Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет»


Скачать 80.67 Kb.
Название Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет»
Тип Урок
Урок биологии 8 класс

Тема: «Иммунитет»

Задачи:

Образовательные: формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, а также развитие умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления; 
Воспитательные: формирование диалектико-материалистического мировоззрения; Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

  2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: таблица “Кровь”, портрет И. И. Мечникова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Тип урока: комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний

Методы:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа);

  • наглядные (демонстрация);

  • частично-поисковые (самостоятельная  работа с материалом) и   составление  информационного листа;

  • проблемные (проблемные вопросы);

  • практические (решение теста).

Основные понятия урока:

  • Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них

  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

  • Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

                   иммунная система, виды иммунитета, возбудители ,заболевания, виды         заболеваний,   вакцина, лечебная сыворотка.

Оборудование: таблица «Кровь»,  компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды  иммунитета”. Учебники у каждого ученика, карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», раздаточный материал «Виды иммунитета», портреты ученых, карточки рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный момент - 3 мин.

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

Актуализация знаний

2. А. Индивидуальный опрос (у доски по слайду «Внутренняя среда организма)

учитель:

.Укажите и охарактеризуйте состав и функции внутренней среды организма)

Б..Блиц-опрос( по слайдам)

1Назовите состав крови?

2.Из чего состоит плазма?

3.Назовите форменные элементы крови?

4 Сколько эритроцитов в норме в 1мм3 крови?

5.Каковы особенности их строения, значения?

6 Особенности строения лейкоцитов? Количество их в норме?

7. Каково строение и значение тромбоцитов?

8. Чем лимфоциты отличаются от лейкоцитов?
В. Словарный диктант. Инструктаж учителя по выполнению работы

- Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.

1.Из какой части внутренней среды клетка получает необходимые вещества, выделяя в нее ненужные?(Тканевая жидкость)

2.Как называется особый белок эритроцитов ,имеющий красный цвет?(Гемоглобин)

3.Сколько лейкоцитов содержится норме в 1 мм3 крови человека?(6-8 тыс. в 1мм3крови)

4.Какие клетки крови И.И.Мечников называет «пожиратели бактерий»?(Фагоциты)

5.Как называются защитные белки плазмы крови?(Лимфоциты)

6.Как называется часть крови состоящая из 90% воды, белков и минеральных солей?(Плазма)

7.Как называется прозрачная жидкость, часть внутренней среды, участвующая в защите организма от болезнетворных бактерии?(Лимфа)

8.Как называется растворимый белок плазмы крови, участвующий в процессе свертывания крови?(Фибриноген)

9.Как называется особый вид соединительной ткани ,связывающий все части организма ,которая транспортирует, защищает ,питает весь организм?(кровь)

10.Как называются красные, безъядерные .двояковогнутые клетки крови?(эритроциты)

(Ученики в парах обмениваются работами и взаимопроверяют, исправляют и ставят сами по инструкции учителя оценки. Учитель собирает работы проверяет выставляет оценки.)

Таким образом ,мы с вами определили ,что внутренняя среда организма очень сложна в своей организации, т.к. она выполняет много разных и сложных функций Об одной из которых мы сегодня на уроке продолжим разговор.

3.Релаксационная пауза

 Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. ( Звучит легкая музыка)

4. Изучение нового материала.

Послушайте отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»

Ныне церковь опустела

Школа глухо заперта

Нива праздно перезрела

Роща темная пуста

И селенье, как жилище

Погорелое стоит -Тихо все

(одно кладбище)

Не пустует не молчит

Поминутно мертвых носят

И стенания живых

Боязливо Бога просят
успокоить духи их.


Учитель: О чем идет речь в данном отрывке?(эпидемии чумы)

Чума известна с глубокой древности .В 6 веке в Византийской Империи чума продолжалась 50 лет и унесла много жизней .Ее называли «Черной смертью»

Не менее опасна была и оспа .В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы погибало 400 тыс. человек.

Постановка проблемной ситуации: Почему самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних ,а для других не вызывали особых последствий?

-Учитель: Значить у организмов есть защита .Ее выполняют клетки крови-лейкоциты ,лимфоциты.

Историческая справка

Человек живет в окружении разнообразных болезнетворных бактерий ,вирусов ,грибков, простейших .Люди долгое время не подозревали об этом пока 320лет назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук создал первый микроскоп и посмотрев на каплю воды произнес фразу: «Я открыл мир невидимых существ.»-микроорганизмов или как их стали называть в разговорной речи-микробы. Одни из полезные, применяющие для получения молочнокислых продуктов, другие- патогенные-, источники многих заболеваний человека и животных .Болезни называют инфекционными т.е. заразные. Это доказал в своих работах Л Пастер-основоположник микробиологии. Проникнув в организм бактерии повреждают ,разрушают клетки и ткани .питаются ими и размножаются .После заражения в организме человека их уже несколько триллионов. Выделяемые ими токсины ядовиты для организма человека .Течение болезни зависит от устойчивости ,от способности защититься т.е от его иммунитета. Термин «Иммунитет» , лат immunis- так в Древнем Риме называли гражданина свободного от государственных повинностей. Иммунитет-освобождение ,избавление от чего – либо.

А теперь обратим внимание на эпиграф урока : «Наш организм –государство ,а силы его иммунитета – армия на страже его независимости.»Эти слова принадлежат авторитетному российскому иммунологу Р.Петрову.

