Программа
объединения внеурочной деятельности
Клуб любителей книги
«БЕЛЫЙ СОВЕНОК»
Программа рассчитана на обучающихся 11-12 лет,
Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год
Составила: Ремезова В.В.,
заведующая библиотекой
Пояснительная записка
Ведущим направлением в работе школьной библиотеки, является воспитание информационной культуры учащихся, т.е. совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное и практическое значение. Согласно новым образовательным стандартам, библиотека должна активизировать обучение детей использованию различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Цели программы
Развитие информационной культуры обучающихся, обучение поиску информации, формирование навыков работы с информацией и помощь обучающимся в применении её на практике.
Формирование личности, способной к развитию, самореализации и социальной адаптации в обществе через непрерывный процесс постижения мира литературы, включающий в себя три аспекта:
библиотековедческий – формирует взгляд на библиотеку как на информационную среду, организованную с учетом психолого-возрастных особенностей пользователей
книговедческий – ориентирует школьников в многообразии типов и видов литературы
технологический – направлен на решение конкретных познавательных задач
Задачи программы
приобщить обучающихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с нею
укреплять интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы
сформировать культуру чтения
Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, лекция, дискуссия;
Групповые дискуссии;
Наглядные: иллюстрации, видеоматериалы;
Практические: с книгой, с журналом, с компьютером;
Формы работы
экскурсия
беседа
обзор
игра
творческие мероприятия
викторины
участие в конкурсах и выставках
практическая работа
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения творческими знаниями и практическими навыками работы с литературой и справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Оценка результата осуществляется путем текущего анализа каждого занятия, обсуждения, подведения итогов. К концу занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
Общую информацию об истории книги
Структуру книги
Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Поисковые системы Интернета
О жизни и творчестве замечательных людей
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
О нормах поведения в библиотеке
О расстановке книжного фонда библиотеки
УМЕЕТ:
Самостоятельно ориентироваться в фонде научно-популярной и художественной литературы
Пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодической печатью
Пользоваться источниками информации на непечатных носителях (фоно, видео, аудио материалы)
Анализировать, обобщать, делать выводы
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
Грамотного оформления рефератов, докладов, сообщений
Самостоятельной работе с различными источниками информации
Бережного отношения к школьным учебникам
Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний обучающихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов, игр. Это позволяет разнообразить работу обучающихся, сделать её интересной и увлекательной.
Содержание программы
Программа предусматривает воспитание информационной культуры, вплотную связанной с духовно – нравственным развитием учащихся, путем получения базовых теоретических знаний и освоения практических умений и навыков работы с информационными ресурсами.
Библиотечно-библиографические уроки (11 ч.) Знания, полученные на библиотечно-библиографических занятиях, сформируют у юных читателей прочные навыки обращения с книгой, помогут выработать рациональные приемы поиска необходимой информации;
Практические занятия к библиотечным урокам (14ч.) На практических занятиях ребята научаться ориентироваться в фонде библиотеки и осуществлять самостоятельный поиск информации;
Уроки знаний Белого Совенка (6ч.) Уроки знаний помогут узнать ребятам много полезной и интересной информации о природе, научных открытиях, о красной Книге ЯНАО;
Календарь знаменательных дат (6ч.) Книжные выставки и обзор представленных книг, посвященных жизни и творчеству замечательных людей привлекут внимание ребят к жизни замечательных людей;
По страницам Детской Энциклопедии АиФ (5ч.) Каждый номер детского познавательного журнала представляет малоизвестные аргументы и факты на разные темы: о зеркалах, о камнях, о банках, о домашних животных и о многом другом;
Беседы о книгах, о людях (9ч.) Участвуя в беседе «на равных», библиотекарь привлекает внимание и вызывает на разговор ребят по различным проблемным и актуальным темам;
Факты и события. Обзор новостей (6ч.) Учимся собирать информацию и грамотно её излагать перед аудиторией;
Великие люди (8ч.) Пробудить эмоции юных читателей, показать увлекательность книг о великих путешественниках, художниках и ученных;
Это интересно! (2ч.) Какие бывают страны? Какой он мир дикой природы? Ищем ответы на все вопросы. Просмотр фильма;
Конкурс сочинений (1ч.) Рассуждения на тему: «Почему я берегу школьный учебник?»
«Великий поэт великого народа» (3ч.) Знакомимся с русскими поэтами
Учебно-тематический план
№
|
Тема и форма занятия
|
|
Деятельность обучающихся
на занятиях
|
|
5-е классы (36 часов)
|
|
1.
|
Вводное занятие. Экскурсия в библиотеку «Белый Совенок принимает гостей».
Правила поведения в библиотеке. Создание кодекса книголюба.
|
1
|
Познакомиться друг с другом.
Рассмотреть понятия «информация», «библиотека»
|
|
2.
|
Библиотечный урок об истории книги «От папируса до дискеты».
|
1
|
Узнать, как развивалась письменность
|
|
3.
|
Беседа и практическое занятие на тему «Книга начинается с обложки». Изучение структуры книги.
|
2
|
Познакомить с современным оформлением и строением книги.
|
|
4.
|
Библиотечный урок. «Фонд библиотеки. Научно-популярная литература».
|
2
|
Научится пользоваться научно-познавательной литературой открытого доступа
|
|
5.
|
Календарь знаменательных дат.
Презентация.
|
1
|
Знать о жизни и творчестве замечательных людей
|
|
6.
|
Урок Белого Совенка «Правила хорошего тона».
|
1
|
Повторить правила поведения в общественных местах
|
|
7.
|
Практическое занятие «ББК».
|
2
|
Сформировать у юных читателей навыки и умения пользования библиотекой
|
|
8.
|
Великие люди. О путешественниках.
|
1
|
Расширить кругозор детей
|
|
9.
|
По страницам детской энциклопедии «АиФ». Таинственный мир зеркал.
|
1
|
Познакомить ребят с наиболее интересными журналами
|
|
10.
|
Библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию словарь»
о справочных издания.
|
2
|
Научить пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями
|
|
11.
|
Календарь знаменательных дат.
Презентация.
|
1
|
Знать о жизни и творчестве замечательных людей
|
|
12.
|
Факты и события. Обзор новостей.
|
1
|
Собирать информацию и грамотно её излагать перед аудиторией
|
|
13.
|
По страницам детской энциклопедии «АиФ». «Деревья от «А» до «Я».
|
1
|
Познакомиться с наиболее интересными журналами
|
|
14.
|
Урок Белого Совенка «Галерея красной книги ЯНАО».
|
1
|
Узнать много полезной информации
|
|
15.
|
Беседа «Поговорим о дружбе» (по художественной литературе).
|
1
|
Участвовать в беседе
|
|
16.
|
Практическое занятие «Работа со словарём».
|
1
|
Сформировать у юных читателей навыки и умения пользования библиотекой
|
|
17.
|
Великие люди. О художниках.
|
1
|
Показать увлекательность книг о великих путешественниках, художниках и ученных
|
|
18.
|
Библиотечный урок «Периодические издания. Работа с периодической
картотекой статей».
|
1
|
Узнать основные элементы библиографии
|
|
19.
|
Календарь знаменательных дат.
Презентация.
|
1
|
Знать о жизни и творчестве замечательных людей
|
|
20.
|
Факты и события. Обзор новостей.
|
1
|
Учимся собирать информацию и грамотно её излагать перед аудиторией
|
|
21.
|
По страницам детской энциклопедии «АиФ». Друзья или соседи? О домашних любимцах.
|
1
|
Познакомить ребят с наиболее интересными журналами
|
|
22.
|
Это интересно! Какие бывают страны?
|
1
|
Найти ответы на интересные вопросы
|
|
23.
|
Урок Белого Совенка «По страницам журнала ЭРУДИТ».
|
1
|
Узнать много полезной информации
|
|
24.
|
Беседа «Что человек может? О способностях» (по научно-популярной литературе).
|
1
|
Участвовать в беседе, грамотно излагать свои мысли
|
|
25.
|
Практическое с занятие «Секреты поиска информации в периодической печати».
|
2
|
Отработать навык поиска литературы
|
|
26.
|
Великие люди. О космонавтах.
|
1
|
Показать увлекательность книг о великих путешественниках, художниках и ученных
|
|
27.
|
Беседа сохраним школьный учебник».
|
1
|
Участвовать в беседе, грамотно излагать свои мысли
|
|
28.
|
Календарь знаменательных дат.
Презентация.
|
1
|
Знать о жизни и творчестве замечательных людей
|
|
29.
|
Факты и события. Обзор новостей.
|
1
|
Учимся собирать информацию и грамотно её излагать перед аудиторией
|
|
30.
|
По страницам детской энциклопедии «АиФ». Банки от «А» до «Я».
|
1
|
Познакомить ребят с наиболее интересными журналами
|
|
31
|
Практическое занятие «Мой план чтения на лето».
|
1
|
Сформировать у юных читателей навыки и умения пользования библиотекой
|
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6-е классы (36 часов)
|
1.
|
Вводное занятие
«Белый Совенок принимает гостей».
Отзывы о прочитанных книгах за лето.
|
1
|
Научить анализировать литературные произведения, высказывать свою точку зрения о прочитанной книге
|
2
|
Это интересно! Дикий мир животных.
|
1
|
Найти ответы на интересные вопросы
|
3.
|
«Великий поэт великого народа».
|
1
|
Знакомимся с русскими поэтами
|
4.
|
Беседа «Будь человеком» (по художественной литературе).
|
1
|
Участвовать в беседе, грамотно излагать свои мысли
|
5.
|
Конкурс сочинений на тему «Почему я берегу школьный учебник?».
|
1
|
Воспитание уважительного отношения к книге, школьному учебнику
|
6.
|
Великие люди. Об ученных.
|
2
|
Показать увлекательность книг о великих путешественниках, художниках и ученных.
|
7.
|
Библиотечный урок «Современные информационные технологии в библиотеке».
|
2
|
Узнать основные элементы библиографии
|
8.
|
Календарь знаменательных дат.
Презентация.
|
1
|
Знать о жизни и творчестве замечательных людей
|
9.
|
Факты и события. Обзор новостей.
|
1
|
Учимся собирать информацию и грамотно её излагать перед аудиторией
|
10.
|
«Великий поэт великого народа».
|
1
|
Знакомимся с русскими поэтами
|
11.
|
Урок Белого Совенка «Лабиринты живой природы».
|
1
|
Узнать много полезной информации
|
12.
|
По страницам детской энциклопедии «АиФ». «Часы. Сколько часов в сутках?».
|
1
|
Познакомить ребят с наиболее интересными журналами
|
13.
|
Беседа «Поговорим о профессиях»
|
1
|
Участвовать в беседе, грамотно излагать свои мысли
|
14.
|
Беседа «Моё уникальное Я» (по научно-популярной литературе).
|
1
|
Участвовать в беседе, грамотно излагать свои мысли
|
15.
|
Практическое занятие «Выполняем домашнее задание в библиотеке».
|
2
|
Сформировать у юных читателей навыки и умения пользования библиотекой
|
16.
|
Великие люди. Писатели - лауреаты Нобелевской премии России.
|
1
|
Показать увлекательность книг о великих путешественниках, художниках и ученных
|
17.
|
Библиотечный урок «Методы самостоятельной работы с книгой».
|
1
|
Узнать основные элементы библиографии
|
18
|
Практическая работа «Методы самостоятельной работы с книгой
|
1
|
Освоить основные элементы библиографии на практике
|
19.
|
Календарь знаменательных дат.
Презентация.
|
1
|
Знать о жизни и творчестве замечательных людей
|
20.
|
Факты и события. Обзор новостей.
|
1
|
Учимся собирать информацию и грамотно её излагать перед аудиторией
|
21.
|
«Великий поэт великого народа».
|
1
|
Знакомимся с русскими поэтами
|
22.
|
Урок Белого совенка «Книжное царство - мудрое государство».
|
1
|
Узнать много полезной информации
|
23.
|
Беседа «Общение и толерантность».
|
1
|
Участвовать в беседе, грамотно излагать свои мысли
|
24.
|
Практическое занятие «Сообщение, доклад, реферат».
|
2
|
Сформировать у юных читателей навыки и умения пользования библиотекой
|
25.
|
Великие люди. Об исторических личностях России.
|
1
|
Показать увлекательность книг о великих путешественниках, художниках и ученных
|
26.
|
Факты и события. Обзор новостей.
|
1
|
Учимся собирать информацию и грамотно её излагать перед аудиторией
|
27.
|
Библиотечный урок: «Мои любимые книги».
|
1
|
Узнать основные элементы библиографии
|
28.
|
Урок Белого Совенка «Записи о прочитанном».
|
1
|
Узнать много полезной информации
|
29.
|
Практическое занятие «Помощь библиотеке». Ремонт книг.
|
1
|
Сформировать у юных читателей навыки и умения пользования библиотекой
|
30.
|
Великие люди. Факты и события. Нобелевские лауреаты России.
|
2
|
Показать увлекательность книг о великих путешественниках, художниках и ученных
|
31.
|
Практическое занятие «Мой план чтения на лето».
|
1
|
Сформировать у юных читателей навыки и умения пользования библиотекой
|
36
|
|
Список литературы:
1. Извозчиков В.А. Тумалева Е.А.
Школа информационной цивилизации: «ИНТЕЛЕКТ- XXI».-Москва, «Просвещение»,2002.- 108с.
2. Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др.
Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие.- М.: «Школьная библиотека», 2002.-288с.
3. Валькова В.Г., Коноплева М.Д. и др.
Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практическое пособие.-
М.: «Книжная палата», 1989.-216с.
4. Элизабет Кинг
Как пользоваться библиотекой: Практическое руководство.- Челябинск: «Урал LTD», 1997.-156с.:ил.
5. Антипова В.Б.
Библиотечный урок в образовательной функции школьной библиотеки
// Методист, 2005, №5.-с.39.
Список рекомендованной литературы:
1. «Хранитель культуры и добра» Профессия – библиотекарь.
// Воспитание школьников, 2006.-№9.-с.40.
2. Смирнов В.Ф., Чирва А.Н.
Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье).- М.: Новая школа, 1993.-208с.
3. Чирва А.
Книга в твоих руках: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1985.-144с.
4. Человек и природа: дискуссии. Ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы/ авт.-сост. Т.Н. Андреева.- Волгоград: Учитель, 2009.-169с.
5. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк.- Волгоград: Учитель, 2013.-135с.
|