Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста


Скачать 331.69 Kb.
Название Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста
страница 1/2
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста.

Цель: рассмотреть основные профессионально-этические принципы работы психолога-психодиагноста, способствовать развитию профессиональной рефлексии студентов на деятельность психолога.

Подготовка к выполнению практической работы.

  1. Изучить профессионально-этические принципы работы психолога-диагноста (Шмелев А.Г., 1996.)

  2. Ознакомиться с кодексом этики американских психологов (1992) (Анастази, 2001).

  3. Аннотировать статью: «Этический кодекс практического психолога в системе образования // Школьный психолог, 2001. - № 44.

Содержание занятия:

Цель: развитие рефлексии на содержание личного этического кодекса будущих психологов.

Задание № 1.

Практическая психология предполагает воздействие на психическую реальность человека. Имеет ли право психолог «лезть в чужую душу без спроса»? Может ли он причинить другому человеку боль?

Студентам предлагается обсудить проблему воздействия психолога на психическую реальность человека, а также сформулировать свой этический кодекс, пользуясь таким правилом: в левой колонке продолжите несколько раз предложение: «Я никогда не сделаю другому человеку ...», а в правой колонке то же самое сделайте с предложением: «Я всегда сделаю для другого человека ...».

На обратной стороне листа продолжите выполнение задания - измените предложение в левой колонке так: «Я никогда не сделаю себе ...», а в правой колонке измените предложение так: «Я всегда сделаю для себя ...». Сравните эти ответы сами или предложите оценить их группе.

Задание № 2.

Студентам предлагается групповая дискуссия на тему: «Допустимо ли использование психодиагностики в учреждениях образования».

Студенты делятся на 2 подгруппы: сторонников использования психодиагностики; противников использования психодиагностики.

В процессе подготовки каждая подгруппа письменно готовит тезисы выступлений, в которых излагает аргументы в поддержку своей позиции. На это отводится 10-15 минут, после чего начинается групповая дискуссия.

Примерные аргументы сторонников психодиагностики:

1. Психодиагностика позволяет быстро изучить индивидуальные особенности ребенка;

2. На основе полученных данных можно эффективнее организовать обучение и воспитание детей.

Примерные аргументы противников психодиагностики:

1. Могут быть нарушены права ребенка.

2. Если понимать психодиагностику как «дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам» (Гуревич К.М.), то в результате диагностической работы за ребенком может закрепиться клеймо, ярлык, к нему станут хуже относиться учителя.

3. Каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, а психодиагностика работает с понятием «норма».

В результате групповой дискуссии студенты приходят к выводу, что психодиагностику использовать в учреждениях образования можно, но только при соблюдении «техники безопасности» - этических принципов и правил.

Вопросы для самостоятельной работы и самопроверки:

  1. Все ли психолого-педагогические методики требуют одинаково высокой квалификации исполнителя?

  2. Каким образом сертификация методик способствует сохранению профессиональной тайны»?

  3. Кому и как психолог-диагност может сообщать полученную им психодиагностическую информацию об испытуемом?

Рекомендуемая литература.

  1. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик //Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб, 2000.

  2. Профессионально-этические принципы в психодиагностике //Основы психодиагностики /Под ред. Шмелева А.Г. - М., 1996.

  3. Этические стандарты психологов //Психологическая диагностика /Под ред. К.М.Гуревича. - М., 1997.

  4. Этические и социальные аспекты тестирования //А. Анастази. Психологическое тестирование. - СПб, 2001.

  5. Этический кодекс практического психолога в системе образования // Школьный психолог, 2001.-№44.

Тема: Классификация методов психодиагностики.

Цель: познакомить студентов с различными классификациями психодиагностических методов, сформировать навыки определения типов методов психодиагностики.

Подготовка к выполнению практической работы.

  1. В словарь психодиагностических терминов записать ключевые термины, понятия, характеризующие основные методы психодиагностики (тесты, опросники, наблюдение, проективные методы, опросы, контент-анализ, эксперимент). Приготовиться к «психодиагностическому» диктанту.

  2. Изучить классификации психодиагностических методов по различным основаниям (Шмелев А.Г., Немов Р.С., Гуревич К.М., Бодалев А.А., Столин В.В.).

Содержание занятия:

Задание 1.

Заполнить таблицу:

Психодиагностический метод

Определение психодиагностического

метода

Типы (группы)

ПД-х

методов

Достоинства ПД-х методов

Недостатки ПД-х методов

1. Тесты













2. Опросники













3.Проективные техники













4.Психофизиологические методы













5.Диалогические техники (опрос)













6.Контент-анализ (анализ продуктов деятельности)













7. Наблюдение













8. Шкальные техники













Задание № 2.

Психодиагностический диктант (10-15 минут).