Т.О сегодня на уроке мы познакомимся с понятием иммунитет, как этот процесс происходит в организме, какая система органов осуществляет этот процесс ,виды иммунитета .и.как надо себя вести чтоб не заболеть.

-Учитель: Найдите в тексте учебника определение иммунитету ,прочтите ,выпишите в тетрадь.

Выясним где в организме образуются клетки защиты

1Красный костный мозг

2.Тимус(вилочковая железа)

3.Селезенка

4.Лимфатические узлы.

Именно здесь вырабатываются специальные клетки защиты-лейкоциты и лимфоциты .Лейкоциты как амеба спокойно перемещаются и один лейкоцит может уничтожить до 30 микробов Лимфоциты -защитные белки плазмы крови- вырабатывают специальные антитела, которые и уничтожают «чужака»

Вам известны такие антитела как иммуноглобулин ,интерферон и т.д.

Учитель: Так почему же во время страшных эпидемий погибали не все?(те у кого устойчивый иммунитет мог выдержать и не заразиться.)

Рассмотрим виды иммунитета (схема).

Виды иммунитета



Естественный




Искусственный



Врожденный Вакцина

Приобретенный Сыворотка

Большой вклад в борьбу с натуральной оспой вносит английский сельский врач Дженнер.(Сообщение учащегося о его работе)

Учитель: Таким образом, мы сегодня с вами познакомились с понятиями иммунитет, система органов иммунитета ,его видами и механизмами его действия.

Давайте обсудим как надо себя вести, чтоб не заболеть и укрепить защиту нашего организма.(Сообщение учащихся)

Но не на все болезни вырабатывается стойкий иммунитет например- грипп и т.д.

6.Закрепление пройденного материала

Учитель: Определить насколько хорошо вы разобрались в новой теме нам поможет небольшая работа в группах

1группа (1 ряд) Решить задачу (карточка№1)

Задача.

Ухаживая за Игорем ,мама заразилась от сына и была вынуждена на неделю взять больничный лист. Какой экономический ущерб нанесла фабрике по пошиву одежды болезнь мамы Игоря ,если в день она производила продукции на 800 рублей?

2 группа(2 ряд) Решить задачу (карточка№2)

Ученик 9 класса Игорь очень любил подолгу играть в компьютерные игры и очень не любил заниматься физкультурой ,а также носить головной убор в холодное время года .Неудивительно ,что однажды он сильно простудился и заболел .Врач диагностировал у Игоря ОРВИ и ринофарингит и посоветовал лечиться лекарственными средствами:

Анаферон-115руб.

Биопарокс-225 руб.

Себидин-48 руб.

Нурофен-190 руб.

Навизин-56 руб.

АЦЦ-150 руб.

Поливитамины-220 руб.

Рассчитайте на сколько болезнь Игоря обременила семейный бюджет.

3 группа (3 ряд) Составить синквейн к слову «Кровь»

Сообщение учащихся на тему «СПИД - чума ХХ века».

7. Подведение итогов

Учитель оценивает индивидуальную работу учащихся ,работу в группах, активность.

8. Рефлексия

Что Вы знаете об иммунитете?  Что нового Вы узнали об иммунитете?

Заполняется графа,  что нового узнали.

С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?

Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке?

Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю?

9.Домашнее задание: изучить статью иммунитет с.122.

Учитель :Благодарю за работу!

Похожие:

Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок биологии (5 класс) многообразие грибов
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок: 35,36. Класс: 8б дата: Тема: Кислоты. Состав и свойства. Урок-путешествие
Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения...
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок технологии 4 класс. Тема : Обувная фабрика. Модель детской летней обуви (урок 2)
Ребята, с каким промышленным предприятием мы познакомились на прошлом уроке? -обувная фабрика
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок русского языка, 1 «А» класс Тема: Закрепление по теме: «Письменная...
Учебник «Русский язык», 1 класс, авторы: Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок по теме «Белки»
Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты...
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок по английскому языку 7 класс Тема: «Игра на уроке иностранного языка»
Образовательные: повторение и закрепление изученного грамматического и лексического материала
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок биологии в 8 классе на тему: «Слуховой анализатор»
...
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: "Как зимой помочь птицам?"
Автор учебника: Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть, Москва «Просвещение» 2011 г
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок 35 7 класс 28. 11. 16 Тема: Гаджетомания. Чтение, говорение, письмо
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и активизации лексического материала, совершенствованию навыков чтения, говорения...
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок английского языка и истории 7 класс Тема урока: Монархия в Англии в XVI веке
Цель: Раскрытие особенностей королевской власти в Англии на примере
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Программа основного общего образования по биологии 6 класс «Живой организм»
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные (7 класс) Локальная версия
Биология. Живой организм. 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина. 2006г
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок музыки. 1 класс Тема урока: Музыкальные инструменты
Закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о музыкальных инструментах. Знакомство...
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок химии 11 класс Учебник «Химия 11 класс»
Развивающая развитие мышления через формирование причинно- следственных связей между строением, свойствами и применением белков
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Урок по биологии Тема урока: строение и значение мышц. Групп мышц
Задачи: познакомить учащихся с группами мышц тела человека, научить определять принадлежность мышц к той или иной анатомической группе...
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» icon Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочая программа составлена на
Латюшин В. В, Шапкин В. А.– М.: Дрофа, 2009., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск