ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Химия вокруг нас»
возраст обучающихся 11-15 лет
Автор – составитель:
Озерова Ирина Ивановна,
учитель химии и биологии
Новокузнецкий район
2017
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………… 3 Учебно – тематический план ………………….…………………………………………….....6 Содержание программы ………………………….………………………...…………………..8
Календарно-тематический план 1 полугодие ……………………………………..................12
Календарно- тематическое планирование 2 полугодие……………………………………..14
Список литературы для педагога и обучающихся.…….……………………………...…….16
Пояснительная записка
Введение
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями веществ, применяемых в быту. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас».
Программа модифицированная, составлена на основе программы Чернобельской Г.М., Дементьева А.И. «Мир глазами химика» (Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7 класса. Химия, 1999.) и ориентирована на обучающихся 5-7 классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает.
Новизна программы
Новизна дополнительной образовательной программы « Химия вокруг нас» основана на комплексно-системном подходе к изучению веществ, которые окружают каждого человека, как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать явления природы, вещества их свойства и применение их в своей повседневной жизни. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания.
Актуальность программы
Актуальность дополнительной образовательной программы « Химия вокруг нас» заключается в том, что дети каждый день сталкиваются с веществами, которые им предстоит изучить и познакомиться поближе. Методами наблюдение, описание, проведение опытов, измерений, обучающиеся изучают свойства, состав и применение обычных для них веществ. И не только они узнают многое о веществах, которые встречаются в жизни каждого, но и научат взрослых правильно и безопасно обращаться с ними. Реализация данной программа позволит обучающимся увидеть целостный единый мир, чему способствует ее комплексность и интеграция компонентов.
Педагогическая целесообразность
Программа « Химия вокруг нас» педагогически целесообразна. Она включают теоретическую и практическую подготовку к изучению веществ, с которыми сталкиваемся каждый день, состоящую в освоении правил техники безопасности и первой помощи, правил работы с веществами.
Содержание данной программы способствует расширению знаний по биологии, химии, обучению навыкам работы с разнообразным лабораторным оборудованием, с различными источниками информации, привлечению учащихся к социальным инициативам по охране природы. Программа предусматривает организацию исследовательского поиска в изучении веществ. Она ориентирована на развитие творческих способностей учащихся в исследовательской деятельности, направлена на привлечение детей и подростков к участию в общественно полезных, социально значимых акциях.
Цель: – развивать личности ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике, расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализация общекультурного компонента.
Задачи:
Образовательные:
сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
показать связь химии с другими науками.
Развивающие:
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы;
расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное;
развить умение проектирования своей деятельности;
способствовать развитию логического мышления, внимания;
продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам;
поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;
воспитание экологической культуры;
социокультурной ситуации;
совершенствовать навыки коллективной работы;
способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности.
Познавательные:
сформировать навыки элементарной исследовательской работы;
расширить знания учащихся по химии, экологии;
научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
научить оформлять результаты своей работ.
Возраст обучающихся
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-15 лет.
Условия набора детей в коллектив:
принимаются все желающие;
набор осуществляется на основании собеседования.
Срок реализации программы
Срок реализации данной образовательной программы один год.
Режим занятий:
В первом полугодие 2 раза в неделю по 2 часа с первой группой и 2 раза в неделю по 2 часа во втором получгодие со второй группой. Всего 64 часа с каждой группой.
Формы обучения
Форма проведения занятий: лекция с элементами беседы, лекция с элементами демонстрации, лекция с элементами практикума, беседа эвристическая, «мозговой штурм», конкурс, конференция, защита проектов, творческий отчет, презентация, занятие с использованием рисуночной диагностики, выставка, экскурсия, игра сюжетно-ролевая, игра- путешествие, игра деловая.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы
в обучении:
- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;
- умение наблюдать химические эксперименты;
- умение выполнять простейшие исследовательские работы и защищать их;
- сложившиеся представления о профессиях, связанных с предметом химии.
в воспитании:
- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитание воли, характера;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
учебно-исследовательская конференция, выставка, игра, творческий отчет, карта оценки результатов освоения программы.
В рамках программы создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во вне учебной деятельности.
Работа учителя и детей проводится с использованием следующих образовательных технологий:
метод проектов,
личностно-ориентированное обучение,
развивающее обучение,
проблемное обучение,
информационные технологии.
Методы и приемы работы
- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
- практические (лабораторные работы, эксперименты);
- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах.
