Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему


Скачать 1.2 Mb.
Название Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему
страница 1/11
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)

Выпускная квалификационная работа на тему:

ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОТЦАМИ

по специальности 37.05.01– Клиническая психология

основная образовательная программа Клиническая психология

специализация: Клиническая психология детей и родителей

Выполнил:

Студентка 6 курса

очной формы обучения
Матюшенко Алёна Викторовна








Рецензент:

Кандидат психологических наук, педагог-психолог ГБДОУ детский сад №41 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга «Центр интегрированного воспитания»

Пасторова Алла Юрьевна




Научный руководитель:

Кандидат психологических наук,

Доцент
Солодунова Мария Юрьевна


Санкт-Петербург

2017

Аннотация

Для изучения особенностей влияния выражения эмоций на лицах дитей при взаимодействии с отцами было обследовано 15 диад «родитель-ребенок» с возрастом ребенка 18-53 мес, проживающие в СПБ. Обрабатывались социально-демографические данные (анкета) и данные кодирования видеоматериалов (методика структурированного видеонаблюдения DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hammer, 1998). Методы математической статистики (описательные статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непараметрический критерий U-Манна-Уитни,). Результаты. Показатели уровня интереса, мелкой и крупной моторики, дистресса и стереотипий во время взаимодействия с родителями находятся на одном уровне. Уровень выражения удивления, радости и возбуждения более высокий при взаимодействии с отцами. Взаимосвязи выражения эмоций детей и уровня дохода, условий проживания, полом ребенка, количеством детей в семье и образованием родителей не выявлено. В развернутой съемке мы увидели: снижение уровня по всем показателям при взаимодействии с мамой, в ситуациях первого расставания, с отцом же - понижение позитивного тона, количества эмоций и активности. Уровень дезадаптивного поведения остался на том же уровне, а уровень негативных эмоций возрос. Второе разлучение вновь понизило показатели позитивного тона, количества эмоций, дезадаптивного поведения и активности. Повысился уровень негативного тона при взаимодействии с матерями, с отцами он остался на предыдущем уровне, что как раз и показывает нам степень регуляции детьми своих эмоций.

To study the peculiarities of the influence of expression of emotions on the faces of children during interaction with fathers, 15 dyads "parent-child" with the age of the child 18-53 months, living in St. Petersburg, were examined. Socio-demographic data (questionnaire) and video encoding data (structured video surveillance technique DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hammer, 1998) were processed. Methods of mathematical statistics (descriptive statistics, Pearson correlation coefficient, nonparametric U-Mann-Whitney criterion,). Results. Indicators of the level of interest, small and large motor skills, distress and stereotypy during interaction with parents are on the same level. The level of expression of surprise, joy and excitement is higher when interacting with fathers. Interrelations between the expression of children's emotions and income level, living conditions, child sex, the number of children in the family and the formation of parents have not been revealed. In the detailed survey, we saw: a decrease in the level of all indicators in the interaction with the mother in the situations of the first parting, with the father - a decrease in the positive tone, the number of emotions and activity. The level of disadaptive behavior remained at the same level, and the level of negative emotions increased. The second parting again reduced the indicators of positive tone, the number of emotions, disadaptive behavior and activity. Increased the level of negative tone in interaction with mothers; with fathers, he remained at the previous level, which just shows us the degree of regulation of children's emotions.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

1.1 Теоретические основы изучения эмоций на лицах

1.2 Теория эмоциональных коммуникаций с младенцами

1.3 Понятие эмоционального регулирования

1.3.1 Зарубежные авторы

1.3.2. Отечественные авторы

1.4 Выражение эмоций на лицах

1.5 Обзор современных исследований детских эмоций

1.6 Предыдущие исследования общения отцов и матерей с младенцами

ГЛАВА 2.

ГЛАВА 3.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение

Эмоции – это очень сложный и неоднозначный процесс, играющий в жизни людей одну из самых значимых ролей. Дошкольный возраст – это возраст, в котором из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (Фортунатов, 2008). С самого рождения ребенок познает мир через собственные чувства и эмоции. Они помогают ему лучше узнать и окружающий мир, и самого себя. Именно благодаря эмоциям младенца выстраивается его контакт с мамой.

Первым исследователем детских эмоций был Чарльз Дарвин. В 1872 была издана книга «О выражении эмоций у человека и животных», в которой автор показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной и положила начало научному изучению мира человеческих эмоций (Дарвин, 2001).

Находясь в поиске подтверждения или опровержения теории Чарльза Дарвина Пол Экман, исследующий эмоции в Новой Гвинее, столкнулся с идентичным выражением эмоций у слепых с рождения детей и зрячих, а значит, что выражение эмоций на лице не является социальным научением и имеет важнейший биологический смысл – помощь младенцу в адаптации к новой среде (Экман, 2010).

Различая детские эмоции, мы можем лучше понимать отношения ребенка с родителями, даже если они пытаются их приукрасить. Ведь дети крайне редко способны скрывать свои истинные чувства и их эмоциональные выражения (Гиппенрейтер, 2014).

Зная о том, что ребенок может использовать различные паттерны эмоциональных выражений при взаимодействии с матерью и отцом, важно изучить, как на протяжении раннего детства изменяются выражения эмоций на лице ребенка, выяснить, с чем это связано, а также как меняются выражения эмоций на лицах матерей и отцов в связи с возрастом ребенка.

Однако уже к сегодняшнему дню в этой области есть работы и исследования.

Изучено, как ребенок считывает эмоции окружающих людей (например, Hoehl, 2014; Hepach, Westermann, 2013), как младенец понимает эмоции матери (Винникотт, 2007; Изотова, Никифорова, 2004), а также в литературе представлены работы об особенностях эмоций у детей, чьи матери находятся в состоянии депрессии (например, Szekely, Lucassen, 2014), и об особенностях эмоций при взаимодействии матерей и детей, находящихся в ситуации риска (например, Crugnola, Ierardi, Gazzotti, Albizzati, 2014 ). Также существует сравнение эмоциональной подстройки в общении в диадах мать-дитя и отец-дитя в раннем детстве (Feldman, 2003; Kokkinaki, 2003; Yogman, 1982), а в 2009 году было проведено лонгитюдное исследование выражений эмоций на лицах во время взаимодействия отцов и младенцев (Kokkinaki,2009).

В Российской Федерации существуют исследования, посвященные изучению возрастных изменений эмоций на лицах детей, однако эти исследования касаются детей, проживающих в домах ребенка (например, Конькова, Мухамедрахимов, 2007; Мухамедрахимов, Конькова, Вершинина, 2007), в то время как практически не существует нормативных данных по данному вопросу, полученных на выборке семейных детей. Немногочисленные исследования представляют информацию о выражении эмоций у детей из семей, однако они затрагивают детей узкого возрастного диапазона (например, Конькова, Мухамедрахимов, 2007, Васильева, 2012).

Цель работы: изучить особенности выражения эмоций и эмоциональной регуляции у детей при взаимодействии с отцами.

Объект исследования: эмоции и эмоциональная регуляция у детей.

Предмет исследования: выражение эмоций и характеристики эмоциональной регуляции у детей в процессе взаимодействия с отцами.

Гипотеза: существуют различия в характеристиках выражения эмоций и паттернах эмоциональной регуляции детей при взаимодействии с отцами и матерями.

Задачи исследования: В соответствии с целью и основными гипотезами исследования были сформулированы следующие задачи.

  1. Изучить различия эмоционального реагирования у детей при взаимодействии с отцами и матерями

  2. Изучить взаимосвязь выражения эмоций у детей в ситуациях взаимодействия с отцами и матерями с социально-демографическими показателями семей.

  3. Выделить и описать характеристики эмоциональной регуляции у детей при взаимодействии с отцами и матерями.

Методы исследования:

  • социально-демографическая анкета;

  • оценка эмоций ребенка и взрослого при взаимодействии (Dyadic Affect Manual, DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hummer, 1998);

  • методы математической статистики (описательные статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непараметрический критерий U-Манна-Уитни, критерий знаковых рангов Вилкоксона).


ГЛАВА1

1.1 Теоретические основы изучения эмоций на лицах

Термин «эмоции» довольно распространён в современном мире. Каждый человек может дать свое определение. И возникает вопрос, а что же на самом деле скрывается за этим словом? Какого истинное значение?

Термин эмоция произошёл от латинского слова "emoveo" – волную, потрясаю. Однако с определением всё не так однозначно, многие авторы, изучающие данный вопрос, давали свое определение.

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая вызвала отклики у исследователей, говорят, что именно эта работа стала «переворотом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций» (Маклаков, 2008, 404). В своей книге Чарльз Дарвин доказал, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого. Дарвин считал, что между поведением животного и человека не только нет непроходимой пропасти, но и есть много общего. Автор показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состоянии, в экспрессивно-телесных движениях животных и людей много схожего. «…мы можем понять и тот факт, что молодые и старые представители совершенно различных человеческих рас, а также и различных видов животных, выражают одинаковые душевные состояния одними и теми же движениями» (Дарвин, 1953, с. 332). Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции являются приспособительным и адаптивным эволюционным механизмом, и именно они помогают человеку действовать «по ситуации».

К.Э. Изард в своей книге «Психология эмоций» писал: «Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность». Изард утверждал, что в своем определении он собрал самые главные аспекты. «Эмоция мотивирует». Она собирает и направляет энергию, которая в свою очередь «подталкивает» субъекта к действию. Также эмоция руководит активностью индивида, направляет его в нужную сторону. Ведь ни для кого не секрет, что когда мы ощущаем радость, мы редко кричим или убегаем, а когда злимся, нечасто улыбаемся и шутим. Эмоции помогают нам фильтровать наше восприятие и подсказывают правильное поведение. «Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой» (Изард, 2000, с.26).

Одновременно с Изардом эмоции изучал американский психолог Пол Экман, который начал свое знакомство с данной темой по воле случая: он дважды оказался в «нужном месте, в нужный час». Начиная работу, он пытался доказать, что мнение Дарвина и его единомышленников (в том числе и Сильвана Томкинса) ошибочно: «На меня произвели огромное впечатление глубина и широта мышления Сильвана, но я считал, что он, подобно Дарвину, придерживался ошибочного представления о врожденности, а значит, и универсальности выражений лица» (Экман, 2001, стр. 20). Экман осуществил огромное межнациональное исследование эмоций. Он изучал их более 40 лет, обращая внимание и на выражение, и на физиологию этого неоднозначного процесса. Он выделил 8 главных эмоций, которые обозначил как «универсальные, т. е. испытываемые всеми людьми» (Экман, 2001, стр. 13) и написал прекрасную книгу в подробности описывающую каждую из них – «Психология эмоций». Каждая глава этой работы повествует о всех тонкостях «универсальных» эмоций и помогает читателю научиться их распознавать. На наш взгляд, именно книга Пола Экмана наиболее красочно и подробно описывает все эмоции доступным языком с огромным количеством примеров.

Безусловно, не только зарубежные психологи рассматривали понятие «эмоций» в своих трудах. С.Л. Рубинштейн в своих трудах не раз касался этой темы. Одно время его взгляды на эмоции были общепризнанными среди советских психологов и даже нашли свое отражение и развитие в ряде крупных теоретических работ (Вилюнас, 1984; Шингаров, 1971). Рубинштейн сформулировал положения, которые могли составить методологическую основу для психологического изучения актуальных эмоций и эмоциональности. Он выделял в эмоциях содержательный и динамический моменты и раскрыл диалектику их соотношения: «<�…> динамическая характеристика эмоций не оторвана от их содержания, и, как общее правило, нужно в содержательных отношениях индивида к тому объекту, на который направлена его деятельность, искать причину того или иного распределения динамических соотношений, а не наоборот» (Рубинштейн, 1940, с. 395). Также в качестве одной из отличительных характеристик эмоций Рубинштейн называет знак эмоций, «многообразие различных качеств и оттенков» (Рубинштейн, 1940, с. 385). Действительно, есть такие эмоции, которые не несут ни определенной информации о объекте эмоций, ни о её динамике, например, страх, гнев, удовольствие, печаль. Именно знак, модальность переживаний характеризует отношение к его объекту: его приятие/неприятие и их различные оттенки. Тем самым именно эти свойства включают в себя стрежневую выражающую существо эмоций характеристику (Ольшанникова, 1983).

Не секрет, что не только Рубинштейн в России занимался вопросом эмоций. Также в этой области работали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин (Леонтьев, 1983; Анохин, 1964; Выготский, 1934; Запорожец, Неверович, Колелева, 1985).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Психологические особенности женщин с различной самооценкой риска заражения вич-инфекцией
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...
Юго-восточные земли великого княжества литовского и русское пограничье в XV начале XVI веков
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...
Подготовка кадров лесного ведомства в системе профессионального образования Российской империи в первой половине XIX в
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный...
...
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Выпускная квалификационная работа
...
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Выпускная квалификационная работа
...
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Выпускная квалификационная работа
...
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Выпускная квалификационная работа
...
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Выпускная квалификационная работа
...
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Данная работа посвящена проблеме сохранения индустриального наследия и его современного использования в туристических и культурно-познавательных...
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Польские благотворительные общества в россии второй половины XIX начала XX века
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет» (СПбГУ)
«Афганский вопрос» в политике вице-короля Индии Джорджа Керзона в 1899-1905 гг. 36
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу )
Эффективные инвестиции в навыки XXI века. Предварительный сравнительный анализ опыта России и Финляндии
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon Образовательная программа магистратуры вм. 5661. 2015 музейное кураторство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск