Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Конспект занятия по теме: «Разработка алгоритма формирования команды».
Номинация: «Методические разработки»
Автор: Лебедева С.Ю.
педагог дополнительного образования
Парабель 2015
Краткая аннотация к методической разработке:
На XI областной конкурс методических материалов педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы представляется конспект занятия «Разработка алгоритма формирования команды», который был разработан к дополнительной общеобразовательной программе клуба «Лидер» МБУ ДО «ДДТ» с. Парабель. Срок реализации программы: 4 года. Программа рассчитана на обучающихся 12 – 17 лет. Данная тема изучается на 3 году обучения в разделе «Планирование работы лагеря с дневным пребыванием».
В конспекте отражены основные понятия командообразования, представлены игры на формирование команды, взаимодействие, даны ссылки из сети «Интернет» на мультфильмы, используемые в ходе занятия.
Методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, педагогами – организаторами, классными руководителями при подготовке смен лагеря с дневным пребывания, организации внеурочной деятельности.
Конспект занятия.
Тема занятия: Разработка алгоритма формирования команды.
Раздел программы: Планирование работы лагеря с дневным пребыванием.
Цель занятия: Изучение технологии командообразования.
Задачи:
Обучающие:
-
Проанализировать понятия «команда», «командообразование;
Познакомить обучающихся с моделями технологии командообразования Р. Белбина и М. Мак-Кенна;
Изучить упражнения для командной сыгровки;
Развивающие:
Развивать навыки конструктивного взаимодействия и общения;
Развивать творческие способности, познавательные умения и осваивать приёмы самостоятельной и коллективной работы;
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения;
Формировать положительное отношение к социально – значимым и общечеловеческим ценностям.
Тип занятия: Тренинг.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, бумага, фломастеры, карандаши, ручки, карточки
Источники: Учебно – методическое издание «Хочу быть лидером!» Автор – составитель. Е.В. Горохова;
http://4brain.ru/
http://youtube.com/watch?v=j0hXwOZ2FIk
http://www.youtube.com/watch?v=8CSXy-a_Ygg
http://www.youtube.com/watch?v=xYJnHFNAHAw
http://www.youtube.com/watch?v=4f99NSSDhco
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
- Добрый день, ребята. Сегодня на занятии мы разработаем алгоритм формирования команды. Прежде чем мы перейдем к активной фазе занятия, рассмотрим основные понятия.
У слова «команда» имеется несколько значений. Сформулируйте, пожалуйста, их.
Руководство к действию;
Команда как группа людей.
Резюме: Команда. Официально под этим словом скрывается название небольшой группы людей, обладающих различными навыками и деятельность которых направлена на коллективное решение определённых задач. Ну что тут такого – собрал людей, которые умеют делать разные вещи, и вперёд! Но на самом деле создание настоящей эффективной команды – это целая наука, и обучиться ей не так-то просто. В этом деле есть свои тонкости, принципы и особенности.
Зачем необходимо формировать команду?
Необходимы ли знания о том, как сформировать команду лидеру детской организации?
Зачем?
Основная часть.
Предлагаю вам посмотреть мультфильм 1 (https://www.youtube.com/watch?v=8CSXy-a_Ygg ). Итак, командообразование. Сегодня это предельно эффективный инструмент, при помощи которого различные люди и организации реализуют намеченные планы. Ни одна прогрессирующая компания не оставляет без внимания этот вопрос .В командообразовании нужно учитывать многие вещи: психологические особенности людей, скрытые резервы их личности и взаимопонимание, слаженность действий, умение работать сообща, наличие одной для всех мотивации, стремление к одному результату и другие. А само формирование команды должно способствовать появлению доверия между членами команды, раскрывать их потенциал и мотивировать к продуктивной трудовой деятельности.
- Какие оптимальные условия необходимо создать для формирования команды? Какие действия необходимо предпринять для формирования команды? Ответы на эти вопросы являются целью нашего занятия. Сегодня мы разработаем алгоритм формирования команды.
Разработка алгоритма командообразования.
А). Разработкой технологии командообразования занимается ряд исследователей. Приведем некоторые примеры:
1. Модель командных ролей (Роберт Белбин). Начал разработку данной модели технологии командообразования в 70-е годы. В рамках этой модели автор разработал определенный «набор» из 8 ролей членов эффективной команды (реализатор, контролер, ведущий, мотиватор, аналитик, генератор идей, гармонизатор, изыскатель) и описал критерии соответствия этим ролям. Сильной стороной модели Роберта Белбина является разработка диагностического инструментария (опросников, тестов, процедур оценки в деловых играх и ситуационно-поведенческих тестах) для установок и способностей людей к тем иным командным ролям. По мнению автора, только 30% людей соответствует командным ролям, деятельность остальных является наиболее эффективной, если они выполняют ее индивидуально.
2. Модель анализа типов решаемых задач (Марджерисон – Мак Кенн). Автор выделил 8 типов решаемых задач: консультирование, новаторство, стимулирование, развитие, организация, производство, контроль, поддержание, а также одну всеобъемлющую область координационной деятельности под названием «формирование связей».
Разработанные технологии командообразования ориентированы на взрослых людей. Мы же с вами попробуем разработать алгоритм формирования команды, например, в отряде лагеря с дневным пребыванием.
Представим, что вы вожатые в лагере с дневным пребыванием. Ребята в лагерь только что пришли. Необходимо за короткий срок за короткий срок попытаться построить модель команды.
-С чего, на ваш взгляд, начинается жизненный путь любой команды?
Возьмите карточки и разложите их в том порядке, в каком, как вам кажется, идет работа по формированию команды. (Индивидуальная работа).
- Я предлагаю вам собственную работающую модель формирования команды. Давайте подробнее рассмотрим ее.
Мультфильм 2 (https://www.youtube.com/watch?v=4f99NSSDhco). Первый этап формирования команды «Комплектование (переукомплектование), знакомство (углубление знакомства)». Достигается с помощью проведения игр на знакомство, тренингов личностного роста. Способствует установлению доверительных отношений, выявлению актуального уровня развития личностных качеств, определения имеющихся ресурсов.
ИГРА для сыгровки команды «КРАСНОЕ - ЧЕРНОЕ».
Игра состоит в том, что команды решают: выбрать Красное или Черное? В зависимости от выбора они получают те или иные очки. Чтобы получить положительные очки, обе команды должны играть на Черное. Однако, всегда есть риск, что другая команда сыграет на Красное (чтобы получить больше положительных очков), тогда другая команд получит отрицательные очки. Обычно игра почти сразу идет на Красное: каждый боится, что другой тоже сыграет на Красное, и поэтому играет на Красное сам. Но когда обе команды играют на Красное, обе команды набирают все больше и больше отрицательных очков, то есть проигрывают. Эта арифметика лежит почти на поверхности, ее начинают понимать ее уже спустя 5-10 минут. Игра по правилам играется в десять ходов, однако играть до конца необязательно, достаточно, чтобы команды сделали несколько ходов до определения своей стратегии.
Какие игры на этом этапе еще можно использовать? («Крестики – нолики», «Потерпевшие кораблекрушение» и т.д.)
Важно, чтобы игроки поняли - в этом упражнении важно играть не против друг друга, а ориентироваться на общий положительный результат.
Мультфильм 3 (https://www.youtube.com/watch?v=xYJnHFNAHAw) .Второй этап «Формирование общего видения». Для каждого члена команды важно видеть актуальные и перспективные цели, способы их достижения.
Формирование общего видения является необходимым условием формирования мотивов членов команды. Общая цель должна стать индивидуально значимой ценностью.
УПРАЖНЕНИЕ «Живая вода».
Представьте себе, что вы очутились в пустыне. Ваш товарищ болен. Спасти его может только стакан живительной воды. Чтобы доставить воду, вам необходимо быть сплоченными и внимательными друг к другу. Вода доставляется особенным способом: на подставке, которую игроки держат за прикрепленные веревки. Нельзя пролить и капли живительной воды, а если это произошло, упражнение необходимо начать заново. Упражнение выполняется в тишине. Время выполнения 5 минут.
- Данное упражнение является фрагментом «Веревочного курса». Эта технология способствует командной сыгровке, установке определенного эмоционального уровня. На этом этапе можно использовать и полный «Веревочный курс», игры на взаимодействие.
Третий этап. Тренинги навыков (теоретические, практические занятия, ориентированные на развитие определенных навыков – коммуникативных, ведения дискуссий, организаторских и т.д.);
Четвертый этап. Практика: мотивация, социальная практика, деловые игры, проектная деятельность.
Одну из главных ролей, на наш взгляд, в технологии командообразования играет анализ, рефлексия.
Подведение итогов занятия.
Предлагаю посмотреть мультфильм 4 (https://www.youtube.com/watch?v=j0hXwOZ2FIk) .
Насколько важно имеет слаженную команду в нашем клубе?
Почему?
Действительно, если в нашем клубе сложится хорошая команда, которая будет действовать слаженно и максимально результативно, в ней всегда будет царить командный дух, который окажет только благоприятное и конструктивное воздействие на любой вид деятельности, будь то лагерь с дневным пребыванием или детская организация.
Благодарю всех за работу.
Используемая литература и интернет – источники:
Учебно – методическое издание «Хочу быть лидером!» Автор – составитель. Е.В. Горохова;
Журналы «Вожатый века»
http://4brain.ru/
http://youtube.com/watch?v=j0hXwOZ2FIk
http://www.youtube.com/watch?v=8CSXy-a_Ygg
http://www.youtube.com/watch?v=xYJnHFNAHAw
http://www.youtube.com/watch?v=4f99NSSDhco
|