Скачать 1.41 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПБГУ) Выпускная квалификационная работа на тему: АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ОБЪЕКТОВ НАСЛЕДИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРИГОРОДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) По направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Образовательная программа бакалавриата СВ.5063.2013 Профиль: Атрибуция и экспертиза художественных ценностей Выполнила: студентка 4 курса очного отделения Ивлева Алёна Андреевна Научный руководитель: к.и.н., старший преподаватель кафедры музеологии Чебаненко Сергей Борисович Санкт-Петербург, 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3Глава 1.Проблемы актуализации объектов архитектурного наследия и объектов наследия садово-паркового искусства в теоретическом и юридическом аспектах 6 1.1.Понятия «актуализация» и «музеефикация» 6 1.2.Вопросы актуализации архитектурного наследия и объектов наследия садово-паркового искусства в международном законодательстве и законодательстве РФ 12 Глава 2. Способы актуализации объектов архитектурного наследия и объектов наследия садово-паркового искусства 27 2.1.Актуализация памятников архитектуры 27 2.2.Музеефикация памятников архитектуры 32 2.3.Перепрофилирование памятников архитектуры 38 2.4.Актуализация объектов наследия садово-паркового искусства 47 Глава 3. Практика актуализации объектов архитектурного наследия и объектов наследия садово-паркового искусства на примере пригородов Санкт-Петербурга 57 3.1.Музеефикация объектов архитектурного наследия и объектов наследия садово-паркового искусства на примере пригородов Санкт-Петербурга 57 3.3.Приспособление к немузейному использованию архитектурных и садово-парковых объектов наследия на примере пригородов Санкт-Петербурга 76 Заключение 93 Список использованных источников и литературы 99 Приложение 116 ВВЕДЕНИЕ Сохранение культурного наследия является необходимым условием существования современного общества и его развития. С течением времени отношение к памятникам изменялось, оно прошло путь развития от исключительно утилитарного взгляда на исторически значимые места, здания, предметы, сады и другие виды памятников до осознания абсолютной незаменимой уникальной в каждом случае ценности таких объектов. В настоящее время неоспоримым является тот факт, что разрушение культурного наследия ведёт к уничтожению исторической памяти, утрате связи с прошлыми поколениями, а вследствие и разрушению основ существования мирного гуманного развитого современного общества. В данной работе будет рассмотрена проблема сохранения объектов архитектурного и садово-паркового культурного наследия. Данные виды памятников являют собой одну из самых многочисленных групп объектов культурного наследия. Ценность исторических зданий и садов, как мемориальных мест и мест памяти, объектов, обладающих художественными качествами начала осознаваться одной из первых. Однако, в настоящее время принципы и методику сохранения данных видов памятников нельзя назвать окончательно сформировавшимися. Существующий в настоящее время подход к сохранению объектов культурного наследия характеризует не столько стремление к обеспечению их физической сохранности, сколько стоящая перед специалистами задача актуализировать памятник для современного общества. В настоящем исследовании будут рассмотрены основные принципы и способы актуализации объектов архитектурного и садово-паркового наследия. Первая глава данной работы посвящена рассмотрению проблемы актуализации объектов культурного наследия в теоретическом и юридическом аспектах. Для формулирования основополагающих понятий настоящего исследования, таких как «актуализация» и «музеефикация», были рассмотрены теоретические исследования специалистов в данной области. Также глава содержит анализ зарубежного законодательства и законодательства Российской Федерации в вопросах сохранения культурного наследия. Во второй главе представлены существующие в европейской и отечественной практике способы актуализации объектов архитектурного наследия и наследия садово-паркового искусства. С данной целью были изучены следующие типы источников и литературы: методические рекомендации по проведению реставрационных работ на архитектурных объектах и объектах садово-паркового наследия; научные статьи и учебные пособия, содержащие описание современных подходов к восстановлению и приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия; международные и отечественные законодательные документы и другие. Третья глава настоящего исследования содержит описание практики актуализации объектов архитектурного наследия и объектов наследия садово-паркового искусства на примере пригородов Санкт-Петербурга. С этой целью приводится общая характеристика реставрационной и музеефикационной деятельности ведущих пригородных музеев-заповедников «Петергоф», «Гатчина», «Павловск» и «Царское село». Также в данной главе рассматриваются следующие объекты культурного наследия: «Баболовский парк», Дворцово-парковый ансамбль «Собственная дача» и Дворцово-парковый ансамбль «Ропша». На примере данных объектов прослеживаются основные принципы сохранения культурного наследия в современной отечественной практике, анализируется уровень её соответствия рассматриваемому подходу к сохранению наследия через его актуализацию. С этой целью были рассмотрены материалы, с описанием истории создания и бытования памятников; документация посвященная данным объектам; опубликованные проекты по их реставрации и приспособлению к современному использованию. Актуальность исследования: Рассмотрение подхода к сохранению культурного наследия через его актуализацию в настоящее время особо актуально. На территории Санкт-Петербурга и его пригородов расположено большое количество памятников, процесс разрушения которых ещё не остановлен, их неудовлетворительное состояние усугубляется, появляются новые утраты. При таких обстоятельствах рассмотрение современных подходов и мер по сохранению подобных объектов может способствовать решению проблемы наилучшим образом. Задачи исследования: -Сформулировать для данного исследования определение понятия «актуализация»; -Ознакомится с законодательной базой по данному вопросу; -Выявить основные принципы актуализации культурного наследия в международной и отечественной практике; -Проанализировать современные проекты по приспособлению объектов культурного наследия «Баболовский парк», Дворцово-парковый ансамбль «Собственная дача» и Дворцово-парковый ансамбль «Ропша» на предмет соответствия данным принципам. Цели исследования: Определить наиболее благоприятные способы и принципы актуализации комплексных объектов, включающих в себя памятники архитектуры и произведения садово-паркового искусства. ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ОБЪЕКТОВ НАСЛЕДИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ЮРИДИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ Вопросы актуализации, приспособления и использования объектов культурного наследия в современной практической деятельности по сохранению культурного наследия занимают важное место. Это подтверждается активным обсуждением этих проблем среди специалистов, публикацией многочисленных научных исследований по данной тематике, обозначением этих вопросов в международных документах. В данной работе внимание обращено на проблему актуализации, приспособления и музеефикации памятников архитектуры и объектов садово-паркового искусства в Санкт-Петербурге. Рассмотрение этого вопроса невозможно без определения ключевых понятий и анализа международного и отечественного законодательства по вопросам сохранения культурного наследия. 1.1.ПОНЯТИЯ «АКТУАЛИЗАЦИЯ» И «МУЗЕЕФИКАЦИЯ» Основополагающим для данного исследования является термин «актуализация», который часто встречается в научной литературе, активно используется специалистами. Под актуализацией в самом широком смысле понимается действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации1. В отношении культурного наследия феномен актуализации может рассматриваться как феномен культуры и в то же время как практическая мера по сохранению объектов культурного наследия. С точки зрения культурного феномена актуализация понимается как форма, демонстрирующая постоянную обращенность культуры к прошлому ради будущего2. Развитие культуры происходит благодаря творческому переосмыслению достижений предыдущих эпох, а также выработке новых духовных ценностей. «Изменения в культуре происходят в процессе интерпретаторской и инновационной практики людей на основе культурного наследия»3. В работах Е.Н.Мастеницы феномен актуализации рассматривается как специфическая форма культурной преемственности. Сама культура существует не только как совокупность артефактов, духовных ценностей прошлого, но и как значения, смыслы этих артефактов «оживлённые», существующие в активном сознании и деятельности человека. Под актуализацией здесь понимается вовлечение в актуальную, существующую культуру достижений и ценностей прошлого, освоение духовного опыта предшественников. Это происходит через интерпретацию, постижение тех смыслов, которые содержатся в артефакте, их соотнесение с современной действительностью4. В исследованиях Гуловой А.Б. и Сидоровой Н.В. культурное наследие рассматривается как объект сохраняющий, передающий и транслирующий материальные и духовные ценности последующим поколениям. Актуализация здесь выступает в роли механизма функционирования культурного наследия. Актуализация переводит потенциальные ценности, созданные в прошлом, в актуальные ценности, выводит их из первоначального контекста и помещает в новый контекст. «Временная дистанция наполняет культуру новыми смыслами. Вместе с тем актуализация выступает как «расшифровка» кода определенной эпохи и преобразование этого кода в новый смысл»5. Исследователи также отмечают диалогичный характер процесса актуализации при котором происходит активное взаимодействие субъекта и объекта, их взаимное влияние и преобразование друг друга6. При рассмотрении актуализации как современной практики сохранения и использования памятников культуры используется определение актуализации как деятельности, направленной на сохранение и включение культурного и природного наследия в современную культуру путём активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации. В Словаре актуальных музейных терминов также указываются сложившиеся в практической сфере определённые направления использования объектов: по первоначальному назначению; по назначению, отличному от первоначального, но не наносящему ущёрб ценным качествам объектов; использование в целях презентации и изучения объекта. Приоритетным или единственно возможным способом названа музеефикация7. Автор монографии «Музеефикация историко-культурного наследия России», фундаментального и авторитетного исследования практики музеефикации и приспособления памятников, М.Е.Каулен отмечает, что актуализация предполагает выведение объектов наследия из пассивного состояния и их включение в живую актуальную культуру8. М.Е.Каулен также описывает переход в современной практике от декларировавшегося ранее использования культурного наследия, предполагающего утилитарную, материальную выгоду, к освоению памятника, не только физическому но и духовному. Освоение трактуется как «универсальный способ сохранения наследия, остающегося живым и действенным, даже когда та или иная форма бытия культуры перестаёт существовать физически»9. Практика актуализации демонстрирует эту тенденцию и обозначает «новую расстановку аксиологических акцентов». По мнению исследователя, взамен сиюминутной выгоде, приходит социальный эффект, часто отсроченный и ожидаемый уже для будущих поколений10. Таким образом, основополагающими чертами актуализации объекта культурного наследия являются, прежде всего, её направленность на сохранение памятника, на выявление и демонстрацию историко-культурного потенциала памятника, стремление к его включению в современный культурный контекст. Актуализация объекта культурного наследия включает в себя несколько аспектов: 1.Новая интерпретация, трансформация ценности актуализируемого объекта в соответствии с контекстом современной культуры. Этот этап может определяться как духовное освоение объекта; 2.Обеспечение физической сохранности памятника, которое предполагает проведение натурного обследования объекта, консервации и научной реставрации; 2.Обеспечение необходимых условий для благоприятного способа использования памятника, приспособление объекта к новой функции. Объект культурного наследия необходимо использовать по его предназначению, либо, что является более распространенной практикой, приспособить его к новой функции. Неиспользование, запустение архитектурного памятника, лишение его минимального ухода приводит к его скорейшему разрушению. Продолжительная бесхозность памятника является одним из наиболее губительных разрушающих факторов. Приоритетным, наиболее доступным и устойчивым способом сохранения и актуализации объекта культурного наследия признается его музеефикация. Под этим понятием понимается преобразование недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа. Выделяют следующие цели подобного преобразования: максимальное сохранение, выявление историко-культурной, научной, эстетической ценности недвижимых памятников и их активное включение в современную культуру. Музеефикация памятников состоит из нескольких последовательных этапов, таких как исследование памятника, его реставрация, сохранение или воссоздание художественно-архитектурных или историко-бытовых интерьеров, а также природной и культурно-исторической среды, интерпретация памятника (через музейные экспозиции, выставки, объяснительные тексты, мемориальные доски), организация условий для его обзора (путём разработки маршрутов осмотра, определения «видовых точек» и смотровых площадок, установки маршрутных указателей и т.п.), в исключительных случаях создаётся научная реконструкция утраченных памятников. Широкое распространение практики музеефикации в нашей стране произошло после Великой Отечественной войны, в период широкомасштабных работ по реставрации культурного наследия и организации музеев-заповедников. Тогда же появилось само понятие «музеефикация памятника». Сегодня объектом музеефикации могут являться любые виды памятников от памятников природы до элементов образа жизни и деятельности людей 11. Однако наиболее частым объектом музеефикации сегодня становятся памятники архитектуры. В результате музеефикации и сопровождающих её мер по реставрации (консервации, фрагментарной или целостной реставрации) возникают определённые типы музеев. С 1950-1970 годов существует деление музеефицированных памятников на две формы: 1)использование памятника под экспозиции и музейные службы («под музей») 2)превращение в самостоятельный объект музейного показа («как музей», признавалось «более высокой» формой, применяемой в отношении наиболее ценных объектов) 12. В настоящее время между этими двумя пограничными чертами выделяется большое число промежуточных форм смешанной музеефикации. В отношении объектов садово-паркового искусства развивается практика по созданию музеев-садов и музеефикации парковых территорий, прилегающих к музеям-дворцам или являющихся самостоятельными объектами музейного показа. В современной практике существует критика музеефикации как искусственного умерщвляющего процесса. Возникает стремление обеспечить естественную жизнь памятника, но подобные действия способны нанести вред его сохранности. В связи с этим, по мнению музейных специалистов, становится необходимой разработка и обсуждение более современных подходов к музеефикации. Приоритетным для которых станет воссоздание атмосферы культурно-исторической среды и цельного художественного облика памятника. В данном вопросе внимание исследователей привлекает частичная музеефикация, при которой объект не изымается полностью из естественной среды и выполняет свои изначальные функции при одновременном использовании музейных средств для обеспечения сохранности 13. |
Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»... Особенности выражения эмоций у детей дошкольного возраста при взаимодействии с отцами |
Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный... Психологические особенности женщин с различной самооценкой риска заражения вич-инфекцией |
||
Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»... Юго-восточные земли великого княжества литовского и русское пограничье в XV начале XVI веков |
Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»... Подготовка кадров лесного ведомства в системе профессионального образования Российской империи в первой половине XIX в |
||
Выпускная квалификационная работа ... |
Выпускная квалификационная работа ... |
||
Выпускная квалификационная работа ... |
Выпускная квалификационная работа ... |
||
Выпускная квалификационная работа ... |
Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет» (СПбГУ) Данная работа посвящена проблеме сохранения индустриального наследия и его современного использования в туристических и культурно-познавательных... |
||
Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»... |
Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»... |
||
Образовательная программа магистратуры вм. 5661. 2015 музейное кураторство Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»... |
Образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский... I. Вещь в горизонте философского вытеснения Глава II. Апология вещественного Альтернативные подходы к вещи в философии |
||
Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет» (СПбГУ) Польские благотворительные общества в россии второй половины XIX начала XX века |
Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет» (СПбГУ) «Афганский вопрос» в политике вице-короля Индии Джорджа Керзона в 1899-1905 гг. 36 |
Поиск |