Давыдова В.И., Трофимчук О.М., Башак Т.В., Кривошеина И.Ю., Аббакумова С.И.
Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога. – Челябинск, 2010г.
В сборнике дано систематическое изложение основных методических и практических вопросов деятельности педагога-психолога в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Сборник будет полезен в первую очередь практическим психологам, а так же всем тем, кто проявляет внимание к такой сложной и увлекательной профессии, как педагог-психолог.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
Раздел 1. Первые шаги педагога-психолога ОУ 8
Проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий профессиональную деятельность педагог-психолог 8
С чего начать работу в ОУ? 10
Раздел 2. Документация педагога-психолога ОУ 12
Основные типы документации педагога-психолога ОУ 12
Законодательно-правовые акты и нормативные документы 12
Специальная документация. 16
Организационно-методическая документация 17
Этический кодекс педагога-психолога 18
Образцы документации по организации деятельности педагога-психолога ОУ 23
Должностная инструкция педагога-психолога ОУ 23
Примерная номенклатура дел педагога-психолога ОУ 27
Форма годового планирования педагога-психолога ОУ 29
Циклограмма работы педагога-психолога ОУ 32
Рекомендации по оформлению журнала учета видов работы педагога-психолога 36
Протокол психодиагностического обследования 40
Психологическая характеристика и психологическое заключение 43
Алгоритм составления справки (заключения) по результатам психодиагностических исследований 49
Психолого-педагогическая карта развития 50
Формы стандартизированных отчетов педагога-психолога ОУ 51
Итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год. 59
Раздел 3. Модель кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении 65
Расположение кабинета педагога-психолога 65
Температурный режим 66
Организация пространства кабинета педагога-психолога 66
Требования к организации фитодизайна 68
Требования к применению музыкальных средств 69
Светоцветовое оформление кабинета 70
Материально-техническое наполнение кабинета. 73
Методическое обеспечение работы педагога-психолога 75
Организация хранения материалов. 78
Раздел 4. Направления профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях ОУ 80
Психологическое просвещение 81
Психопрофилактическая работа 82
Психодиагностическая работа 83
Содержание диагностической работы педагога-психолога ОУ 83
Классификация диагностических методик 84
Стандартизация психодиагностического инструментария 99
Развивающая и психокоррекционная работа 103
Содержание развивающей и психокоррекционной работы педагога-психолога ОУ 103
Организация психолого-педагогической коррекции на диагностической основе 104
Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам в системе образования 109
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МДОУ 110
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МОУ 112
Консультативная работа 117
РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 118
РАЗДЕЛ 6. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ 122
Подсказки начинающему дошкольному психологу.
Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73 122
Развитие креативности и раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Малкова Е.Ю., педагог-психолог МДОУ №219 126
Коллективные творческие дела в практике работы педагога-психолога.
Литвинчук Е.А., педагог-психолог МОУ СОШ №5 132
Дети-инвалиды: психологические проблемы и неожиданные открытия.
Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73 136
Волшебные дети.
Залятова Я.Э., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №454 140
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Вы держите в руках книгу, которая написана с тем, чтобы как можно более эффективно и действенно помочь начинающему свой профессиональный путь педагогу-психологу.
Педагог-психолог приходит в образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.
В данной книге отражены разные стороны работы педагога-психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места педагога-психолога.
Клятва детского психолога.
Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности я вложу в свою непростую работу.
В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, – для тех, кто идет ко мне.
Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.
И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.
И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить, и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.
РАЗДЕЛ 1. ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОУ
Проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий профессиональную деятельность педагог-психолог.
Педагог-психолог в образовательном учреждении – это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Основные функции психолога в ОУ связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами ОУ.
Успешность работы педагога-психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с администрацией и остальным персоналом ОУ. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача – выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для начала необходимо понимать различия профессиональных позиций педагога и психолога.
Различия профессиональных позиций педагога и психолога.
|
Профессиональная роль
учителя
|
Профессиональная роль психолога
|
Содержание профессиональных знаний
|
Общепедагогические знания. Методика преподавания школьного предмета
|
Общепсихологические знания. Индивидуально-психологические и возрастные особенности детей. Психодиагностика, психокоррекция
|
Отношение к детям
|
Обучающее, контролирующее, оценивающее
|
Понимающее, помогающее
|
Отношение с педагогами
|
Взаимоотношения по горизонтали (взаимоотношения коллег по работе)
|
Межпрофессиональные взаимоотношения сотрудничества разных специалистов
|
Отношение с администрацией
|
Подчинение начальству
|
Стремление к автономии и сотрудничеству
|
Внешние характеристики
|
Уверенность, власть над учениками, строгость, «учи тельский голос»
|
Сочувствие, готовность к человеческим отношениям, мягкость в поведении
|
В первое время психологи-выпускники чувствуют себя беспомощными, не зная, что делать в первую очередь, как себя вести. Они утопают во множестве проблем, которые обрушивает на них ОУ, берутся сразу за все, чтобы показать себя полезным.
Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются психологи-выпускники:
Личностная и профессиональная адаптация.
Проблема вхождения педагога-психолога в педагогический коллектив.
Трудности взаимодействий со школьной администрацией.
Затруднения при налаживании общения с обучающимися (воспитанниками) ОУ.
Проблемы и трудности, которые испытывают педагоги-психологи, приходя в образовательное учреждение, усугубляются еще и тем, что ОУ, со своей стороны, предъявляет к педагогам-психологам свои требования. Давайте посмотрим, какие типичные ожидания и требования предъявляет ОУ к педагогу-психологу:
ОУ ждет психолога-волшебника. Администрация, педагоги и родители считают, что как только педагог-психолог появится в ОУ, все станет хорошо: школьники начнут учиться с увлечением, перестанут прогуливать уроки, грубить родителям и педагогам и курить на переменах. Педагоги будут спокойно и с интересом заниматься своим педагогическим трудом. Исчезнут конфликты, всякие чрезвычайные происшествия. Администрация, наконец, наладит хорошие отношения с педагогическим коллективом. А родители станут довольными ОУ в целом и педагогами в частности.
ОУ ждет психолога как «представителя силового министерства». При появлении в ОУ педагога-психолога к нему идут педагоги, воспитатели и родители с просьбами «сделать хоть что-нибудь» с ребенком-хулиганом; с бесконечно недовольными и жалующимися во все вышестоящие инстанции родителями; с педагогами, которые проявляют по отношению к детям негативно-агрессивное отношение и пр.
ОУ ждет педагога-психолога как судью или арбитра. Это ожидание можно выразить так: «Вот придет педагог-психолог, он скажет, что правильно и что неправильно, кто виноват и кто не виноват». В данной ситуации к педагогу-психологу идут потоки просьб и жалоб самого разного характера.
С чего начать работу в ОУ?
Итак, в ОУ пришел педагог-психолог, испытывающий трудности, связанные с собственной адаптацией, завоеванием профессионального авторитета среди педагогов, детей и их родителей. Педагог-психолог сталкивается также со встречным потоком ожиданий различного характера.
В такой ситуации большое значение имеет способность педагога-психолога к оперативной ориентировке в образовательной среде и принятию правильного решения о том, (чего следует начать свою работу).
Первый шаг в этом направлении связан с большим риском и ответственностью. От того, как педагог-психолог сможет профессионально зарекомендовать себя с первых месяцев своей работы в ОУ, как он по-человечески проявит себя и какое отношение людей к нему сформируется, зависит не тальке его дальнейшее положение и статус в ОУ, но и в конечном итоге отношение ОУ к психологии вообще.
Педагог-психолог ОУ имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы (интерната, лицея) или заведующему детским садом. По профессиональной – психологическому центру, где работают специалисты-психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую организационную помощь, обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, города и пр.
Итак, с чего начать?
Рекомендации для начинающего педагога-психолога.
Узнайте ответ на вопрос: «Какой видит работу педагога-психолога директор ОУ?»
С директором необходимо детально обговорить:
свои должностные обязанности и предложить свой вариант деятельности;
кто и как будет контролировать Вашу деятельность, сроки и формы текущей и итоговой отчетности;
распорядок работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне ОУ.
Необходимо обратить внимание на то, что:
план работы на год педагог-психолог составляет самостоятельно;
директор и заместители директора принимают участие в обсуждении Вашего годового плана, т.к. он является частью годового плана ОУ;
директор обязательно заверяет своей подписью и печатью Ваш годовой план, должностные обязанности, исходящую документацию во внешние инстанции;
годовой план работы согласуется с сотрудниками психологического центра (МОУ ЦПМСС) и заверяется подписью директора МОУ ЦПМСС.
Изучите нормативно-правовую базу.
При планировании работы на год обратите особое внимание на основные моменты развития ребенка:
в МДОУ: 1-ая, 2-ая младшие группы (адаптация к МДОУ), старшая и подготовительная группы (психологическая готовность к обучению в школе);
в МОУ: 1-е классы (адаптация к школе), 4-е классы (психологическая и интеллектуальная готовность к переходу в среднее звено), 5-е классы (адаптация к среднему звену),8-е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11-е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к итоговой (государственной) аттестации).
Исследуйте, какие именно ожидания о работе педагога-психолога сформированы у педагогов, детей, родителей и составьте карту социально-психологических ожиданий. С этой целью проведите специальное исследование в форме анкетирования. Применяя метод анкетирования, отдавайте себе отчет о том, что не сможете собрать все анкеты (по наблюдениям социологов, при раздаче анкет объем их возврата колеблется от 30% до 92-98%). Можете столкнуться еще с одной трудностью. Ответы респондентов могут быть самыми различными: ситуативными, непродуманными, необоснованными, неискренними или просто формальными.
Для того чтобы не было спешки и беспорядка в ведении документации, заполняйте журналы своевременно и каждый день (например, в конце каждого рабочего дня) обобщайте все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.
По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь в Службу практической психологии и социальной педагогики МОУ ЦПМСС.
Желаем удачи, надеемся, что у Вас все получится!
|