Студентам зачитываются краткие определения методов психодиагностики. Их задача - быстро записать ответы.

Примерные задания:

  1. перечень вопросов, предназначенных для письменного опроса;

  2. анализ содержания тестового документа;

  1. процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации ответов;

  2. наблюдение, которое выполняется по строго очерченной методической схеме;

  3. тесты, направленные на измерение уровня развития знаний, умений и навыков в конкретных областях.

Задание № 3.

Студентам предлагаются некоторые психодиагностические методики для определения их типа согласно разным классификациям.

Примерный перечень методик.

  1. Тест Кеттелла 6. Матрицы Равена

  2. Тест Розенцвейга 7. ТЮФ

  3. Тест Вегнера 8. Тест Леонгарда

  4. Методика Рене-Жиля 9. Тест Спилбергера-Ханина

  5. Рисунок семьи 10. ПДО Личко

Анализ проводится индивидуально в письменной форме. Результаты обсуждаются в группе и оформляются в форме таблицы.

Вопросы для осмысления и самоконтроля:

1.Назовите различные основания классификации.

2. Дайте классификация по качеству методик (Гуревич К.М.).

  1. Дайте классификацию психодиагностических методов по характеристике основного методического принципа (Столин В.В., Бодалев А.А.).

  2. Дайте «Операциональную классификацию» Шмелева А.Г.

  3. Назовите автора классификации психодиагностических методов по:

  1. типу применяемых тестовых задач;

  2. по адресату тестового материала;

  3. по форме представления тестового материала;

  4. по внутренней структуре;

  5. по критерию наличия тестовых норм;

  6. по характеру данных, используемых для психодиагностических выводов.

Рекомендуемая литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. II - М: Педагогика,1982.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование С-Петербург, «Питер»,2001.

  3. Введение в психодиагностику /Под ред. Гуревича К.М. - М., 1997.

  4. Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. - М, 2000.

  5. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М, 1996.

  6. Общая психодиагностика /Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. - М., 2000.

  7. Основы психодиагностики /Под ред. Шмелева А.Г. - Р-на-Д., 1996.

  8. Психологическая диагностика / Под ред. Гуревича К.М. - М., 1997.

  9. Психологическая дифференциация нарушений развития у старшеклассников: методические рекомендации. Отв. ред. В.В.Ковалев. - М.: НИИ психиатрии, 1982. 33 с.

  10. Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешек.;

Общ. ред. Г.А.Овсянникова. - Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.

  1. Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. - Ростов-на-Дону, 1993.

  2. Gruhitzsch S. Testtheorie - Testpraxis. Psychologische Test und

  3. Prufverfahren im kritischen Uberblick. - Germany, Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Veiiag Gmbre, 1991. S. 192-195.


Тема: Стандартизация. Статистические тестовые нормы.

Цель: познакомить студентов с основой статистического метода, использующегося при определении тестовых норм, сформировать практические навыки построения и описания кривой распределения.

Подготовка к выполнению практической работы.

Изучить и выписать в словарь психодиагностических терминов следующие понятия: «надежность», «валидность», «стандартизация», «коэффициент надежности», «гомогенность методики», «тест-ретест», «метод расщепления», «прием параллельных форм», «корреляция», «шкальные оценки», «стандартизация», «выборка стандартизации», «рестандартизация», «статистическая норма», «сигма», «нормативное распределение», «линейная стандартизация», «возрастные нормы».

Задание 1.

Провести статистическую обработку экспериментального материала по критериям Стьюдента и Манна-Уитни.

Задание 2.

Используя алгоритм нахождения коэффициента ранговой корреляции Спирмена, вычислить коэффициент надежности теста.

Задание 3.

Вычислить коэффициент надежности теста, используя поправочную формулу Спирмена-Брауна.

Контрольные вопросы.

  1. Что такое надежность теста?

  2. По каким направлениям идет проверка психодиагностических методик на надежность?

  3. Какие факторы влияют на надежность теста?

Рекомендуемая литература:

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер, 1999, с. 192-204.

  2. Психологическая диагностика / Под ред. К.М.Гуревича. - М., 1997.

Тема: Личностные опросники

Цель: познакомить студентов с разными типами личностных опросников, сформировать навыки работы с опросниками Р. Кеттелла, Г. Айзенка, модификаций опросника MMPI («Мини-Мульт»), ПДО Личко А.Е., опросник К.Леонгарда.

Подготовка к лабораторной работе

  1. В словарь психодиагностических терминов записать и выучить следующие понятия: «личностный опросник», «экстра-интроверсия, нейротизм», «контрольная шкала», «клиническая шкала», кодирование оценок теста».

  2. Подготовить сообщение на тему: «Описание типов акцентуаций по А.Е.Личко, по К. Леонгарду».

3.Изучить рекомендации по психокоррекционной работе с акцентуированными личностями.

Описание лабораторной работы. Работа в аудитории

Студентам предлагается выполнить ряд заданий:

Задание 1. Личностный опросник Г. Айзенка.

1. Студентам предлагается написать цифры от 1-57. И, не заглядывая в «ключ» опросника, проставить буквы: экстраверсия - Э, интроверсия -И, нейротизм - Н, показатель искренности - Л. Затем студенты подсчитывают количество правильно определенных вопросов и обсуждают, что проще определилось и почему? То же самое можно проделать с опросником Р.Кеттелла.

Задание №2. Личностный опросник Г.Айзенка.

Выраженность качеств личности называется акцентуацией характера. Существуют несколько классификаций акцентуаций характера (по А.Е. Личко, К.Леонгарду). На координате Г.Айзенка студентам предлагается расположить акцентуации характера и обосновать попадание акцентуаций в клетке «сангвиник», «меланхолик», «холерик», «флегматик».

Схема соответствия проявлений интро-экстраверсии и нейротизма-эмоциональной устойчивости типам темперамента (по Айзенку).

Те акцентуации, которые никак не вписываются в эту систему, выделить в отдельный блок.

Какие тесты диагностируют акцентуации характера личности?

Внеаудиторная (самостоятельная) работа

Цель: закрепить навыки применения личностных опросников.

Студентам предлагается провести один из личностных опросников (на выбор) со своим контрольным испытуемым, составить заключение по результатам методики и разработать рекомендации с учетом выявленных особенностей личности.

Перечень личностных опросников, возможных для применения в диагностическом обследовании

  1. «Мини-мульт» (Зайцев).

  2. Опросник Г.Айзенка (EPI) (с 7 лет - детский вариант, с 14 лет - взрослый вариант).

  3. Патохарактерологический диагностический опросник - ПДО А.Е.Личко.

  4. Методика К.Леонгарда.

  5. Опросник Р.Кеттелла (8-12 лет - 12-факторный; от 16 лет - 16-факторный).

Рекомендуемая литература:

  1. А.А.Реан. Практическая психодиагностика личности. - СПб, 2001.

  2. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Псков, 1994.

  3. Немов Р.С.Психология. т.З. - М, 1995.

  4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.

  5. Реан А.А. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. СПб,1993, ИМАТОН.


  1   2

Похожие:

Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon План лекции. Введение. История развития трансплантации. Проблема...
Тема 11: Этические проблемы трансплантации органов и тканей человека. Этические проблемы ксенотрансплантации
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Движение worldskills россия
Данный Кодекс этики устанавливает нормы поведения и этические стандарты wsr, которыми следует руководствоваться при принятии решений...
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Профессионально-педагогическое самообразование учебное пособие
Компоненты готовности к профессионально-педагогическому самообразованию и их критерии 25
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык»
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: знания: на уровне представлений: понятие об основных...
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Курсовая работа по курсу: Общая социологическая теория
В странах Запада уже более 25% молодежи-Эмо. В каждой субкультуре существуют свои ценности: модели поведения, этические нормы, степень...
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Сборник итоговых контрольных работ по профессионально- трудовому обучению
Аракелова М. А., учитель профессионально-трудового обучения (швейное дело) гкоу «Волжская школа-интернат»
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Учебное пособие «Бизнес профессионально»
«Бизнес профессионально»: учеб пособ. / А. М. Пидодня, Т. М. Керова. Самара, Самар гос техн ун-т, 2010. 81 с
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка»
Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм (нормы произношения и нормы...
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Ведомственные строительные нормы нормы
Всн 178-91 Нормы проектирования и производства буровзрывных работ при сооружении земляного полотна
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Методическая разработка по устройству и эксплуатации тягача тема 36
Цель: Изучить нормы расхода и способы экономии горюче-смазочных и эксплуатационных материалов
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Тема №1. Нормы современного русского литературного языка
Задание Прочитайте слова, обращая внимание на подвижность ударения в некоторых грамматических формах
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Международные и общеевропейские нормы деонтологии
России, поэтому рассмотрению деонтологических норм, общепринятых в европейских странах, и посвящена отдельная тема курса «Юридическая...
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Учебное пособие. / Сост
Учебное пособие предназначено для студентов уровня Intermediate и Upper-Intermediate, обучающихся по специальности связи с общественностью,...
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
Российскому государственному профессионально-педагогическому университету 25 лет. Трижды за свою историю университет получал новое...
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Профессионально-психологический отбор в силовые ведомства
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 37. 04. 01 «Психология», и преподавателей,...
Тема: Профессионально-этические нормы психодиагноста icon Реферат Тема: Организация исследовательской деятельности на уроках...
В связи с возрастающими требованиями к человеку как субъекту профессиональной деятельности в настоящее время особое внимание уделяется...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск