Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения Слизневская общеобразовательная школа-
Семеновская основная школа
-
-
-
-
-
-
-
-
-
УТВЕРЖДЕНА
|
приказом директора школы
|
от «____»__________2015 г. №_______
|
|
_____________________/ Г.М.Буланова
|
Программа курса внеурочной деятельности
«Азбука животных»
Для начального школьного возраста (1-4 классы)
Срок реализации 1 год
Разработал:
учитель физики
Сереброва Ирина Александровна
2015 г.
Пояснительная записка
Программа курса «В мире животных» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Одной из приоритетных целей воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Начальная школа ы начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Цель: способствовать формированию экологической культуры обучающихся начальной школы.
Задачи программы:
Обучающие:
расширить представления об окружающем мире;
сформировать представления о природных сообществах;
сформировать умения и навыки природоохранной деятельности.
Развивающие:
развивать мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
развивать мышление, наблюдательность, внимание, память;
развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;
формировать уважительное отношение к чужому мнению;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
воспитывать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,
сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа «В мире животных» призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Программа рассчитана на 1 год.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. ч
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, являющейся
местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные:
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей.
Содержание курса внеурочной деятельности (З4часа)
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? (1 час)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных»:
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер, из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц - беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы ц народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник - волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса - медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк - белка (1час) /
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах - «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец - лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель - крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке?. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Мышка-норушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как- то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой - рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. ''Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В.
. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой - тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны - воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)
Знакомство с соловьем, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». /
Тема 27. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 30. Любимая птица - снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице - снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице - синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички - жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час) 4
Знакомство с первой весенней птицей - скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 33. «Золотая птица» — иволга. (1час)
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».
Тема 34. «Итоговое занятие. Игра «Поле чудес».
Повторение, закрепление, обобщение материала, изученного за год
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
«В мире животных»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Школьники должны знать:
Секреты живой и неживой природы
Условия, необходимые для жизни растений и животных города
Нравственные правила обращения с объектами природы
Школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.0казывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.
Календарно-тематическое планирование,
34 часа в год
№
п/п
|
Тема занятия
|
Дата
|
Кол-во часов
|
Формируемые УУД
|
Прим.
|
План
|
Факт
|
Введение (1 час)
|
1
|
Вводное занятие: Что такое Экология?
|
|
|
1
|
|
|
Дикие животные ( 19 часов)
|
2
|
Заяц - «Длинное ухо»
|
|
|
1
|
Личностные:
-стремление к получению новых знаний;
-проявление активности к совместной учебной деятельности;
-формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой.
Регулятивные:
-исправлять ошибки в своей и чужой работе;
-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
-адекватная передача информации;
-умение слышать и слушать;
-умение выражать свои мысли;
-формирование умения анализа и синтеза;
Коммуникативные:
-строить понятные собеседнику высказывания;
-умение сотрудничать с другими людьми;
-умение выражать свои мысли.
|
|
3
|
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
|
|
|
1
|
|
4
|
Серый хищник - волк
|
|
|
1
|
|
5
|
Хозяин леса - медведь
|
|
|
1
|
|
6
|
Любознательный зверёк –белка
|
|
|
1
|
|
7
|
Куница - охотник на белок
|
|
|
1
|
|
8
|
Лесной красавец – лось
|
|
|
1
|
|
9
|
Подземный житель – крот
|
|
|
1
|
|
10
|
Всеядное животное — барсук
|
|
|
1
|
|
11
|
Бобр-строитель
|
|
|
1
|
|
12
|
Запасливый бурундук
|
|
|
1
|
|
13
|
Сердитый недотрога- ёж
|
|
|
1
|
|
14
|
Кабан - дикий родственник домашней свиньи
|
|
|
1
|
|
15
|
Мышка-норушка
|
|
|
1
|
|
16
|
Рысь - родственник кошки
|
|
|
1
|
|
17
|
Соболь - «дорогой» зверёк
|
|
|
1
|
|
18
|
Тигр - самая большая кошка на Земле
|
|
|
1
|
|
19
|
Косуля - самый маленький европейский олень
|
|
|
1
|
|
20
|
Обобщающие занятие о диких животных
|
|
|
1
|
|
Пернатые жители (14 часов)
|
21
|
Воробей - самая распространённая птица на Земле
|
|
|
1
|
Личностные:
- принимать позицию учащегося,
- стремиться к получению новых знаний,
-проявлять активность во внеурочной деятельности;
-адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Коммуникативные:
- слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию;
-строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию;
-сотрудничать под руководством учителя
Регулятивные:
-исправлять ошибки в своей и чужой работе;
-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
-осознано строить речевое высказывание в устной форме;
-анализ объектов с целью выделения признаков;
- установление причинно-следственных связей.
|
|
22
|
Ворона - «интеллектуальная», красивая, умная птица.
|
|
|
1
|
|
23
|
Ворон – красивая, умная птица
|
|
|
1
|
|
24
|
Сорока-белобока - «лесная сплетница»
|
|
|
1
|
|
25
|
«Лесной доктор» - дятел
|
|
|
1
|
|
26
|
Соловей - «великий маэстро»
|
|
|
1
|
|
27
|
Галка – городская птица
|
|
|
1
|
|
28
|
Загадочная птица - кукушка
|
|
|
1
|
|
29
|
«Пернатая кошка» - сова
|
|
|
1
|
|
30
|
Любимая птица – снегирь
|
|
|
1
|
|
31
|
«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России
|
|
|
1
|
|
32
|
Наш добрый сосед – скворец
|
|
|
1
|
|
33
|
«Золотая птица» — иволга
|
|
|
1
|
|
34
|
Итоговое занятие. Игра «Поле-чудес»
|
|
|
1
|
|
|