Скачать 85.72 Kb.
|
Дикая Лариса Николаевна , зам. директора по УВР, учитель биологии и географии, ГОУ СОШ№347 с углубленным изучением английского языка E-mail: havrix@yandex.ru Открытый урок биологии в 8 классе на тему: «Слуховой анализатор» Технология урока: развитие критического мышления через чтение и письмо: мозговой штурм, синквейн, пометки на полях, ИНСЕРТ, толстые и тонкие вопросы, кластер Цели: Образовательные: 1) выяснить, что такое слуховой анализатор и какова его функция; 2) уяснить особенности строения; 3) расширить кругозор по теме. Познавательные: 1) раскрыть значение органа слуха, причины его нарушения . Воспитательные: 1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; 2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности). Развивающие: 1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста; 2) развивать логическое мышление; 3) развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная). Оборудование урока: таблица слуховой анализатор, муляж органа слуха, отрывок из пьесы В. Шекспира «Гамлет», карточки- инструкции для учащихся к лабораторной работе. ХОД УРОКАСтадия вызоваэпиграф – Бабушка, зачем тебе такие большие уши? – Это чтобы лучше слышать тебя, дитя мое. Шарль Перро Учитель. Каждому с детства знаком, вынесенный в эпиграф диалог из старой сказки. В своем вопросе Красная Шапочка подразумевала ушные раковины, которые обычно и называют ушами. А все-таки, зачем нам уши? Прав ли был волк, ответив: «Чтобы лучше слышать тебя»? Ученики. Благодаря воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Старые люди с пониженным слухом, прислушиваясь к чему-либо, приставляют сложенную рупором ладонь к уху, как бы увеличивая его. Задание 1.Работа в парах. Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Орган слуха». Для этого структурируйте сведения, оформив их синквейном. Возможные варианты.
Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Стадия осмысленияЗадание 2. Прочитайте текст в учебнике «Анализаторы слуха и равновесия» на стр. 80-82 Учебник биология « Человек» для 8 класса средней школы. Н.И. Сонин, М. Р. Сапин. – М.: Изд. «Дрофа, 2002, используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте « Пометки на полях». Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами: Таблица (пример) ИНСЕРТ
Беседа с классом по вопросам: 1.Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? Рассказ о строении слухового анализатора по плакату. 3. Что вызвало сомнения или, с чем вы были не согласны? 4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить. Учитель. Ребята, а вы знаете, кто такой «копуша»? Ученики. Так принято называть медлительного человека, ленивого тугодума. Учитель. Какое отношение «копуша» имеет к уху? Оказывается, самое непосредственное. Исторический факт. Новгородский историко-археологический музей-заповедник. На витринах – найденные при раскопках ножи, топоры, наконечники копий и стрел. А вот какие-то палочки – «копушечки». В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти изготовлялись из дерева. Ну а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем так стали в насмешку обзывать всех, кто непомерно много внимания уделяет второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному. Учитель. А как обстоят дела с гигиеной наружного слухового прохода сегодня? У каждого из нас обязательно есть расческа, зубная щетка, в недавнем прошлом, да и сейчас многие пользовались зубочистками, а вот о «копушечках» вы не прочтете ни в одном гигиеническом руководстве. Оказывается, гигиенические правила, и взгляды тоже меняются с течением времени.(сообщение ученика) Ученик «Копушками» прочищали наружные слуховые проходы от ушной серы. Откуда берется сера в слуховых проходах и что это такое? Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок, – это измененные сальные железы кожи. Вместе с растущими в небольшом количестве волосами они служат для защиты слуховых проходов от попадания пыли и других инородных частиц. Секрет серных желез обладает сильным антибактериальным действием. Эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки кнаружи и во время своего роста выносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода. Учитель. Так нужно ли постоянно чистить слуховые проходы палочками? Современная гигиена отвечает на этот вопрос отрицательно. Достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако и сейчас встречаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предметами – спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к травмированию кожи слуховых проходов, попаданию туда инфекции и возникновению воспаления. Да и само по себе постоянное механическое раздражение ведет к усилению функций серных желез и повышенной выработке серы. Сера может скапливаться в огромных количествах и даже полностью закрывать слуховой проход, образуя серную пробку, что приводит к снижению слуха. Тогда врачи-отоларингологи вынуждены удалять серные пробки, чтобы вернуть больному слух. Чаще всего их вымывают сильной струей воды, подаваемой в слуховой проход из специального шприца Жане (по возможности показать шприц). Этот устрашающего размера шприц нередко фигурирует в кинокомедиях, вспомним хотя бы «Кавказскую пленницу». В действительности никаких уколов таким шприцем никогда и никому не делают. Учитель. У вас на столах есть отрывок из пьесы В. Шекспира «Гамлет» с описанием сцены появления тени отца Гамлета, где призрак рассказывает о совершенном злодеянии. Прочитаем его (чтение по ролям).
|
ПризракВижу, ты готов. И кто б ты был? Болотной сонной ряской В стоячих водах Леты, если б тут Не всколыхнулся. Значит, слушай, Гамлет. Объявлено, что спящего в саду Меня змея ужалила. Датчане Бесстыдной ложью введены в обман. Змея - убийца твоего отца В его короне. Гамлет О, мои прозренья! Мой дядя? ПризракДа …. Но тише! Ветром утренним пахнуло. Потороплюсь. Когда я спал в саду В свое послеобеденное время, |
В мой уголок прокрался дядя твой С проклятым соком белены во фляге И мне в ушную полость влил настой, Чье действие в таком раздоре с кровью, Что мигом обегает, словно ртуть, Все внутренние переходы тела, Створаживая кровь, как молоко, С которым, каплю уксуса смешали. Так было и с моей. Сплошной лишай Покрыл мгновенно пакостной и гнойной Коростой, как у Лазаря, кругом ( «Лазарями» - именем, заимствованным из евангельской легенды, - в эпоху Шекспира назывались больные проказой.) Всю кожу мне. Так был рукою брата я во сне Лишен короны, жизни, королевы… |
Урок по биологии в 8 классе по теме: "Витамины" ... |
Урок на тему: «Наша Земля- магнит» Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный... |
||
Урок по теме «Белки» Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты... |
Урок по социально-бытовой ориентировке в 7 классе на тему: «Состав домашней аптечки» Цель: познакомить обучающихся с домашней аптечкой, ее назначением, составом, правилами пользования |
||
Урок немецкого языка на тему: «Что мы называем своей Родиной» в 7... На таком уроке дети могут выполнять как групповые задания, так и индивидуальные |
Программа основного общего образования по биологии 6 класс «Живой организм» Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов |
||
Урок в 6 классе на тему: «Накладные карманы» Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, таблицы «Машинные швы», «Обработка карманов», образцы пооперационной... |
Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения» Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования... |
||
Биология как наука. Методы изучения биологии Задания из открытого банка заданий для подготовки к огэ по биологии на тему Биология как наука. Методы изучения биологии |
Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Урок планируется провести в 9-х классах в 2015-2016 учебном году, а именно в 9 «А» классе. В классе обучается 19 мальчиков и 7 девочек.... |
||
Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Урок планируется провести в 9-х классах в 2015-2016 учебном году, а именно в 9 «А» классе. В классе обучается 19 мальчиков и 7 девочек.... |
Уроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра» Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания... |
||
Урок биологии (5 класс) многообразие грибов Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования |
Пояснительная записка к тестовой работе по биологии в 10 классе для... Назначение работы: определить степень сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по... |
||
Урок русского языка в 4 классе по теме Разновидности текстов- повествований: инструкция, рецепт |
Рабочая программа по биологии разработана как нормативно- управленческий... Рабочая программа по биологии разработана как нормативно- управленческий документ |
Поиск |