Учебно – тематический план
№
п/п
|
Разделы программы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности
|
1
|
1
|
-
|
1.
|
Раздел «Химия наука о веществах и их превращениях»
|
2
|
1
|
1
|
1.1.
|
Химия – наука о веществах и превращениях
|
1
|
1
|
-
|
1.2.
|
Лабораторное оборудование
|
1
|
-
|
1
|
2.
|
Раздел «Вещества вокруг тебя, оглянись!»
|
17
|
1
|
16
|
2.1.
|
Вещества и их свойства
|
1
|
-
|
1
|
2.2.
|
Чистые вещества и смеси
|
1
|
-
|
1
|
2.3.
|
Вода
|
1
|
-
|
1
|
2.4.
|
Практическая работа «Очистка воды»
|
1
|
-
|
1
|
2.5.
|
Уксусная кислота
|
1
|
-
|
1
|
2.6.
|
Питьевая сода
|
1
|
-
|
1
|
2.7.
|
Чай
|
1
|
-
|
1
|
2.8.
|
Мыло
|
1
|
-
|
1
|
2.9.
|
СМС
|
1
|
-
|
1
|
2.10.
|
Космитические средства
|
1
|
-
|
1
|
2.11.
|
Вещества в домашней аптечке
|
1
|
-
|
1
|
2.12.
|
Аптечный йод и зеленка
|
1
|
-
|
1
|
2.13.
|
Перекись водорода
|
1
|
-
|
1
|
2.14.
|
Аспирин
|
1
|
-
|
1
|
2.15.
|
Крахмал
|
1
|
-
|
1
|
2.16.
|
Глюкоза
|
1
|
-
|
1
|
2.17.
|
Жиры и масла
|
1
|
-
|
1
|
3.
|
Раздел «Увлекательная химия для экпериментаторов»
|
12
|
6
|
6
|
3.1.
|
Химический новый год
|
1
|
1
|
-
|
3.2.
|
Химический новый год
|
1
|
-
|
1
|
3.3.
|
Понятие и симпатических чернилах
|
1
|
1
|
-
|
3.4.
|
Понятие о симпатических чернилах
|
1
|
-
|
1
|
3.5.
|
Состав акварельных красок
|
1
|
1
|
-
|
3.6.
|
Состав акварельных красок
|
1
|
-
|
1
|
3.7.
|
Понятие о мыльных пузырях
|
1
|
-
|
1
|
3.8.
|
Изучение влияния внешних факторов на мыльные пузыри
|
1
|
1
|
-
|
3.9.
|
Обычный и необычный школьный мел
|
1
|
1
|
-
|
3.10.
|
Изготовление школьных менлков
|
1
|
-
|
1
|
3.11.
|
Понятие об индекаторов
|
1
|
1
|
-
|
3.12
|
Изготовление растительных индикаторов
|
1
|
-
|
1
|
4
|
Раздел «Вступление в мир веществ»
|
4
|
2
|
2
|
4.1.
|
Как устроены вещества?
|
1
|
1
|
-
|
4.2.
|
Физические и химические явления
|
1
|
1
|
-
|
4.3.
|
Физические и химические явления
|
1
|
-
|
1
|
4.4.
|
Условия, влияющие на скорость химических реакций.
|
1
|
-
|
1
|
5
|
Раздел «Мир неорганических веществ»
|
22
|
10
|
12
|
5.1.
|
Самое необыкновенное вещество
|
1
|
1
|
-
|
5.2.
|
Органолептические показатели воды
|
1
|
-
|
1
|
5.3.
|
Жесткость воды, ее определение и устранение
|
1
|
-
|
1
|
5.4.
|
Минеральный состав воды
|
1
|
1
|
|
5.5.
|
Влияние синтетических моющих средств на живые организмы
|
1
|
1
|
-
|
5.6.
|
Практическая работа 1. «Очистка воды»
|
1
|
-
|
1
|
5.7.
|
Понятие о кислотах.
|
1
|
1
|
-
|
5.8.
|
Понятие о кислотах
|
1
|
-
|
1
|
5.9.
|
Соли, но не все соленые
|
1
|
1
|
-
|
5.10.
|
Что такое сода?
|
1
|
1
|
-
|
5.11.
|
Поваренная соль.
|
1
|
-
|
1
|
5.12.
|
Газ, поддерживающий горение
|
1
|
-
|
1
|
5.13.
|
Металлы.
|
1
|
1
|
-
|
5.14.
|
Железо.
|
1
|
-
|
1
|
5.15.
|
Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода
|
1
|
1
|
-
|
5.16.
|
Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода
|
1
|
-
|
1
|
5.17.
|
Спирт как объект изучения
|
1
|
1
|
-
|
5.18.
|
Углеводы
|
1
|
1
|
-
|
5.19.
|
Углеводы.
|
1
|
-
|
1
|
5.20
|
Белки
|
1
|
-
|
1
|
5.21.
|
Жиры.
|
1
|
-
|
1
|
5.22.
|
Пластмассы.
|
1
|
-
|
1
|
6
|
Раздел «Экологический взгляд на вещества вокруг нас»
|
6
|
1
|
4
|
6.1.
|
Изучаем пыль
|
1
|
-
|
1
|
6.2.
|
Ставим баллы воде
|
1
|
-
|
1
|
6.3.
|
Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.
|
1
|
-
|
1
|
6.4.
|
Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.
|
1
|
-
|
1
|
6.5.
|
Изучение воздействия вредных химических факторов на здоровье человека
|
1
|
1
|
-
|
6.6.
|
Итоговое занятие
|
1
|
1
|
-
|
|
Итого часов по программе:
|
64
|
23
|
41
|
|