10 лет) Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения в начальных классах, когда организм ребенка интенсивно растет и развивается. В силу особенностей развития нервной системы и значительной роли первой сигнальной системы в общении ребенка с окружающей средой, воспитанники этого возраста легче охватывают и быстрее усваивают учебный материал. Чем больше дети узнают фактов, чем шире круг их представлений и наблюдений, чем богаче запас слов, тем успешнее развивается их мышление. Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда готовы что-нибудь мастерить. В их среде укрепляется дружба и товарищество. У детей развивается мышечная система, совершенствуется мелкая мускулатура рук. Дети все более овладевают движениями. Именно в этом возрасте у детей вырабатывается наиболее стойкий интерес к занятиям по сенсорике. Характеристика среднего школьного возраста (11-12 лет) В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, наносят яркий макияж, любят носить украшения. Стремление выглядеть неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных украшений. Это вызывает у подруг чувство восхищения и некоторой зависти, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. Средний школьный возраст принято называть переходным возрастом. В этом возрасте повышается интенсивность и жизнедеятельность организма. Изменения происходят в общем психологическом складе и характере подростка, выражающиеся в стремлении быть самостоятельным и независимым. Подросток многим связан с детством, живет его представлениями, чувствами. Но в то же время у него имеется довольно значительный жизненный опыт. Внимание детей этого возраста носит более целенаправленный характер, но еще не является достаточно устойчивым. Оно задерживается, прежде всего, на том, что отвечает их интересам. У подростков имеется большой интерес к различным видам трудовой деятельности. Характеристика подростков (12-14 лет) Подростки испытывают драматические переживания в связи с быстрыми изменениями в развитии; неуверенны в себе, но постепенно начинают обретать эту уверенность; обладают большим энтузиазмом; часто проявляют вспыльчивость; обладают чувством юмора. Зависят от родителей, но хотят большей степени независимости; любят новые знакомства со сверстниками своего пола, часто собираются группой; ценят близкую дружбу; могут быть очень критичными и требовательны к другим людям; интересуются противоположным полом. Имеют обостренное чувство справедливости; становятся намного отзывчивее к нуждам других; начинают развивать собственную систему ценностей; начинают больше разбираться в духовных вопросах. Приёмы обучения одарённых детей 1 . Занятия повышенной трудности, проблемного и творческого характера. 2 . Опережающее обучение, новизна целей и задач. 3 . Обучение по углублённым индивидуальным программам. 4 . Свобода выбора заданий, места, метода и темпа их выполнения. 5 . Свобода собственных высказываний. 6 . Мозговая атака. 7 . Творческие развивающие игры Приёмы обучения плохо успевающих детей 1. Дополнительные индивидуальные занятия по восполнению пробелов в базовых знаниях. 2 . Дозированная индивидуальная помощь. 3. Выполнение заданий по образцу, алгоритмам, инструкциям , наводящим вопросам. 4. Задания развивающего характера. 5. Увеличение доли тренинга. Приёмы обучения неуверенных, замкнутых детей: 1 .Установления доброжелательной атмосферы на занятиях, эмпатичного общения, эмоционального сопереживания неудач. 2. Поощрения успехов перед группой и полное исключение порицаний. 3. Изучение материалов малыми дозами. 4. Отсроченные ответы по заранее данным вопросам, плану. 5. Тренинги. В программе использованы следующие принципы педагогической техники:
Особенности проведения занятий. 1. Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет детских интересов и свобода творчества детей. 2.Живое, активное общение детей друг с другом и педагогом (создание «комфортного» общения). 3. Использование творческих развивающих игр, тренингов. 4.Использование различного наглядного и демонстрационного материала по бисероплетению, биологии и экологии. Сроки реализации программы. Программа «Жемчужина» состоит их двух блоков. Занятия в первом блоке рассчитаны на 2 года обучения, возраст детей 4-6 лет. Второй блок рассчитан на 3 года обучения, возраст обучающихся 7 – 14 лет. Группы смешанные, т. е. на занятиях одновременно занимаются дети разных возрастных категорий. 1 год обучения – занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. 2 год обучения – занятия проходят 3раза в неделю по 2 часа. 3 год обучения - занятия проходят 3раза в неделю по 2 часа. Первый блок первого года обучения включает следующие разделы: 1. Знакомство с цветоведением 2. Знакомство с понятием «схема плетения» 3. Первые шаги в бисероплетении 4. Аппликация из бисера с использованием пластилина 5. Плетение петлями 6. Украшение пасхального яйца бисером 7. Маленькие украшения из бисера 8. Выставка детских работ Первый блок второго года обучения включает следующие разделы: 1. Повторение 2. Плетение петлями 3. Плетение сложных цепочек 4. Плетение способом «навстречу» 5. Фестиваль «Радуга талантов» Содержание первого блока ориентировано на знакомство детей с разнообразием бисера (бисер, бусины, стеклярус, рубка), с разными материалами (иглы, фурнитура, ножницы, цветные карандаши, бумага), а также с основными приемами их применения. Реализация блока предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала, предметов декоративно-прикладного искусства; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. После реализации первого блока обучения обучающиеся должны знать классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера в соответствии с техникой безопасности пользоваться ножницами, иглами, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, изготавливать плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, хранить изделия из бисера согласно правилам; отзывчиво относиться к товарищам, проявлять готовность оказать им посильную помощь; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда; формулировать мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Проверка знаний и умений, приобретенных в объединении, ведется путем проведения викторин, конкурсов, тестирование, составления и решения кроссвордов, устный опрос, диагностика. Данный вид прикладного искусства может способствовать профессиональному самоопределению или остаться просто хобби, любимым занятием в свободное время. Первый год второго блока обучения включает следующие разделы: 1. Основные приёмы бисероплетения. 2. Плетение петлями 3. Параллельное плетение плоских фигур. 4. Объемные фигурки из бисера. 5. Конкурсы, выставка, итоговое занятие. Второй год второго блока обучения включает следующие разделы: 1. Игрушки из бисера 2. Плетение объемных фигур одновременно на нескольких проволоках 3. Цветы из бисера. 4. Ярмарка поделок. 5. Итоговое занятие. Третий год второго блока обучения включает следующие разделы: 1. Украшения из бисера. 2. Чехлы для мобильных телефонов. 3. Изделия из бисера в интерьере. 4. Вышивание бисером. 5. Конкурс, выставка, итоговое занятие. Ожидаемый результат По прохождению первого года обучения обучающиеся должны знать: - - название и назначение средств бисероплетения; - основные приёмы бисероплетения; - основные термины по бисероплетению; - основные правила составления цветочных композиций; - правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; уметь: - работать с инструментами (ножницы, проволока, щипцы и прочие); - изготавливать отдельные цветы, ветки и фигуры животного мира из бисера; -составлять цветочные композиции. У детей должно быть воспитано: аккуратность, терпение, умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно; бережное отношение к природе; желание помочь другому; испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности; принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним; совместно с педагогом формулировать цель занятия после предварительного обсуждения; - совместно с педагогом анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; - открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений; сотрудничать, выполняя различные роли в группе при совместном решении проблемы.. В конце второго года обучения обучающиеся должны знать: - условные обозначения к схемам; - технологии плетения украшений из бисера; - технологии вышивания из бисера; - название основных частей изделий. уметь: - читать условные обозначения; - составлять схемы бисероплетения; - выполнять изделия по образцу, схеме, описанию; - планировать предстоящую работу, подбирать бисер, проволоку, нити, иглы; - принимать участие в коллективной работе; - сотрудничать со своими сверстниками; - оценивать свою деятельность и коллективную. -находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях, учебных пособиях, сети Интернет; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. - определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания Должно быть воспитано: ответственное отношение к качественному выполнению изделий, доведение работы до конца; культура взаимоотношений с детьми и взрослыми; желание выполнять творческие задания; уважение к труду других. В конце третьего года обучения обучающиеся должны знать: - название основных частей изделий -технологии плетения украшений; -основные приемы вышивки из бисера -приемы дизайнерского искусства уметь: -выполнять изделия для интерьера; - выполнять простые украшения из бисера -вышивать бисером простые орнаменты и фигуры; -принимать участие в коллективной работе; -сотрудничать со своими сверстниками; -оценивать свою деятельность и коллективную. - наблюдать образы объектов природы и окружающего мира, результатов работы мастеров; - сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы по их общему признаку; - с помощью педагога искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; - находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях; определять с помощью педагога цель деятельности на занятии; - учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом; - учиться предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия; - работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки; - определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания. У обучающихся должно быть воспитано: уважительное отношение к историческому прошлому Родины; самостоятельность, уверенность в собственных силах, ответственность, чувство взаимовыручки, взаимоуважения, способность единым коллективом участвовать в выставках, конкурсах различного уровня Учебно-тематический план I блок 1-й год обучения
|
Дополнительная образовательная программа технической направленности... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» |
Программа направлена на Основная образовательная программа доу детского сада №208 охватывает возраст детей от 2 до 7 лет, в том числе, на категорию детей... |
||
Дополнительная общеразвивающая программа клубного объединения «сталкер»... Осович Алексей Юрьевич, педагог дополнительного образования, руководитель клубного объединения «Сталкер» |
Образовательная программа авторская «Рукодельница» детского объединения... Формы организации образовательного процесса: групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная |
||
Образовательная программа «Химия вокруг нас» возраст обучающихся... Пояснительная записка Учебно – тематический план содержание программы |
Программа объединения внеурочной деятельности Клуб любителей книги... Согласно новым образовательным стандартам, библиотека должна активизировать обучение детей использованию различных способов поиска,... |
||
Рабочая учебная программа по образовательным областям для детей старшего... Наименование Программы: Рабочая программа воспитателя по реализации основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №54 Радуга»... |
Общеобразовательная программа «Образовательная робототехника Arduino»... Направление промышленной автоматики и робототехники в нашем городе не охвачено ни одним учреждением дополнительного образования,... |
||
Инструкция об организации пропускного режима ау во «Санаторий «Жемчужина Дона» Ау во «Санаторий «Жемчужина Дона», в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения возможных террористических, экстремистских... |
Образовательная программа «Азбука танцевального движения» Срок реализации... Самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно только... |
||
Тип программы : модифицированная. Направленность : художественно-... Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее... |
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... Образовательная деятельность по профессиональной коррекции и нарушения развития детей |
||
Программа «Английский с увлечением» возраст детей 6-9 лет (срок реализации... Программа предназначена для дошкольников и младших школьников, приступающих к изучению английского языка |
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Состовители: заведующий мбдоу нагибова И. П., творческая группа мбдоу «дс №5 «Ёлочка» |
||
Конспект занятия по теме: «Разработка алгоритма формирования команды» «Лидер» мбу до «ддт» с. Парабель. Срок реализации программы: 4 года. Программа рассчитана на обучающихся 12 – 17 лет. Данная тема... |
Общеобразовательная программа «Школа юных пилотов» возраст: от 11... Для достижения данной цели необходимо будет решить задачи по обучению новым знаниям и практическому использованию имеющихся, развитию... |
Поиск |