ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)
Выпускная квалификационная работа на тему:
ПОЛЬСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
по направлению подготовки 030600 - История
образовательная программа бакалавриата История
профиль: Отечественная история
Выполнил:
студент 4 курса
очного отделения
Данилов Федор Сергеевич
Научный руководитель:
д.и.н., профессор
Соколов Александр Ростиславович
Санкт-Петербург
2017
Оглавление.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. ПОЛЬСКИЕ РЕЛИГИЗНЫЕ БЛАГОТВОРТЕЛЬНЫЕ
ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1862-1917 ГОДЫ).
КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ….........21
КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В ДРУГИХ ГОРОДАХ РОССИИ
………………………………………………………………………….46
ПОЛЬСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В
“ЦАРСТВЕ ПОЛЬСКОМ”………………………………………...….54
Глава 2. ПОЛЬСКИЕ СВЕТСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ
ОБЩЕСТВА (1862-1917 ГОДЫ).
2.1. ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВА..................................................................60
2.2. ОБЩЕСТВА ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ…………………………..…65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................................72
Введение
Инонациональные диаспоры, постоянно проживающие среди чужого этнокультурного общества, чувствуют потребность в сохранении своего языка, а также этнографической и культурной самобытности. Одним из способов удовлетворения этой потребности стали благотворительные организации националистической направленности, которые стали появляться по всей стране после восстания 1863 года.
Благотворительность развивалась в двух направлениях – религиозном и светском.
Для национальных диаспор, живущих среди иного этнокультурного большинства, религия и церковь является тем признаком, который обеспечивает им самоидентификацию.
Таким стрежнем для поляков вне Польши и стало Римско-католическое вероисповедание. В самодержавной России, несмотря на господство православия как единственной официальной религии, могли существовать и другие вероисповедания, но только при учете дискриминационного элемента. Этот элемент сыграл особую в роль в осознании национальным меньшинством себя. Угнетение католических народов привело к тому, что Римско-католическая вера стала выполнять более широкую роль: религиозную, общественную и патриотическую, - но в отношении не России, а к католической церкви и католическим национальностям.
Согласно справочнику благотворительных учреждений, Римско-католические общества находились во всех губернских городах Российской Империи, а также во многих уездных1. На базе таких Римско-католических обществ развивалась польская благотворительность в Российской Империи, где религиозное направление стало фактором национальной самоиндефикациии.
Развитие светской благотворительности связано с началом первой мировой войны. Радикально изменила жизнь Полонии и сама деятельность польских обществ. Главной целью работы всех обществ стала помощь жертвам войны – жителям Царства Польского, беженцам, переселенцам, раненым, членам семей военнослужащих, живущим в России полякам – подданным неприятельских государств. Война для России началась на территории Царства Польского, которое на восточном фронте оказалось в таком же положении, как и Бельгия на западном.
Общепринятое понятие благотворительности появилось только в начале XIX века. Современный исследователь А.Р. Соколов
даёт определение благотворительности - «Благотворительность есть добровольная, факультативная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в том числе созванных трудом в процессе самой благотворительной деятельности, и направленная достижение большего социального благополучия».2
На данный момент не существует ни одной фундаментальной исторической работы по данной тематике, в основном это различные работы по смежным темам, различные статьи по благотворительности, многие из которых носят описательный характер и не опираются на широкую документальную базу. Также зачастую в исследованиях по Истории Польши данная проблема занимает второстепенную проблему и является объяснением каких-либо экономических и социальных тенденций.
Актуальность темы исследования определяется потребностью современного общества в движении к обществу всеобщего благосостояния. Важным элементом этого общества является осознание каждым индивидом принципа социальной справедливости ради сглаживания социальных различий, развитие в человеке естественной потребности помощи нуждающимся. Постсоветская Россия заново переживает опыт принятия капиталистических отношений, существование которых обязывает РФ иметь развитую систему частной и общественной помощи для помощи неблагополучным общественным стратам. Совершенствовать и улучшать механизмы общественного взаимодействия невозможно без опоры на опыт предшествующих поколений.
Объектом исследования мы избрали историю польской благотворительности в Российской Империи.
Предметом исследования является существование и деятельность польских благотворительных на территории Российской Империи.
Целью данной работы является изучение деятельности польских благотворительных организаций на территории Российской Империи.
Задачами данного исследования являются:
Рассмотрение различных видов филантропической помощи полякам;
Рассмотрение различных видов благотворительных организаций;
Рассмотрение различных способов получения финансовых средств благотворительными организациями;
Рассмотрение благотворительной деятельности этнического меньшинства среди чужого этнокультурного общества;
Рассмотрение тенденций и форм филантропии в изучаемую эпоху.
Хронологические рамки исследования затрагивают 1861 – 1917 гг.
Временный период объясняется облегченной организацией благотворительных обществ т.к. с 1862 г. присущее исключительно лишь императору право утверждать благотворительные общества было предано министру внутренних дел, несмотря на это и в дальнейшем было очень трудно создавать католические организации и учреждения. Поэтому понятно, что до 1862 г. могли существовать только немногочисленные и слабо развитые благотворительны центры3.
Благотворительность – это жизни общества, которая может существовать только в капиталистических государствах, когда частные лица распоряжаются перераспределением своих благ между другими людьми, поэтому после 1917 г. благотворительные общества не могли продолжать свою деятельность.
Географические рамки исследования ограничиваются территорией Российской Империи на изучаемый период.
При подготовке работы было привлечено несколько типов источников для глубокого изучения данной проблемы:
Документы и материалы в виде отчетов, уставов, правил, положений обществ.
Массив архивных источников из РГИА – 821, 826, 1287 фонды.
Источники из периодической печати – губернские ведомости и газеты на польском языке.
А также историография изучаемой проблемы, авторефераты и электронные ресурсы.
Отечественная и иностранная историография вопроса
Совокупность исследований посвященной теме благотворительности фактически делиться на две части. Историография складывается из работ предреволюционных и более новых, постсоветских. Семь советских десятилетий ничего не дали для изучения истории российской благотворительности. Попутные и довольно глухие упоминания о некоторых ее разновидностях мы находим лишь в работах, посвященных тем областям внутренней политики российских монархов, которые были тесно связаны с поощрением благотворительности или функционированием системы государственного призрения. Изучение этой стороны общественной жизни возобновилось практически лишь в последнем десятилетии XX века. За советскую эпоху не было выпущено ни одной монографии посвященной вопросу благотворительности, но некоторые упоминания можно найти в отдельных статьях.
До 1917 г. было опубликовано немало изданий, посвященных проблеме благотворительности и общественного призрения, однако при большей своей части они не носили исследовательский характер. И все же некоторые публиковавшиеся тогда работы представляют историографический интерес.
Одним из лучших авторов статей по истории благотворительности Е.Д. Максимом был одновременно заметным организатором современной ему системы общественного призрения и участником благотворительного движения. Фактически изучение благотворительности на рубеже XIX-XX вв. только начиналось, и было прервано революцией. Максимом в своей работе привлекает обширный статический и исторический материал.4
Увы, но его монография не охватывает всех видов благотворительности, а посвящена только тому, что востребовано в данный момент. Стоит заметить, что она косвенно и затрагивает нашу тему исследования и сообщает, что католическая благотворительность, подобно всем прочим формам такой деятельности, старалась побудить граждан помогать нуждающимся, открывать филантропические заведения, организовывать благотворительные товарищества и кассы взаимопомощи.
Известный историк, статский советник и общественный деятель Витте Г.Г. на страницах журнала «Детская помощь» за 1887 г. под заголовком «Помощь иностранцам». Представляет свои статьи об деятельности Римско-католического общества и вообще иностранных филантропических организаций на территории Санкт-Петербурга, Москвы и губерний Европейской России. Там же приведены данные о расходах и доходах и некоторый сравнительный анализ деятельности обществ в Москве и Петербурге.5
Справочник, выпущенный П.Н. Исаковым, (один из учредителей и член Совета Всероссийского союза учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению) даёт возможность проследить количество обществ иностранного вероисповедания в Петербурге на 1911 год6.
Интерес также представляет статья известного московского благотворителя П.И. Гагена о благотворительных обществах и учреждениях, основанных в Москве иностранцами и иноверцами7.
Основная часть дореволюционных изданий, не носит исследовательского характера, и речь о них может идти только в источниковой базе исследоваемой темы, но мы оставляет за собой право кратко осветить основные источники.
Главным первоисточником, не считая архивный материал, является периодическая печать эпохи. Периодической печати посвященной проблеме благотворительности огромное множество, но которые тематически, описывали именно польскую благотворительность, не существует.
Однако интерес представляют польские национальные газеты, которые начали выходить во второй половине XIX века в Санкт-Петербурге и Москве. Польские журналы в Санкт-Петербурге, прежде всего, общественно-политический ежедневник «Kraj» где Владимиром Спасовичем и Эразмом Пильцом был поднят вопрос о создании Римско-католического Благотворительного общества при церкви св. Екатерины (Towarzystwo Dobroczynne rzymskokatolickie przy kościele St. Katarzyna)8. Также известным еженедельником является издание «Światło». Р. Ханковска в своей монографии посвященной церкви св. Екатерины приводит в нём ссылку на интервью проф. Пшеницина «О католических храмах Иосифа Флергана в Санкт-Петербурге», где затрагивается тема Римско-католической благотворительности9. Важнейшим периодическим изданием является газета «Dziennik Petersburski», на неё часто ссылаются два главных исследователя Петербургской Полонии Б. Чаплицкий и Т.М. Смирнова. В частности, там приводиться статья Константина Будкевича (Budkiewicz K. W waznej sprawie // Dziennik Petersburski. 1909. № 20, 8(21) XII. S. 1-2), которая посвящена мерам координации и согласовании действий во имя благотворительности, и о том, что базой этому может послужить его приход (приход св. Екатерины Александрийской)10.
Советская историография не представляет для нас почти никакого интереса т.к. благотворительность на протяжении 70-и лет советского режима находилась вне интересов исследователей. В советский период для официальной научной литературы существовал, как показывает анализ библиографии, фактический запрет на освещение вопросов благотворительности в историческом аспекте, идеологически неприемлемых в условиях монополии в гуманитарной науке марксистско-ленинской доктрины. Изучение феномена российской благотворительности противоречило идеологическим установкам, поэтому не существует никаких отдельных трудов, посвященных общественному призрению и доброчинности. Некий интерес представляют статьи, где эпизодами затрагивается тема благотворительности, но и они, к сожалению, также малочисленны, но также имеют право на существование.
В.А. Хршановский автор статьи «К истории католической общины в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии в XVIII – начале XX века»11. Рассматривает деятельность Римско-католических приходов. Среди них приход св. Екатерины и упоминает про благотворительные функции общества.
Прежде чем начать анализ историографии постсоветской эпохи необходимо отметить те исследования, без которых изучение польской благотворительности очень затруднено.
Обобщающий материал содержит фундаментальная монография доктора исторических наук - А.Р. Соколова, “Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII – конец XIX вв.)”12. Обобщенность этой монографии, позволяет от общего прийти к частному, то бишь от общеимперской благотворительности именно к римско-католической. Автором проведена впечатляющая работа. Стоит отметить, что исследователь предложил ныне общепринятую периодизацию развития благотворительности в Российском государстве, которая отвечает на вопросы спада и развития благотворительности, в частности и римско-католической, которые задает исследователь. Автор предлагает понятий аппарат, который также стал общепризнанным. До выхода это монографии не существовало общепризнанного определения благотворительности,
- «Благотворительность есть добровольная, факультативная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в том числе созванных трудом в процессе самой благотворительной деятельности, и направленная достижение большего социального благополучия».13
Автор также почти не обратил внимания на римско-католическую благотворительность, но это объясняется тем, что католическая благотворительность не была областью сотрудничества общества и государства, поэтому находилась вне заявленных рамок исследования. Монография определенно играет важную роль, в понятии сути благотворительности и исследование такого социально-экономического и социально-политического феномена как благотворительность и христианское призрение просто невозможно.
Следующей важнейшей работой является книга доктора богословия Бронислава Чаплицкого “Католическая благотворительность в России в 1860-1918 гг.”14. Это капитальный труд, посвященный именно проблеме польских благотворительных обществ. Это объясняется тем, что в массовом сознании людей XIX века, человек с римско-католическим вероисповеданием ассоциировался, прежде всего, с поляком15.
В книге обращает на себя внимание необычайно богатая фактография и документация. Это является основным достоинством работы и прекрасной иллюстрацией упоминаемой деятельности ее широкого развития, несмотря на правовые ограничения и отношение к ней царских властей. Отличительным фактом монографии заключается то, что в ней использованы российские и польские источники: документация, исследования, мемуары, периодическая печать, а также архивы. Это единственная монография на русском языке, где использовались материалы польских архивов.
«Католическая благотворительность в России в 1860-1918 гг.» посвящена проблеме благотворительности. Она поднимает вопросы: Общественно-политических условий католической благотворительной деятельности в царской России, типов католических благотворительных организаций, деятельности католических благотворительных просветительских центров, благотворительной деятельности тайных монашеских конгрегаций в России, католической благотворительной деятельности в условиях угрозы (1910-1914), а также католической благотворительной деятельности в России во время первой мировой войны.
Затронутая автором тематика в очень малой степени исследована и обработана. Труд Бронислава Чаплицкого стал первым основополагающим трудом в деле изучения римско-католической благотворительности в России.
Следующим автором, который предстаёт перед нами одним из важнейших по нашей проблематике, является доктор исторических наук Т.М. Смирнова и её монография «Польские общества в Санкт-Петербурге»16.
Монография посвящена истории многочисленных польских общественных организаций, действовавших в Петербурге в конце XIX – начале XX в. Это время наиболее ощутимого присутствия поляков в столице России и самой активной деятельности благотворительных, просветительных, научных, корпоративных, спортивных, молодежных обществ, создаваемых по общественной инициативе.
Автор заявляет о широком круге источников, но в монографии отсутствует архивный материал, Т.М. Смирнова, увы, не вводит в научный оборот новые источники, а опирается только на материал из Российской Национальной Библиотеки.
Нас интересует глава № 2 под названием «Римско-католические благотворительные общества». В неё даётся более детальный анализ деятельности польских благотворительных обществ, чем в работе Бронислава Чаплицкого. Автор опирается на источники периодической печати, которые уже были названы выше, и по ним реставрирует деятельность римско-католической благотворительности.
Столичная католическая благотворительность косвенно представлена работами польских историков. Людвиг Базылев в своем труде “Поляки в Санкт-Петербурге”17 приводит биографии известных деятелей Римско-католического общества св. Екатерины - Антония Малецкого и Константина Будкевича. К. Пожарским написана биография Антония Малецкого – “Несгибаемый пастырь в Петербурге. Слуга Божий епископ Антоний Малецкий (1861-1935)”18.
Р. Ханковска написала великолепный труд по истории прихода св. Екатерины Александрийской, в частности там есть упоминания о римско-католическом благотворительном обществе, которое объединило всю польскую благотворительность под одной крышей19.
История провинциальной римско-католической благотворительности находит своё отражение в диссертациях на тему национальных меньшинств, где исследователи косвенно касаются благотворительных организаций.
Благотворительность в западной Сибири рассматривается в работе Новосибирского исследователя – Незделюк Т. Г.20 В южном районе России благотворительность представлена работами Рыловой Н.В.21 и Четвериковой Е.В.22 На Кавказе благотворительность рассмотрена работами Туевой Б.В.23 и Макоевой Л.С.24 Центральная Россия исследована в диссертации Нестеренко, Е. Н.25 Можно заключить, что польская благотворительность на территории России достаточно исследована.
“Привислинский край”, “Царство Польское”, “Конгрессовка” – территория в центральной Европе, которая с 1815-1917 года входила в состав Российской Империи.
До 1860-х годов в законодательстве чаще использовалось название «Царство Польское», редко — «Польша». В 1860-х годах эти названия стали заменяться словосочетаниями «губернии Царства Польского» и «губернии Привисленские». 5 марта 1870 г. повелением Александра II было предчертано именовать российскую Польшу «губерниями Царства Польского», однако в ряде статей Свода законов Российской империи наименование «Царство Польское» сохранилось. С 1887 г. наиболее применяемыми становятся словосочетания «губернии Привислинского края», «Привислинские губернии» и «Привислинский край», а в январе 1897 г. Николай II отдал распоряжение, которым употребление названий «Царство Польское» и «губернии Царства Польского» было ограничено случаями крайней необходимости, хотя из Свода законов эти названия так и не были удалены. Поляки называли Царство Польское “конгресовка” (польск. Kongresówka, от Królestwo Kongresowe)26.
Историографию можно разделить на дореволюционную, то есть вышедшую до 1917 года, периода существования советской системы и постсоветскую. В совокупности литература на русском языке по данной теме чрезвычайно мала, чем соответственно и должна вызывает интерес у исследователя.
Дореволюционная историография богата работами публицистического характера и скудна научными, в истинном значении этого слова, исследованиями. Самой внушительным трудом, по интересующей нас тематике, стала статья российского ученого и публициста польского происхождения А.С. Окольского. Его внушающий труд – «Исторический очерк призрения бедных в Польше», представляет из себя статью , где автор по заказу министерства внутренних дел описывает историю общественного призрения, христианского нищилюбия и благотворительности. Его труд стал единственным найденным источником по благотворительности вообще и именно в Царстве Польском27.
Автор делит польскую благотворительность на три периода. Первый период – 966-1469 годы, второй – 1496-1769 гг. Автор выделяет религиозный аспект, как наиболее доминирующий признак этих периодов28. Выводы его периодизации совпадают с современной периодикой предложенной А.Р. Соколовым, но является несколько неполными29. Третий и интересующий нас период занимает наибольшее место в его работе, что объясняется заказом министерства внутренних дел. Автор говорит об отходе от религиозности, которая была присуща прошлым периодам.30 Основной темой исследования является механика взаимодействия между властью и обществом в деле общественного призрения. Автор анализирует законодательство и приводит примеры благотворительных учреждений.
Статья была написана в 1878 году, и на 1870-е годы автор делит все учреждения на три вида31: Заведения, которые состоят в непосредственной собственности советов призрения, частные заведения, которые состоят под наблюдением советов призрения, заведения, состоящие под гминным управлением.
В заключении делает выводы о переходе благотворительности из церковного и религиозного характера в светский. Делает вывод о том, что в XIX веке произошла положительная перемена в состоянии благотворительных обществ из-за того, что была проведена систематизация и разделение обществ согласна их целям32. Окольский упоминает о деятельности Варшавского благотворительного общества33. Важнейшим аспектом его работа является то, что в конце своей статьей, он проводит критику современной ему системы благотворительности и высказывает своё мнение об недостатках, которые он считает важными и существенными34.
Следующим значительным автором является барон О.О. Буксгевден – правовед, тайный советник и меценат. Он интересен тем, что занимался благотворительностью не только теоретически, но и практически. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона называет пропагандистом домом трудолюбия35.
Автор вел публицистическую деятельность на страницах периодическая печати – «Детская помощь» и «Вестник благотворительности». Он представлен статьями «Об общественном призрении и благотворительности в польских губерниях» за 1893 г.36 и 1894 г.37
Также пропагандой домом трудолюбия в «О Варшавском доме трудолюбия».38
В статьях «Об общественном призрении в Царстве Польском» Буксгевден характеризует в общем состоянии благотворительности39. Приводит информацию о действующих обществах в губерниях, а также их характеризует их доходы и расходы40.
На страницах «Вестника благотворительности» также публиковался А.Ф. Селиванов – русский писатель и педагог. У него существует статья о Варшавском благотворительном обществе.41 Статья носит характер исторического очерка о деятельности общества за 80-е годы XIX века. Его статья очень важна т.к. Селиванов описывает свою поездку по учреждениям благотворительного общества, даёт характеристику людям, которые там работают, а также поднимает вопрос о недопустимом положении «питомцев» благотворительного общества42.
На страницах «Вестника судебной медицины» печатался заслуженный доктор А. Вальтер.
Ему принадлежит статья «Об общественном призрении и благотворительности в Польских губерниях»43. Автор рассматривает проблему благотворительности в Польше с организационно-медицинской точки зрения. Упоминает об Варшавском, Люблинском и Лодзьинском благотворительном обществе, лично участвует в инспекциях в богадельнях44.
Выражает мнение отличное от прогрессивного мнения его эпохи. Заключается оно в том, что он требует, чтобы общественное призрение «здешнего» края находилась в руках правительства45.
Дореволюционная историография преимущественно представлена работами, которые носят публицистический характер.
Современная историография, как уже говорилось, чрезвычайна скудна. Не существует никаких работ, которые были всецело посвящены именной избранной исследователем проблематике, поэтому библиография представлена работами исследователей, которые касались проблемы, либо эпизодично, либо косвенно.
В ярчайшей монографии А.Р. Соколова «Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII – конец XIX в.)» Польша представлена тремя главами. «У западных соседей», где рассмотрена благотворительной второй половины XVIII века46 и двумя параграфами, которые уже совпадают по интересующей нас тематике – «Общественное призрение и благотворительность на окраинах империи. Особенности развития», характеризует польскую благотворительность в Николаевскую эпоху47. «Развитие благотворительности на окраинах империи в последней трети XIX века. Национальные и религиозные особенности», где рассмотрена Польша периода развития частной благотворительности в годы великий реформ и пореформенное десятилетие48.
Также весьма интересна диссертация В.А. Соколовой – «Российское общество красного креста (1867-1918 гг.)», предметом исследования являлось функционирование Общества Красного Креста. В работе большое внимание было уделено формированию общества красного креста на территории Великого княжества Финляндского и Царства Польского49.
Польское историография представлена работой Павла Бомбяка – «Имперское меценатство в провинциальной Варшаве». Автор исследует государственную благотворительность застройки Варшавы. Императорское меценатство на территории Варшавы стала разворачиваться после 1815 г. Когда к территории Российской Империи была присоединена большая часть Варшавского герцогства50.
По мнению автора под имперским меценатством преследовались цели «культурной колонизации» Польши и ее культуры, а именно это проявлялось в строительстве православных храмом, зданий в псевдовизантийском стиле. Автор видит в этом политические и пропагандистские задачи. Поляки негативно реагировали на здания застройку Варшавы православными храмами, но оставались безразличными к строительству административных зданий на русские деньги51.
Магдалена Мичиньска исследует вопрос «Общественной жизни науки и просвещения в Варшаве после Январского восстания (1863) до 1890-х гг.» Её статья освещает деятельность кружков интеллигенции, которая оказались в полулегальном состоянии из-за насильственной русификации польской научной жизни. Благотворительность и меценатство стали той национальной чертой, которая смогла сохранить и даже развивать Польскую национальную науку52.
Касса имени Й. Мяновского (Бывшего ректора школы Глувной) стала главной организацией научного меценатства. Касса существовала благодаря членским взносам, вкладам семей, индивидуальных и организаций. Кассу называли “Министерством Польской науки эпохи неволи”53.
|