Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов
страница1/13
ТипУчебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Сборник алгоритмов лечения неотложных состояний при инфекционных заболеваниях у детей

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов,

интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов

Ставрополь, 2017

УДК 616.9-053.2/5.-07(07.07)

ББК 57.335.14я73 ISBN

С–23


Сборник алгоритмов лечения неотложных состояний при инфекционных заболеваниях у детей:

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов / М.В. Голубева, Л.В. Погорелова, А.Н. Обедин, Л.Ю. Барычева Л.Ю., Погосова М.А., Мосиянц В.Г. – Изд-во: СтГМУ, 2017 г. – 45 с.

Голубева М.В. * – доктор медицинских наук, профессор

Погорелова Л.В. * – кандидат медицинских наук, доцент

Обедин А.Н. **доктор медицинских наук, доцент

Барычева Л.Ю. ***доктор медицинских наук, профессор

Погосова М.А.* – кандидат медицинских наук, доцент

Мосиянц В.Г. * – ассистент
*Кафедра детских инфекционных болезней ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России.

** Кафедра анестезиологии, реаниматологии и скорой медицинской помощи ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России.

***Кафедра иммунологии ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России.
В учебно-методическом пособии содержатся современные аспекты лечения неотложных состояний у детей. Детально изложен способ применения и дозировки препаратов в возрастном аспекте. Представлен системный подход к лечению на догоспитальном и госпитальном этапе.

Рецензенты:

Калмыкова А.С. – заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней Ставропольского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор.

Калоева З.Д. – заведующая кафедрой детских болезней № 2 Северо-Осетинской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор.


УДК 616.9-053.2/5.-07(07.07)

ББК 57.335.14я73 ISBN

С–23

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМУ



© Коллектив авторов-составителей

© Ставропольский государственный

медицинский университет, 2017

Список сокращений

АБ – антибиотики

АД – артериальное давление

БГМ – бактериальный гнойный менингит

ВВЗ – вирус варицелла зостер

ВДП – верхние дыхательные пути

ВПГ – вирус простого герпеса

ВЧД – внутричерепное давление

ГКС – глюкокортикостероиды

ГОМК – гамма-оксимасляная кислота

ГЭБ – гемато-энцефалический барьер

ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

ДВС – диссеминированное внутрисосудистое свёртывание

ДН – дыхательная недостаточность

ЖВО – жидкость возмещения объема

ЖЕЛ – жизненная ёмкость лёгких

ЖТПП – жидкость текущих патологических потерь

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИТШ – инфекционно-токсический шок

ККБ – кокарбоксилаза

ККГЛ – конго-крымская геморрагическая лихорадка

КОС – кислотно-основное состояние

КЭ – клещевой энцефалит

ЛФК – лечебная физическая культура

НПВС – нестероидные противовоспалительные препараты

ОАК – общий анализ крови

ОНГМ – отек-набухание головного мозга

ОПН – острая почечная недостаточность

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

ОРИТ – отделение интенсивной терапии и реанимации

ОЦК – объем циркулирующей крови

ПКТ – прокальцитонин

СД – суточная доза

СЗП – свежезамороженная плазма

СМП – спинномозговая пункция

СНСАДГ – синдром неадекватной секреции антидиуретического гормона

СРБ – С-реактивный белок

ФП – физиологическая потребность

ЦНС – центральная нервная система

ЦСЖ – цереброспинальная жидкость

ЧДД – частота дыхательных движений

ЭКГ – электрокардиография
Содержание


Список сокращений

3

  1. Актуальность проблемы угрожающих состояний у детей

5

  1. Алгоритмы лечения неотложных состояний у детей

7

2.1.

Алгоритм введения детей с синдромом крупа при ОРВИ

7

2.2.

Алгоритм введения детей с острым бронхитом и обструктивным бронхитом

8

2.3.

Алгоритм введения детей с бронхиолитом

10

2.4.

Алгоритм введения детей с пневмонией

11

2.5.

Алгоритм введения детей с эпиглоттитом

13

2.6.

Алгоритм введения детей с энцефалической реакцией

14

2.7.

Алгоритм введения детей с генерализованной формой менингококковой инфекции

15

  • догоспитальный этап

15

  • госпитальный этап

15

  • гипертоксическая форма

17

2.8.

Алгоритм лечения детей с гнойным менингитом

18

  • этиотропная терапия

18

  • патогенетическая терапия

21

2.9.

Алгоритм лечения энцефалитов у детей

23

  • этиотропная терапия

23

  • патогенетическая терапия

24

2.10.

Терапия угрожаемых синдромов при нейроинфекциях у детей

25




  • отек головного мозга




  • ДВС-синдром




2.11.

Алгоритм ведения детей с инфекционно-аллергической полинейропатией

28

2.12.

Алгоритм ведения детей с эксикозом I, II, III степени

30

2.13.

Алгоритм ведения детей с эксикозом и энцефалической реакцией

33

2.14.

Алгоритм ведения детей с пищевой токсикоинфекцией

35

2.15.

Алгоритм ведения детей с ботулизмом

36

2.16.

Алгоритм ведения детей с фульминантной формой гепатита

37

2.17.


Алгоритм введения детей с Конго-Крымской геморрагической лихорадкой

40

2.18.


Алгоритм введения детей с бронхиальной астмой на этапе первичной помощи

42

2.19.

Алгоритм введения детей с крапивницей

43

2.20.

Алгоритм введения детей с анафилактическим шоком

44

Список литературы

45



  1. Актуальность проблемы угрожающих состояний у детей

Инфекционные заболевания продолжают оставаться одной из актуальных проблем педиатрии, что обусловлено увеличением инфекционных болезней смешанной этиологии, сложностями своевременного использования современных методов диагностики в реальной практике, неоднородностью действий врачей в выполнении стандартов ведения и лечения детей с инфекционными заболеваниями.

Неотложные состояния у детей занимают центральное место среди всех разделов клинической педиатрии. Вопросы неотложных состояний при инфекционных заболеваниях у детей являются наиболее приоритетными, поскольку в структуре общей заболеваемости до 90% приходится на инфекционную патологию.

Развитие угрожающих жизни состояний в детском возрасте обусловлено многими факторами, в том числе анатомо-физиологическими особенностями, несовершенством нейрогуморальной регуляции функций организма, а также отягощенным преморбидным фоном. Всё это способствует формированию у ребёнка «напряженного гомеостаза» и приводит к быстрому срыву адаптационно-компенсаторных возможностей при воздействии неблагоприятных факторов.

В этой связи каждый врач-педиатр обязан владеть навыками оказания неотложной помощи при критических состояниях и тяжелых заболеваниях. Успех в оказании экстренной помощи во многом зависит от правильной диагностики и выборе необходимых лечебных мероприятий. При этом от врача требуется решительность, оперативность и умение организовать необходимую помощь, чтобы ликвидировать угрожающее состояние.

Интенсивная терапия всегда срочная (экстренная в критических состояниях или неотложная при наличии факторов риска их развития). Термин «интенсивная терапия» включает комплекс мероприятий, использующийся при лечении детей с остро возникшими ситуациями, при которых одна или несколько жизненно важных функций нарушена настолько значительно, что без активной поддержки их организм просто не может существовать.

Интенсивная терапия обладает своими особенностями. Интенсивная терапия носит компенсаторный характер, замещая утраченную или резко нарушенную функцию в организме ребенка. Это, как правило, посиндромная терапия, не всегда совпадающая по времени назначения с патогенетической и этиотропной терапией. Интенсивная терапия должна отличаться предельной точностью дозировок и адекватностью действий в ситуации острого дефицита времени и, в то же время, она должна быть последовательной в соответствии с динамикой патологического процесса. Интенсивная терапия предполагает выделение ведущего, наиболее опасного в каждый конкретный момент, жизнеугрожаемого синдрома для предупреждения развития необратимых явлений, полиорганной недостаточности.

Несвоевременная и недостаточно эффективная коррекция основных жизненно важных функций у детей часто приводит к летальному исходу и инвалидизации. Правильная оценка состояния детей, выявление ведущего синдрома и проведение терапии с учетом анатомо-физиологических особенностей помогают избежать ошибок.

Существуют болезни с изначально высоким риском развития критических состояний и неблагоприятных исходов. К ним относятся ботулизм, геморрагические лихорадки, дифтерия, генерализованная менингококковая инфекция, сепсис, холера, тяжелый острый респираторный синдром. Дети с вышеуказанными заболеваниями, а также с другими инфекциями в сочетании с факторами повышенного риска подлежат, независимо от изначальной тяжести патологического процесса, интенсивному наблюдению с постоянной готовностью к экстренному проведению соответствующих лечебных мероприятий.

В детской инфекционной практике определены основные синдромы критических состояний: инфекционно-токсическая энцефалопатия, инфекционно-токсический шок, дегидратационный синдром (шок), острые дыхательная, печеночная и почечная недостаточности.

Методы интенсивной терапии внедрены в практику лечения тяжелых форм менингококковой инфекции, геморрагических лихорадок, гриппа и других острых респираторных заболеваний, при коматогенных формах вирусных гепатитов, ботулизме, пищевых токсикоинфекциях, в лечение больных с отеком-набуханием головного мозга, с инфекционно-токсическим шоком.

Особо чувствительной к экстремальным факторам является центральная нервная система (энцефалопатия, отек-набухание головного мозга). Поэтому изменения со стороны ЦНС (инфекционно-токсическая энцефалопатия) часто являются предвестниками и проявлениями нарушений функций других органов и систем, всегда предполагают клинико-патогенетическую оценку их состояния, проведения соответствующих неотложных мероприятий.


  1. Алгоритмы лечения неотложных состояний у детей


2.1. Алгоритм введения детей с синдромом крупа при ОРВИ


Синдром крупа при ОРВИ

Современные представления: Антибактериальная терапия не эффективна и не показана; в отношении вызывающих круп вирусов противовирусных препаратов не существует.

Применявшиеся ранее паровые ингаляции не эффективны.

Показания к госпитализации:

  • Все дети со стенозом II ст. тяжести и более.

  • Дети со стенозом I ст. на фоне врожденного стридора, эпилепсии и с др. отягощающими факторами.

  • Дети 1 года жизни и глубоко недоношенные по анамнезу.

  • Дети, находящиеся в социально неблагополучных условиях.

  • При невозможности обеспечить постоянное наблюдение за состоянием ребенка.

Последовательность мероприятий

Особые указания

1.

Суспензия будесонида (пульмикорта) через небулайзер в дозировке 500-1000 мкг на 1 ингаляцию ((до 1 года – 500 мкг, старше 1 года – 1000 мкг) форма выпуска: контейнеры 0,25 и 0,5 мг/мл, 2 мл).

Ингаляции повторяют до полного разрешения стеноза.

Детям с крупом 0-1 ст. В 85% случаев бывает достаточно 1 процедуры.

2.

Дексаметазон: 0,6 мг/кг в/м.

При отсутствии дексаметазона – преднизолон (1 мг преднизолона соответствует 0,15 мг дексаметазона).

Повторного ведения гормонов, как правило, не требуется.


Детям со стенозом 2 степени; при неэффективности будесонида, а также при невозможности проведения у детей до 3 лет (выраженное беспокойство).

3.



Ингаляции эпинефрина (адреналина) проводят каждые 15-20 минут по 0,5 мл/кг (раствор 1 мг/1 мл) на одну ингаляцию (максимум 5 мл) – развести в 3 мл 0,9% раствора натрия хлорида – не более трех ингаляций.

В дополнение к дексаметазону.

4.

Назотрахеальная интубация термопластической трубкой значительно меньшего диаметра, чем нужно ребенку по возрасту, или коникотомия (трахеостомия).

Детям со стенозом гортани 3-й степени.

5.

При необходимости используют увлажненный кислород.

В случае доказанной гипоксии.

6.

Сосудосуживающие капли в нос.





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconУчебно-методическое пособие
...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconДиагностика и лечение аллергических заболеваний учебно-методическое пособие
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, интернов, ординаторов и аспирантов, обучающихся по специальности «аллергология...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconЧитинская государственная медицинская
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического факультетов, клинических ординаторов и интернов, слушателей...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconПрактические навыки дерматовенеролога часть I учебно-методическое...
Учебно-методические указания «Практические навыки дерматовенеролога» составлены на основе типового учебного плана и программы специализации...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconРуководство состоит из двух частей. Часть первая «Общая онкология»
Руководство предназначено для нефрологов, врачей-терапевтов, студентов старших курсов медицинских вузов, а также клинических интернов...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconОмская Государственная Медицинская Академия Городская клиническая...
Учебно-методическое пособие обсуждено на методическом совете стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии;...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconМетодические рекомендации Ставрополь, 2003
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей- терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов-...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconФедеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию гоу...
Учебно-методическое пособие предназначено для врачей общей практики, врачей-терапевтов, отоларингологов, клинических фармакологов,...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconМетодические рекомендации для студентов
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских учебных заведений, а также могут быть полезны для врачей-интернов,...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconУчебное пособие для студентов, врачей-интернов, клинических ординаторов
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconЕ. Б. Лупарев Кандидат юридических наук, доцент
Учебное пособие предназначено для системы последипломного образования специалистов в области общественного здоровья и управления...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconРуководство предназначено для врачей, клинических ординаторов, аспирантов...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconПедагогическая практика Учебно-методическое пособие для студентов...
...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconУчебно-методическое пособие для студентов заочного отделения
Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconУчебник для вузов Рекомендовано Учебно-методическим объединением...
Дудникова Э. В. — профессор кафедры детских болезней по ростовского государствен­ного медицинского университета, доктор медицинских...

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, интернов, клинических ординаторов, педиатров, инфекционистов iconУчебно-методическое пособие для студентов
Вакцинопрофилактика инфекционных болезней учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург: Изд. Угма, 35с


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск